Тип урока: повторительно-обобщающий урок (может быть использован в 9, 11 классах).
Цели урока:
• систематизировать материал по теме;
• овладение учащимися основами знаний о трагическом этапе Отечественной истории;
• в результате исследования источников выяснить причины победы большевиков в гражданской войне;
• развивать умение работать с фактическим материалом, документами;
• развивать навык подготовки сообщения, работы с различными источниками информации.
Оборудование: учебник Левандовский, Щетинов, Мироненко “История России”; компьютер; медиапроектор; интерактивная доска (можно использовать просто экран для воспроизведения презентации, но в этом случае ученики будут выполнять задания на обычной меловой доске или доске с использованием маркеров).
Россия в 1917–1920 годах.doc
Россия в 1917–1920 годах
Тип урока: повторительнообобщающий урок (может быть использован в 9, 11 классах).
Цели урока:
систематизировать материал по теме;
овладение учащимися основами знаний о трагическом этапе Отечественной истории;
в результате исследования источников выяснить причины победы большевиков в гражданской войне;
развивать умение работать с фактическим материалом, документами;
развивать навык подготовки сообщения, работы с различными источниками информации.
Оборудование: учебник Левандовский, Щетинов, Мироненко “История России”; компьютер; медиапроектор; интерактивная
доска (можно использовать просто экран для воспроизведения презентации, но в этом случае ученики будут выполнять
задания на обычной меловой доске или доске с использованием маркеров).
Ход урока
Учитель объявляет тему урока и вопросы, которые предстоит повторить в ходе урока (страницаслайд 2).
Вопрос 1. Утверждение советской власти в центре и на местах.
Назовите дату взятия большевиками власти в стране? (Учитель записывает названную дату на страницеслайде 3)
Ученик выполняет задание у доски (страницаслайд 4) – проверка выполнения задания.
Вопрос 2. Формирование советской государственнополитической системы.
Учитель: Новая власть нуждалась в новых органах управления. Какие органы государственной власти были сформированы
большевиками?
Ученик выполняет задание у доски (страницаслайд 5)
Пока ученик готовит ответ у доски, на местах учащиеся выполняют первые 6 заданий теста (Приложение 2). После проверки
задания выполненного у доски, рассматриваем следующий вопрос темы урока.
Вопрос 3. Социальноэкономическая политика большевиков (страницаслайд 6)
Работа идет по страницеслайду 7:
1) Устно учащиеся объясняют понятия и термины, приведенные на странице.
2) Прочтите приведенные выдержки из газеты “Наш век”, о каких мероприятиях советской власти идет речь в документе?
Каковы последствия проведения социальноэкономической политики большевиков в 19171918 гг.?
Вопрос 4. Внешняя политика Советской России. Брестский мир. (Страницаслайд 8)
Учитель: Какими причинами было вызвано подписание Брестского мира? Когда и на каких условиях он был подписан?
Назовите точки зрения, существовавшие в ЦК РСДРП(б) по поводу подписания мира с Германией. Ученик выполняет задание
на доске (страницаслайд 9)
Пока ученик готовит ответ у доски, на местах учащиеся выполняют 6 заданий теста с 7 по12 (Приложение 2). После проверки
задания выполненного у доски, рассматриваем следующий вопрос темы урока. Тестовые работы сдаются на проверку.
Вопрос 5. Гражданская война и интервенция. (Страницаслайд 10)
Учитель: Что такое гражданская война? Назовите точки зрения, существующие в истории по поводу периодизации
гражданской войны. Какие вопросы при рассмотрении событий гражданской войны в России являются проблемными?
(Датировка начала войны, проблема “своичужие”). Что такое интервенция, какова ее роль в гражданской войне в России?
Какие основные политические силы были включены в войну? Покажите на карте районы, в которых веснойосенью 1918 года
сохранялась советская власть (страницаслайд 11) Учитель: Какие политические силы одержали победу в гражданской войне? Далее учащиеся представляют подготовленные дома презентации “Гражданская война: белые”
Работа с историческими документами по вариантам.
Назовите причины поражения белого движения:
вариант 1й рассматривает выдержки из письма генерала Краснова;
вариант 2й – из мемуаров Врангеля;
вариант 3й – из записок Шульгина;
вариант 4й – из статьи Милюкова.
Учащиеся называют причины, изложенные в документах.. (Документы выводятся на доску – страницыслайды 12, 13)
Учащиеся представляют подготовленные дома презентации “Гражданская война: красные”.
Учитель: Почему победили красные? (Страницаслайд 14)
Давайте подведем итоги гражданской войны? (Страницаслайд 15)
Учитель зачитывает отрывок из стихотворения М. Цветаевой:
“Как правая и левая рука,
Твоя душа моей душе близка,
Мы смежены блаженно и тепло,
Как правое и левое крыло.
Но вихрь прошел, и пропасть пролегла
От правого до левого крыла”. (Страницаслайд 16)
Если бы сейчас вы участвовали в разработке проекта памятника участникам гражданской войны 1918–1920 гг., каким бы вы
хотели его видеть? Учащиеся представляют рисунки “Памятник участникам гражданской войны”, выполненные дома.
Итог урока: Мы рассмотрели сложный период в истории России – с 1917 по 1920 гг. Кратко назовите изменения,
произошедшие в России в данный период.
Россия в 1917–1920 годах
Россия в 1917–1920 годах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.