ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 2075»
Тема конспекта интегрированного урока
«Рождество и его символ»
(2 класс)
Миронова Татьяна Викторовна-учитель начальных классов
Место работы ГБОУ Школа № 2075
Москва 2017
Цель: познакомить детей с историей празднования Рождества и с техникой изготовления Рождественского ангелочка.
Образовательная задача: изучение нового и углубление знаний по теме Рождество.
Развивающая задача: развитие творческих способностей при изготовлении символа Рождества.
Воспитательная задача: воспитывать любовь к истории православных праздников, любовь к труду, взаимопомощь, уважение друг к другу.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, кукла Ангел, ширма, волшебная книга, ёлочка, Рождественские сапожки, подушка, ткань, тесьма, белая бумага, шаблоны, карандаши простые, ластики, ножницы, клей, синтепон, образцы Ангелочков, снежинки.
Ход урока
I.Актуализация
Учитель:
-Здравствуйте, дети!
- Сегодня необычное занятие и очень познавательное. Мы будем говорить о православном празднике и делать подарок для своих близких. Но какой, и к какому празднику это вы будете узнавать по ходу нашего урока.
- Цель нашего урока: я хочу поделиться с вами знаниями о замечательном празднике и научить изготовлению изделия к этому празднику.
Звучит музыка (Э.Григ «Утро»).
- Мне так хотелось, чтобы звучала именно эта музыка.
- А что вы можете сказать о ней? Какая она?
- Да, вы правы она загадочная, умиротворённая, лиричная.
- И, кажется, что вот-вот что-то произойдёт.
-Эту произведение «Утро» написал замечательный композитор Э.Григ .
III.Изучение нового материала
Учитель:
-Это было давным - давно в Вифлиеме…
-Что было дальше, мы узнаем из сообщения учеников нашего класса.
I ученик:
Иудеи были тогда под властью римлян. Император Рима приказал переписать всех людей Палестины. Для этого каждый житель должен был явиться в город, откуда начался его род. Иосиф и Мария отправились в Вифлеем. Но в городе все дома были уже заняты, и они остановились в пещере, где зимой пастухи прятали от ветра скот. Там Мария родила своего Младенца. Она спеленала Его и уложила в ясли — кормушку для овец. Сияющий Младенец тихо лежал на соломе в тёмной пещере, а Иосиф, вол и ослица согревали его своим дыханием. Так совершилось великое событие — рождение Спасителя. Это было более двух тысяч лет назад.
Слайд 1, 2
II ученик:
В то время царём иудейским был Ирод. Ему было предсказано, что конец его царствования придёт, когда родится миру Спаситель. Из какой-то восточной страны в Иерусалим прибыли волхвы (мудрецы) и сообщили, что на востоке на небе появилась новая звезда. Это говорило о рождении нового царя Иудейского. Ирод испугался, что у него отнимут власть, и решил убить Младенца. Он послал волхвов в Вифлеем разузнать о Нём. Звезда привела волхвов к дому Марии и Иосифа. Волхвы, увидев Мать и Младенца, поклонились Иисусу до земли и преподнесли подарки: золото, как царю; ладан, как Богу; и смирну, как человеку, который должен умереть.
Слайд 3,4
Ангелы протрубили, чтобы волхвы не возвращались к Ироду, потому что царь издал указ об избиении младенцев. Иосиф велел Марии взять Младенца и отправиться в Египет.
Учитель:
- Да, этому рождению был рад весь свет.
-И я хочу у вас спросить.
-Кто знает праздник, связанный с рождением Иисуса Христа.
- Молодцы! Правильно – это Рождество.
- Урок наш посвящён именно этому празднику, но до конца я вам всё раскрывать не буду.
Учитель:
Рождество — великий день для всего христианского мира. Во многих странах, как и в России, его считают одним из главных семейных праздников.
В Рождественскую ночь во всех православных храмах проходят торжественные богослужения, горят свечи, поют церковные хоры. Считается, что в Рождественскую ночь небо открывается земле и небесные силы исполняют все добрые пожелания, которые задумывают христиане.
Рождество издавна сопровождалось красочными народными обычаями.
Слайд 5,6
Колядки, хождение со звездой, ряженые — здесь мирно уживаются язычество и христианство. Колядки — от латинского слова «календы» — название первого дня месяца у древних римлян. Сейчас мало кто знает эти песни, но почему бы в весёлой, шутливой форме не поздравить хотя бы соседей или близко живущих друзей. А они за поздравление угостят тебя и твоих приятелей конфетами, пряниками, пирожками. В старину колядовщики пели: «Ты нас будешь дарить — мы тебя будем хвалить, а не будешь дарить — мы тебя будем корить. Коляда, коляда! Подавай пирога!» Колядовщики рядились медведями, стариками, чертями, петрушками.
Рождество Христово слилось с древним славянским обрядом — Святками. Святки продолжаются от Рождества (7 января) до Крещения (19 января). Святочные обряды со временем превратились в рождественские.
Рождество...Самый таинственный, самый красивый, самый любимый праздник. Сколько желаний исполняется в эту прекрасную зимнюю ночь!
Слайд 7
Всё так таинственно, красиво:
Сиянье звёзд и свет луны,
Пророчеств колдовская сила,
И сны виденьями полны…
Слайд 8
Рождественский волшебный вечер.
Снежок кружится за окном,
Мерцают восковые свечи…
Сочельник входит в каждый дом.
Слайд 9
Ах, Рождество, любви творенье
Ты даришь нам из века в век.
Христа Спасителя рожденье
Сегодня славит человек!
Учитель:
-Праздник Рождества – один из самых красивых зимних христианских праздников с двухтысячелетней историей. Он вернулся в наши дома во всем своем торжественном великолепии.
- Кто скажет, когда отмечают в России Рождество?
-Давняя традиция праздника Рождества – украшать свой дом и рождественскую ёлку фигурками Ангелов, как символами Носителя Благой Вести. Ангелы обладают сверхъестественными возможностями и могут принести счастье в дом. Во всяком случае, многие в это твёрдо верят!
IV. Физ. минутка
V.Продолжение изучения нового материала
Появление из – за ширмы гостя (Кукла –Ангел)
Ангел:
- Ах, Рождество – это всегда был и есть семейный праздник.
Я услышал Ваш рассказ
И явился в тот же час.
Я подарю вам ребятишки свою волшебную тетрадь.
Кто до неё дотронется, желание сразу исполнится.
А я хочу, чтоб Ангелов вы смастерили
И своим близким на праздник подарили.
Вы работу выполняйте.
Да про меня не забывайте.
В конце занятия приду и все работы оценю.
Слайд 10
Учитель:
- Ангел это символом Рождества. Это и защита, и ощущение сказки, радости, праздника…
Сегодня мы с вами изготовим чудесного Ангелочка. Только надо быть внимательными.
Он будет хранить Вас, Ваших близких. Станет помощью в сложных ситуациях. Будет оберегать и защищать дом.
Безмолвный свидетель, придирчивый зритель,
Присутствием чуждое, злое гоня,
Мой добрый помощник, мой ангел-хранитель
И ночью, и днём охраняет меня.
На крае земли, собираясь в дорогу –
Какие тревоги, судьба, ни готовь,
Я знаю, со мной он – посланником Бога,
Что дарит мне веру, надежду, любовь.
- Куколок - Ангелов делали и дарили на Рождество и на Пасху. На Рождество делали Ангелов из белой и голубой ткани и украшали золотыми и серебряными нитями, тесьмой.
На Пасху делали красных, зеленых, белых Ангелочков.
Слайды 11, 12, 13
- Смастерить их можно из различных материалов, и каждый Ангелок будет хорош по-своему. При изготовлении Ангела мы используем старинную технологию изготовления кукол.
Слайд 14, 15
VI. Формирование умений и навыков в изготовлении изделия (ангела)
1. Все перед собой положили кусочек белой ткани или тюля.
2. Взяли вату или синтепон и сильно скатали его в ладошках.
3.Положили скатанный клубочек в центр ткани.
4. Один угол ткани соединили с другим по диагонали.
5. Один конец тесьмы придерживаем пальцем, и начинаем обматывать по ткани вплотную вокруг комочка, и завязываем двойным узелком. (Её не отрезаем. Это будет петелька, чтобы игрушкой можно было украсить ёлку.)
6.Обведите трафарет на белой бумаге и вырежьте – это крылья Ангелочка.
7.Приклеем сзади крылышки к Ангелочку.
8.Из синтепона сделаем причёску. Каждую завитушку намазываем клеем ПВА и приклеиваем к голове.
9.Можно приклеить вырезанное из бумаги лицо и ладошки.
10.Можно украсить блестящими бусинками.
Во время работы звучит тихо музыка.
-Обязательно помогайте друг другу.
-У вас получились замечательные ангелочки.
VII.Домашнее задание
Подарить ангелочка своим родным и близким. Рассказать о праздновании Рождества в вашей семье.
VIII.Подведение итога урока
- Какой праздник мы скоро будем праздновать?
- Назовите символ это праздника.
- Вам понравилось делать подарки своим близким?
IX.Рефлексия
Учитель:
-Нежные ангелочки украсят лесную гостью в новогоднюю ночь, подарят нам ощущение радости, тепла и света.
-У всех получились замечательные Ангелочки.
- А сейчас нам нужно подумать, как преподнести подарок своим близким.
(Учитель вывешивает на доску ёлочку и Рождественские башмачки, кладёт подушку.)
- Вам предлагается несколько вариантов - повесить на ёлку, положить под подушку, вложить в Рождественский башмачок.
- Сейчас каждый подойдёт и положит своего Ангелочка там, где бы вы хотели, чтобы ваши близкие его нашли в праздничный день.
-Счастливого вам Рождества!!!
Появление гостя
Ангел:
-Ну-ка, ну-ка посмотрю.
Посмотрю и оценю.
Ангелочки загляденье.
Поднимают настроение.
Все детишки молодцы.
Получайте леденцы!(дети получают конфеты с пожеланиями)
Мне уже в дорогу пора.
Всем счастливого Рождества!
До свидания, детвора!
Слайд 16
-Пусть Ангел – хранитель всегда
будет рядом с вами.
- Оцените свою работу светофорами (дети поднимают светофоры).
Звучит музыка (Э.Григ «Утро»).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.