РП
Оценка 4.8

РП

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
чтение
1 кл—4 кл
03.04.2018
РП
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 1-4 классов составлена на основе: 1. Основной образовательной программы начального общего образования МОУ Раменской СОШ № 9. 2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. N373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 26.11.2010г. № 1241, приказом Минобрнауки РФ от 22.09.2011г. приказом Минобрнауки РФ № 2357, приказом Минобрнауки РФ от 18.12.2012 г. № 1060, приказом Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1643, приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015 № 1576; 3. Примерной основной образовательной программы начального общего образования. Программа рассчитана на 506 часов, из них в 1-м классе - 132 часа (4 ч. в неделю, 33 учебные недели); по 136 часов во 2-х, 3-х классах (4 ч. в неделю, 34 учебные недели 4 классе – 102 часа( 3 часа в неделю, 34 уч. недели). Тип программы: базовая программа по литературному чтению. В авторскую программу не внесены изменения. Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом: Учебники:
аннотация.docx
АННОТАЦИЯ Рабочая   программа   учебного   предмета   «Литературное   чтение»   для   1­4   классов составлена на основе: 1. Основной   образовательной   программы   начального  общего   образования   МОУ Раменской СОШ № 9. 2. Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального  общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от   06.10.2009   г.  N373   «Об   утверждении   и   введении   в   действие Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего образования» с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 26.11.2010г. № 1241, приказом  Минобрнауки РФ от 22.09.2011г. приказом Минобрнауки  РФ № 2357, приказом Минобрнауки РФ от 18.12.2012 г. № 1060, приказом Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1643, приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015 № 1576;  3. Примерной основной образовательной программы начального общего образования. Программа рассчитана на 506  часов,  из них в 1­м классе ­ 132 часа  (4 ч. в неделю, 33 учебные недели); по 136  часов  во 2­х, 3­х классах  (4 ч. в неделю,  34 учебные недели 4 классе – 102 часа( 3 часа в неделю, 34 уч. недели).  Тип программы: базовая программа по литературному чтению.  В авторскую программу не внесены изменения. Рабочая программа обеспечена учебно­методическим комплексом: Учебники: 1. Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л. А. и др. Азбука.1 класс: учебник в 2 частях/ Горецкий В.Г.­ М.: «Просвещение», 2016 г. 2. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 частях/Климанова Л.Ф.­М.: «Просвещение», 2016 г. 3. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 частях/Климанова Л.Ф.­М.: «Просвещение», 2016 г. 4. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 частях/Климанова Л.Ф.­М.: «Просвещение», 2016 г. 5. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 частях/Климанова Л.Ф.­М.: «Просвещение», 2016 г. Все   учебники   включены   в   Федеральный   Перечень   учебников,   рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных   учреждениях,   реализующих   образовательные   программы   общего образования   и   имеющих   государственную   аккредитацию,   реализуют   ФГОС   НОО   по учебному предмету «Литературное чтение». Программы: 1. КлимановаЛ.   Ф.   Литературное   чтение.   Рабочие   программы.   Предметная   линия учебников   системы   «Школа   России».   1—4   классы:   пособие   для   учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М.: Просвещение, 2014. Методические пособия для учителя: 2. Стефаненко Н.А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 1 класс. / Н. А.Стефаненко –24­е изд., дораб. – М.: «Просвещение», 2012 г. 3. СтефаненкоН.А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 2 класс./ Н. А.Стефаненко –24­е изд., дораб. – М.: «Просвещение», 2012 г. 2 4.  СтефаненкоН.А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс. / Н. А.Стефаненко –24­е изд., дораб. – М.: «Просвещение», 2012 г. 5. СтефаненкоН.А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 4 класс. / Н. А.Стефаненко –24­е изд., дораб. – М.: «Просвещение», 2012 г. 6. Бойкина М. В., Илюшин Л. С., Галактионова Т. Г., Роговцева Н. И. Литературное чтение.   Поурочные   разработки.   Технологические   карты   уроков.   1   класс.   –М.: «Просвещение» 7. Бойкина М. В., Илюшин Л. С., Галактионова Т. Г., Роговцева Н. И. Литературное чтение.   Поурочные   разработки.   Технологические   карты   уроков.   2   класс.   М.: «Просвещение» 8. Бойкина М. В., Илюшин Л. С., Галактионова Т. Г., Роговцева Н. И. Литературное чтение.   Поурочные   разработки.   Технологические   карты   уроков.   3   класс.   М.: «Просвещение» 9. Бойкина М. В., Илюшин Л. С., Галактионова Т. Г., Роговцева Н. И. Литературное чтение.   Поурочные   разработки.   Технологические   карты   уроков.   4   класс.   М.: «Просвещение» Информационные средства: 1. Аудиоприложение   на   электронном   носителе   к   учебнику   «Литературное   чтение» авторовЛ.Ф.Климановой идр. Составители: Н. А. Стефаненко, И. В. Рябушкина. 1, 2, 3, 4 классы. Комплекс   реализует   ФГОС   начального  общего   образования   по   учебному   предмету «Литературное чтение». 3 I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 1 класс Виды речевой и читательской деятельности  Учащиеся научатся:  ­ воспринимать на слух различные виды текстов (художественные, научно­познавательные, учебные, справочные); ­   осознавать   цели   изучения   темы,   представленной   на   шмуцтитулах,   толковать   их   в соответствии с изучаемым материалом под руководством учителя;  ­   читать   по   слогам   и   целыми   словами   с   постепенным   увеличением   скорости   чтения, понимать смысл прочитанного;  ­  читать   различные   книги,   осуществлять   выбор   книги   для   самостоятельного   чтения   по названию, оглавлению, обложке;  ­ различать понятия добро и зло на основе прочитанных рассказов и сказок;  ­   принимать   участие   в   коллективных   беседах   по   прочитанным,   прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по их содержанию;  ­ отвечать на вопрос: «Почему автор дал своему произведению такое название?»; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»; ­ называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев; ­ различать научно­познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;  ­ анализировать с помощью учителя (о каком предмете идёт речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;  ­   читать   и   понимать   смысл   пословиц   и   поговорок,   воспринимать   их   как   народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой.  Учащиеся получат возможность научиться:  ­ читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;  ­ читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать настроение автора;  ­ ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;  ­ просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации   (справочная   литература)   по   совету   взрослых;   фиксировать   свои читательские успехи в тетради.  ­ осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;  ­ распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;  ­ пересказывать текст подробно на основе коллективно  составленного плана и под руководством учителя.  Творческая деятельность  Учащиеся научатся:  ­ пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;  ­ восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;  ­ составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения.  Учащиеся получат возможность научиться:  4 ­ составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок   о   дружбе   и   семейных   ценностях;   употреблять   пословицы   и   поговорки   в соответствии с задачами, поставленными учителем;  ­ сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими группами, используя средства художественной выразительности.  Литературоведческая пропедевтика  Учащиеся научатся:  ­ различать малые фольклорные жанры (загадка, песенка, потешка) и большие фольклорные жанры (сказка);  ­ отличать прозаический текст от поэтического;  ­ находить различия между научно­познавательным и художественным текстом;  ­ называть героев произведения, давать характеристику.  Учащиеся получат возможность научиться: ­  отгадывать   загадки   на   основе   выявления   существенных   признаков   предметов, осознавать   особенности   русских   загадок,   соотносить   их   с   народными   ремёслами, распределять   загадки   по   тематическим   группам,   составлять   свои   загадки   в соответствии с тематическими группами;  ­ находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);  ­  использовать   знания   о   рифме,   особенностях   стихотворения,   сказки,   загадки, небылицы,   песенки,   потешки,   юмористического   произведения   в   своей   творческой деятельности. 2 класс Виды речевой и читательской деятельности  Учащиеся научатся:  ­   понимать   цели   изучения   темы,   представленной   на   шмуцтитулах,   пользоваться   (под руководством   учителя)   в   читательской   практике   приёмами   чтения   (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);  ­ читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора;  ­ ориентироваться  в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;  ­   просматривать   и   выбирать   книги   для   самостоятельного   чтения   и   поиска   нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в тетради; ­ осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;  ­   распределять   загадки   по   тематическим   группам,   составлять   собственные   загадки   на основе предложенного в учебнике алгоритма; ­ соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его   заголовком   (почему   так   называется);   определять   характер   литературных   героев, приводить примеры их поступков.  Учащиеся получат возможность научиться:  ­  читать   вслух   бегло,   осознанно,   без   искажений,   выразительно,   передавая   своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;  5 ­ понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;  ­ употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;  ­   наблюдать,   как   поэт   воспевает   родную   природу,   какие   чувства   при   этом испытывает;  ­ рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные   понятия   и   их   смысловые   оттенки   в   своих   оценочных   высказываниях; предлагать   свои   варианты   разрешения   конфликтных   ситуаций   и   нравственных дилемм;  ­ пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя; ­   осуществлять   переход   от   событийного   восприятия   произведения   к   пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;  ­ задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить   эпизод   из   прочитанного   произведения   для   ответа   на   вопрос   или подтверждения собственного мнения;  ­ делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план; ­   осознанно   выбирать   виды   чтения   (ознакомительное,   изучающее,   выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;  ­ находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской,  виртуальной и др.); при выборе книг  и поиске информации опираться  на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;  ­ пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;  ­   составлять   краткую   аннотацию   (автор,   название,   тема   книги,   рекомендации   к чтению) на художественное произведение по образцу.  Творческая деятельность  Учащиеся научатся;  ­ пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;  ­ составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.  Учащиеся получат возможность научиться:  ­  сочинять   свои   произведения   малых   жанров   устного   народного   творчества   в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;  ­ творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.  Литературоведческая пропедевтика  Учащиеся научатся:  ­   различать   потешки,   небылицы,   песенки,   считалки,   народные   сказки,   осознавать   их культурную   ценность   для   русского   народа;   l   находить   различия   между   научно­ познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно­познавательному или художественному; составлять таблицу различий;  6 ­   использовать   знания   о   рифме,   особенностях   жанров   (стихотворения,   сказки,   загадки, небылицы,   песенки,   потешки),   особенностях   юмористического   произведения   в   своей литературно­творческой деятельности.  Учащиеся получат возможность научиться: ­ понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;  ­   определять   героев   басни,   характеризовать   их,   понимать   мораль   и   разъяснять   её своими словами;  ­ находить в произведении средства художественной выразительности;  ­   понимать,   позицию   какого   героя   произведения   поддерживает   автор,   находить доказательство этому в тексте. 3 класс Виды речевой и читательской деятельности  Учащиеся научатся: ­ читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному,   выделяя   при   чтении   важные   по   смыслу   слова,   соблюдая   паузы   между предложениями и частями текста; ­ осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;  ­ понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых   ярких   и   впечатляющих   событиях,   происходящих   в   дни   семейных   праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;  ­ употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;  ­ наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;  ­ рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и  их  смысловые  оттенки  в своих  оценочных высказываниях;  предлагать свои  варианты разрешения конфликтных ситуаций;  ­ пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;  ­   самостоятельно   читать   произведение,   понимать   главную   мысль;   соотносить   главную мысль   произведения   с   пословицей   или   поговоркой;   понимать,   позицию   какого   героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте; ­   задавать   вопросы   по   прочитанному   произведению,   находить   на   них   ответы   в   тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; ­   делить   текст   на   части;   озаглавливать   части,   подробно   пере­   сказывать,   опираясь   на составленный под руководством учителя план; ­   находить   книги   для   самостоятельного   чтения   в   библиотеках   (школьной,   домашней, городской,   виртуальной   и   др.);   при   выборе   книг   и   поиске   информации   опираться   на аппарат   книги,   её   элементы;   делиться   своими   впечатлениями   о   прочитанных   книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них; ­ пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.  Учащиеся получат возможность научиться: ­  понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;  ­ выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);  7 ­  читать   вслух  бегло,  осознанно,  без  искажений,  интонационно  объединять   слова  в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;  ­   пользоваться   элементарными   приёмами   анализа   текста   с   целью   его   изучения   и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические   ценности   (добра,   мира,   терпения,   справедливости,   трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в  поэтическом   тексте, понимать,  что  точно подобранное  автором   слово  способно создавать яркий образ;  ­   участвовать   в   дискуссиях   на   нравственные   темы;   подбирать   примеры   из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;  ­ формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды   из   разных   частей   прочитанного   произведения,   доказывающие   собственное мнение о проблеме;  ­ делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;  ­ находить в произведениях средства художественной выразительности; ­ готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке; ­ пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно   составленный   план;   соблюдать   при   пересказе   логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст;   пересказывать   текст,   включающий   элементы   описания   (природы,   внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.  Творческая деятельность  Учащиеся научатся:  ­ сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой; ­   писать   небольшие   по   объёму   сочинения   и   изложения   о   значимости   чтения   в   жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом — повествованием; ­ пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;  ­   сказывать   русские   народные   сказки,   находить   в   них   не­   преходящие   нравственные ценности,   осознавать   русские   национальные   традиции   и   праздники,   описываемые   в народных сказках.  Учащиеся получат возможность научиться:   ­  составлять   рассказы   об   особенностях   национальных   праздников   и   традиций   на основе   прочитанных   произведений   (фольклора,   летописей,   былин,   житийных рассказов); ­ подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных   писателей,   учёных   по   данной   теме,   делать   подборку   наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему  праздника  («Русские  национальные  праздники»,  «Русские  традиции  и  обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.  ­ писать отзыв на прочитанную книгу.  Литературоведческая пропедевтика  Учащиеся научатся:  ­ понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм; 8 ­ определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками; ­   понимать,   позицию   какого   героя   произведения   поддерживает   автор,   находить доказательства этому в тексте; ­ осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения;   различать   народную   и   литературную   сказки,   находить   в   тексте доказательства сходства и различия; ­ находить в произведении средства художественной выразительности.  Учащиеся получат возможность научиться:  ­   сравнивать,   сопоставлять,   делать   элементарный   анализ   различных   текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура   текста,   герой,   автор)   и   средств   художественной   выразительности (сравнение, олицетворение, метафора); ­ определять позиции героев и позицию автора художественного текста; ­ создавать прозаический или поэтический текст  по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности. 4 класс Виды речевой и читательской деятельности  Учащиеся научатся:  ­   понимать   значимость   произведений   великих   русских   писателей   и   поэтов   (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;  ­   читать   вслух   бегло,   осознанно,   без   искажений,   интонационно   объединять   слова   в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;  ­   выбирать   при   выразительном   чтении   интонацию,   темп,   логическое   ударение,   паузы, особенности   жанра   (сказка   сказывается,   стихотворение   читается   с   чувством,   басня читается с сатирическими нотками и пр.);  ­   пользоваться   элементарными   приёмами   анализа   текста   с   целью   его   изучения   и осмысливания;   осознавать   через   произведения   великих   мастеров   слова   нравственные   и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать   произведения   литературы,   замечать   образные   выражения   в   поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ; ­ участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений; ­   формулировать   вопросы   (один­два)   проблемного   характера   к   изучаемому   тексту; находить   эпизоды   из   разных   частей   прочитанного   произведения,   доказывающие собственный взгляд на проблему; ­   делить   текст   на   части,   подбирать   заглавия   к   ним,   составлять   самостоятельно   план пересказа, продумывать связки для соединения частей; ­ находить в произведениях средства художественной выразительности; ­   готовить   проекты   о   книгах   и   библиотеке;   участвовать   в   книжных   конференциях   и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.  Учащиеся получат возможность научиться: ­  осознавать   значимость   чтения   для   дальнейшего   успешного   обучения   по   другим предметам; ­   приобрести   потребность   в   систематическом   просматривании,   чтении   и   изучении справочной, научно­познавательной, учебной и художественной литературы;  ­ воспринимать художественную литературу как вид искусства;  9 ­   осмысливать   нравственное   преображение   героя,   раскрываемое   автором   в произведении, давать ему нравственно­ эстетическую оценку. ­ соотносить нравственно­эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле; ­   на   практическом   уровне   овладеть   некоторыми   видами   письменной   речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя); ­ работать с детской периодикой.   Творческая деятельность  Учащиеся научатся:  ­   пересказывать   содержание   произведения   подробно,   выборочно   и   кратко,   опираясь   на самостоятельно   составленный   план;   соблюдать   при   пересказе   логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать   текст,   включающий   элементы   описания   (природы,   внешнего   вида   героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3­го лица;  ­ составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов); ­   подбирать   материалы   для   проекта,   записывать   пословицы,   поговорки,   мудрые   мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять   их,   переводить   в   принципы   жизни;   готовить   проекты   на   тему   праздника («Русские   национальные   праздники»,   «Русские   традиции   и   обряды»,   «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных   праздниках,   посвящённых   великим   русским   поэтам;   участвовать   в читательских конференциях; ­ писать отзыв на прочитанную книгу.  Учащиеся получат возможность научиться:  ­   создавать   собственные   произведения,   интерпретируя   возможными   способами произведения   авторские   (создание   кинофильма,   диафильма,   драматизация,   постановка живых картин и т. д.).  Литературоведческая пропедевтика  Учащиеся научатся:  ­ сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих  понятий  (фольклорная  и авторская  литература,  структура текста, герой,   автор)   и   средств   художественной   выразительности   (сравнение,   олицетворение, метафора).  Учащиеся получат возможность научиться: ­ определять позиции героев и позицию автора художественного текста; ­ создавать прозаический или поэтический текст  по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности. 10 II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В 1­4 КЛАССАХ Виды речевой и читательской деятельности Умение слушать (аудирование) Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание   цели   речевого   высказывания,   умение   задавать   вопросы   по   прослушанному учебному, научно­познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у Чтение них коммуникативно­речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми   словами   вслух.   Темп   чтения,   позволяющий   осознать   текст.   Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение   предложений   с   интонационным   выделением   знаков   препинания.   Понимание смысловых   особенностей   разных   по   виду   и   типу   текстов,   передача   их   с   помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение.   Умение   самостоятельно   подготовиться   к   выразительному   чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по   объёму   и   жанру   произведений).   Определение   вида   чтения   (изучающее, ознакомительное,   выборочное),   умение   находить   в   тексте   необходимую   информацию, понимание её особенностей. 1 класс Постепенный переход от  слогового к плавному,  осмысленному,  правильному чтению  целыми словами вслух.  Темп чтения,  позволяющий осознать  текст. Постепенное  увеличение скорости  чтения. Осознание смысла произведения при чтении  про себя (доступных по  объёму и жанру  произведений).  Произношение  скороговорок,  чистоговорок,  стихотворных строк для  отработки отдельных  звуков.  Совершенствование  звуковой культуры речи.  Темп чтения ­ 30­40 слов в 2 класс Развитие навыка осознанного и  правильного чтения. Выработка  чтения целыми словами.  Соблюдение орфоэпических и  интонационных норм чтения.  Чтение предложений с  интонационным выделением  знаков препинания. Понимание  смысловых особенностей разных  по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.  Осознание смысла произведения  при чтении про себя (доступных  по объёму и жанру  произведений). Обучение  орфоэпически правильному  произношению слов при чтении;  развитие темпа речи и чтения,  соотнесение его с содержанием  высказывания и текста; . Темп  чтения  незнакомого текста — не меньше 50 слов в минуту. 3­4 классы Развитие навыков чтения. Развитие  навыков правильного, сознательного  чтения вслух, выработка ускоренного  темпа чтения за счет отработки приёмов  целостного и точного зрительного  восприятия слова, быстрота понимания  прочитанного. Развитие поэтического  слуха. Воспитание эстетической  отзывчивости на произведение. Умение  самостоятельно подготовиться к  выразительному чтению небольшого  текста (выбрать тон и темп чтения,  определить логические ударения и  паузы). Углубленное понимание  прочитанного. Развитие умения быстро  улавливать главную мысль произведения,  логику повествования, смысловые и  интонационные связи в тексте. Развитие  умения переходить от чтения вслух и  чтению про себя. Определение вида  чтения (изучающее, ознакомительное,  выборочное), умение находить в тексте  необходимую информацию, понимание её  11 минуту. особенностей. Темп   чтения — 70—75  слов в минуту(3 класс).  Осознанное чте­ ние про себя любого по объему и жанру  текста. Темп   чтения — не  меньше   100  слов в минуту. Самостоятельная    подготовка к выразительному чтению(4  класс). Работа с разными видами текста Общее   представление   о   разных   видах   текста:   художественном,   учебном,   научно­ популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев. Практическое   освоение   умения   отличать   текст   от   набора   предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме,   слушать   выступления   товарищей,   дополнять   ответы   по   ходу   беседы,   используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно­изобразительных материалов. Библиографическая культура Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление   о   первых   книгах   на   Руси   и   начало   книгопечатания.   Книга   учебная, художественная,   справочная.   Элементы   книги:   содержание   или   оглавление,   титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию. Виды   информации   в   книге:   научная,   художественная   (с   опорой   на   внешние показатели книги, её справочно­иллюстративный материал. Типы   книг   (изданий):   книга­произведение,   книга­сборник,   собрание   сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического   каталога.   Самостоятельное   пользование   соответствующими   возрасту словарями и другой справочной литературой.  1 класс Раскрытие со­ держания   ил­ люстраций     к  произведению,  соотнесение их с  отрывками рас­ сказа,   нахож­ дение в тексте  предложений,  соответствую­ щих им.  Воспитание вни­ мания    к    ав­ торскому слову в художественном  произведении. 2 класс Определение  особенностей  художественного текста: свое­ образие  выразительных  средств языка (с  помощью  учителя).  Понимание  заглавия  произведения,  его адекватное  соотношение с  содержанием.   Деление    текста  3 класс Понимание нравственно­ эстетического содержания  прочитанного произведения,  осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.   Самостоятельное  выявление  основного смысла  прочитанного, деление   текста  на законченные по смыслу час­ ти и выделение в них главного,  определение     с помощью  учителя ля темы произведения  и его смысла в целом.  Составление плана прочи­ танного и краткий пересказ его  4 класс Соблюдение при пересказе  логической последовательности и точности   изложения.  Воспроизведение содержания  текста с элементами описания  (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения,   с   заменой диалога  повествованием. Выявление  особенностей речи  действующих лиц рассказа,  сопоставление их поступков,  отношения к окружающим (по  одному или ряду  произведений), выявление мо­ тивов поведения героев и опре­ 12 на   части,  озаглавливание  их,  выявление  основной мысли   прочитанного (с   помощью  учителя).  Ориентировка в  учебной книге:  знакомство с  содержанием,  нахождение в нем названия нужного произведения,  умение  пользо­ ваться заданиями и вопросами,  помещенными в  учебных книгах.  Практическое  различие  художественных  и научно­  популярных  текстов.  Наблюдение над  стилистическими особенностями  текстов.  Подробный и  выборочный  пересказ про­ читанного с  использованием    приемов устного  рисования и  иллюстраций.  Установление      по­ следовательности действия  в   произведении   и   осмысление  взаимосвязи  описываемых в  нем событий,     подкрепление  правильного  ответа на    вопросы   выбо­ рочным чтением Сопоставление  слов, близких по  значению;  понимание зна­ чения слов и  выражений в  контексте: раз­ личение про­ стейших случаев  многозначности  слов,  отыскивание в  тексте (с по­ мощью учителя)  слов и вы­ ражений, ха­ рактеризующих  событие, дейст­ вующих лиц,  картины при­ роды, воссоз­ дание на этой  основе        соответ­ ствующих сло­ весных картин.  Понимание  заглавия  произведения,  его адекватное  соотношение с  содержанием.  Ответы на  вопросы по  содержанию тек­ ста, нахождение  в нем  предложений,    подтверждающих устное     высказывание.  Воспроизведение содержания  текста по  вопросам   или    картинному  плану, данному в учебнике.  Подробный       пересказ  небольших про­ изведений  с  отчетливо      выраженным  сюжетом. содержания с помощью учи­ теля. Словесное рисование кар­ тин к художественным текстам. Составление рассказов о своих  наблюдениях из жизни школы,  своего     класса.  Самостоятельное нахождение    в тексте   слов    и выражений,   которые    использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий.  Сопоставление и осмысление  поступков героев, мотивов их  поведения, чувств и мыслей  действующих лиц, оценка их  поступков (с помощью  учителя). Внимание к языку  художественных произведений,  понимание образных  выражений, используемых в  нём. Ориентировка в учебной  книге: самостоятельное  нахождение произведения по  его названию в содержании,  отыскивание в учебной книге  произведений, близких по  тематике, самостоятельное  пользование учебными  заданиями к тексту. Осознание  понятия «Родина»,  представления о проявлении  любви к Родине в литературе  разных народов (на примере  народов России). Схожесть тем  и героев в фольклоре разных  народов. Самостоятельное  воспроизведение текста с  использованием выразительных  средств языка (синонимов,  антонимов, сравнений,  эпитетов), последовательное  воспроизведение эпизодов с ис­ пользованием специфической  для данного произведения  лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям,  пересказ. Освоение разных  видов пересказа  художественного текста:  подробный, выборочный и  краткий (передача основных  мыслей). Подробный пересказ  текста (деление текста на  части, определение главной  мысли каждой части и всего  текста, озаглавливание каждой  части и всего текста):  определение главной мысли  фрагмента, выделение опорных  деление своего и авторского от­ ношения к событиям и пер­ сонажам. Различение оттенков  значения слов в тексте,  использование их в речи, на­ хождение в произведении и ос­ мысление значения слов и вы­ ражений, ярко изображающих  события, героев, окружающую  природу (сравнений, эпитетов,  метафор, фразеологических  оборотов). Составление  творческих пересказов от  имени одного из героев, с  вымышленным продолжением  рассказов о случае из жизни по  наблюдениям, с элементами  описания или рассуждения.  Обогащение и активизация  словаря учащихся, развитие  устной речи, её  содержательности,  последовательности, точности,  ясности и выразительности.   Ориентировка в учебной книге  по содержанию,  самостоятельное пользование  методическим и  ориентировочно­справочным  аппаратом учебника,   вопросами и заданиями к  тексту, сносками. Осознание  понятия «Родина»,  представления о проявлении  любви к Родине в литературе  разных народов (на примере  народов России). Схожесть тем  и героев в фольклоре разных  народов. Самостоятельное  воспроизведение текста с  использованием выразительных  средств языка (синонимов,  антонимов, сравнений,  эпитетов), последовательное  воспроизведение эпизодов с ис­ пользованием специфической  для данного произведения  лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям,  пересказ. Самостоятельный выборочный  пересказ по заданному фраг­ менту: характеристика героя  произведения (выбор слов,  выражений в тексте,  позволяющих составить рассказ о герое), описание места  действия (выбор слов,  выражений в тексте,  позволяющих составить данное  13 или ключевых слов,  озаглавливание; план (в виде  назывных предложений из  текста, в виде вопросов, в виде  самостоятельно  сформулированных высказы­ ваний) и на его основе  подробный пересказ всего  текста. описание на основе текста).  Вычленение и сопоставление  эпизодов из разных  произведений по общности  ситуаций, эмоциональной  окраске, характеру поступков  героев. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов.  Развитие умения  предвосхищать (предвидеть)  ход развития сюжета,  последовательности событий. Работа с текстом художественного произведения Определение   особенностей   художественного   текста:   своеобразие   выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание   нравственно­эстетического   содержания   прочитанного   произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе   разных   народов   (на   примере   народов   России).   Схожесть   тем   и   героев   в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных   средств   языка   (синонимов,   эпитетов), последовательное   воспроизведение   эпизодов   с   использованием   специфической   для данного   произведения   лексики   (по   вопросам   учителя),   рассказ   по   иллюстрациям, пересказ.   антонимов,   сравнений, Характеристика   героя   произведения   с   использованием   художественно­ выразительных   средств   данного   текста.   Нахождение   в   тексте   слов   и   выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его   мотивов.   Сопоставление   поступков   героев   по   аналогии   или   по   контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь.   Выявление   авторского   отношения   к   герою   на   основе   анализа   текста,   авторских помет, имён героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в   виде   назывных   предложений   из   текста,   в   виде   вопросов,   в   виде   самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое),   описание   места   действия   (выбор   слов,   выражений   в   тексте,   позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных   произведений   по   общности   ситуаций,   эмоциональной   окраске,   характеру поступков героев. Развитие   наблюдательности   при   чтении   поэтических   текстов.   Развитие   умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий. Работа с научно­популярным, учебным и другими текстами Понимание   заглавия   произведения,   адекватное   соотношение   с   его   содержанием. Определение   особенностей   учебного   и   научно­популярного   текстов   (передача 14 информации).   Знакомство   с   простейшими   приёмами   анализа   различных   видов   текста: установление причинно­следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста   на   части.   Определение   микротем.   Ключевые   или   опорные   слова.   Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение   главного   в   содержании   текста).   Умение   работать   с   учебными   заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Умение говорить (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать   вопросы,   отвечать   на   них   и   самостоятельно   задавать   вопросы   по   тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно­ познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной   точки   зрения   с   опорой   на   текст   или   личный   опыт.   Использование   норм речевого   этикета   в   процессе   общения.   Знакомство   с   особенностями   национального этикета на основе литературных произведений. Работа   со   словом   (распознавать   прямое   и   переносное   значение   слов,   их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение   построить   монологическое   речевое   высказывание   небольшого   объёма   с опорой   на   авторский   текст,   по   предложенной   теме   или   в   форме   ответа   на   вопрос. Формирование   грамматически   правильной   речи,   эмоциональной   выразительности   и содержательности.   Отражение   основной   мысли   текста   в   высказывании.   Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно­популярного, учебного   и   художественного   текстов.   Передача   впечатлений   (из   повседневной   жизни, художественного   произведения,   изобразительного   искусства)   в   рассказе   (описание, рассуждение,   повествование).   Самостоятельное   построение   плана   собственного высказывания.   Отбор   и   использование   выразительных   средств   (синонимы,   антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания. Устное   сочинение   как   продолжение   прочитанного   произведения,   отдельных   его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. 1 класс 4 класс 2 класс 3 класс Осознание  диалога как вида  речи. Особенности  диалогического  общения: умение  понимать вопросы,  отвечать на них и  самостоятельно  задавать вопросы по  тексту. Умение  проявлять  доброжелательность  к собеседнику.  Внимательно вы­ слушивать, не  перебивая,  собеседника и в  вежливой форме вы­ сказывать свою точку  зрения по  обсуждаемому  произведению  (художественному,  учебному, научно­ познавательному).  Умение проявлять  доброжелательность к  собеседнику. Работа со словом (распознавать  прямое и переносное  значение слов, их  многозначность).  Устное сочинение как  продолжение  Доказательство  собственной точки зрения  с опорой на текст или  личный опыт.  Использование норм  речевого этикета в  процессе общения.  Знакомство с  особенностями  национального этикета на  основе литературных  произведений. Работа со словом  (распознавать прямое и  переносное значение слов,  их многозначность),  целенаправленное  пополнение активного  словарного запаса. Работа  со словарями.  Формирование грам­ Умение построить  монологическое речевое  высказывание небольшого  объёма с опорой на  авторский текст, по  предложенной теме или в  форме ответа на вопрос.  Формирование грам­ матически правильной  речи, эмоциональной  выразительности и  содержательности.  Отражение основной  мысли текста в вы­ сказывании. Передача  содержания прочитанного  или прослушанного с  учётом специфики научно­ популярного, учебного и  художественного текстов.  Передача впечатлений (из  15 прочитанного произ­ ведения, отдельных его сюжетных линий,  короткий рассказ по  рисункам, либо на  заданную тему. матически правильной  речи, эмоциональной  выразительности и  содержательности.  Отражение основной  мысли текста в вы­ сказывании. Передача  содержания прочитанного  или прослушанного с  учётом специфики научно­ популярного, учебного и  художественного текстов.  Устное сочинение как  продолжение  прочитанного произ­ ведения, отдельных его  сюжетных линий,  короткий рассказ по  рисункам, либо на  заданную тему. повседневной жизни,  художественного  произведения,  изобразительного  искусства) в рассказе  (описание, рассуждение,  повествование).  Самостоятельное  построение плана  собственного высказыва­ ния. Отбор и  использование  выразительных средств  (синонимы, антонимы,  сравнения) с учётом  особенностей  монологического  высказывания. Письмо (культура письменной речи) Нормы   письменной   речи:   соответствие   содержания   заголовку   (отражение   темы, места   действия,   характеров   героев),   использование   в   письменной   речи   выразительных средств   языка   (синонимы,   антонимы,   сравнения)   в   мини­сочинениях   (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге. Круг детского чтения Знакомство   с   культурно­историческим   наследием   России,   с   общечеловеческими ценностями. Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры,  народные сказки  о животных, бытовые и  волшебные  сказки народов  России и зарубежных   стран).   Знакомство   с   поэзией   А.С. Пушкина,   М.Ю.   Лермонтова,   Л.Н. Толстого,   А.П.   Чехова   и   других   классиков   отечественной   литературы  XIX—XX  вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников. Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней   Греции,   житийной   литературы   и   произведений   о   защитниках   и   подвижниках Отечества.   художественная,   историческая, Книги   разных   видов:   приключенческая, фантастическая, научно­популярная, справочно­энциклопедическая литература, детские периодические издания. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе,   детях,   братьях   наших   меньших,   добре,   дружбе,   честности,   юмористические произведения. 1 класс 2 класс 3 класс В круг чтения детей  входят произведения  отечественных   зарубежных  В круг чтения детей  входят произведения,  представляющие все  области литературного  Произведения устного  народного творчества  разных народов (малые  фольклорные жанры,  4 класс Продолжается работа с  произведениями  фольклора, с былинами. Знакомство с культурно­ 16 писателей,  составляющие  золотой фонд  литературы,  произведения устного народного творчества, стихи, рассказы,  сказки современных  писателей. Все  произведения в  учебных книгах  сгруппированы по  жанрово­ тематическому  принципу. Главные  темы отражают  наиболее важные и  интересные для  данного возраста   детей  стороны их  жизни и окружающего мира. Основные темы  детского чтения:  фольклор разных  народов,  о природе,  детях, братьях наших  меньших, добре,  дружбе, честности,  юмористические  произведения. творчества: фольклор,  русская и зарубежная  классика, современная  отечественная и  зарубежная литература. Разделы состоят из  произведений,  составляющих золотой  фонд детской  литературы.  Значительное место  отведено про­ изведениям  современных  писателей. Основные  темы детского чтения:  фольклор разных  народов, произведения  о Родине, природе,  детях, братьях наших  меньших, добре,  дружбе, честности,  юмористические  произведения.   Знакомство с поэзией  А.С. Пушкина,  С. Я.  Маршака,с   творчеством русских  писателей   Л.Н.  Толстого,  Н.Н. Носова и других. народные сказки о  животных, бытовые и  волшебные сказки  народов России и  зарубежных стран).  Расширяется круг  произведений  современной  отечественной и   зарубежной литературы,  доступными для  восприятия младших  школьников. Знакомство  с поэзией А.С. Пушкина,  М.Ю. Лермонтова, Л.Н.  Толстого, А.П. Чехова и  других классиков  отечественной  литературы XIX—XX вв., классиков детской  литературы.  Основные  темы детского чтения:  фольклор разных  народов, произведения о  Родине, природе, детях, о добре, дружбе, честности, юмористические  произведения.  историческим наследием  России, с  общечеловеческими  ценностями. Расширяется  круг произведений  современной  отечественной (с учётом  многонационального  характера России) и  зарубежной литературы,  доступными для  восприятия младших  школьников. Тематика  чтения обогащена  введением в круг чтения  младших школьников  мифов Древней Греции,  житийной литературы и  произведений о  защитниках и  подвижниках Отечества. Книги разных видов:  художественная,  историческая, при­ ключенческая,  фантастическая, научно­ популярная, справочно­ энциклопедическая  литература, детские  периодические издания. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения. Первоначальная   ориентировка   в   литературных   понятиях:   художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Общее   представление   об   особенностях   построения   разных   видов   рассказывания: повествования   (рассказ),   описания   (пейзаж,  портрет,   интерьер),   рассуждения  (монолог героя, диалог героев). Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение). Жанровое  разнообразие  произведений.   Малые  фольклорные  формы   (колыбельные песни,   потешки,   пословицы,   поговорки,   загадки):   узнавание,   различение,   определение основного   смысла.   Сказки   о   животных,   бытовые,   волшебные.   Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ,   стихотворение,   басня   —   общее   представление   о   жанре,   наблюдение   за особенностями построения и выразительными средствами. 1 класс Жанровое  разнообразие  2 класс Нахождение в тексте  художественного  3 класс 4 класс Нахождение в тексте  художественного  Самостоятельное   нахождение в тексте  17 произведений.  Малые фольклорные формы  (колыбельные песни, потешки,  пословицы,  поговорки, загадки): узнавание,  различение,  определение  основного смысла. художественного  произведения средств  выразительности:  синонимов, антонимов,  эпитетов, сравнений,  метафор и осмысление  их значения Общее  представление об  особенностях  построения разных  видов рассказывания:  повествования (рассказ), описания (пейзаж,  портрет, интерьер),  рассуждения (монолог  героя, диалог героев). Сравнение прозаической и стихотворной речи  (узнавание, различение),  выделение особенностей стихотворного произве­ дения (ритм, рифма). произведения (с помощью  учителя) средств  выразительности:  синонимов, антонимов.   Первоначальная  ориентировка в  литературных понятиях: ху­ дожественное произведение, искусство слова, автор  (рассказчик), сюжет  (последовательность  событий), тема.  Герой  произведения: его портрет,  речь, поступки, мысли,  отношение автора к герою.   Малые фольклорные формы (колыбельные песни,  потешки, пословицы,  поговорки, загадки):  узнавание, различение,  определение основного  смысла.  Сказки о  животных, бытовые,  волшебные.  Художественные  особенности сказок:  лексика, построение  (композиция). Литературная (авторская) сказка.  Рассказ, стихотворение, басня —  общее представление о жан­ ре  и наблюдение за  особенностями построения  и выразительными  средствами произведения (с помо­ щью учителя) средств  выразительности:  синонимов, антонимов,  эпитетов, сравнений,  метафор и осмысление  их значения. Ориентировка в  литературных понятиях: художественное  произведение, искусство слова, автор  (рассказчик), сюжет  (последовательность  событий), тема. Герой  произведения: его  портрет, речь, поступки, мысли, отношение  автора к герою. Сказки о животных, бытовые,  волшебные.  Художественные  особенности сказок:  лексика, построение  (композиция). Лите­ ратурная (авторская)  сказка. Рассказ,  стихотворение, басня — общее представление о  жанре, наблюдение за  особенностями  построения и  выразительными  средствами. Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) Интерпретация   текста   литературного   произведения   в   творческой   деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно­следственных связей, последовательности событий, изложение с   элементами   сочинения,   создание   собственного   текста   на   основе   художественного произведения   (текст   по   аналогии),   репродукций   картин   художников,   по   серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние   природы   в   различные   времена   года,   настроение   людей,   оформлять   свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами­описаниями,   находить   литературные   произведения,   созвучные   своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор. 1­2 класс 3­4 класс Развитие умения воспринимать на слух  произведения различных жанров,  эмоционально откликаться на них и  передавать своё  настроение в рисунках, в  совместном обсуждении услышанного, при  драматизации отрывка из произведения.   Интерпретация текста литературного произведения в  творческой деятельности учащихся: чтение по ролям,  инсценирование, драматизация, устное словесное  рисование, знакомство с различными способами работы с  деформированным текстом и использование их  (установление причинно­следственных связей,  18 Интерпретация текста литературного  произведения в творческой деятельности  учащихся: чтение по ролям,  инсценирование,   устное словесное рисование, знакомство с раз­ личными способами работы с  деформированным текстом,  создание  собственного текста по серии иллюстраций к  произведению или на основе личного опыта.  Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей,  оформлять свои впечатления в устной или  письменной речи. последовательности событий, изложение с элементами  сочинения, создание собственного текста на основе  художественного произведения (текст по аналогии),  репродукций картин художников, по серии иллюстраций  к произведению или на основе личного опыта). Развитие  умения различать состояние природы в различные  времена года, настроение людей, оформлять свои  впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать  свои тексты с художественными текстами­описаниями,  находить литературные произведения, созвучные своему  эмоциональному настрою, объяснять свой выбор. 3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ   УЧЕБНОГО   ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В 1­4 КЛАССАХ 1 класс №  1. 2. 3. 4. 5 6. 7 8. 9. 10. Наименование раздела Добукварный период Букварный период Послебукварный период Вводный урок Жили –были буквы Сказки, загадки, небылицы. Апрель, апрель! Звенит капель. И в шутку и всерьез. Я и мои друзья О братьях наших меньших. Итого Количество часов 16ч 64ч. 12ч. 1ч 7ч. 7ч 5ч 7ч. 7ч 6ч. 132ч 19 2 класс №  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 №  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. № 1 2 3 4 5 6 3 класс 4класс Название темы Самое великое чудо на земле Устное народное творчество Люблю природу  русскую. Осень. Русские писатели. О братьях наших меньших. Из детских журналов. Люблю природу русскую. Зима. Писатели детям. Я и мои друзья. Люблю природу русскую. Весна. И в шутку и в серьёз. Литература зарубежных стран. Итого  Количество  часов 5 15 8 14 12 9 9 17 10 10 14 13 136 Тема Количество часов Введение. Знакомство с учебником Самое великое чудо на свете Устное народное творчество Поэтическая тетрадь Великие русские писатели Поэтическая тетрадь Литературные сказки Были­небылицы Поэтическая тетрадь Люби живое Поэтическая тетрадь Собирай по ягодке – наберешь кузовок По страницам детских журналов Зарубежная литература Итого  1 4 14 11 24 6 8 10 6 16 8 12 8 12 136ч Тема раздела Количество часов  Вводный урок.  Летописи. Былины. Жития. Чудесный мир классики. Поэтическая тетрадь №1. Литературные сказки Делу время – потехе час. 1 ч 6 ч 20 ч 11 ч 13 ч 6 ч 20 7 8 9 10 11 12 13 Страна детства. Поэтическая тетрадь №2. Природа и мы. Поэтическая тетрадь №3. Родина. Страна «Фантазия». Зарубежная литература. Итого  8 ч 6 ч 9 ч 6 ч 4 ч 5 ч 7 ч 102 часа Л ис т «Согласовано» Рук. ШМО уч.нач.кл. ____________ Борисова И.В. Протокол заседания ШМО №____ «__» ____________2017 г. «Согласовано» Зам.дир.по УВР ____________Мещерякова О.А. «__» ____________2017 г. внесения изменений в рабочую программу учебного предмета « Литературное чтение» 21 Внесенные изменения утверждаю: Директор МОУ Раменской СОШ № 9  ___________ /Попов А.В./  «__» ______20 ___ г. 22

РП

РП

РП

РП

РП

РП

РП

РП

РП

РП

РП

РП

РП

РП

РП

РП

РП

РП

РП

РП

РП

РП

РП

РП

РП

РП

РП

РП

РП

РП

РП

РП

РП

РП

РП

РП

РП

РП

РП

РП

РП

РП
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2018
Посмотрите также: