РП ЕН.02 Дискретная математика для специальности 09.02.07

  • docx
  • 05.09.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП_ЕН.02_09.02.07.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по инновационной деятельности

______________ Ахтариева А.С.

«___» _____________ 2023 г.

 

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины

 

ЕН.02 Дискретная математика с элементами математической логики

 

для специальности среднего профессионального образования

09.02.07 Информационные системы и программирование

Форма обучения: очная

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

 

РАЗРАБОТЧИК

Методическим советом колледжа

Фунтова Н.В.,

Протокол №  от «» августа 2023 г.

преподаватель ВКК

 

 

РЕКОМЕНДОВАНО

 

 

Цикловой комиссией

ОПОП информационного профиля

Протокол №  от «» августа 2023 г.

 

 

 

 

 

 

Первоуральск, 2023


СОДЕРЖАНИЕ

 

1.         ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.. 3

2.         СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 4

3.         УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 8

4.         КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 10


1.             ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1.   Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины Дискретная математика с элементами математической логики (далее – дисциплина) является обязательной частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) базовой подготовки в очной форме обучения на базе основного общего образования с получением среднего общего образования со сроком обучения 3 года 10 месяцев по специальности среднего профессионального образования 09.02.07 Информационные системы и программирование.

Профиль указанной ППССЗ технологический.

Настоящая рабочая программа (далее – программа) разработана:

на основе соответствующего федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование (утв. приказом Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547 (ред. от 17.12.2020 г.);

с учетом примерной программы специальности, регистрационный номер в реестре 09.02.07-170511 от 11.05.2017 г.

с учетом профессионального стандарта Администратор баз данных (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.09.2014 г. № 647н).

Реализация рабочей программы по дисциплине возможна с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

1.2.   Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

В соответствии с учебным планом 2022 года набора дисциплина отнесена к математическому и общему естественно-научному циклу, изучается в третьем семестре второго курса обучения.

1.3.   Цель и планируемые результаты освоения дисциплины

Таблица 1.3

Код ОК/ПК[1]

Умения

Знания

ОК 01, 02, 04, 05, 09, 10

                   применять логические операции, формулы логики, законы алгебры логики;

                   формулировать задачи логического характера и применять средства математической логики для их решения.

                   основные принципы математической логики, теории множеств и теории алгоритмов;

                   формулы алгебры высказываний;

                   методы минимизации алгебраических преобразований;

                   основы языка и алгебры предикатов;

                   основные принципы теории множеств.

В соответствии с ФГОС СПО дисциплина участвует в формировании следующих компетенций:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

 

2.             СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1.   Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Таблица 2.1

Сокращение

Вид учебной работы

Объем часов

ООЧ

Общий объем часов (сумма АР[2]+СР[3]), в том числе:

64

АР

аудиторная работа обучающегося (во взаимодействии с преподавателем, сумма ТО[4]+ПЗ[5]+ЛР[6]+КР[7]+ИП[8]+КП[9]+ПА[10]):

58

ТО

теоретическое обучение (урок, лекция)

28

КР

контрольные работы (в таблице 2.2 в одном столбце с ТО)

ИП

индивидуальный проект (в таблице 2.2 в одном столбце с ТО)

ПЗ

практические занятия (в том числе семинар)

28

ЛР

лабораторные работы

КП

курсовой проект (работа)

ПА

промежуточная аттестация в форме

дифференцированного зачета в 3 семестре

2[11]

СР

самостоятельная работа обучающегося (без взаимодействия с преподавателем)

2

 


2.2.   Тематический план и содержание учебной дисциплины

Таблица 2.2

 

№ п/п

Наименование разделов и тем; содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Код ПК/ОК

№ занятия

Общий объем часов

ТО

ПЗ

ЛР

АР

СР

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Раздел 1

Основы математической логики

 

 

10

12

 

22

2

Тема 1.1

Алгебра высказываний

 

6

4

 

10

 

Понятие высказывания. Основные логические операции.

ОК 01,

ОК 02,

ОК 04,

ОК 05,

ОК 09,

ОК 10

1

2

 

 

 

 

 

Формулы логики. Таблица истинности и методика её построения. Законы логики. Равносильные преобразования.

2, 3

4

 

 

 

 

ПЗ 1

Формулы логики. Упрощение формул логики с помощью равносильных преобразований.

4, 5

 

4

 

 

 

Тема 1.2

Булевы функции

 

 

4

8

12

2

 

Понятие булевой функции. Способы задания ДНФ, КНФ.

ОК 01,

ОК 02,

ОК 04,

ОК 05,

ОК 09,

ОК 10

6

2

 

 

 

 

 

Операция двоичного сложения и её свойства. Многочлен Жегалкина. Основные классы функций. Полнота множества. Теорема Поста.

7

2

 

 

 

 

ПЗ 2

Приведение формул логики к ДНФ, КНФ с помощью равносильных преобразований.

8

 

2

 

 

 

ПЗ 3

Представление булевой функции в виде СДНФ и СКНФ, минимальной ДНФ и КНФ.

9, 10

 

4

 

 

 

ПЗ 4

Проверка булевой функции на принадлежность к классам Т0, Т1, S, L, M. Полнота множеств.

11

 

2

 

 

 

СР

Преобразование логических выражений

 

 

 

 

 

2

Раздел 2

Логика предикатов

 

 

4

2

 

6

 

Тема 2.1

Предикаты

 

 

 

 

 

 

 

Понятие предиката. Логические операции над предикатами.

ОК 01,

ОК 02,

ОК 04,

ОК 05,

ОК 09,

ОК 10

12

2

 

 

 

 

 

Кванторы существования и общности. Построение отрицаний к предикатам, содержащим кванторные операции.

13

2

 

 

 

 

ПЗ 5

Решение задач в алгебре предикатов

14

 

2

 

 

 

Раздел 3

Элементы теории множеств

 

 

8

8

 

16

 

Тема 3.1

Основы теории множеств

 

 

 

 

 

 

 

Общие понятия теории множеств. Способы задания. Мощность множеств. Графическое изображение множеств на диаграммах Эйлера-Венна.

 ОК 01,

ОК 02,

ОК 04,

ОК 05,

ОК 09,

ОК 10

15

2

 

 

 

 

 

Основные операции над множествами и их свойства. Декартово произведение множеств.

16

2

 

 

 

 

ПЗ 6

Решение задач на выполнение теоретико-множественных операций и на подсчет количества элементов.

17

 

2

 

 

 

 

Понятие отображения. Соответствия между множествами. Табличное задание отображений. Виды отображений.

18

2

 

 

 

 

ПЗ 7

Исследование свойств бинарных отношений.

19, 20

 

4

 

 

 

 

Понятие подстановки. Формула количества подстановок. Циклическое разложение. Произведение, степень подстановок. Обратная подстановка.

21

2

 

 

 

 

ПЗ 8

Решение задач в алгебре подстановок.

22

 

2

 

 

 

Раздел 4

Элементы теории графов

 

 

4

4

 

8

 

Тема 4.1

Основы теории графов

ОК 01,

ОК 02,

ОК 04,

ОК 05,

ОК 09,

ОК 10

 

 

 

 

 

 

 

Основные понятия теории графов. Виды графов: ориентированные и неориентированные, Эйлеровы и Гамильтоновы графы, деревья.

23

2

 

 

 

 

 

Способы задания графов. Матрицы смежности и инцидентности для графа.

24

2

 

 

 

 

ПЗ 9

Решение задач по теории графов.

25, 26

 

4

 

 

 

Раздел 5

Элементы теории алгоритмов

 

 

2

2

 

4

 

Тема 5.1

Элементы теории алгоритмов

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные определения. Машина Тьюринга.

ОК 01,

ОК 02,

ОК 04,

ОК 05,

ОК 09,

ОК 10

27

2

 

 

 

ПЗ 10

Работа машины Тьюринга.

28

 

2

 

 

ПА

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

 

29

 

2

 

 

Общий объем часов:

64 

28

30

58

2

 

 


3.                  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.       Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Кабинет: математических дисциплин.

Оборудование:

      многофункциональный комплекс преподавателя;

      наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых-математиков и др.);

      информационно-коммуникационные средства;

      чертежные инструменты, модели фигур;

      модели пространственных тел и конструкторы геометрических фигур;

      измерительные инструменты;

      экранно-звуковые пособия;

      комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

      библиотечный фонд;

      проектор;

      рабочее место преподавателя;

      точка доступа в интернет;

      посадочные места по количеству обучающихся.

Технические средства обучения:

      компьютер с программным обеспечением;

      интерактивная доска;

      документ-камера.

Для реализации предмета с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:

      персональный компьютер или мобильное устройство связи;

      доступ к сети Интернет;

      наличие электронной почты у преподавателей и студентов;

      программное обеспечение для проведения видеоконференций.

 

3.2.   Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы используются следующие электронные ресурсы.

Основные источники

3.2.1.      Электронные источники (электронные ресурсы)

1.  Седова Н.А. Дискретная математика: учеб. для СПО. Саратов: Профобразование, 2020.— 329 c.

2.  Дискретная математика учеб. пособие для СПО. Саратов: Профобразование, 2020.— 107 c.

3.    Хусаинов А.А. Дискретная математика: учеб. пособие для СПО. Саратов: Профобразование, 2019.— 77 c.

4.    Веретенников Б.М. Дискретная математика: учеб. пособие для СПО. Саратов, Екатеринбург: Профобразование, Уральский федеральный университет, 2019.— 131 c.

 

3.2.3. Дополнительные источники

Печатные издания

1.    Бычков А.Г. Сборник задач по теории вероятностей, математической статистики и методам оптимизации. – М.: Издательский центр «ФОРУМ», 2008.

2.    Беспалова Г.А. Сборник дидактических заданий по дисциплине «Математика». Издательский центр: «Академия» 2006.

3.    Григорьев В.П., Дубинский Ю.А. Элементы высшей математики. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

4.    Григорьев В.П., Сабурова Т.Н. Сборник задач по высшей математике. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

5.    Спирина М.С., Спирин П.А. Дискретная математика. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

6.    Богомолов Н.В. Математика. – М.: Издательский центр «Высшая школа», 2016.

7.    Богомолов Н.В. Практические занятия по математики. – М.: Издательский центр «Высшая школа», 2016.

8.    Дадаян А.А. Сборник задач по математике. – М.: Издательский центр «ФОРУМ: ИНФРА», 2015.

9.    Спирина М.С., Спирин П.А. Теория вероятностей и математическая статистика. – М.: Издательский центр «Академия», 2015.

Электронные источники (электронные ресурсы)

1.    Григорьев В.П. Математика: учебник для студ. сред. проф. учреждений. – М.: Издательский Центр «Академия», 2017. – 368 с..

2.    Конев В.В. Линейная алгебра: электронный учебник. Форма доступа: http://portal.tpu.ru:7777/SHARED/k/KONVAL/Sites/Russian_sites/index1.htm, свободный.

3.    Конев В.В. Пределы последовательностей и функций: электронный учебник. Форма доступа: http://portal.tpu.ru:7777/SHARED/k/KONVAL/Sites/Russian_sites/01.htm, свободный.

4.    Российская государственная библиотека. Форма доступа: http://www.rsl.ru, свободный.

5.    Теория вероятностей, математическая статистика и их приложения: электронные книги, статьи. Форма доступа: http://www.teorver.ru/, свободный.

6.    Электронно-библиотечная система Prof образование [Электронный ресурс]: режим доступа https://profspo.ru  

 


 

4.             КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Знания

«Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко.

 

«Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.

 

«Удовлетворительно» - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые умения работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий содержат ошибки.

 

«Неудовлетворительно» - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки.

Оценка выполнения практической работы

Устный опрос, тестовые задания

Дифференцированный зачет

Оценка выполнения самостоятельных работ.

Оценка выполнения домашнего задания

Устный опрос

 

основные принципы математической логики, теории множеств и теории алгоритмов;

формулы алгебры высказываний;

методы минимизации алгебраических преобразований;

основы языка и алгебры предикатов;

основные принципы теории множеств.

Умения

Оценка выполнения практической работы

Разноуровневые (индивидуальные) задачи и задания

Дифференцированный зачет

Оценка выполнения самостоятельных работ.

Оценка выполнения домашнего задания.

Устный опрос

 

применять логические операции, формулы логики, законы алгебры логики;

формулировать задачи логического характера и применять средства математической логики для их решения.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] ОК – общая компетенция. ПК – профессиональная компетенция.

[2] АР – аудиторная работа во взаимодействии с преподавателем (сумма ТО, ПЗ и ЛР).

[3] СР – самостоятельная работа обучающегося (без взаимодействия с преподавателем).

[4] ТО – теоретическое обучение (урок, лекция, контрольная работа, индивидуальный проект, курсовой проект (работа)).

[5] ПЗ – практическое занятие (в т.ч. семинар).

[6] ЛР – лабораторная работа.

[7] КР – контрольные работы. В таблице 2.2 часы контрольных работ указываются в столбце теоретического обучения (ТО).

[8] ИП – индивидуальный проект.

[9] КП – курсовой проект (работа).

[10] ПА – промежуточная аттестация.

[11] Объем часов на промежуточную аттестацию выделен из объема часов практических занятий.