РП Финансовая грамотность для Оператор информационных систем и ресурсов

  • doc
  • 20.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП Финансовая грамотность для Оператор информационных систем и ресурсов.doc

 

 

 

 

 

 

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

СГ. 03  ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

 

программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих

для профессии технологического профиля

09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов

на базе среднего общего образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024 г.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.                ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.      СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.      УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4.      КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА   РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  СГ.03 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

 

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии.

        Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 03.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

          В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить общие и профессиональные компетенции:

ОК 01 - Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 03 - Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;

ОК 04 - Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.

ПК 1.1 - Выполнять ввод и обработку текстовых данных;

ПК 1.2 - Выполнять преобразование данных, связанных с изменениями структуры документов;

ПК 1.3 - Выполнять разметку и форматирование документов различных форматов;

ПК 1.4 - Конвертировать аналоговые данные в цифровые;

ПК 1.5 - Выполнять подготовку цифровых данных для дальнейшей обработки и архивирования;

ПК 1.6 - Формировать запросы для получения информации в базах данных;

ПК 1.7 - Выполнять операции с объектами базы данных;

ПК 2.1 - Использовать систему электронного документооборота;

ПК 2.2 - Сопровождать документы с электронно-цифровой подписью;

ПК 2.3 - Осуществлять резервное копирование информации.

 Уметь:

- выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных финансов;

- анализировать структуру семейного бюджета;

- формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость;

- анализировать несложные ситуации, связанные с гражданскими, трудовыми правоотношениями в области личных финансов;

- различать виды ценных бумаг;

- определять практическое назначение основных элементов банковской системы;

- различать виды кредитов и сферу их использования;

- рассчитывать процентные ставки по кредиту;

- выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц.

Знать:

- группы потребностей человека;

- экономические явления и процессы общественной жизни;

- влияние инфляции на повседневную жизнь;

- виды налогов;

- сферы применения различных форм денег.

 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

34

в т.ч. в форме практической подготовки

 

в т. ч.:

теоретическое обучение

30

Самостоятельная работа

2

Промежуточная аттестация - дифференцированный зачет

2


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем, акад. ч. / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч.

Коды компетенций
и личностных результатов[1], формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Раздел 1. Экономика семьи

6/2

 

Тема 1.1. Личное финансовое планирование

 

 

Содержание учебного материала

3/2

ОК 1, ОК 3

ПК 1.1- ПК 1.7; ПК 2.1-ПК 2.3

1.          Основные понятия и терминология в области финансирования. Человеческий капитал. Виды доходов и способы их получения

3

2.       Принятие решений. Использование SWOT- анализа для выбора карьеры

3.       Домашняя бухгалтерия

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата по теме: «Востребованные профессии сегодня»

2

Тема 1.2. Критические ситуации семейного бюджета

Содержание учебного материала

3/0

ОК 1, ОК 3

ПК 1.1- ПК 1.7; ПК 2.1-ПК 2.3

1.       Расходы. Структура расходов среднестатистической российской семьи. Использование полученных доходов на различных этапах жизни семьи.

3

2.       Виды дефицита и способы избавления от хронического дефицита. Возникновение дефицита бюджета.

3.       Выплата выходного пособия при увольнении. Безработица, виды безработицы. Функции центров занятости. Пособия по безработице

Раздел 2. Накопления и средства платежа.

24/0

 

Тема 2.1 Банковский счет и основные операции

Содержание учебного материала

7/0

ОК 1, ОК 3

ПК 1.1- ПК 1.7; ПК 2.1-ПК 2.3

1.       Понятие депозита. Накопления и инфляция.

7

2.       Условия депозита. Преимущества и недостатки депозита.

3.       Валюта. Валютный рынок. Валютный курс: фиксированный и регулируемый. Изменение валютного курса и его влияние

4.       Кредит. Принципы кредитования. Характеристики кредита

5.       Принятие решения о взятии кредита. Как выбрать наиболее подходящий кредит. Как сэкономить при использовании кредита

6.       Хранение, обмен и перевод денег. Платежные средства. Электронные деньги

7.       Дистанционное банковское обслуживание

Тема 2.2 Страхование

 

Содержание учебного материала

2/0

ОК 1, ОК 3, ОК 4

ПК 1.1- ПК 1.7; ПК 2.1-ПК 2.3

1.       Способы защиты от рисков. Виды страхования

2

2.       Как использовать страхование в повседневной жизни

Тема 2.3 Инвестиции

Содержание учебного материала

4/0

ОК 1, ОК 3, ОК 4

ПК 1.1- ПК 1.7; ПК 2.1-ПК 2.3

1.       Основы инвестирования. Процесс инвестирования.

4

2.       Как инвестировать в бизнес

3.       Как управлять рисками при инвестировании

4.       Роль финансовых посредников

Тема 2.4. Пенсии

Содержание учебного материала

3/0

ОК 1, ОК 3

ПК 1.1- ПК 1.7; ПК 2.1-ПК 2.3

1.       Пенсионная система. Государственная пенсионная система в России

3

2.       Негосударственный пенсионный фонд. Страховая часть и накопительная часть пенсии. Как сформировать частную пенсию

3.       Виды пенсий. Калькулятор пенсии on-line: определение условий для желательного размера пенсии.

Тема 2.5 Налоги

Содержание учебного материала

4/0

ОК 1, ОК 3

ПК 1.1- ПК 1.7; ПК 2.1-ПК 2.3

1.       Виды и назначение налогов. Краткая история налогообложения

4

2.       Расчет НДФЛ. Ставки НДФЛ. Налоговые вычеты

3.       Налоговая декларация. Имущественный налог. Транспортный налог.

4.       Налог на землю. Государственные пошлины

Тема 2.6 Финансовые махинации

Содержание учебного материала

4/0

ОК 1, ОК 3, ОК 4

ПК 1.1- ПК 1.7; ПК 2.1-ПК 2.3

1.       Махинации с банковскими картами. Защита банковских карт

4

2.       Махинации с кредитами. Действия пострадавших от махинаций.

3.       Махинации с инвестициями. Признаки финансовой пирамиды.

4.       Основные признаки мошеннических схем.

Промежуточная аттестация

2

 

Всего:

34

 

 


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации учебной дисциплины в лицее имеется в наличии учебный кабинет основы финансовой грамотности.

Оборудование учебного кабинета: компьютеры, учебные пособия, стенды.

Технические средства обучения: мультимедиа, ноутбук (персональный компьютер), периферийные устройства, компьютерные сети.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Библиотечный фонд лицея укомплектован печатными и электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия) по модулю на одного обучающегося.

В наличии электронная информационно-образовательная среда - имеется доступ  студентов   к цифровой (электронной) библиотеке (https://urait.ru/)

 

 

3.2.1. Обязательные печатные издания

1. Фрицлер, А. В.  Основы финансовой грамотности: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Фрицлер, Е. А. Тарханова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 154 с.

 

3.2.2. Основные электронные издания

1. Фрицлер, А. В.  Основы финансовой грамотности: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Фрицлер, Е. А. Тарханова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 154 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13794-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/466897 (дата обращения: 04.08.2022).

2. Чеберко, Е. Ф.  Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Ф. Чеберко. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 420 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10275-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475535 (дата обращения: 04.08.2022).

3. Пушина, Н. В. Основы предпринимательства и финансовой грамотности. Практикум / Н. В. Пушина, Г. А. Бандура. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 288 с. — ISBN 978-5-507-45254-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/292901

4. Основы финансовой грамотности / Е. И. Костюкова, И. И. Глотова, Е. П. Томилина [и др.]. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 316 с. — ISBN 978-5-507-45627-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/311807

3.2.3. Дополнительные источники

1.                  Фрицлер, А. В.  Финансовая грамотность: 10—11 классы : учебник для среднего общего образования / А. В. Фрицлер, Е. А. Тарханова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 157 с. — (Общеобразовательный цикл). — ISBN 978-5-534-16073-4.

2.                  Екимова, К. В.  Финансовый менеджмент : учебник для среднего профессионального образования / К. В. Екимова, И. П. Савельева, К. В. Кардапольцев. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 381 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03698-5.

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Знать:

- группы потребностей человека;

- экономические явления и процессы общественной жизни;

- влияние инфляции на повседневную жизнь;

- виды налогов;

- сферы применения различных форм денег.

 

оценка способности демонстрировать знания единой терминологии   в   области   экономики и финансовой грамотности;

демонстрировать знания в области финансовых и банковских операций

способность использовать основные экономические и финансовые знания в различных сферах жизнедеятельности и при оформлении, составлении и заполнении финансовых документов

Тестовый и устный контроль по заданной тематике

Представление реферата по заданной тематике

 

Уметь:

- выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных финансов;

- анализировать структуру семейного бюджета;

- формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость;

- анализировать несложные ситуации, связанные с гражданскими, трудовыми правоотношениями в области личных финансов;

- различать виды ценных бумаг;

- определять практическое назначение основных элементов банковской системы;

- различать виды кредитов и сферу их использования;

- рассчитывать процентные ставки по кредиту;

- выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц.

 

демонстрация способности анализировать и решать финансовые задачи, связанные с определением финансовых рисков предприятия, налогообложению, страхованию производственные процессы и системы; демонстрация способностей позитивного    взаимоотношения в рамках: работодатель–сотрудник

демонстрация способностей ставить определённые финансовые цели: личностные и производственные;

проявление способностей планировать деятельность личностною и производственную, рассматривая различные альтернативные варианты достижения финансовых целей;

демонстрировать способность оформлять и заполнять основные

финансовые документы личного и производственного характера

демонстрировать способность решения практических финансовых задач;

выполнять самоанализ производственной деятельности оценивать полученные результаты

Оценка результатов ответов на занятии

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru



[1] В соответствии с Приложением 3 ПОП.