РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ. 03 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих
для профессии технологического профиля
09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов
на базе среднего общего образования
2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
|
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
|
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.03 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 03.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить общие и профессиональные компетенции:
ОК 01 - Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 03 - Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04 - Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.
ПК 1.1 - Выполнять ввод и обработку текстовых данных;
ПК 1.2 - Выполнять преобразование данных, связанных с изменениями структуры документов;
ПК 1.3 - Выполнять разметку и форматирование документов различных форматов;
ПК 1.4 - Конвертировать аналоговые данные в цифровые;
ПК 1.5 - Выполнять подготовку цифровых данных для дальнейшей обработки и архивирования;
ПК 1.6 - Формировать запросы для получения информации в базах данных;
ПК 1.7 - Выполнять операции с объектами базы данных;
ПК 2.1 - Использовать систему электронного документооборота;
ПК 2.2 - Сопровождать документы с электронно-цифровой подписью;
ПК 2.3 - Осуществлять резервное копирование информации.
Уметь:
- выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных финансов;
- анализировать структуру семейного бюджета;
- формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость;
- анализировать несложные ситуации, связанные с гражданскими, трудовыми правоотношениями в области личных финансов;
- различать виды ценных бумаг;
- определять практическое назначение основных элементов банковской системы;
- различать виды кредитов и сферу их использования;
- рассчитывать процентные ставки по кредиту;
- выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц.
Знать:
- группы потребностей человека;
- экономические явления и процессы общественной жизни;
- влияние инфляции на повседневную жизнь;
- виды налогов;
- сферы применения различных форм денег.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем в часах |
Объем образовательной программы учебной дисциплины |
34 |
в т.ч. в форме практической подготовки |
|
в т. ч.: |
|
теоретическое обучение |
30 |
Самостоятельная работа |
2 |
Промежуточная аттестация - дифференцированный зачет |
2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем, акад. ч. / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч. |
Коды
компетенций |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Экономика семьи |
6/2 |
|
|
Тема 1.1. Личное финансовое планирование
|
Содержание учебного материала |
3/2 |
ОК 1, ОК 3 ПК 1.1- ПК 1.7; ПК 2.1-ПК 2.3 |
|
3 |
||
2. Принятие решений. Использование SWOT- анализа для выбора карьеры |
|||
3. Домашняя бухгалтерия |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата по теме: «Востребованные профессии сегодня» |
2 |
||
Тема 1.2. Критические ситуации семейного бюджета |
Содержание учебного материала |
3/0 |
ОК 1, ОК 3 ПК 1.1- ПК 1.7; ПК 2.1-ПК 2.3 |
1. Расходы. Структура расходов среднестатистической российской семьи. Использование полученных доходов на различных этапах жизни семьи. |
3 |
||
2. Виды дефицита и способы избавления от хронического дефицита. Возникновение дефицита бюджета. |
|||
3. Выплата выходного пособия при увольнении. Безработица, виды безработицы. Функции центров занятости. Пособия по безработице |
|||
Раздел 2. Накопления и средства платежа. |
24/0 |
|
|
Тема 2.1 Банковский счет и основные операции |
Содержание учебного материала |
7/0 |
ОК 1, ОК 3 ПК 1.1- ПК 1.7; ПК 2.1-ПК 2.3 |
1. Понятие депозита. Накопления и инфляция. |
7 |
||
2. Условия депозита. Преимущества и недостатки депозита. |
|||
3. Валюта. Валютный рынок. Валютный курс: фиксированный и регулируемый. Изменение валютного курса и его влияние |
|||
4. Кредит. Принципы кредитования. Характеристики кредита |
|||
5. Принятие решения о взятии кредита. Как выбрать наиболее подходящий кредит. Как сэкономить при использовании кредита |
|||
6. Хранение, обмен и перевод денег. Платежные средства. Электронные деньги |
|||
7. Дистанционное банковское обслуживание |
|||
Тема 2.2 Страхование
|
Содержание учебного материала |
2/0 |
ОК 1, ОК 3, ОК 4 ПК 1.1- ПК 1.7; ПК 2.1-ПК 2.3 |
1. Способы защиты от рисков. Виды страхования |
2 |
||
2. Как использовать страхование в повседневной жизни |
|||
Тема 2.3 Инвестиции |
Содержание учебного материала |
4/0 |
ОК 1, ОК 3, ОК 4 ПК 1.1- ПК 1.7; ПК 2.1-ПК 2.3 |
1. Основы инвестирования. Процесс инвестирования. |
4 |
||
2. Как инвестировать в бизнес |
|||
3. Как управлять рисками при инвестировании |
|||
4. Роль финансовых посредников |
|||
Тема 2.4. Пенсии |
Содержание учебного материала |
3/0 |
ОК 1, ОК 3 ПК 1.1- ПК 1.7; ПК 2.1-ПК 2.3 |
1. Пенсионная система. Государственная пенсионная система в России |
3 |
||
2. Негосударственный пенсионный фонд. Страховая часть и накопительная часть пенсии. Как сформировать частную пенсию |
|||
3. Виды пенсий. Калькулятор пенсии on-line: определение условий для желательного размера пенсии. |
|||
Тема 2.5 Налоги |
Содержание учебного материала |
4/0 |
ОК 1, ОК 3 ПК 1.1- ПК 1.7; ПК 2.1-ПК 2.3 |
1. Виды и назначение налогов. Краткая история налогообложения |
4 |
||
2. Расчет НДФЛ. Ставки НДФЛ. Налоговые вычеты |
|||
3. Налоговая декларация. Имущественный налог. Транспортный налог. |
|||
4. Налог на землю. Государственные пошлины |
|||
Тема 2.6 Финансовые махинации |
Содержание учебного материала |
4/0 |
ОК 1, ОК 3, ОК 4 ПК 1.1- ПК 1.7; ПК 2.1-ПК 2.3 |
1. Махинации с банковскими картами. Защита банковских карт |
4 |
||
2. Махинации с кредитами. Действия пострадавших от махинаций. |
|||
3. Махинации с инвестициями. Признаки финансовой пирамиды. |
|||
4. Основные признаки мошеннических схем. |
|||
Промежуточная аттестация |
2 |
|
|
Всего: |
34 |
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации учебной дисциплины в лицее имеется в наличии учебный кабинет основы финансовой грамотности.
Оборудование учебного кабинета: компьютеры, учебные пособия, стенды.
Технические средства обучения: мультимедиа, ноутбук (персональный компьютер), периферийные устройства, компьютерные сети.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Библиотечный фонд лицея укомплектован печатными и электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия) по модулю на одного обучающегося.
В наличии электронная информационно-образовательная среда - имеется доступ студентов к цифровой (электронной) библиотеке (https://urait.ru/)
3.2.1. Обязательные печатные издания
1. Фрицлер, А. В. Основы финансовой грамотности: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Фрицлер, Е. А. Тарханова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 154 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Фрицлер, А. В. Основы финансовой грамотности: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Фрицлер, Е. А. Тарханова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 154 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13794-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/466897 (дата обращения: 04.08.2022).
2. Чеберко, Е. Ф. Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Ф. Чеберко. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 420 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10275-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475535 (дата обращения: 04.08.2022).
3. Пушина, Н. В. Основы предпринимательства и финансовой грамотности. Практикум / Н. В. Пушина, Г. А. Бандура. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 288 с. — ISBN 978-5-507-45254-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/292901
4. Основы финансовой грамотности / Е. И. Костюкова, И. И. Глотова, Е. П. Томилина [и др.]. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 316 с. — ISBN 978-5-507-45627-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/311807
3.2.3. Дополнительные источники
1. Фрицлер, А. В. Финансовая грамотность: 10—11 классы : учебник для среднего общего образования / А. В. Фрицлер, Е. А. Тарханова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 157 с. — (Общеобразовательный цикл). — ISBN 978-5-534-16073-4.
2. Екимова, К. В. Финансовый менеджмент : учебник для среднего профессионального образования / К. В. Екимова, И. П. Савельева, К. В. Кардапольцев. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 381 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03698-5.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения |
Критерии оценки |
Методы оценки |
Знать: - группы потребностей человека; - экономические явления и процессы общественной жизни; - влияние инфляции на повседневную жизнь; - виды налогов; - сферы применения различных форм денег.
|
оценка способности демонстрировать знания единой терминологии в области экономики и финансовой грамотности; демонстрировать знания в области финансовых и банковских операций способность использовать основные экономические и финансовые знания в различных сферах жизнедеятельности и при оформлении, составлении и заполнении финансовых документов |
Тестовый и устный контроль по заданной тематике Представление реферата по заданной тематике
|
Уметь: - выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных финансов; - анализировать структуру семейного бюджета; - формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость; - анализировать несложные ситуации, связанные с гражданскими, трудовыми правоотношениями в области личных финансов; - различать виды ценных бумаг; - определять практическое назначение основных элементов банковской системы; - различать виды кредитов и сферу их использования; - рассчитывать процентные ставки по кредиту; - выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц.
|
демонстрация способности анализировать и решать финансовые задачи, связанные с определением финансовых рисков предприятия, налогообложению, страхованию производственные процессы и системы; демонстрация способностей позитивного взаимоотношения в рамках: работодатель–сотрудник демонстрация способностей ставить определённые финансовые цели: личностные и производственные; проявление способностей планировать деятельность личностною и производственную, рассматривая различные альтернативные варианты достижения финансовых целей; демонстрировать способность оформлять и заполнять основные финансовые документы личного и производственного характера демонстрировать способность решения практических финансовых задач; выполнять самоанализ производственной деятельности оценивать полученные результаты |
Оценка результатов ответов на занятии
|
Скачано с www.znanio.ru
[1] В соответствии с Приложением 3 ПОП.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.