Министерство образования, науки и молодёжной политики
Забайкальского края
Управление образования муниципального района «Нерчинский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Волочаевка
РАССМОТРЕНО Методическим Советом. ____________ Кузнецова Е.А. Протокол № _____ от «____»______________2022 г. |
СОГЛАСОВАНО. Заместитель директора: __________Кузнецова Е.А. Протокол № ____ от «____»_____________2022 г. |
Утверждено. Директор школы: ___________ Тумаева О.В. Приказ № _____ от «_____» ____________ 2022 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ)
ПО БИОЛОГИИ
9 класс
Составитель:
Пузырева Н.И.,
учитель биологии
с. Волочаевка, 2022 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «БИОЛОГИЯ» на 2022 – 2023 учебный год для учащихся 9 класса, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе для детей с ОВЗ (умственная отсталость) разработана на основе:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.
2. Профессионального стандарта педагога, утверждённого Министерством образования России от 18.10.2013 года № 544;
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
4. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573)).
5. Письма Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
6. Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»
7. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;
8. Индивидуального учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с. Волочаевка на 2022 – 2023 учебный год для обучающихся с ОВЗ;
9. Авторской программы под редакцией В.В. Воронковой («Биология» 6 - 9 классы), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (издательство «Владос», 2011г.).
10. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)»).
11. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».
12. Рекомендации Федеральной службы Роспотребнадзора от 08 мая 2020 года № 02/9060-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях распространения COVID – 19.
13. Письма Минпросвещения России от 27.03.2020 г. № ГД-83/05 «О разъяснении некоторых вопросов по организации образовательного процесса в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий»
14. Письма Минпросвещения РФ 03 от 12.08.2020 г. № ГД-1192/03 и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.08.2020 г. № 02/16587-2020-24 «Об организации работы общеобразовательных организаций».
15. Письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю от 17.08.2020 г. № 75-00-05/109-1767-2020 «О направлении дополнений по организации образовательной деятельности в образовательных организациях в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)».
16. Приказа Министерства образования Забайкальского края от 10 августа 2020 года № 118 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»
Цель: изучение
элементарных сведений, доступных школьникам, о живой и неживой природе, об
организме человека и охране его здоровья.
Задачи курса биологии.
Коррекционно-образовательные:
1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы:
воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений,
животных и человека.
2. Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.
3. Продолжение овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и
применять усвоенные знания в повседневной жизни.
4. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и
раздаточным материалом.
Коррекционно- воспитательные:
1. Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным.
2. Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке.
3. Формирование здорового образа жизни.
4. Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.
5. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие и коррекция познавательной деятельности
2. Развитие и коррекция устной и письменной речи.
3. Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы на уроках биологии.
Особенности класса: один обучающийся занимается по адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ (умственная отсталость) в составе общеобразовательного класса.
Сроки реализации программы - один учебный год.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой, обоснование изменений и структурной перестановки порядка изучения тем, расширения содержания учебного материала: нет.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Изучение биологии
в школе призвано сформировать у учащихся элементарные понятия об окружающей
природе, научить бережно и ответственно относиться к природной среде, развивать
физическую культуру, они учатся грамотному поддержанию своего здоровья и
формированию у них здорового образа жизни. А также преподавание биологии в
школе направленно на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В
процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развиваются
наблюдательность, речь и мышление. Они учатся устанавливать простейшие
причинно-следственные отношения и зависимости.
На уроках биологии используются такие формы организационной работы как урок в классе, экскурсия (наблюдения в природе, на пришкольном участке), выполнение практических работ.
Средства обучения, используемые на уроке: наглядные, ТСО, дополнительные
пособия, изготовленные учителем.
Из наглядных средств используются натуральные объекты (гербарии, образцы
культурных и дикорастущих растений, чучела животных, коллекции, модели, муляжи),
учебные картины, таблицы, фотографии, звукозаписи, раздаточный материал.
Дополнительные пособия – карточки для проверки знаний, карточки-загадки с
изображением объектов и явлений природы.
Методы и приемы, используемые в ходе обучения: наблюдения, работа с
натуральными наглядными пособиями, беседа, работа с учебником, с
изобразительными наглядными пособиями, таблицами лабораторные и практические
задания. Наблюдения – один из основных методов. В ходе изучения курса биологии
учащиеся наблюдают за погодой и ведут дневники наблюдений, за растениями и
животными, трудом людей.
Биология
как учебный предмет для детей с ОВЗ (умственная отсталость) включает разделы: «Неживая
природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс)
и «Человек» (9 класс).
Содержание курсов выстроено с учетом рекомендаций по дифференциации учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости естественнонаучным знаниям и умениям. В программах выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, указаны межпредметные связи и сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения). Основной материал посвящён изучению живой природы России.
В программе 9 класса «Биология. Человек» обучающиеся знакомятся со строением, жизнедеятельностью и основными гигиеническими требованиями по сохранению здоровья человека. В этом возрасте для школьников свой организм является объектом повышенного интереса, поэтому информация по предупреждению заболеваний и приемам оказания доврачебной помощи хорошо
запоминается. Практические работы направлены на облегчение понимания работы кровеносной, пищеварительной, нервной систем организма.
Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Учебный материал в силу своего содержания обладает возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые организмы и явления природы, понимать причинно-следственные зависимости. Систематическая работа с биологическими терминами на уроках расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс биологии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи» на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на уроках «Природоведение». Географии»
Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания биологии и природоведения предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных биологических знаний умственно отсталыми учащимися.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ МБОУ ООШ с. Волочаевка
В соответствии с адаптированной основной образовательной программы МБОУ ООШ с. Волочаевка для детей с ОВЗ предмет «Биология» изучается с 6 по 9 класс. На каждую учебную неделю с 6 по 9 класс выделяется по 2 урока. Настоящая рабочая программа ориентирована на 9 класс, рассчитана на 68 часов из расчёта 2 часа в неделю, всего 34 учебные недели.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.
1. Учебник: Соломина Е.Н., Шевырева Т.В. « Биология. Человек. 9 класс». Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; Москва, изд. «Просвещение», 2011г. Соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
2. В.В.Воронкова. Программы для 5-9 классов специальных( коррекционных) учреждений 8 вида М.; Владос, 2000.
Дополнительная литература.
1. А.А.Плешаков. Н.И.Сонин. Природоведение 5 М.; Дрофа 2007
2. Н.И.Сонин. Биология 6. Живой организм. М.; Дрофа 2002
3. С.А. Молис. Книга для чтения по зоологии М.; Просвещение 2003
4. Г.С.Калинова, А.Н.Мягкова, Л.М.Аверина Поурочное планирование учебного материала. Растения, бактерии, грибы и лишайники. М.; школьная пресса 2004
6. Мягкова А.Н. Резникова В.З. Поурочное планирование 7 класс. Животные.М.;Вентана-Граф 2006
Материально-техническое обеспечение:
1. Видеокассеты;
Растительный и животный мир природных зон Земли.
Животный мир России
Первая помощь при различных травмах
2. Мультимедийные учебные пособия:
Биология 6-10 классы.
3. ОБОРУДОВАНИЕ:
- Микропрепараты(5 наборов по зоологии 5 наборов по общей биологии), растения (остатки от старых наборов)
- Предметные стекла (12 штук), иглы(2 штуки)
4. Коллекции горных пород и минералов
5. Коллекции: руд, металлов, пластмасс, пород древесины, почв, минеральных удобрений, изделий из стекла.
6. Гербарии: по систематике растений, культурных и сорных растений
7. Наборы учебных таблиц: по природоведению, ботанике, зоологии и анатомии человека для основной школы.
8.Видеофильмы. Мультимедийное оборудование.
9. Карточки.
ЦОРы Единой коллекции:
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cf2d9227-2021-47cd-b37b-72b89bb7af02/?interface=pupil&class[]=50&subject[];
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/?interface=pupil&class[]=50&subject[]=29.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения биологии ученик должен знать:
- название, строение и расположение основных органов организма человека:
- элементарное представление о функциях основных органов и их систем:
- влияние физических нагрузок на организм:
- вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм:
- соблюдать санитарно-гигиенические правила.
Ученик должен уметь:
- применять полученные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью
сохранения и укрепления своего здоровья.
- соблюдать санитарно-гигиенические правила.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ориентировки в многообразии растений и животных своей местности, определять организмы опасные для жизни и
здоровья человека;
- понимания устройства увеличительных приборов, физической карты, теллурия;
- учета фенологических изменений в природе своей местности;
- проведения наблюдений за отдельными объектами, процессами и явлениями, их изменениями в
результате природных и антропогенных воздействий на уроках и во время экскурсий;
- оказание доврачебной помощи пострадавшим при различных видах травм:
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды, растений, животных и почвы в своей местности;
- проведения самостоятельного поиска информации о живой и неживой природе из разных источников: научно- популярных изданий, учебных таблиц, электронных носителей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. 2 часа.
Введение. Место человека среди млекопитающих.
Общий обзор организма человека. 2 часа.
Строение клеток и тканей организма. Органы и системы органов человека.
Опорно – двигательная система. 14 часов.
Скелет человека. Его значение. Основные части скелета. Состав и строение костей. Соединение костей. Череп. Скелет туловища. Скелет верхних конечностей. Скелет нижних конечностей. Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов. Значение и строение мышц. Основные группы мышц человека. Работа мышц. Физическое утомление. Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие. Значение опорно – двигательной системы. Роль физических упражнений в её формировании.
Практическая работа № 1 «Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов»
Кровь и кровообращение. Сердечно – сосудистая система. 7 часов.
Значение крови и кровообращения. Состав крови. Органы кровообращения. Сосуды. Сердце и его работа. Большой и малый круги кровообращения. Сердечно – сосудистые заболевания и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.
Лабораторная работа № 1 «Состав крови»
Лабораторная работа № 2 «органы кровообращения. Сердце и его работа»
Дыхательная система. 5 часов.
Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания. Их строение и функции. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена дыхания. Болезни органов дыхания и их предупреждение.
Практическая работа № 2 «Газообмен в лёгких и тканях»
Пищеварительная система. 13 часов.
Значение питания. Пищевые продукты. Питательные вещества. Витамины. Органы пищеварения. Ротовая полость. Зубы. Изменение пищи в желудке. Изменение пищи в кишечнике. Печень. Гигиена питания. Уход за зубами и ротовой полостью. Предупреждение желудочно – кишечных и инфекционных заболеваний, глистных заражений. Пищевые отравления.
Мочевыделительная система. 2 часа.
Почки – органы выделения. Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа. 7 часов.
Кожа и её роль в жизни человека. Уход за кожей. Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями. Закаливание организма. Первая помощь при тепловых и солнечных ударах. Первая помощь при обморожениях и ожогах.
Нервная система. 7 часов.
Головной и спинной мозг. Нервы. Значение нервной системы. Режим дня. Гигиена труда. Сон и его значение. Вредное влияние спиртных напитков и курения на нервную систему.
Органы чувств. 7 часов.
Орган зрения. Гигиена зрения. Орган слуха. Гигиена слуха. Орган обоняния. Орган вкуса.
Охрана здоровья человека в Российской Федерации. 2 часа.
Охрана здоровья человека. Система учреждений здравоохранения в Российской Федерации.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Тема раздела |
Кол-во часов |
Кол-во лабораторных, практических работ |
Кол-во самостоятельных, контрольных работ |
1. |
Введение |
2 |
|
|
2. |
Общий обзор организма человека |
2 |
|
|
3. |
Опорно – двигательная система |
14 |
1 (п/р) |
1 (к/р) |
4. |
Кровь и кровообращение. Сердечно – сосудистая система |
7 |
2 (л/р) |
|
5. |
Дыхательная система |
5 |
1 (п/р) |
1 (с/р) |
6. |
Пищеварительная система |
13 |
|
1 (к/р) |
7. |
Мочевыделительная система |
2 |
|
|
8. |
Кожа |
7 |
|
|
9. |
Нервная система |
7 |
|
1 (с/р) |
10. |
Органы чувств |
7 |
|
1 (к/р) |
11. |
Охрана здоровья человека в Российской Федерации |
2 |
|
|
|
ИТОГО
|
68 |
4 |
5 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
№
|
Тема |
Практические, лабораторные работы |
Кол-во час |
Примечание |
1. |
Введение. Д/З: & 1
|
|
1 |
|
2. |
Место человека среди млекопитающих. Д/З: & 2
|
|
1 |
|
Общий обзор организма человека (2 час.)
|
||||
3. |
Строение клеток и тканей организма . Д/З: & 3
|
|
1 |
|
4. |
Органы и системы органов человека Д/З: & 4
|
|
1 |
|
Опорно-двигательная система (14 час.)
|
||||
5. |
Скелет человека. Его значение. Основные части скелета Д/З: & 5
|
|
1 |
|
6. |
Состав и строение костей Д/З: & 6
|
|
1 |
|
7. |
Соединение костей Д/З: & 7
|
|
1 |
|
8. |
Череп Д/З: & 8
|
|
1 |
|
9. |
Скелет туловища Д/З: & 9
|
|
1 |
|
10. |
Скелет верхних конечностей Д/З: & 10 |
|
1 |
|
11. |
Скелет нижних конечностей Д/З: & 11
|
|
1 |
|
12. |
Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов Д/З: & 12
|
П/Р №1 |
1 |
|
13. |
Значение и строение мышц Д/З: & 13
|
|
1 |
|
14. |
Основные группы мышц человека Д/З: & 14
|
|
1 |
|
15. |
Работа мышц. Физическое утомление Д/З: & 15
|
|
1 |
|
16. |
Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие Д/З: & 16
|
|
1 |
|
17. |
Значение опорно-двигательной системы. Роль физических упражнений в её формировании Д/З: & 17
|
|
1 |
|
18. |
Контрольная работа по теме: «Опорно-двигательная система» Д/З: стр. 64 - 65
|
|
1 |
|
Кровь и кровообращение. Сердечно - сосудистая система (7 час.)
|
||||
19. |
Значение крови и кровообращения Д/З: & 18
|
|
1 |
|
20. |
Состав крови Д/З: & 19
|
Л/Р № 1 |
1 |
|
21. |
Органы кровообращения. Сосуды Д/З: & 20
|
|
1 |
|
22. |
Органы кровообращения. Сердце и его работа Д/З: & 21
|
Л/Р № 2 |
1 |
|
23. |
Большой и малый круги кровообращения Д/З: & 22
|
|
1 |
|
24. |
Сердечно-сосудистые заболевания и их предупреждение Д/З: & 23
|
|
1 |
|
25. |
Первая помощь при кровотечениях Д/З: & 24
|
|
1 |
|
Дыхательная система (5 час.)
|
||||
26. |
Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания. Их строение и функции Д/З: & 25
|
|
1 |
|
27. |
Газообмен в лёгких и тканях Д/З: & 26
|
Практическая работа № 2 |
1 |
|
28. |
Гигиена дыхания Д/З: & 27
|
|
1 |
|
29. |
Болезни органов дыхания и их предупреждение Д/З: & 28
|
|
1 |
|
30. |
Самостоятельная работа по теме: «Сердечно -сосудистая и дыхательная системы» Д/З: стр. 111 - 112
|
|
1 |
|
Пищеварительная система (13 час.)
|
||||
31. |
Значение питания. Пищевые продукты Д/З: & 29
|
|
1 |
|
32. |
Питательные вещества Д/З: & 30
|
|
1 |
|
33. |
Витамины Д/З: & 31
|
|
1 |
|
34. |
Органы пищеварения Д/З: & 32 |
|
1 |
|
35. |
Ротовая полость. Зубы Д/З: & 33
|
|
1 |
|
36. |
Изменение пищи в желудке Д/З: & 34
|
|
1 |
|
37. |
Изменение пищи в кишечнике. Печень Д/З: & 35
|
|
1 |
|
38. |
Гигиена питания Д/З: & 36
|
|
1 |
|
39. |
Уход за зубами и ротовой полостью Д/З: & 37
|
|
1 |
|
40. |
Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний Д/З: & 38
|
|
1 |
|
41. |
Предупреждение инфекционных заболеваний и глистных заражений Д/З: & 39
|
|
1 |
|
42. |
Пищевые отравления Д/З: & 40
|
|
1 |
|
43. |
Контрольная работа по теме: «Пищеварительная система» Д/З: стр. 156 - 157
|
|
1 |
|
Мочевыделительная система (2 час.)
|
||||
44. |
Почки – органы выделения Д/З: & 41
|
|
1 |
|
45. |
Предупреждение почечных заболеваний Д/З: & 42
|
|
1 |
|
Кожа (7 час.)
|
||||
46. |
Кожа и её роль в жизни человека Д/З: & 43
|
|
1 |
|
47. |
Уход за кожей Д/З: & 44
|
|
1 |
|
48. |
Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями Д/З: & 45
|
|
1 |
|
49. |
Закаливание организма Д/З: & 46
|
|
1 |
|
50. |
Первая помощь при тепловых и солнечных ударах Д/З: & 47
|
|
1 |
|
51. |
Первая помощь при ожогах и обморожении Д/З: & 48
|
|
1 |
|
52. |
Обобщающий урок по теме: «Кожа» Д/З: стр. 185
|
|
1 |
|
Нервная система (7 час.)
|
||||
53. |
Головной и спинной мозг Д/З: & 49
|
|
1 |
|
54. |
Нервы Д/З: & 50
|
|
1 |
|
55. |
Значение нервной системы Д/З: & 51
|
|
1 |
|
56. |
Режим дня, гигиена труда Д/З: & 52
|
|
1 |
|
57. |
Сон и его значение Д/З: & 53
|
|
1 |
|
58. |
Вредное влияние спиртных напитков и курения на нервную систему Д/З: & 54
|
|
1 |
|
59. |
Самостоятельная работа по теме: «Нервная система» Д/З: стр. 203 - 204
|
|
1 |
|
Органы чувств (7 час.)
|
||||
60. |
Орган зрения Д/З: & 55
|
|
1 |
|
61. |
Гигиена зрения Д/З: & 56
|
|
1 |
|
62. |
Орган слуха Д/З: & 57
|
|
1 |
|
63. |
Гигиена слуха Д/З: & 58
|
|
1 |
|
64. |
Орган обоняния Д/З: & 59
|
|
1 |
|
65. |
Орган вкуса Д/З: & 60
|
|
1 |
|
66. |
Контрольная работа по теме: «Нервная система и органы чувств» Д/З: стр. 224
|
|
1 |
|
Охрана здоровья человека в Российской Федерации (2 час.)
|
||||
67. |
Охрана здоровья человека Д/З: & 61
|
|
1 |
|
68. |
Система учреждений здравоохранения в Российской Федерации Д/З: & 62
|
|
1 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.