РП Заикание

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 24.11.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа логозанятий с учащимися с заиканием
Иконка файла материала план заикание.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №103»

 

 

  СОГЛАСОВАНО

Методист МБОУ «СОШ № 103»

 __________ В.И.Сапелкина

«___»___________2018 г.

                           УТВЕРЖДАЮ

      Директор МБОУ «СОШ №103»

                                           ____________________В.В.Ищук

 «___»__________2018 г.

 

Рабочая программа

учителя-логопеда

 

Индивидуальные занятия с учащейся 4 класса

по коррекции заикания и общего недоразвития речи

 

 

Учебный год: 2018-2019

Общее кол-во часов 44,                                                                                                                                                   Учитель-логопед

кол-во часов в неделю 2                                                                                                                         Соломина Анна Владимировна  

 

 

 

 

 

Характеристика заикающихся:

Можно выделить 3 группы заикающихся:

1 группа. Дети с обычным темпом движений (свободные, плавные, координированные движения), с активным вниманием. К речи некритичны. Не испытывают страха речи, контролируют её. В незнакомой обстановке угловаты, напряжены. Дают хорошие результаты при коррекции, рецидивы редки.

2 группа. Дети с быстрыми, беспорядочными движениями, двигательным беспокойством, плохой моторикой. Они суетливы, болтливы, их речь торопливая, смазанная, недоговариваются слова, фразы. Выражен страх речи. Плохо вступают в контакт, демонстрируют яркие эмоциональные реакции. Отмечаются сопутствующие движения. После лечения и логопедического воздействия успокаиваются, темп речи выравнивается, запинки постепенно проходят (могут проявляться при сильном волнении).

3 группа. Дети с замедленным темпом движений, вялые, нерешительные, малоактивные. Речь медленная, монотонная, голос тихий, дыхание короткое, артикуляция вялая, есть страх речи. После коррекции и лечения становятся активнее, движения и речь нормализуются. Остаются редкие и лёгкие запинки. Возможны рецидивы.

 

Ведущие признаки заикания

  1. Судороги в периферических отделах речевого анализатора (дыхательном, голосовом, артикуляционном), лицевые судороги;
  2. Расстройство общей моторики. У детей с заиканием обычно нарушены общая и мелкая моторика. Их движения некоординированы, нет синхронности в движениях правой и левой рук, ног, нарушена осанка. Эти дети не могут поймать мяч; медленно, роняя, выкладывают карточки; испытывают трудности в работе с мелкими предметами; у них из рук часто выпадают ручки, карандаши. Речь заикающихся, как правило, сопровождается сопутствующими движениями, которые проявляются по-разному: от раздувания крыльев носа и зажмуривания глаз до сложных движений всем телом (кивание головой, раскачивание, притопывание, сжатие кулаков и т.д.).
  3. Нарушение вегетативной нервной системы (усиление потовыделения, покраснение кожного покрова).
  4. Нарушение эмоционально-волевой сферы.  Заикание существенно отражается на формировании личности, наблюдается нарушение системы отношений, что приводит к патологическим формам поведения и сужению рамок социальной адаптации ребёнка. Нарушение общения у заикающихся меняет условия формирования личности, развития сознания и самосознания. У детей с невротической формой заикания общественные отношения  (с родителями, сверстниками) нарушаются постепенно, по мере закрепления речевой патологии и осложнения её вторичными явлениями. При неврозоподобной форме заикания развитие общественных отношений сильно отстаёт от нормы. Заикающиеся дети характеризуются такими особенностями поведения, как тревожность, мнительность, боязливость и т.д. С возрастом появляется неуверенность в себе, образуется низкая самооценка, возникает боязнь речевого общения.

 

Типы течения заикания

  1. Стационарный тип – характеризуется достаточной стабильностью протекания дефекта, то есть выраженностью речевого дефекта, наличием логофобии, сопутствующих психопатологических и моторных нарушений.
  2. Рецидивирующий тип – чередование плавной речи с периодами заикания.
  3. Волнообразный тип – периоды различной длительности то в сторону улучшения, то ухудшения.
  4. Прогредиентный тип – тенденция к ухудшению речи (к усиленному заиканию).

 

Для реализации программы требуется тесное сотрудничество психолога, логопеда и педагогов в ходе коррекционного процесса, личностно-ориентированный подход при выборе методов, приемов воздействия, определении конкретного содержания заняти

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Ученик научится:

  •  речевого статуса в пределах нормы в результате устранения судорожного компонента речевого нарушения (устранения проявлений заикания в разных формах речи) или улучшение речевого статуса за счет снижения в значительной степени частоты, силы, длительности судорог, их распространенности в формах речи (т.е. изменение степени выраженности заикания);

·      улучшение состояния дыхательной функции (нормализация вдоха, формирование выдоха, соответствующего количеству слов во фразе);

·      совершенствование моторики;

Ученик получит возможность научиться:

·      совершенствованию просодического компонента речи;

·      развитию экспрессивной речи ;

·      расширению коммуникативных возможностей за счет снижения уровня эмоционального напряжения;

 

В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (в дальнейшем ОНР) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте.

У детей с ОНР наблюдаются и особенности познавательной деятельности. Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.

Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок. Отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления.

Наряду с общей соматической ослабленностью этим детям присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Речевое недоразвитие у детей младшего школьного возраста может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-грамматического недоразвития. ОНР выявляется в ходе специального логопедического обследования. Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения.
            Программа коррекционного обучения направлена на устранение недостатков лексико-грамматической стороны речи, преодоление заикания, развитие внимания, памяти, мыслительных процессов и коммуникативных навыков. Программа рассчитана на период обучения в четвертом классе. Занятия проводятся индивидуально 2 раза в неделю.

 

 

 

 

 

 

№ п/п

Тема коррекционного занятия

ноябрь

  1

Сопряжённая речь.

Осень. Сезонные изменения в природе.

Формирование навыка подбора родственных и однокоренных слов. Анализ предложений с пропущенными одно-коренными словами (все  живое  хочет жить).  Словарно-объяснительные диктанты. Группировка слов по значениям. Сравнение и обоснование своего выбора «С горы несся. . . (водный, водянистый) поток». Самостоятельное выполнение различных за­даний с последующим выводом. Игровые упражнения на развитие логичес­кого мышления, на закрепление навыка поль­зования полученными знаниями «В гости к родственникам» , «Узнай родственника» , «Горка»  и т.д.

 

2

Сопряжённая речь.

Осень. Сезонные измен. в природе.

Составление словосочетаний и предложений с однокоренными словами, объясняющими значение корня. Сравнение слов по их лексическому значе­нию, их группировка. Образование однокоренных слов по задан-схеме (МОРЕ -      ,        ,      ) и т . д .

 

  3

Отражённая речь в простой фразе.

Растения огорода. Фрукты, овощи.

Формирование навыка нахождения безу­дарной гласной в корне слова и провероч­ных слов . Постановка ударения в словах и нахожде­ние безударной гласной (игровые упражнения, графические диктанты, шифровки) . Работа по расширению активного словаря за счет подбора родственных прове­рочных слов и уточнения их значений . Анализ процесса усвоения зна­ний о безударной гласной (исправление оши­бок, доказательства и обоснование правиль­ности выбора, игровые задания).

 

4

Отражённая речь в простой фразе.

Растения огорода. Фрукты, овощи.

Формирование навыка образования слов при помощи суффиксов и адекватного их примене­ния: - уменьшительно-ласкательных (-ИК-.-ЕК-, -ОК-, -ЕК- , -УШК-, -ШК- , -ОНЬК- , -ЕНЬК- , -ЕЧК- , -ОЧК-,-Ц-,-ИЦ-,-ЕЦ-) ; - увеличения (-ЮЦ-, -УЩ-) ; - прилагательных и глаголов .

Наблюдение за изменением слов при об­разовании их с помощью суффиксов (ТЕЛО—ТЕЛЬЦЕ, НОС -НОСИК- НОСИЩЕ, и т.д.). Отбор и преобразование слов .

Подбор и объяснение выбора слова с ну­жным суффиксом в словосочетаниях и предло­жениях: «У великана ... , а у гнома ... « (усики, усищи) .

 

  5

Отражённая речь на простых стихотворениях, читаемого текста.

Детеныши животных.

Формирование навыка образования слов при помощи суффиксов и адекватного их примене­ния: - обозначающих детенышей ( -ОНОК- , -ЕНОК- , -ЕНЫШ-); Объяснение изменения значений слов от выбранного суффикса.

 

6

Отражённая речь на простых стихотворениях, читаемого текста.

Профессии.

Формирование навыка образования слов при помощи суффиксов и адекватного их примене­ния: - обозначающих лиц по профессии или роду деятельности (-ЧИК-, -ЩИК-, -ТЕЛЬ-, -НИК-, -ИСТ-, -ЕЦ-, -ЕР-, -ИК-, -НИЦ-) ; Образование слов , словосочетаний по схемам .

 

декабрь

 

  7

Отражённая речь из материала окружающей обстановки. Перелётные птицы.

Формирование навыка образования слов при помощи приставок и их адекватного употреб­ления в речи: - обозначающих направленность движения (В-, ВЫ- , ДО- , ЗА- , НА- ) ; - с гласной А (НАД-, ЗА-, НА-); Наблюдение за изменением смысла слов при образовании их с помощью приставок (говорить - наговаривать, проговорить, под­говорить , отговорить и т.д.). Введение вновь образованных слов с при­ставками в словосочетания, предложения

 

 

  8

Повторение ранее заученных фраз из стихотворений. Домашние животные

Формирование навыка образования слов при помощи приставок и их адекватного употреб­ления в речи: неизменяемых приставок : с гласной О (СО-, ПРО-, ВО-, ОБ-, О-, ОБО- , ПО- , ПОД- , ПОДО- , ОТ- , ОТО- ) ;

 

9

Повторение фраз прозаического характера.

Домашние птицы

 

Формирование навыка образования слов при помощи приставок и их адекватного употреб­ления в речи: - неизменяемых приставок У- , ВЫ- , В- ; Наблюдение за ролью приставочных гла­голов в контексте . Преобразование слов с помощью приставок Смыслоразличительная роль их в речи .

 

  10

Ответы на вопросы по предметным картинкам.

 Части тела. Человек и его здоровье.

 

Формирование навыка образования слов при помощи приставок и их адекватного употреб­ления в речи: неизменяемых приставок ИЗ-, ИС- , ЧЕРЕЗ-, ЧЕРЕС-, БЕЗ-, БЕС-, ВОЗ- , ВОС- , ВЗ- , ВС-, РАЗ-, РАС-, РОЗ-, РОС- ;

 

11

Ответы на вопросы по предметным картинкам.

Зимняя одежда, обувь, головные уборы.

 

Формирование навыка образования слов при помощи приставок и их адекватного употреб­ления в речи: - приставок ПРЕ-, ПРИ-. Объяснение изменения значений слов от выбранной приставки (прилечь, присесть, приостановиться и т.д.) . Подбор и обоснование выбора приставки. Образование новых слов с приставками по заданной схеме (ПРИ - шить, -бежать, -нести, -везти, -образовать и т.д. ) .

 

  12

Ответы на вопросы по незнакомым предметным картинкам.

Зимняя одежда, обувь, головные уборы.

 

Подбор подходящих по смыслу слов с при­ставкой в предложения и обоснование своего выбора. Соотношение между значением и формой приставочного слова.

Сравнение лексического значения слов в зависимости от приставок Обоснование самостоятельного выбора подходящего по смыслу слова в словосочета­ниях, предложениях (работа по карточкам). Подбор слов с противоположным значением с приставкой. Смысловой анализ слов с приставками, введение их в словосочетания и предложения. Анализ процесса усвоения зна­ний о приставке , ее роли (исправление оши­бок, доказательства и обоснование правиль­ности выбора, игровые задачи) .

 

13

Ответы на вопросы по незнакомым предметным картинкам. Праздники. Новый год.

 

Формирование понятия о предлогах и спосо­бах их использования в речи. Уточнение представлений о смысловом (семантическим) значении предлогов. Ознакомление с условным обозначе­нием предлогов как об отдельном слове . Шифровка и расшифровка текстов с пред­логами, графические диктанты (предлог + существительное).

 

  14

Воспроизведение картинок по памяти. Праздники Новый год.

 

Формирование навыка правильного упо­требления той падежной формы имени суще­ствительного, которого требует связанный с существительным предлог . Составление словосочетаний и предложений. Упражнения на исправление ошибок в тек­ста.

 

январь

15

Ответы на вопросы по сюжетным картинкам.

Продукты. Магазин.

Формирование навыка различения предлогов и приставок .

Наблюдение за соотношением предлогов и глагольных приставок. Упражнения на слитное и раздельное написа­ние . Например : (Пере) прыгнул (через ) порог .

 

  16

Ответы на вопросы по сюжетным картинкам.

Продукты. Магазин.

Формирование навыка различения предлогов и приставок.

Сравнение словосочетаний с приставками и предлогами. Например: (До) ехал (до) ручья. (До)води дело (до)конца. и т.д. Анализ процесса усвоения учащимися знаний о различии приставки и предлога.

17

Ответы на вопросы по прочитанному материалу про себя.

Посуда.

Формирование навыка различения предлогов и приставок.

Подбор подходящих по смыслу предлогов и приставок в словосочетания, предложения , тексты.

  18

Ответы на вопросы по прочитанному материалу про себя.

Посуда.

Формирование навыка различения предлогов и приставок. Творческие задания (исправление ошибок, запись возмож­ных вариантов, перекрестные проверки и т.д). Дидактические игры «Не ошибись», «Заказ», «Не пропусти» и т.д.

 

февраль

19

Ответы на вопросы по услышанному.

Мебель. Квартира.

Формирование практического навыка подбора антонимов .

Нахождение в текстах антонимов, уточ­нение их значений. Подбор антонимов к выделенным словам, вставка в предложения и тексты. Группировка слов по значениям: ПРИБЛИ­ЖЕНИЕ - УДАЛЕНИЕ и т.д. Введение их в слож­ные предложения .

Анализ различий антонимов в тексте .

Сравнение слов, словосочетаний и пред­ложений с антонимами (ХОЛОДНЫЙ УТЮГ - ГОРЯ­ЧИЙ УТЮГ , ХОЛОДНОЕ ПАЛЬТО -  и т.д.).

20

Ответы на вопросы по услышанному.

Мебель. Квартира.

Введение в речь фразеологических обо­ротов с антонимами. Объяснение значений предложений, пос­ловиц с антонимами (БОЛЬШЕ ДУМАЙ, А МЕНЬШЕ ГОВОРИ). Анализ процесса усвоения учащимися знаний об антонимах. Нахождение и исправление неправильно подобранных антонимов .

  21

Заученные ответы.

Времена года.

Формирование практического навыка подбора синонимов. Наблюдение за синонимическими рядами . Нахождение в текстах синонимов, уточ­нение их значений. Подбор синонимов к выбранным словам, вставка в предложения и тексты. Введение в речь фразеологических обо­ротов с синонимами .

 

22

Развёрнутые ответы по образцу. Животные северных и жарких стран.

Анализ и объяснение оттенков значений синонимов в предложениях и текстах. Группировка слов по значениям (лечить­ся, нестись , торопиться , спешить и т.д.). Введение их в речь.

  23

Заученные ответы. Весна.

 

Распределение синонимов по степени обозначаемого действия или признака (блес­теть - сверкать , красивый - прекрасный ) . Анализ оттенков значений предложений.

24

Самостоятельные ответы на вопросы. Инструменты.

Корректировка текстов (замена повторя­ющегося слова синонимом) Выбор более точного синонима в предло­жении, текст из слов , данных в скобках (тишина - затишье - безмолвие) .

  25

Ответы на вопросы постороннего человека. Инструменты.

Сравнение слов , словосочетаний и пред­ложений с синонимами. Исключение «лишнего» слова в ряду си­нонимов. Использование синонимов и синонимичес­ких рядов для усиления выразительности речи (творческие пересказы, устные сочинения) . Дидактические игры: «Синонимы», «Скажи иначе»  и др .

  26

Произнесение заученных фраз, связанных по смыслу. Электроприборы.

Многозначность слов.

Наблюдения за многозначностью слов в контекстах. Выделение их, определение зна­чений. Составление предложений из данных сло­восочетаний (меткий лук - зеленый лук). Подбор синонимов к многозначным словам (ворона - ротозей, разиня) . Введение их в предложение. Пересказ текста с заменой одинаковых слов, близких по значению («Не хочет косой косить косой» , говорит : «Коса коса». Объяснение и замена омонимов близкими по смыслу словами. Введение в речь словосочетаний с пря­мым и переносным значением (копна сена -копна волос, намылить шею - ?? и т.д.) 3. Составление предложений со словосоче­таниями типа: золотая брошь , золотая голова золотая осень и т.д.

Сравнение предложений, включающих мно­гозначные слова (потерять Здоровье - поте­рять вечер). Определение разницы в прямом и пере­носном значении слов (глубокая река - глу­бокая старость) . Обоснование разницы в значении много­значных слов (кисть руки - кисть художника-кисть винограда).

март

  27

Составление фраз по картинкам по данному образцу.

Профессия продавца. Магазин игрушек.

Выделение словосочетаний в предложении
и установление связей между словами при по­
мощи вопросов:
1) постановка вопросов от главных слов в
предложении к подчиненным :
РАБОТАЛИ (где?) В САДУ и т.д.;
2) схематическое изображение связей между
словами в предложении:
ПЕСНЯ < --------------------  > ЛИЛАСЬ
1                  1

1                  1 ГРУСТНАЯ          ИЗ ОКНА  и т.д. 3) объяснение значений встретившихся в тексте словосочетаний

 

  28

Составление фраз, связанных по смыслу. Профессии людей.

 

Работа над устойчивыми словосочетани­ями, фразеологизмами, образными выра­жениями: - объяснение их значений; - замена близкими к ним; - введение в предложения; - объяснение цели их использования .

 

  29

Воспроизведение фраз по памяти.

Профессии людей.

Конструирование самостоятельных сло­восочетаний: составление словосочетаний из данных слов путем объединения их по смыслу и при изменении формы слова: - Солнце, ночь, река, птицы, поле, летний, певчие, убранное, лунная, яркое , теплая ; - Лунный, дорожка; привязать, ветка; звонкое, голос,- позвонить, друг; встретиться, друг; - Грести , писать , шагать ; быстро , сильно , красиво и т.д.

  30

Пересказ по прочитанному про себя.

Транспорт.

Составление словосочетаний по данному главному слову путем подбора подходя­щих по смыслу зависимых слов : - свет (какой?) , уважать (кого?) , радоваться (чему?) , верить (во что? и т.д. 3) составление словосочетаний по данному зависимому слову путем подбора главно­го слова : - товарищу (рад , помог , отдал и т.д.) - товарища (узнал, встретил, обидел) ; - горячее, вкусное, сладкое .... ; - быстро .... , медленно .... и т.д.

  31

Самостоятельно подготовленный пересказ по картинке.

Профессии людей.

Составление словосочетаний по данным однокоренным словам, требующим поста­новки существительных в разных падежах - благодарить (кого?, за что?) , бла­годарность (кому?) и т.д.

  32

Пересказ по услышанному сообщению.

Правила дорожного движения.

Составление словосочетаний, в которых главное слово требует употребления су­ществительного с определенным предло­гом: - интерес к .... ; любовь с .... ; отчет о .... ; надежда на .... ; и т . д . ; 6) составление словосочетаний, в которых предлог соответствует глагольной при­ставке : - забежать за . . . . ; отплыть от . . . . ; и т.д.

апрель

  33

Простые обращения, просьбы. Моя семья.

Формирование навыка составления предло­жений по данному образцу. Чтение образцов . Отработка интонации , выразительности, выяснение значения предло­жения: -выделение предложения из речевого потока; -отработка интонации законченности предло­жения ( . ? ! );

  34

Пересказ по содержанию картины.

Комнатные растения.

-отработка интонации перечисления при од­нородных членах, при обращениях и прямой речи, при вводных словах, логических пауз : -отработка навыка эмоционально окрашивать свою речь , произносить предложения в ус­коренном или замедленном темпе , тише или громче.

35

Пересказ текста, прочитанного дома. Комнатные растения.

 

Составление предложений по вопросу ло­гопеда. От конкретных вопросов (что?) до вопросов, требующих составления сложных предложений (почему?, зачем? и др.) . Составление предложений , аналогичных данному, на эту и другие темы. 

36

Пересказ по схемам-карточкам. Весна.

Формирование навыка конструирования предложений . Восстановление деформированного текста.

37

Пересказ-театрализация.

 Речные рыбы.

 

Деление сложного текста без точек и заглавных букв на предложения.

  38

Пересказ по опорным словам. Наш город.

Ступенчатое распространение простого предложения с помощью вопросов.

  39

Описание совершаемых действий. Прогулка в лес.

Сокращение распространенного предло­жения. Соединение двух или трех простых пре­дложений в одно сложное или простое с одно­родными членами.

 

40

Составление простого рассказа по картинке. Ягоды.

Построение сложных предложений из нес­кольких различных элементов . Составление сложных предложений с опо­рой на зрительные символы. Выражение одной и той же мысли в нес­кольких вариантах .

 

41

Составление простого рассказа по картинке. Цветы.

 

Построение предложений заданного типа .

Составление предложений по данной син­таксической схеме :

ПОДЛЕЖАЩЕЕ  < -----  > СКАЗУЕМОЕ
второстепенный член   второстепенный член

Редактирование предложений, содержа­щих речевые ошибки, недочеты.

 

42

Cоставление рассказа по серии сюжетных картинок. Школа.

Самостоятельное творческое составле­ние предложений по опорным  словам (2-3 слова), по одному опорному (новому) слову..

май

43

Cоставление рассказа по серии сюжетных картинок. День победы.

Самостоятельное творческое составле­ние предложений по заданному обороту речи, фразеоло­гизму.

44

Составление рассказа, аналогично прочитанному. Цветы.

 

Самостоятельное творческое составле­ние предложений по началу предложения или его концу.

Итого: 44