РП кружка "Умелые ручки"
Оценка 5

РП кружка "Умелые ручки"

Оценка 5
Разработки курсов
doc
технология
1 кл
13.01.2018
РП кружка "Умелые ручки"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» разработана для обучающихся 1 класса общеобразовательной школы. Соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В структуру входят следующие разделы: Пояснительная записка, общие цели соответствующего уровня общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса, основные принципы построения программы, методы, формы и приёмы работы, обоснование выбора данного направления ВУД, общая характеристика учебного предмета, курса, описание места учебного предмета, курса в учебном плане, личностные, метапредметные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса, содержание, календарно – тематическое планирование, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
умелые ручки.doc
Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение  Гусинская средняя общеобразовательная школа  Краснинского района Смоленской области Рассмотрено на заседании ШМО учителей  начальных классов протокол №1  от «      »____________ 2014 Руководитель ШМО  _____________(Карпова Е.В.) Согласовано Утверждено зам. директора по ВР  МБОУ Гусинской СОШ приказ №        от  «      »____________ 2014 ________(Точиленкова Г.П.) «      »____________ 2014 Директор  МБОУ Гусинской СОШ  ____________(Егорова С.Ф.) Рабочая программа внеурочной деятельности  «Умелые ручки» (1 «А» класс) составила   Карпова Елена Васильевна  учитель высшей категории Гусино  2014 – 2015 Пояснительная записка Рабочая программа кружка «Умелые ручки» в 1 классе  составлена на основе:   ФЗ «Об образовании в Российской Федерации №273 – ФЗ от 29 декабря 2012 г,  ФГОС   НОО   (Утверждён   приказом   Министерства   образования   и   науки   Российской Федерации от «6» октября 2009г. № 373),   БУП МБОУ Гусинской СОШ на 2014­2015 учебный год, При разработке рабочей программы использованы материалы Панфиловой С. Л., учителя начальных классов  МОУ Кольской   ООШ №3 Кольского района    Мурманской области Общие цели соответствующего уровня общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса Цель курса  –   общее развитие детей специфическими средствами, присущими данному курсу,  эстетическое воспитание школьников и привитие им практических навыков.  1.Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки. 2. Обеспечение дополнительных знаний по технологии.  3.Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого           человека, любви к родному краю и себе.  Задачи курса: 1. Познакомить   учащихся   с   материалами   и   инструментами,   используемыми   на   занятиях ручным трудом, основными приемами  работы с ними.  2. Познакомить учащихся с оборудованием рабочего места, основами безопасного поведения во время работы. 3. Совершенствовать навыки ручного труда.  4. Развивать   мелкую   моторику   рук   в   процессе   освоения   различных   технологических приемов.  5. Развивать   конструкторские   способности,   самостоятельное   мышление,   воображение, фантазию.  6. Воспитывать и развивать художественно­эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность, вызывать интерес к народным видам творчества. 7. Помочь детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми. 8. Реализовывать духовные, эстетические и творческие способности детей. 9.  Учить планировать свою работу и доводить её до конца. Основные принципы построения программы:  Посильности  Наглядности  Учёта возрастных особенностей детей.  Учёта интересов современного школьника.  2 На   занятиях   используются   различные   методы   обучения   (словесные,   наглядные, практические),   сочетания   их.   Словесные   методы   –   это   рассказ,   беседа.   Рассказом руководитель начинает новую тему. К наглядным методам обучения относится демонстрация на   занятиях   различных   схем,   образцов,   фотографий,   иллюстраций.   Демонстрацией руководитель   сопровождает   объяснение   нового   материала.   Различные   методы   и дидактические   приемы   обучения   используются   на   занятиях   в   разных   сочетаниях,   в зависимости от поставленных перед обучением задач. Основное место на занятиях отводится практической работе.  Большое место на занятиях отводится инструктажу, который включает как словесные, так   и   практические     методы   обучения.   Инструктаж   применяется   при   обучении   детей практическим   видам   деятельности.   Используются   разные   виды   инструктажа:   вводный, текущий, заключительный, фронтальный, индивидуальный, групповой.   Большая   роль   отводиться   овладению   обучающимися   технологического   мастерства, развитию у них художественного вкуса, творческого отношения к выполняемой работе. Надо, чтобы дети научились вносить в работу элементы фантазии, возможное разнообразие.   Для развития творческих способностей следует использовать задания с творческим характером. Методы, формы и приёмы работы Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя. Учителю   необходимо   как   можно  меньше   объяснять   самому,     стараться   вовлекать   детей   в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь.  Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.  Большое   внимание   на   занятиях   следует   уделять   формированию   у   детей   умения согласовывать   свои   желания   с   желаниями   других   детей,   помогать   друг   другу   в   сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию. Обоснование выбора данного направления ВУД Общая характеристика учебного предмета, курса В   государственном   стандарте   начального   общего   образования   неоднократно подчёркивается   особое   значение   предметно­практических   видов   деятельности   для   общего развития личности ребёнка младшего школьного возраста, важности сохранения его здоровья и   стимулирования   эмоционального   благополучия   в   системе   общего   образования.   ФГОС предусматривает     возможность   организации   дополнительных   занятий   по   предмету (соответствующих   кружков   и   факультативов)   путём   использования   часов   из   объёма, предусмотренного для внеурочной работы.  Проблема   развития   детского   творчества   в   настоящее   время   является   одной   из наиболее   актуальных   проблем,   ведь   речь   идет   о   важнейшем   условии   формирования индивидуального   своеобразия   личности   уже   на   первых   этапах   ее   становления.   «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими   словами:   чем   больше   мастерства   в   детской   руке,   тем   умнее   ребенок”,   ­   писал В.А.Сухомлинский.  3 Детское   творчество   имеет   большое   значение   для   обучения   и   воспитания   младших школьников.   Оно   способствует   развитию   зрительного   восприятия,   памяти,   образного мышления,  привитию ручных умений  и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.  С каждым годом становится все больше детей, которые отстают от своих сверстников в своем развитии. Человеческие руки – это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка.  Практика показывает, что, придя в школу в возрасте 6­7 лет, 70­80% первоклассников имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук. Слабость, неловкость, неразвитость   кисти   руки,   невозможность   осуществления   тонких   дифференцированных движений   не   позволяют   ученику   выработать   хороший   почерк   и   выдерживать   длительное напряжение руки в процессе письма.  Неудовлетворительный   уровень   развития   мелкой   моторики   проявляется   в неспособности   проводить  достаточно   четкие  и  прямые  линии  при   срисовывании  образцов геометрических фигур, начертании печатных букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое. Состояние   тонкой   ручной   моторики   оказывает   большое   влияние   и   на   развитие   у ребенка речевой функции, т.к. на кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с теми центрами головного мозга, которые влияют на речь человека. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) ­ это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Причин, ведущих к недостаточному развитию моторики много, но среди них можно выделить   основные,   наиболее   распространенные,   отражающие   общие   условия   развития   и воспитания современных детей. Наряду с ослабленным здоровьем и сниженным показателем общего физического развития детей, отставание в развитии моторики психологи объясняют и рядом   социальных   факторов.   У   детей   нередко   очень   мал   опыт   выполнения   графических заданий,   рисования,   несовершенна   координация   движений   руки,   низок   уровень   зрительно­ моторной  координации,  пространственного   восприятия   и  зрительной   памяти.  «Домашние» дети, не посещавшие до школы детский сад, иногда имеют катастрофически низкий уровень сформированности навыков тонкой ручной моторики (рисование, лепка, вырезание из бумаги и прочее), поскольку родители не уделили этому аспекту развития должного внимания. Это уже с первых дней обучения создает комплекс трудностей.  Необходимо   учесть,   что   в   первые   4   года   обучения   в   школе   у   детей   окончательно формируются   мелкие   мышцы   рук,   идет   интенсивное   развитие   речи,   развиваются   такие психические процессы как внимание, память, мышление. Причем ребенок, придя в 1 класс и владея лишь наглядно­образным, а кто­то и предметно­действенным образом мышления, уже к   4   классу   должен   уметь   мыслить   абстрактно.   Именно   занятия   ручным   трудом   имеют уникальные   возможности   для   развития   всех   психических   свойств   личности   ребенка,   для развития тонкой моторики рук.  Наибольшие   возможности   для   развития   творческих   способностей   детей   младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Но, к сожалению, в базисном учебном плане нашей СОШ на изучение курса «Технология»  отводится 1 час в неделю.  Этого  явно  недостаточно  для  развития  детского  творчества.  Улучшить  ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.  Программа   кружка   спланирована   так,   чтобы   она   не   дублировала   программный материал   по   курсу  «Технология»,   а   чтобы     внеклассные   занятия   расширяли   и   углубляли сведения, совершенствовали навыки и умения, получаемые детьми на уроках технологии.  4 Программа рассчитана на обучение детей младшего школьного возраста 6,5 ­7 лет, на 1 год обучения.     Годовой цикл предусматривает 33 часа (из расчета 1 занятие в неделю по 1 часу, учебный час 35 минут) с сентября по май включительно. Занятия проводятся в учебном классе  МОУ Гусинской  СОШ.  Занятия  распределены   и  выстроены  в  порядке  увеличения сложности и объема работы.  Кружок   «Умелые   ручки»   развивает   творческие   способности   –   процесс,   который пронизывает   все   этапы   развития   личности   ребёнка,   пробуждает   инициативу   и самостоятельность   принимаемых   решений,   привычку   к   свободному   самовыражению, уверенность в себе. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане  (количество часов в неделю, за год) Программа рассчитана на 1 год обучения. Годовой цикл предусматривает 1 занятие в неделю по 1 часу  и составляет  33часа в год.  Занятия проводятся в учебном классе МБОУ Гусинской СОШ. Занятия распределены и   выстроены   в   порядке   увеличения   сложности   и   объема   работы.   Весь   курс   состоит   из взаимосвязанных тем. На изучение каждой темы отводится 1­3 занятия. Количество занятий зависит от объема и сложности работы. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса В  результате  освоения   программы  у  обучающихся    будут    сформированы  предметные знания,  умения,  навыки  и  представления,  предусмотренные  программой  курса,  а  также личностные,  регулятивные,  познавательные,  коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. В сфере личностных универсальных действий у обучающихся будут сформированы  ­ внутренняя положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;  ­ готовность оценивать свой труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;  ­осознание себя как индивидуальности с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам; ­понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами.  Освоение программы курса способствует  формированию таких личностных качеств, как  любознательность,  трудолюбие,  способность  к  организации  своей  деятельности  и  к преодолению  трудностей,  целеустремлённость  и  настойчивость  в  достижении  цели, умение  слушать  и  слышать  собеседника,  обосновывать  свою  позицию,  высказывать  своё мнение. Обучающийся           по   л   у  чит          в  о  зм   о  жность         для          ф   ор   миро  в  ания:     – устойчивого познавательного интереса к освоению нового; – адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности. 5 Метапредметные результаты изучения курса (регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия)  с  я: Регулятивные  универсальные учебные действия  а  у  чит  Обучающийся  н   – принимать  и  сохранять  учебную  задачу  и  активно  включаться  в  деятельность, направленную на её решение, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; – планировать  своё  действие  в  соответствии  с  поставленной  задачей  и  условиями  её реализации, в том числе во внутреннем плане; – различать  способ  и  результат  действия;  контролировать  процесс  и  результаты деятельности; – вносить  необходимые  коррективы  в  действие  после  его  завершения,  на  основе  его оценки и учёта характера сделанных ошибок; – выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах; – адекватно  оценивать  свои  достижения,  осознавать  возникающие  трудности  и  искать способы их преодоления. по   о  жность – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. –     н  а  у  чить  л   у  чит      в  о  зм   с  я:     Познавательные универсальные учебные действия  с  я:         н  а  у  чит  Обучающийся     – осуществлять анализ объектов с выделением существенных  и  несущественных  признаков; – проводить  сравнение  своего результата с образцом; – строить  рассуждения  в  форме  связи  простых  суждений  об  объекте,   его  строении, свойствах и связях.      с  я:     в  о  зм   л   у  чит      н  а  у  чить  о  жность по  – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; – устанавливать причинно­следственные связи; – осуществлять  выбор  наиболее  эффективных  способов  решения  задач  в  зависимости от конкретных условий; Коммуникативные универсальные учебные действия  с  я:         н  а  у  чит  Обучающийся     ­ выражать в речи свои мысли и действия; ­ строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а  что нет; ­ задавать вопросы; ­ использовать речь для регуляции своего действия. по  – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия; – аргументировать  свою  позицию  и  координировать  её  с  позициями  партнёров  в  о  жность     н  а  у  чить  л   у  чит      в  о  зм   с  я:     совместной деятельности; – осуществлять  взаимный  контроль  и  оказывать  в  сотрудничестве  необходимую помощь. 6 Предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса По окончании курса дети получат возможность узнать:          правила   безопасности   труда   и   личной   гигиены   при   работе   с   разными   материалами   и инструментами;  правила организации своего рабочего места, поддержания на нем порядка во время работы;  название и назначение ручных инструментов, материалов, приспособлений;  правила   пользования   ручными   инструментами   для   обработки   бумаги,   картона,   ткани   и других материалов;  название и назначение материалов; способы обработки различных материалов; приемы  разметки разных материалов с помощью шаблонов, линейки, угольника;  способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка); способы соединения деталей из бумаги и других материалов.  По окончании курса дети получат возможность научиться:   соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;      правильно организовать свое рабочее место, поддерживать на нем порядок во время работы;    правильно называть ручные инструменты и использовать их по назначению;  анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);  экономно размечать материалы с помощью шаблонов, линейки, угольника;  сгибать листы бумаги, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали с помощью клея. бережно относиться к инструментам и материалам.    Содержание. Содержание   программы   представлено   различными   видами   трудовой   деятельности: работа   с   разными   видами   бумаги,   тканью,   работа   с   природным   материалом,   работа   с бросовым   материалом  (обертки   от   конфет,   шоколада,   красочные  страницы   журналов, картонные коробочки и т.д.)  и направлено на овладение школьниками необходимых в жизни элементарных   приемов   ручной   работы   с   разными   материалами,   изготовление   поделок, различных полезных предметов для школы и дома.  По   каждому   виду   труда   программа   содержит   примерный   перечень   практических   и теоретических работ.  Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами,   название   используемых   материалов   и   ряда   их   свойств,   подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.  При   обсуждении   технологии   изготовления   изделия   первоклассники   под   руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно. Вводное занятие. Безопасность работы. (1 час).  7  Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.   Требования к поведению учащихся во время занятия.   Соблюдение порядка на рабочем месте.   Соблюдение правил по технике безопасности.   Из истории происхождения  ножниц. Беседа. Работа с природным материалом  (5 часов).  Рассказ о флористике. Природа Смоленского края.   Сбор и хранение природного материала  Изготовление композиций из засушенных листьев.   Составление композиции (коллективная работа).  Работа с бумагой и картоном (16 часов).  Рассказ «Из истории бумаги». «Оригами». Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу.    Художественное моделирование из бумаги путем складывания.    Панно из оригами по образцу.   Виды бумаги и картона. Знакомство с техникой «мозаика».  Изготовление мозаики по образцу, по замыслу детей.   Изготовление поделкок в технике торцевания по картону.   Изготовление поделкок в технике квиллинг по образцу.   Изготовление поделкок в технике бумагопластики. Знакомство с техникой бумагопластики. Знакомство с техникой торцевания. Знакомство с техникой квиллинг. Работа с разными  материалами (10 часов).  В содержание этого раздела входит работа с тканью, бисером, проволокой,  пластичными и бросовыми материалами.  Изготовление   поделок   по   образцу,   по   замыслу   детей   с   использованием   изученных техник.  Изготовление поздравительных открыток, сувениров по образцу, по замыслу детей с использованием изученных техник. Итоговое занятие. Выставка работ (1 час) Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ в классе, в школе. Поделки­сувениры используются в качестве подарков для друзей, учителей, родителей; оформления зала для проведения праздничных утренников.  Календарно – тематическое планирование кружка «Умелые ручки» 1­А класса (33 часа) №п/п Тема занятия Дата проведения 8 1 четверть (9 часов) Вводное занятие. Безопасность работы. Экскурсия «Природа Смоленского края» Композиция из засушенных листьев «Аквариум» Композиция из природного материала «Осенний букет». Композиция   из   засушенных   листьев     «На   лесной   полянке» (коллективная работа) Композиция из природного материала по замыслу учащихся  Рассказ «Из истории бумаги». «Оригами».  Складывание простых форм. Цветы.  Панно  «Весёлая полянка» из оригами по образцу.  2 четверть (7 часов) Работа с бумагой и картоном. Закладка.  Работа с разными материалами. Закладка на витой основе. Аппликация «Русская матрёшка»  Техника мозаики. Картина «Собачка»  Техника мозаики. Картина «Собачка»  Снежный квиллинг  Снежный квиллинг  3 четверть (9 часов) Цветок водяного бога (нарцисс) Бумагопластика. Тюльпаны (гофрированная бумага)  Панно «Миллион роз». (Технические салфетки)  Праздничная открытка «Посланник весны» Розы из креповой бумаги.  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 9 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Бумагопластика. Веточка мимозы (креповая бумага)  Бумагопластика. Веточка мимозы (креповая бумага)  Цветочный шар. Цветочный шар. 4 четверть (8 часов) Полевые цветы на решетке. Полевые цветы на решетке. Торцевание. Светлый праздник Пасхи.  Цветы из кругов.  Ажурное сердечко.  Бусы для мамы. Веточка сирени. Итоговое занятие. Выставка работ. Учебно­методическое  обеспечение образовательного процесса Для учителя 1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации №273 – ФЗ от 29 декабря 2012 г, 2. ФГОС   НОО   (Утверждён   приказом   Министерства   образования   и   науки   Российской Федерации от «6» октября 2009г. № 373),  3. БУП МБОУ Гусинской СОШ на 2014­2015 учебный год, 4. . Андреева Р.П., “Расписные самоделки”, Издательский дом “Литера”, Санкт ­    Петербург, 2000 г. 5. 2. Брыкина Е.К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое общество 6. 3. Гомозова Ю.Б. “Калейдоскоп чудесных ремесел”, “Академия развития”, Ярославль, 1999  7. Гульянц З.К., Базик И.Л. “Что можно сделать из природного материала, М: “Просвещение”, России, М: 2002г. 1991 г.; 8. Демина И.П. “Подарки из природных материалов”, Смоленск “Русич”, 2001  Материально­техническое  обеспечение образовательного процесса 1. Проектор 2. Интерактивная приставка  3. Ноутбук учителя 4. Экран 10

РП кружка "Умелые ручки"

РП кружка "Умелые ручки"

РП кружка "Умелые ручки"

РП кружка "Умелые ручки"

РП кружка "Умелые ручки"

РП кружка "Умелые ручки"

РП кружка "Умелые ручки"

РП кружка "Умелые ручки"

РП кружка "Умелые ручки"

РП кружка "Умелые ручки"

РП кружка "Умелые ручки"

РП кружка "Умелые ручки"

РП кружка "Умелые ручки"

РП кружка "Умелые ручки"

РП кружка "Умелые ручки"

РП кружка "Умелые ручки"

РП кружка "Умелые ручки"

РП кружка "Умелые ручки"

РП кружка "Умелые ручки"

РП кружка "Умелые ручки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2018