Рабочая программа по обществознанию для 6-9 классов обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа разработана в рамках линии учебников издательства «Просвещение» (под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, 2014).
Программа рассчитана на 136 часов: 6 класс -34 часа, 7 класс – 34 часа, 8 класс – 34 часа, 9 класс- 34 часа.
РП обществознание 6-9 ФГОС.docx
Приложение к основной образовательной
программе основного общего образования
муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
«Сладковская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Сладковская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано»
Руководитель ШМО
________/____________/
ФИО
Протокол № __ от ________2016 г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по
УВР_________/С.А. Сабурова/
ФИО
«__» ___________ 2016 г.
«Утверждено»
Директор школы
_____________/Н.В. Потапова/
ФИО
Приказ № ___ от_______2016г.
Рабочая программа
по обществознанию
для 6 9 классов
Составитель:
Мельникова Анфиса Ралитовна,
учитель истории и обществознания с. Сладковское, 2016
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении
содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к
укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия
народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и
семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и
своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы
проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально
философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и
возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей
(производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинноследственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев
для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
2 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование
своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания
программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии,
экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии
и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее
воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в
соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать
имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам,
событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных
ценностей;
ценностномотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как
решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и
оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими
нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных
требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую
деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
3 • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими
видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой
социальной информации;
• понимание языка массовой социальнополитической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы,
оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать
в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения формулировки
личностных результатов во ФГОС:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного
и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественнополезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
4 9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
УУД Формулировки метапредметных результатов во ФГОС
Регулятивные
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно
следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и
по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
Коммуникативные
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его
природы;
характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности
подросткового возраста;
в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные
виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей
человека;
5 приводить примеры основных видов деятельности человека;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение
к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
деятельностью человека;
оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах
показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
использовать элементы причинноследственного анализа при характеристике
межличностных конфликтов;
моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия
группы на человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы
в жизни человека;
распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать
социальные явления с позиций общественного прогресса;
различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы
общественной жизни;
выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях
жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества,
раскрывать причины экологического кризиса;
на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и
осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и
личность;
конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах
общественной жизни;
выявлять причинноследственные связи общественных явлений и характеризовать
основные направления общественного развития;
осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения
человека;
различать отдельные виды социальных норм;
характеризовать основные нормы морали;
критически осмысливать информацию моральнонравственного характера, полученную из
разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять
полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения
и поступков других людей с нравственными ценностями;
раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления
этих качеств из истории и жизни современного общества;
характеризовать специфику норм права;
6 сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
раскрывать сущность процесса социализации личности;
объяснять причины отклоняющегося поведения;
описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать элементы причинноследственного анализа для понимания влияния
моральных устоев на развитие общества и человека;
оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о
явлениях культуры;
описывать явления духовной культуры;
объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
оценивать роль образования в современном обществе;
различать уровни общего образования в России;
находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития
культуры из адаптированных источников различного типа;
описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к
ним;
объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей
профессиональной деятельности;
раскрывать роль религии в современном обществе;
характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений
культуры;
характеризовать основные направления развития отечественной культуры в
современных условиях;
критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких
направлениях массовой культуры, как шоубизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные
социальные общности и группы;
объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
описывать основные социальные роли подростка;
конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в
обществе;
раскрывать основные роли членов семьи;
характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные
критерии для оценки безопасных условий жизни;
7 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к
различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций
историзма;
выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам
молодежи;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов;выражать собственное отношение к
различным способам разрешения семейных конфликтов;
формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый
образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями
безопасности жизнедеятельности;
использовать элементы причинноследственного анализа при характеристике
семейных конфликтов;
находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике
из адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
объяснять роль политики в жизни общества;
различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
давать характеристику формам государственнотерриториального устройства;
различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении
нашего государства;
соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать
обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы
государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
раскрывать достижения российского народа;
объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан,
гарантированные Конституцией РФ;
осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на
положение России в мире;
использовать знания и умения для формирования способности уважать права других
людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
характеризовать систему российского законодательства;
8 раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
характеризовать гражданские правоотношения;
раскрывать смысл права на труд;
объяснять роль трудового договора;
разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых
отношениях;
характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными,
трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки
правонарушения, проступка, преступления;
исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов
детей, оставшихся без попечения родителей;
находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из
доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять
полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с
нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения,
основанного на уважении к закону и правопорядку;
оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный
вклад в их становление и развитие;
осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и
средствами.
Экономика
Выпускник научится:
объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
различать основных участников экономической деятельности: производителей и
потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение
субъектов экономической деятельности;
раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы,
сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие
рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать
структуру бюджета государства;
называть и конкретизировать примерами виды налогов;
характеризовать функции денег и их роль в экономике;
раскрывать социальноэкономическую роль и функции предпринимательства;
анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных
источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие
экономические явления и процессы;
формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных
вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
9 раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников
экономической деятельности;
обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую
информацию, получаемую из неадаптированных источников;
выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием
состояния российской экономики;
анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и
модели поведения потребителя;
решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие
типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
грамотно применять полученные знания для определения экономически
рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
Содержание учебного предмета
.Фундаментальное ядро
Человек и его индивидуальность
Самоопределение. Ценностные ориентиры. Природа человека. Личность и духовное развитие.
Мировоззрение. Свобода и ответственность (моральная, социальная, экономическая, юридическая,
гражданская). Обязанности человека. Здоровый образ жизни. Безопасность. Добро и зло. Законы и
правила нравственности. Моральный выбор и моральные нормы. Самооценка. Интересы и
потребности. Ориентиры достижения жизненного успеха.
Гуманизм. Пути и формы социализации. Социальные нормы. Лидерство. Авторитарная личность.
Самоопределение человека. Уважение личной и частной жизни человека. Способы познания мира и
общества. Мотивация деятельности. Образование и самообразование. Люди с ограниченными
возможностями и особыми потребностями.
Дееспособность и правоспособность человека. Правонарушение. Субъект права. Виновность.
Юридическая ответственность.
Правовая ответственность
несовершеннолетних. Судебное разбирательство. Права и свободы человека. Механизмы защиты
прав человека. Презумпция невиновности.
Преступление и наказание.
Человек в семейных отношениях
Семья как культурноисторический феномен. Функции семьи. Исторические типы семьи. Роль
семьи в развитии личности. Семейные отношения и роли в семье. Семейная история, традиции и
обычаи. Семейные ценности. Забота и воспитание детей в семье. Общение в семье. Семейные
конфликты: причины и пути разрешения.
Семейные правоотношения. Права и обязанности супругов, родителей и детей. Имущественные
права в семье. Семейный бюджет. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Брачный
возраст. Недействительность брака. Брачный договор. Защита прав и интересов детей, оставшихся
без попечения родителей. Семейная политика в РФ. Семейный кодекс РФ. Государственная
поддержка молодой семьи. Защита материнства и детства в РФ. Тенденции развития семейных
отношений в период глобализации.
Человек в социальном взаимодействии
10 Общественные отношения. Функции и подсистемы общества. Традиционные (аграрные),
индустриальные и постиндустриальные (информационные) общества. Общественный прогресси
регресс. Иерархия в обществе. Общественное сознание и ценности. Уважение социального
многообразия. Гражданское общество. Гражданскоправовые споры. Конфликты и пути решения.
Экстремизм. Мигранты и социальная напряженность.
Социальные общности и группы. Средний класс. Коммуникация. Стили общения. Толерантность.
Социальная роль. Статус. Социальная мобильность. Информация и способы ее распространения.
Средства массовой информации. Манипулирование сознанием и способы противостояния.
Социальная справедливость и равенство.
Культура: понятие, многообразие, формы. Культурные различия. Цивилизация. Языковая
политика. Роль религии в культурном развитии. Функции (задачи) религии. Религиозные группы.
Религиозные нормы. Конфессия. Мировые религии. Этническая группа. Этнические факторы в
государственном развитии. Дискриминация. Национализм и патриотизм. Шовинизм.
Человек в экономических отношениях
Экономическое развитие. Типы экономических систем. Предпринимательство. Формы
собственности. Право собственности и его защита. Рыночные отношения. Закон спроса и
предложения. Производство, обмен, распределение и потребление. Факторы производства.
Конкуренция и монополия. Корпорации в современной мировой экономике. Глобализация
экономики. Международное разделение труда. Экстенсивное и интенсивное экономическое
развитие. Инновационное экономическое развитие. Экономическая успешность.
Виды рынков. Деньги и их функции. Инфляция. Валютная система. Банки. Кредит. Валовой
внутренний продукт. Бюджетная, денежнокредитная и налоговая политика государства.
Экономические ресурсы.
Роль человеческого потенциала в экономическом развитии. Права потребителя в экономической
области. Занятость и безработица. Прожиточный минимум. Заработная плата. Права, обязанности и
ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в
трудовых отношениях. Профессиональные союзы. Профессионализм. Социальная ответственность
бизнеса.
Человек в политической жизни
Властные отношения. Политика. Государственное управление. Формы государства. Функции
государства. Политическая система. Политический режим. Основы конституционного устройства
РФ. Демократия и недемократические режимы. Легитимность. Верховенство права. Процедура
принятия законов. Разделение властей. Парламентаризм. Политическая культура. Местное
самоуправление. Внешняя политика. Патриотизм. Выборы и избирательные системы.
Международные политические организации.
Взаимоотношения государств: конфликты и сотрудничество. Причины и последствия войн.
Суверенитет. Национальная безопасность. Федеративное устройство и федерализм. Сепаратизм.
Терроризм. Пацифизм.
Политическое участие. Гражданство в РФ. Гражданственность. Правосознание. Политическая
культура. Правоохранительные органы. Источники права. Система права. Отрасли права. Система
российского законодательства. Судопроизводство. Коррупция.
Человек в глобальном мире
Геополитика. Процесс глобализации, его пути и направления. Центры силы в глобальном мире.
Глобальные проблемы современности. Взаимосвязи народов в современном глобальном мире.
11 Лидерство в глобальном мире. Влияние глобализации на культуру. Глобальные противоречия в
современном мире. Экологическая ситуация в современном глобальном мире. Экологическая
ответственность и экологическая культура. Глобальный характер угрозы терроризма. Виртуальная
реальность. Многообразие и глобализация. Интернет в политической и экономической сферах
жизни.
Из Примерной программы ФГОС ООО
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и
животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни
человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и
потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие
деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и
самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе.
Межличностные отношения.
Лидерство. Межличностные
конфликты и способы их разрешения.
Личные и деловые отношения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие
общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы
обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность
международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства
связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.Современное российское общество, особенности
его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы,
традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности.
Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия.Мораль, ее основные
принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни
человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть.
Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные
признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности
социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и
алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового
образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества.
Научнотехнический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России.Образование, его
значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации.
Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование.Религия
как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести.
Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус
личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная
мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции.
Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и
нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное
государство. Социальная политика Российского государства.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные
признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления.
12 Формы государственнотерриториального устройства. Политический режим. Демократия, ее
основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в
политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их
роль в общественной жизни. Гражданское общество.
Правовое государство. Местное
самоуправление.
Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и
способы их разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной
закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации.
Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации.
Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской
Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство
Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы.
Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в
Российской Федерации.
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации.
Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты
прав и свобод человека и гражданина в РФ.Основные международные документы о правах
человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт.
Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений.
Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские
правоотношения. Основные виды гражданскоправовых договоров. Право собственности. Права
потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и
трудовые правоотношения.
Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой
деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей.
Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности
административноправовых отношений.
Виды
административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды
преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового
статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних.
Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда
работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности
уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.Международное гуманитарное
право. Международноправовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Административные
правонарушения.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и
потребности, ограниченность ресурсов. Производство основа экономики. Распределение. Обмен.
Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и
специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее
последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская
деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким
должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный
бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта,
электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского
обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайнбанкинг. Страховые услуги: страхование
жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы.
Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций.
Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет.
13 Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения.
Инфляция.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
6 класс
Тема
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий
человека и животного. Человек – личность.
Индивид, индивидуальность, личность.
Основные возрастные периоды жизни человека. Познание человеком
мира и самого себя. Практикум.
Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста.
Практикум.
Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд,
учение.
Роль деятельности в жизни человека и общества. Практикум.
Способности и потребности человека.
Особые потребности людей с ограниченными возможностями.
Практикум.
9.
На пути к жизненному успеху.
10. На пути к жизненному успеху. Практикум.
11. Обобщение «Человек в социальном измерении».
12. Человек в малой группе. Межличностные отношения.
13. Личные и деловые отношения. Практикум.
14. Лидерство.
15. Лидерство. Практикум.
16. Общение. Социальные нормы как регуляторы поведения человека в
обществе.
17. Общение. Практикум.
18. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные
нормы. Общественные ценности.
19. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
20. Обобщение «Человек среди людей».
21. Человек славен добрыми делами.
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14 22.
23.
24.
25.
Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и
нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества.
Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия
Будь смелым. Практикум.
*Коррупция – социальноопасное явление.
26. Человек и человечность. Золотое правило нравственности. Гуманизм.
27.
Добро и зло.
28. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Практикум.
29.
30.
Обобщение «Нравственные основы жизни».
*Правомерное поведение как жизненный ориентир и ценность,
развитое правосознание и высокий уровень правовой культуры – основа
свободы личности.
31.
*Мотивы коррупционного поведения.
32. Повторение «Человек и общество».
33. Человек в системе общественных отношений (защита проектов).
34. Человек в системе общественных отношений.
* из письма Министерства образования и науки РФ от 03. 08. 2015 г. № 08 – 1189.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
РП по обществознанию 6-9кл. ФГОС
РП по обществознанию 6-9кл. ФГОС
РП по обществознанию 6-9кл. ФГОС
РП по обществознанию 6-9кл. ФГОС
РП по обществознанию 6-9кл. ФГОС
РП по обществознанию 6-9кл. ФГОС
РП по обществознанию 6-9кл. ФГОС
РП по обществознанию 6-9кл. ФГОС
РП по обществознанию 6-9кл. ФГОС
РП по обществознанию 6-9кл. ФГОС
РП по обществознанию 6-9кл. ФГОС
РП по обществознанию 6-9кл. ФГОС
РП по обществознанию 6-9кл. ФГОС
РП по обществознанию 6-9кл. ФГОС
РП по обществознанию 6-9кл. ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.