РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, 3б КЛАССА
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В ГОД – 68ч., В НЕДЕЛЮ – 2ч.
УЧИТЕЛЬ РОГОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА
Программа разработана на основе:
• ФГОС НОО. 2010г.
• Примерная программа по окружающему миру. НОО. 2010г.
• Авторская программа: Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1—4 классы. — М.: Просвещение, 2011г.
• УМК «Школа России» для 1-4 классов.
Обеспечена учебниками:
• Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. / А.А. Плешаков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014г.
2017-2018 учебный год
РП по окружающему миру 3б класс.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
,
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 ГОРОДА РУДНЯ»
Рассмотрена на заседании МО
Руководитель ШМО
начальных классов
________________Рогова Н.Н.
Протокол № 1
от «28» августа 2017г.
Принята на педагогическом
совете
«Утверждаю»:
Директор МБОУ «РСШ №2»
Протокол № 1
от «30» августа 2017г.
_____________ Чудалева Н.Д.
Приказ № ___
от « ___» августа 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, 3б КЛАССА
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В ГОД – 68ч., В НЕДЕЛЮ – 2ч.
УЧИТЕЛЬ РОГОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА
Программа разработана на основе:
ФГОС НОО. 2010г.
Примерная программа по окружающему миру. НОО. 2010г.
Авторская программа: Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие
программы. 1—4 классы. — М.: Просвещение, 2011г.
УМК «Школа России» для 14 классов.
Обеспечена учебниками:
Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с
приложением на электронном носителе. В 2 ч. / А.А. Плешаков. – 2е изд. – М.:
Просвещение, 2014г. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
20172018 учебный год
«Окружающий мир»
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
У обучающегося будут сформированы:
• овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания
«Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
• проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с
историкокультурным наследием городов Золотого кольца России;
• формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций
на основе знакомства с историкокультурным наследием и современной жизнью
разных стран,
в том числе стран зарубежной Европы;
• целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через
последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в
природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других
народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления
общего и различного в политическом устройстве государств;
• формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ
безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде; • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца
ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебнопознавательные,
социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного
взаимодействия в природной среде и социуме;
• осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по
отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и
культуры;
• эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее
многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и
культуры городов России и разных стан мира; этические чувства и нормы на основе
представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через
освоение норм экологической этики;
• способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными
деньгами,
соблюдении правил экологической безопасности в семье),
доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение,
стремление прислушиваться к чужому мнению, том числе в ходе проектной и
внеурочной деятельности;
• установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах
органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях
(в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил
экологической безопасности в повседневной жизни;
• мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к
материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
• понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую
учителем;
• сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе
выполнения работы на различных этапах урока);
• выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность
предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
• планировать свои действия в течение урока;
• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей
работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем);
объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
• оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для
самопроверки» и критерии, заданные учителем;
• соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
• контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных
правил;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научится: • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике,
рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
• выделять существенную информацию из литературы разных типов
(справочной и научнопознавательной);
• использовать знаковосимволические средства, в том числе элементарные
модели и схемы для решения учебных задач;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать
полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
• анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы,
рисунки с выделением отличительных признаков;
• классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
• сравнивать объекты по различным признакам;
• осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы
круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
• устанавливать причинноследственные связи между явлениями, объектами;
• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока
в соответствии с возрастными нормами;
• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении
рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т.
д.;
• моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе
круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
• включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и
сверстниками, проблем и вопросов;
• формулировать ответы на вопросы;
• слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на
полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
• проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию
партнёра в общении;
• признавать свои ошибки, озвучивать их;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста»,
«Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и
др.;
• понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при
выполнении заданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
(с учётом возрастных особенностей, норм);
• готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
• составлять рассказ на заданную тему;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь; • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его
участников.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
• находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры
достопримечательностей этих городов;
• осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и
культуры;
• находить на карте страны — соседи России и их столицы;
• определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
• осознавать и раскрывать ценность природы для людей, нобходимость
ответственного отношения к природе;
• различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать
проявления внутреннего мира человека;
• различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
• проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное
оборудование;
• исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы,
моделировать круговорот воды в природе;
• классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым
царствам и другим изученным группам;
• пользоваться атласомопределителем для распознавания природных
объектов;
• обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком,
изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения
необходимости бережного отношения к природе;
• приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
• использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники
информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных
сообщений о природе;
• устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем
органов человека;
• использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека
для сохранения и укрепления своего здоровья;
• оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
• вырабатывать правильную осанку;
• выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения
болезней;
• понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать
соответствующие правила;
• правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
• соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные
знаки разных групп, следовать их указаниям;
• понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть
скрытую опасность и избегать её;
• соблюдать правила безопасного поведения в природе; • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила
экологической безопасности в повседневной жизни;
• раскрывать роль экономики в нашей жизни;
• осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности
человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
• различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
• понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых
стран;
• объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость
уплаты налогов гражданами страны;
• понимать, как ведётся хозяйство семьи;
• обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие
экологические прогнозы;
• рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения
информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
• приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить
уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
• использовать различные справочные издания, детскую литературу для
поиска информации о человеке и обществе.
2. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Как устроен мир (6 ч). Природа, ее разнообразие. Растения, животные,
грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой
природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека.
Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком
окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть
общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о
связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в
сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу
(отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Это удивительная природа (18ч.). Тела, вещества, частицы. Разнообразие
веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов.
Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение
воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от
загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа
почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе.
Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате
непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы. Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники,
хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и
развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на
растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы,
земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи
питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие
животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на
животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль
грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние
человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмыпроизводители,
организмыпотребители, организмыразрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства
воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и
развитие растений. Распространение семян.
Мы и наше здоровье (10ч.). Организм человека. Органы и системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух,
обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях,
ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорнодвигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение
физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная
система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их
предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги
здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет
ударов пульса.
Наша безопасность (7ч.). Как действовать при возникновении пожара в
квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся
пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения
пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в
общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного
движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие,
предписывающие, информационноуказательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник,
лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес
и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных
местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы. Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами.
Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и
собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от
загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и
использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие
вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Практические работы: Устройство бытового фильтра.
Чему учит экономика (12ч.). Потребности людей. Какие потребности
удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для
производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха
труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи
полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства.
Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия,
машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар,
евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что
государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия
хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример
экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение.
Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными
растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (15ч.). Города Золотого кольца России –
слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные
достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте,
основные
особенности природы,
столицы,
культуры,
достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
экономики,
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и
культуры разных стран (например, ТаджМахал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего
общества и каждого человека.
Родной край (изучается в соответствующих темах окружающего мира)–
частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край,
республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные
комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия
разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края.
Проведение дня памяти выдающегося земляка.
3. Тематическое планирование
Название
раздела
Количество
часов
Как устроен мир
Эта удивительная
природа
Мы и наше здоровье
Наша безопасность
Чему учит экономика
Путешествия по
городам и странам
Итого
6
18
10
7
12
15
68
*Пр.р. – Практическая работа
Лабораторные,
практические работы,
экскурсии (количество)
Экскурсия – 1
*Пр.р. 7
Пр.р. – 2
Экскурсия – 1
Пр.р. – 2
Пр.р. – 3
Экскурсия – 2
Практическая работа –
14
Текущий и промежуточный
контроль (вид контроля)
Входной контроль (тест) – 1
Контрольная работа за 1
четверть (тест)
Контрольная работа за 2
четверть (тест)
Контрольная работа за 3
четверть (тест)
Промежуточная аттестация
(тест)
Входной контроль – 1
Контрольная работа – 3
Промежуточный
контроль 1 Календарнотематическое планирование по окружающему миру в 3б классе
№
п/п
1.
Дата проведения
План
Факт
5.09
Тема урока
Элементы содержания
Виды деятельности учащихся
Раздел «Как устроен мир» (6 ч)
Вводный инструктаж
ИОТ № 6.
Природа.
Достопримечательност
и родного края.
Экскурсия: Что нас
окружает?
Разнообразие природы. Как
классифицируют объекты
природы. Биология —
наука о живой природе.
Царства живой природы
(растения, животные,
грибы, бактерии). Ценность
природы для людей
2.
7.09
Человек
3.
12.09
Проект «Богатства,
отданные людям»
Человек — часть природы.
Отличие человека от
других живых существ.
Внутренний мир человека.
Ступеньки познания
человеком окружающего
мира
Подготовка к выполнению
проекта: знакомство с
материалами учебника,
распределение заданий,
обсуждение способов
и сроков работы
— Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий
мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»;
— понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно
разнообразна; раскрывать ценность природы для людей;
— работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него
необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по
известным признакам; предлагать задание к рисунку учебника и оценивать
ответы одноклассников; классифицировать объекты живой природы,
осуществлять самопроверку;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— находить сходство человека и живых существ и отличие его от животных;
— различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать
проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности,
взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство
внутреннего мира человека;
— работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира
человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека;
— моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе
ролевых игр;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
В ходе выполнения проекта дети учатся:
— определять цель проекта;
— распределять обязанности по проекту в группах;
— собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее,
Интернете, в ходе интервью;
— подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды),
изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), оформлять
стенд;
— презентовать проект;
— оценивать результаты работы
4.
14.09
Общество.
Человек как член общества. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Входной контроль
(тест)
5.
19.04
Что такое экология
6.
21.09
Природа в опасности!
Человечество. Семья как
часть общества. Народ как
часть общества,
многообразие народов
Земли. Страна
(государство). Символы
государства. Глава
государства.
Представление о
гражданстве. Мы —
граждане России
Экология как наука о
связях между живыми
существами и окружающей
средой, её роль в жизни
человека и общества.
Экологические связи, их
разнообразие
Положительное и
отрицательное влияние
человека на природу.
Морская корова,
странствующий голубь —
примеры
животных, исчезнувших по
вине человека.
Охрана природы.
Заповедники и
национальные парки —
особоохраняемые
природные территории
— определять место человека в мире;
— характеризовать семью, народ, государство как части общества;
— обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества;
— сопоставлять формы правления в государствах мира;
— работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой
информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран;
соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о
многообразии и единстве стран и народов в современном мире;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе,
между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные
взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему;
— работать в паре: анализировать схемы учебника и с их помощью
классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязей
живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать
окружающую среду для природных объектов и человека; моделировать связи
организмов с окружающей средой, обсуждать и оценивать предложенные
модели;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
— Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
— устанавливать причинноследственные связи между поведением людей, их
деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и
отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники
и национальные парки как виды особоохраняемых природных территорий;
— работать в группе: сопоставлять(по фотографиям в учебнике) примеры
отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждать
о том, почему люди не могут полностью прекратить использование
природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать
ответственным, приводить примеры такого отношения из современной жизни;
— моделировать в виде схемы воздействие человека на природу;
— обсуждать, как каждый может помочь природе;
— работать со взрослыми: готовить сообщение о заповедниках и национальных
парках в своём регионе, о природоохранных мероприятиях в своём городе
(селе); участвовать в природоохранной деятельности;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке Раздел «Эта удивительная природа» (18 ч)
7.
26.09
Тела, вещества,
частицы.
Пр.р. «Тела, вещества,
частицы»
Знакомство с целями и
задачами раздела. Тела,
вещества, частицы.
Естественные и
искусственные тела.
Твёрдые, жидкие,
газообразные вещества
8.
28.09
Разнообразие веществ
Разнообразие веществ в
окружающем мире. Химия
— наука о веществах.
Наиболее
распространённые в быту
вещества (соль, сахар,
крахмал, кислоты).
Обнаружение крахмала в
продуктах. Кислотные
дожди
9.
3.10
Воздух и его охрана.
Пр.р. «Состав и
свойства воздуха»
Воздух как смесь газов.
Свойства воздуха.
Источники загрязнения
воздуха. Охрана чистоты
воздуха
10.
5.10
Вода.
Вода как вещество.
— Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их
выполнить;
— характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»;
— классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и
искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ;
— наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения,
объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества
состоят из частиц;
— работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведённых
утверждений; различать тела и вещества, осуществлять
самопроверку; моделировать процесс растворения, а также расположение
частиц в твёрдом, жидком и газообразном веществах;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
—Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
—наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала,
кислоты;
— практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах
питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты
исследования в рабочей тетради;
—работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану;
использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания
рисунков;
—работать со взрослыми: различать сахар, соль, крахмал по характерным
признакам;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
—Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
—анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха;
—исследовать с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, ход
опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради;
— работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах;
осуществлять самопроверку; извлекать из текста учебника информацию в
соответствии с заданием;
— работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты
воздуха в родном городе;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Пр.р. «Свойства
воды»
Значение воды для жизни
на Земле. Свойства воды
11.
10.10
Превращения и
круговорот воды.
Пр.р. «Круговорот
воды»
Три состояния воды.
Круговорот воды в
природе
12.
12.10
Берегите воду!
Водоемы Смоленщины.
Использование воды
человеком. Источники
загрязнения воды. Меры по
охране чистоты воды и её
экономному использованию
13.
17.10
Что такое почва.
Почвы Смоленской
области
Почва как верхний
плодородный слой земли.
Состав почвы. Значение
— практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды
(определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход,
формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради);
— работать в паре: находить главные мысли учебного текста, раскрывать их,
используя информацию из текста; анализировать схемы учебника и применять
их для объяснения свойств воды; рассказывать об использовании в быту воды
как растворителя, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, обобщать
информацию;
— работать со взрослыми: проводить миниисследование об использовании
питьевой воды в семье;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— высказывать предположения о состояниях воды в природе; различать три
состояния воды;
— наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении
пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования
облаков и выпадении дождя;
— работать в паре: анализировать рисуноксхему, объяснять с его помощью
особенности образования льда; рассказывать по схеме о круговороте воды в
природе, осуществлять взаимопроверку; моделировать кругооборот воды
в природе, осуществлять самопроверку;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и
использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника;
— работать в паре: извлекать из текста учебника информацию в соответствии с
заданием; анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с
информацией из текста; рассматривать фотодокументы и высказывать
соответствующие суждения; моделировать в виде динамической схемы
источники загрязнения воды, рассказывать о загрязнении воды с помощью
модели; обсуждать способы экономного использования воды;
— работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах по охране
чистоты воды в родном городе (селе);
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам;
— высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, Пр.р. «Состав почвы».
плодородия почвы для
жизни растений. Животные
почвы. Образование и
разрушение почвы.
Охрана почвы
14.
19.10
Разнообразие растений.
Растения родного края.
Пр.р. «Размножение и
развитие растений»
Группы растений:
водоросли, мхи,
папоротники, хвойные,
цветковые. Виды растений.
Ботаника — наука о
растениях
15.
24.10
Солнце, растения и мы
с вами.
Контрольная работа
за 1 четверть (тест)
Дыхание и питание
растений. Связи между
растениями и окружающей
средой.
Роль растений в жизни
животных и человека
обосновывать их;
— практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного
эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых
гипотез;
— анализировать схему связей почвы и растения; на основе схемы моделировать
связи почвы и растений;
— обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве;
— характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать
меры по охране почвы от разрушения (на основе материала учебника о
деятельности В. В. Докучаева);
— обсуждать рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги «Великан на
поляне»;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— доказывать, используя свои знания и рису нок учебника, что растения очень
разнообразны;
— знакомиться с группами растений по материалам учебника;
— работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка,
предлагать подобные задания одноклассникам, проверять и оценивать их
ответы; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать
предложенную информацию при характеристике групп растений; определять
растения с помощью атласаопределителя, осуществлять
взаимопроверку;
— приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа
определителя;
— используя книгу «Зелёные страницы», подготавливать сообщение об одном
из видов растений любой группы;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и
дыхания растений;
— моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих
процессах с помощью выполненной схемы;
— выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений;
— доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
16.
26.10
Размножение и
Опыление. Роль насекомых — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; развитие растений
Пр.р.
«Распространение
семян»
17.
7.11
Охрана растений.
18.
9.11
Разнообразие
животных. Животные
Смоленской области
19.
14.11
Кто что ест
в опылении растений.
Приспособленность
растений к разным
способам распространения
плодов и семян. Развитие
растений из семян
Роль растений в природе и
жизни людей. Факторы
отрицательного
воздействия
человека на мир растений.
Растения, нуждающиеся в
охране. Меры охраны
растений. Правила
поведения в природе
Многообразие животного
мира. Классификация
животных: черви,
моллюски, иглокожие,
ракообразные,
паукообразные,
насекомые, рыбы,
земноводные,
пресмыкающиеся, птицы,
звери (млекопитающие).
Виды животных. Зоология
— наука о животных
Классификация животных
по способу питания:
растительноядные,
насекомоядные, хищные,
всеядные. Цепи питания.
Приспособление животных
к добыванию пищи, к
защите от врагов
— характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их
распространения;
— наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев;
— выявлять роль животных в размножении и развитии растений;
— характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени;
— работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— актуализировать сведения, полученные в 1—2 классах, об исчезающих и
редких растениях, о Красной книге, правилах поведения в природе;
— характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир
растений;
— обсуждать материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил
поведения человека в природе;
— оформлять памятку (книжку) «Берегите растения»;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— актуализировать знания о животном мире, полученные в 1—2 классах;
— классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками;
— приводить примеры животных разных групп;
— с помощью атласаопределителя «От земли до неба» определять животных,
изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе;
— обсуждать рассказ «История с пиявкой» из книги «Великан на поляне»;
— работать с электронным приложением к учебнику;
— работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— характеризовать животных по типу питания;
— приводить примеры животных по типу питания;
— анализировать схемы цепей питания;
— характеризовать защитные приспособления растений и животных;
— обсуждать материал книги «Зелёные страницы» о божьих коровках;
— обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке 20.
16.11
Проект
«Разнообразие
природы родного
края»
Подготовка к выполнению
проекта: знакомство с
материалами учебника,
распределение заданий,
обсуждение способов и
сроков работы
21.
21.11
Размножение и
развитие животных.
Размножение и развитие
животных разных групп
22.
23.11
Охрана животных
23.
28.11
В царстве грибов.
Грибы Смоленской
области
Роль животных в природе и
жизни людей. Факторы
отрицательного
воздействия человека на
мир животных. Исчезающие
и редкие животные,
занесённые в Красную
книгу России. Правила
поведения в природе. Меры
по охране животного мира
Разнообразие грибов.
Строение шляпочных
грибов. Взаимосвязи грибов
с деревьями. Грибы из
Красной книги России.
Съедобные, несъедобные,
ядовитые грибы.
В ходе выполнения проекта дети учатся:
— определять цель и этапы работы;
— распределять обязанности;
— совместно со взрослыми определять с помощью атласаопределителя
растения, птиц, другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки;
— находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края;
— составлять и презентовать «Книгу природы родного края»
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— характеризовать животных разных групп по способу размножения;
— моделировать стадии размножения животных разных групп;
— рассказывать, как заботятся домашние животные о своём потомстве;
— обсуждать материалы книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне» о
размножении животных;
— работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге
России, полученные в 1—2 классах;
— характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный
мир;
— с помощью атласаопределителя и электронного приложения определять
животных, занесённых в Красную книгу России;
— обсуждать меры по охране животных;
— обсуждать материалы книги «Великан на поляне» об исчезновении
насекомых;
— формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в
природе;
— с помощью дополнительной литературы готовить сообщение о животных,
занесённых в Красную книгу, которые не изучались ранее;
— создать книжкумалышку «Береги животных»;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— характеризовать строение шляпочных грибов;
— с помощью иллюстраций учебника и атласа определителя различать
съедобные, несъедобные и ядовитые грибы;
— обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на
поляне»;
— моделировать различие грибовдвойников; 24.
30.11
Великий круговорот
жизни
25.
5.12
Организм человека
26.
7.12
Органы чувств
27.
12.12
Надёжная защита
организма.
Как одевались наши
предки.
Пр.р. «Знакомство с
внешним строением
кожи».
Кожа как орган защиты от
повреждений и внешних
воздействий. Свойства
кожи.
Гигиена кожных покровов.
Первая помощь при
повреждении кожных
Правила сбора грибов.
Лишайники
Круговорот веществ.
Основные звенья
круговорота веществ:
производители,
потребители, разрушители.
Роль почвы в круговороте
веществ
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на урок
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— характеризовать организмыпроизводители, организмыпотребители и
организмыразрушители;
— обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи
круговорота веществ в природе;
— моделировать круговорот веществ в природе;
— рассказывать о круговороте веществ на Земле;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
Раздел «Мы и наше здоровье» (10 ч)
Анатомия, физиология,
гигиена как науки. Понятие
об органах и системе
органов тела человека: (на
примерах
пищеварительной,
кровеносной, нервной
систем).
Измерение своего роста и
массы тела
Органы чувств человека:
глаза, уши, нос, язык, кожа,
их роль в восприятии мира.
Гигиена органов чувств
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма,
полученные во 2 классе;
— характеризовать системы органов человека (их части и назначение);
— обсуждать взаимосвязь наук анатомии,
физиологии и гигиены;
— анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать
расположение внутренних органов на своём теле и теле
собеседника;
— практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека;
— работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить
рассказы по предложенному плану;
— распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента;
— формулировать правила гигиены органов чувств;
— работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— практическая работа: изучить свойства кожи;
— характеризовать средства гигиены и ухода за кожей;
— характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи;
— работать в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при
повреждениях кожи;
— подготовить рассказ об уходе за кожей; 28.
14.12
Опора тела и движение Опорнодвигательная
29.
19.12
Наше питание.
Проект «Школа
кулинаров»
Что ели наши предки.
30.
21.12
Дыхание и
кровообращение.
Пр.р. «Подсчет
ударов пульса»
покровов (ранки, ушибы,
ожоги, обморожение)
система, её роль в
организме человека.
Осанка. Важность
выработки и сохранения
правильной осанки.
Роль физической культуры
в поддержании тонуса
мышц
Питательные вещества,
необходимые организму
(белки, жиры, углеводы,
витамины), продукты, в
которых они содержатся.
Пищеварительная система,
её строение и
функционирование.
Гигиена питания.
Подготовка к выполнению
проекта: знакомство с
материалами учебника,
распределение заданий,
обсуждение способов и
сроков работы
Дыхательная и кровеносная
системы, их
строение и работа.
Взаимосвязь дыхательной и
кровеносной систем.
Измерение частоты пульса
— работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма;
— раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека;
— следить за правильной осанкой на уроке и вне его;
— выполнять физкультминутки;
— работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах
питания;
— моделировать строение пищеварительной системы;
— характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе
переваривания;
— обсуждать правила рационального питания;
— составлять меню здорового питания;
— работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке;
— готовиться к выполнению проекта «Школа кулинаров»
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— актуализировать знания о лёгких и сердце, полученные во 2 классе;
— характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме;
— моделировать строение дыхательной системы;
— характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной
системы в организме;
— моделировать строение кровеносной системы;
— обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем;
— практическая работа в паре: измерять пульс на запястье и подсчитывать
количество его ударов в минуту при разной нагрузке;
— работать с терминологическим словариком;
— работать со взрослыми: измерять пульс у членов своей семьи;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые 31.
26.12
Умей предупреждать
болезни.
Контрольная работа
за 2 четверть (тест)
32.
28.12
Здоровый образ жизни
33.
16.01
34.
18.01
Проверим себя и
оценим свои
достижения за
первое полугодие
Презентация
проектов
«Богатства,
отданные людям»,
«Разнообразие
природы родного
края», «Школа
кулинаров»
35.
23.01
Огонь, вода и газ
Закаливание как фактор
предупреждения
заболеваний. Способы
закаливания организма.
Предупреждение
инфекционных болезней и
аллергии. Правила
поведения в случае
заболевания
Понятие о здоровом образе
жизни. Правила здорового
образа жизни для
школьников
Проверка знаний и умений.
Формирование адекватной
оценки своих достижений
Представление результатов
проектной
деятельности.
Формирование адекватной
оценки своих достижений
вопросы и оценивать достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— характеризовать факторы закаливания;
— формулировать правила закаливания;
— составлять памятку по закаливанию;
— составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний;
— работать с терминологическим словариком;
— регулярно проводить закаливание своего организма;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него
влияющие;
— обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться
соблюдать;
— работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
— Выполнять тесты с выбором ответа;
— оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
— адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами
— Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными
материалами;
— обсуждать выступления учащихся;
— оценивать свои достижения и достижения других учащихся
Раздел «Наша безопасность» (7 ч)
Знакомство с целями и
задачами раздела. Действия
при пожаре, аварии
водопровода, утечке газа
— Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться выполнить;
— актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 1—2 классах;
— характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;
— моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры;
— называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей;
— работать с терминологическим словариком;
— анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной
тревоги; 36.
25.01
Чтобы путь был
счастливым
Правила безопасного
поведения по дороге в
школу, при переходе
улицы, езде на
велосипеде, в автомобиле,
общественном
транспорте
37.
30.01
Дорожные знаки.
Экскурсия
« Дорожные знаки в
окрестностях
школы».
Дорожные знаки. Знаки
предупреждающие,
запрещающие,
предписывающие,
знаки особых предписаний,
знаки сервиса
38.
1.02
Проект «Кто нас
защищает»
39.
6.02
Опасные места
40.
8.02
Природа и наша
безопасность
Подготовка к выполнению
проекта: знакомство с
материалами учебника,
распределение заданий,
обсуждение способов и
сроков работы
Правила поведения в
потенциально опасных
местах: на балконе, в
лифте, на стройплощадке,
пустыре, в парке, лесу, на
обледеневших
поверхностях и т. д.
Опасности природного
характера (гроза,
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 1—2
классах;
— работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на
улице и в транспорте, готовить сообщения;
— обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально
опасными;
— выполнять тесты с выбором ответа о правильном/неправильном поведении на
улице и в транспорте;
— моделировать свои действия в ходе ролевой игры;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— актуализировать знание дорожных знаков, полученное в 1—2 классах;
— анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам;
— выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков;
— моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением
имеющихся дорожных знаков;
— работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
В ходе выполнения проекта дети учатся:
— находить в Интернете и других источниках информации сведения о
Вооружённых силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны,
МЧС;
— интервьюировать ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих,
сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС;
— оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т. д.;
— презентовать и оценивать результаты проектной деятельности
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах;
— обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его;
— работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с
указанием опасных мест;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— характеризовать опасности природного характера; 41.
13.02
Экологическая
безопасность.
Пр.р. «Устройство
бытового фильтра»
42.
15.02
Для чего нужна
экономика
43.
20.02
Природные богатства и
труд людей — основа
экономики.
ядовитые растения и грибы,
змеи, собаки,
кошки)
Экологическая
безопасность. Цепь
загрязнения. Правила
экологической
безопасности. Знакомство с
устройством и работой
бытового фильтра для
очистки воды
— находить в атласеопределителе «От земли до неба» информацию о ядовитых
растениях и грибах;
— обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги «Зелёные страницы»;
— характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными;
— отличать гадюку от ужа;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на урок
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— анализировать по схеме цепь загрязнения;
— приводить примеры цепей загрязнения;
— моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм;
— обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране
окружающей среды;
— практическая работа: знакомиться с устройством и работой бытового
фильтра для очистки воды;
— работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из
изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на
уроке
Раздел «Чему учит экономика» (12 ч)
Потребности людей.
Удовлетворение
потребностей людей —
главная задача экономики.
Товары и услуги
Использование природных
богатств в экономике.
Бережное использование
природных богатств. Роль
труда людей в экономике,
труд умственный и
физический.
Роль образования в
экономике
— Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их
выполнить;
— раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;
— различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг;
— характеризовать роль труда в создании товаров и услуг;
— работать с терминологическим словариком;
— работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны
семье в течение дня;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по
предложенному плану;
— приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе
производства товаров;
— прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий;
— объяснять значение образования для успешного труда человека в выбранной
сфере деятельности;
— работать со взрослыми: выяснять роль профессий родителей в экономике;
— работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые 44.
22.02
Полезные ископаемые.
Полезные ископаемые
Смоленщины.
Пр.р. « Полезные
ископаемые».
Понятие о полезных
ископаемых. Наиболее
важные в экономике
полезные ископаемые.
Значение, способы добычи
и охрана полезных
ископаемых
45.
27.02
Растениеводство.
Пр.р. «Знакомство с
культурными
растениями»
46.
1.03
Животноводство
Сельское хозяйство как
составная часть
экономики.
Растениеводство как
отрасль сельского
хозяйства. Использование
культурных растений для
производства продуктов
питания и промышленных
товаров.
Классификация
культурных растений:
зерновые, кормовые и
прядильные культуры,
овощи, фрукты, цветы.
Труд растениеводов
Животноводство как
отрасль сельского
хозяйства. Домашние
сельскохозяйственные
животные: млекопитающие,
птицы, рыбы, насекомые.
Содержание и разведение
вопросы и оценивать достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в 1—2 классах;
— определять полезные ископаемые с помощью атласаопределителя «От земли
до неба»;
— выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные
ископаемые;
— характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых
(шахты, карьеры, нефтяные вышки);
— с помощью атласаопределителя готовить сообщения о какомлибо полезном
ископаемом;
— работать с терминологическим словариком;
— работать со взрослыми: в краеведческом музее выяснять, какие полезные
ископаемые добываются в регионе;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на урок
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях,
полученные в 1—2 классах;
— практическая работа в паре: исследовать выданное учителем
сельскохозяйственное растение и описывать его по плану;
— обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством;
— различать и классифицировать культурные растения;
— определять с помощью атласаопределителя культурные растения;
— характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд
растениеводов;
— выявлять связь растениеводства и промышленности;
— работать с терминологическим словариком;
— исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье в
течение дня;
— работать со взрослыми: интервьюировать работников сельского хозяйства;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 1—2
классах;
— классифицировать домашних сельскохозяйственных животных;
— характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в
экономике и труд
животноводов; 47.
6.03
Какая бывает
промышленность
48.
13.03
Проект «Экономика
родного края»
49.
15.03
Что такое деньги.
Пр.р. «Знакомство с
различными
монетами»
50.
20.03
Государственный
бюджет
домашних
сельскохозяйственных
животных, их роль в
экономике. Труд
животноводов
Промышленность как
составная часть
экономики. Отрасли
промышленности:
добывающая,
электроэнергетика,
металлургия,
машиностроение,
электронная, химическая,
лёгкая, пищевая
Подготовка к выполнению
проекта: знакомство с
материалами учебника,
распределение заданий,
обсуждение способов и
сроков работы
Обмен товарами: бартер,
купляпродажа.
Роль денег в экономике.
Виды денежных знаков
(банкноты и монеты).
Денежные единицы
различных стран. Зарплата
и сбережения
Понятие о государственном
бюджете,
расходах и доходах.
Источники доходов.
Основные статьи расходов
— выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности;
— работать с терминологическим словариком;
— исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение
дня;
— работать со взрослыми: интервьюировать работников животноводства;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве
товаров;
— соотносить продукцию и отрасли промышленности;
— выявлять взаимосвязь отраслей промышленности;
— характеризовать труд работников отраслей промышленности;
— работать с терминологическим словариком;
— работать со взрослыми: найти в краеведческой литературе или выяснить у
взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные
предприятия есть в регионе;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
В ходе выполнения проекта дети учатся:
— собирать информацию об экономике своего края (города, села);
— оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и
т. д.;
— коллективно составлять книгусправочник «Экономика родного края»;
— презентовать и оценивать результаты проектной деятельности
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— характеризовать виды обмена товарами
(бартер и купляпродажа); моделировать ситуации бартера и куплипродажи;
— раскрывать роль денег в экономике;
— различать денежные единицы разных стран;
— практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по
внешнему виду, устно описывать их;
— работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы;
— определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного
бюджета;
— выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства; 51.
22.03
Семейный бюджет
Контрольная работа
за 3 четверть (тест)
государства
Понятие о семейном
бюджете, доходах и
расходах семьи
из изученного материала,
отвечать на итоговые
вопросы и оценивать
достижения на уроке
52,
53.
5,10.04
Экономика и экология. Положительное и
отрицательное воздействие
экономики на окружающую
среду.
Взаимозависимость
экономики и экологии.
Экологические прогнозы,
их влияние на экономику
— моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач;
— работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы;
— выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их
взаимосвязь;
— определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья;
— обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие —
менее важными;
— моделировать семейный бюджет;
— работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду,
полученные в 1—2 классах;
— характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на
окружающую среду;
— раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией;
— обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в
настоящее время осуществляется экологическая экспертиза;
— приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием
экологов;
— моделировать экологические прогнозы;
— работать с терминологическим словариком;
— работать со взрослыми: выяснять, какие меры экологической безопасности
предпринимаются в регионе;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
54
56.
12,17,19.
04
Золотое кольцо России.
Города Смоленщины.
Промежуточная
аттестация (тест)
Раздел «Путешествия по городам и странам» (15 ч)
Золотое кольцо России —
слава и гордость страны.
Города Золотого кольца
(Сергиев Посад,
ПереславльЗалесский,
Ростов, Ярославль,
Кострома, Иваново,
Суздаль, Владимир и др.),
их достопримечательности
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте
России;
— рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;
— узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям;
— составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу;
— моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии
достопримечательностей, сувениры и т. д.;
— выполнять задания из электронного приложения к учебнику; 57.
24.04
Проект «Музей
путешествий»
58.
26.04
Наши ближайшие
соседи
Подготовка к выполнению
проекта: знакомство с
материалами учебника,
распределение заданий,
обсуждение способов и
сроков работы
Государства, граничащие с
Россией, их столицы
59.
3.05
На севере Европы
60.
8.05
Что такое Бенилюкс
Промежуточная
аттестация (тест)
Страны севера Европы
(Норвегия, Швеция,
Финляндия, Дания,
Исландия), их столицы,
государственное
устройство,
государственные языки,
флаги,
достопримечательности,
знаменитые люди
Страны Бенилюкса
(Бельгия, Нидерланды,
Люксембург), их столицы,
государственное
устройство, флаги,
достопримечательности
— с помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
В ходе выполнения проекта дети учатся:
— собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.),
составлять этикетки (кем, когда и где собран материал);
— оформлять экспозицию музея;
— готовить сообщения (экскурсии по музею);
— презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— показывать на карте России её границы и пограничные государства, их
столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью
или имеющие с Россией только морские границы;
— обсуждать, почему с государствамисоседями нужно иметь добрососедские
отношения;
— выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
— работать с терминологическим словариком;
— с помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах,
граничащих с Россией;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах
севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с
показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы;
выступать одному из представителей группы или распределять материал на
несколько сообщений;
— соотносить государства и их флаги;
— узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; её
замечательных людей;
— составлять вопросы к викторине по странам севера Европы;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса
(каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом
местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать
одному из представителей группы или распределять материал на несколько
сообщений;
— составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса; 61.
10.05
В центре Европы
62.
15.05
По Франции и
Великобритании
(Франция)
63.
17.05
По Франции и
Великобритании
(Великобритания)
Страны центра Европы:
Германия, Австрия,
Швейцария, их столицы,
флаги,
достопримечательности,
знаменитые люди
Франция, её
местоположение на карте,
столица, государственное
устройство,
государственные символы,
достопримечательности,
знаменитые люди
Великобритания, её
местоположение на карте,
столица, государственное
устройство,
государственные символы,
достопримечательности,
знаменитые люди
— описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям;
— выполнять задания электронного приложения к учебнику;
— используя дополнительную литературу, находить несколько интересных
фактов по изучаемым странам;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра
Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом
местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать
одному из представителей группы или распределять материал на несколько
сообщений;
— узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям;
— выполнять задания по электронному приложению к учебнику;
— моделировать достопримечательности из пластилина;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить
сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической
карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять
материал на несколько сообщений;
— описывать достопримечательности Франции по фотографиям;
— составлять вопросы для викторины о Франции;
— выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
— в дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о
Франции;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на урок
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— работать в группе: самостоятельно изучить материал о Великобритании,
подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на
политической карте Европы; выступать одному из представителей группы
или распределять материал на несколько сообщений;
— описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям;
— составлять вопросы для викторины о Великобритании;
— выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
— в дополнительной литературе и Интернете Найти интересные факты о
Великобритании;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые Греция и Италия, их
географическое положение,
столицы, государственное
устройство, факты
истории, памятники
архитектуры и искусства,
города
Отдельные памятники
архитектуры и искусства,
являющиеся символами
стран, в которых они
находятся (ТаджМахал в
Индии, египетские
пирамиды, статуя Свободы
в США, здание Сиднейской
оперы)
Проверка знаний и умений.
Формирование адекватной
оценки своих достижений
вопросы и оценивать достижения на урок
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии,
подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на
политической карте Европы;
выступать одному из представителей группы или распределять материал на
несколько сообщений;
— составлять вопросы к викторине по Греции и Италии;
— описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям;
— выполнять задания электронного приложения к учебнику;
— используя дополнительную литературу, Находить интересные факты об
изучаемых странах;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они
находятся;
— обсуждать цели международного туризма;
— работать с картой;
— описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности;
— находить в дополнительной литературе и Интернете материал о
достопримечательностях разных стран, готовить сообщения;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
— Выполнять тесты с выбором ответа;
— оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
— адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами
Представление результатов
проектной деятельности.
Формирование адекватной
оценки своих достижений
— Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными
материалами;
— обсуждать выступления учащихся;
— оценивать свои достижения и достижения других учащихся
64.
22.05
На юге Европы
65.
24.05
По знаменитым местам
мира.
Места боевой славы
Смоленской области.
66.
29.05
31.05
67,
68.
Итого: 68 ч.
Наши земляки.
Проверим себя и
оценим свои
достижения за
второе полугодие
Культура родного края
сегодня.
Презентация
проектов «Кто нас
защищает»,
«Экономика родного
края», «Музей
путешествий»
РП по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"
РП по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"
РП по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"
РП по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"
РП по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"
РП по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"
РП по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"
РП по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"
РП по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"
РП по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"
РП по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"
РП по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"
РП по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"
РП по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"
РП по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"
РП по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"
РП по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"
РП по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"
РП по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"
РП по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"
РП по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"
РП по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"
РП по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"
РП по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"
РП по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"
РП по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"
РП по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"
РП по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.