План работы по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"
Актуальность темы
Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт. Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Следует помнить, что художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе.
В. Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». Трудно не согласится со словами В. Г Белинского, так как художественное слово влияет на приобщение детей развитию культуры речи, также на это указывали многие педагоги, психологи и лингвисты.
Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями.
Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.
Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком.
Особенно важно донести до современных родителей, какое значение оказывает книга на развитие ребёнка.
Цель работы по теме самообразования: обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство.
Задачи:
- проанализировать методическую литературу по данной теме;
- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;
- развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
- составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.
- разработать серию наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, которые способствуют воспитанию положительного эстетического отношения к произведению, умению чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса.
- создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).
План работы на год
Раздел |
Сроки |
Содержание работы |
Практические выходы |
Изучение методической литературы |
Сентябрь - май |
1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970. 2. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008. 3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999. 4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972. 5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969. 6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998. |
Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию). |
Работа с детьми |
Сентябрь-май |
Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений. |
Ежедневный вечер чтения. |
Ноябрь |
Чтение сказок А.С. Пушкина. |
Выставка рисунков по сказкам А.С. Пушкина. |
|
Январь |
Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок. |
Конкурс «Кто больше, загадок, скороговорок, считалок знает?» |
|
Март |
Чтение любимых стихотворений. |
Развлечение «Расскажи стихи руками» |
|
Апрель |
Игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений. |
Спектакль с участием детей по мотивам русских народных сказок «Русская народная сказка глазами детей». |
|
Май |
Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях. |
Вечер памяти. |
|
Работа с семьёй |
Сентябрь |
Консультация «Насколько важно читать ребёнку» |
Информация в уголке для любознательных родителей. |
Октябрь |
Привлечение родителей к участию в жизни детского сада. |
Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья». |
|
Январь |
Открытый показ образовательной деятельности на тему «Чтение сказки В.Сутеева «Палочка-выручалочка»» |
День открытых дверей. |
|
Апрель |
Подготовка фотографий детей во время инсценирования ими художественных произведений, чтения стихов на утренниках, рассматривания книг. |
Фотовыставка «Наши юные таланты» |
|
Самореализация |
Сентябрь |
Подбор произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель. |
Список произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель. |
Ноябрь |
Консультация для педагогов ДОУ «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка». |
Выступление на педагогическом совете. |
|
Февраль |
Доклад и презентация по теме «Воспитание этических норм у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы». |
Выступление на семинаре-практикуме. |
|
Май |
Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. |
Выступление на педсовете. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.