В наше время для полноценного развития ребенка необходимо создание развивающей предметно пространственной среды. В детском саду развивающая предметно пространственная среда должна быть построена таким образом, чтобы она соответствовала всем критериям предъявляемыми Федеральными государственными стандартами дошкольного образования. Поэтому необходимо уделить этому большое внимание.
РППС как одно из условий поддержки детской инициативы и
самостоятельности.
«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.
Этот мир должен окружать ребёнка…»
В.Сухомлинский
Сегодня общепризнано: первый источник разнообразия это ценность познания
и творчества, определяющая субъективное восприятие мира с детских лет. В связи с
этим принципиально меняется содержание и организация образовательного процесса
уже на уровне дошкольного образования. В основе обновления лежит
конструирование социальной ситуации развития детей, способствующей поддержке
индивидуальности и детской инициативы. Это происходит через создание условий
для свободного выбора детьми различных деятельностей, их участников и форм
совместности, а также условий для принятия ими решений, выражения своих чувств и
мыслей.
Развитие ребёнка дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения,
то есть, в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в
разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг
ребёнка создаётся специальная среда в которой он живёт и учится самостоятельно. В
этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные
навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные
предметы и явления, получает опыт эмоциональнопрактического взаимодействия со
взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.
Поэтому, что бы познавательная деятельность детей приобрела осмысленность
и развивающий эффект должны быть созданы условия, необходимые для развития
познавательноинтеллектуальной активности детей, учитывающие следующие
факторы:
предметноразвивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию;
образовательная и игровая среда должна стимулировать развитие поисково
познавательной деятельности детей;
содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и
интересы детей конкретной группы;
И несомненно должна соответствовать нормам СанПиН.
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил
рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности, считая, что
благодаря ей, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и
возможности.
Если среда организована неправильно, она не вызывает новых впечатлений, не
создает условия для развития воображения, фантазии, желания играть. В ней нет
элемента неожиданности: все знакомо с первого дня и остается неизменным. Такая
среда создает внутреннюю напряженность, создает у ребенка ощущение постоянного
присутствия большого количества детей, и не отвечает основным детским
потребностям.Итак организовывая РППС в нашем доу педагоги следуют следующему
алгоритму:
"Алгоритм создания предметноразвивающей среды в ДОУ"
Шаг 1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной
общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ «Золотой ключик» и
АОП (если в группе будут дети с ОВЗ) , а так же в соответствии с возрастными
особенностями детей, т.е. мы должны понимать , что среда в группах раннего возраста
значительно отличается от среды в в группах дошкольного возраста.
Шаг 2. Провести оценку и анализ предметноразвивающей среды группового
помещения, ДОУ в целом, определив дефицитарные области, которые необходимо
пополнить в первую очередь.
Шаг 3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы.
Шаг 4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из
принципа необходимости и материальных возможностей.
Шаг 5. Составить план схему, определив пространственное размещение
оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть
способы выделения игровых центров.
Шаг 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно планусхеме,
наполнить игровыми материалами.
Шаг 7. Продумать последовательность внесения изменений предметно
пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы,
положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.
Таким образом, каждый последующий технологический шаг представляет собой
продолжение и развитие предыдущего и в то же время часть целого, поэтому каждый
шаг служит всей организационнопедагогической деятельности и обеспечивает
достижение поставленной цели – организации предметнопространственной
развивающей среды,
позволяющей реализовать содержание основной
общеобразовательной программы дошкольного образования и достичь планируемых
результатов её освоения.
На каждый год наши педагоги составляют план пополнения РППС совместно с
администрацией ДОУ.
В реализации данного плана участвуют администрация ДОУ, родители и
педагоги. Пополнение среды со стороны администрации проходит в определенном
порядке: например на 20152016 г.
было запланировано обновить уголки по
театрализации (Были преобретены театральные ширмы в музыкальный зал и на все
группы), в 20162017 уч. Г. среда пополнилась уголками для детского торчества затем
проходило пополнение уголков «Мой дом». Т.е. пополнение среды происходит в не
хаотичном порядке, а по областям.
В конце каждого учебного года проводится анализ реализации плана.
Выстроенная таким образом работа по проектированию РППС в отдельной
группе или в целом в детском саду позволит:
• обеспечить целостность педагогического процесса и создаст окружающее
ближайшего и
удовлетворяющее потребности актуального,
пространство,
перспективного творческого развития каждого ребенка;
• создать постоянную творческую атмосферу в работе педагогов;• обеспечить единство подходов к воспитанию и образованию детей семьи и
детского сада.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом
деятельности детей является игра. И при создании развивающего пространства в
групповом помещении это необходимо учитывать
Среду в группе можно разделить на три основных сектора
Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе),
включающий в себя
Ø центр игры
Ø центр двигательной деятельности
Ø центр конструирования
Ø центр
музыкально
театрализованной
Спокойный сектор
Ø центр книги
Ø центр отдыха
Ø центр природы
Рабочий сектор: (рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там
предполагается размещение оборудования для организации совместной и
регламентированной деятельности.
деятельности
Ø центр познавательной и исследовательской деятельности
Ø центр продуктивной и творческой деятельности
Ø центр правильной речи и моторики.
При организации развивающей предметно – пространственной среды педагоги
стараются задействовать все помещения групповой комнаты и детского сада.
Анализ требований Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования показывает необходимость строить образовательный
процесс на основе комплекснотематического принципа. Это позволит сделать жизнь
детей детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным.
Поэтому необходимо так же и грамотное оформление РППС группы. Тема
должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе и в Центрах
активности. Поэтому при планировании каждой тематической недели наши педагоги
чётко продумывают изменения в организации ППРС. При создании ППРС
происходит пополнение всех центров активности согласно теме недели:
Так оформление начинается с приемной, где для родителей представлена
информация о периоде (цели, задачи, итоговое мероприятие), предлагается совместная
работа с ребенком.
В группе подбирается материал по теме:
иллюстративный материал, книги
трафареты, печатки, раскраски с изображением животных, схемы
поэтапного рисования животных, бросовый материал для поделок (шерсть, нитки,
веточки и т. д.)
атрибуты для сюжетноролевой игры; дидактические игры
оборудование, в т. ч. спортивное: маски животных, пополнение уголка
спортивным оборудованием.Итак, можно сделать вывод, что целенаправленно организованная предметно
развивающая среда в группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка.
Есть ряд показателей, по которым воспитатель может оценить качество
созданной в группе развивающей предметноигровой среды и степень ее влияния на
детей.
1. Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность.
Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в уголках активности, что
обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью
материалов, удобством их размещения.
2. Низкий уровень шума в группе (так называемый рабочий шум), при этом
голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо
всем слышен.
3. Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся изза игр,
игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной
деятельностью.
4. Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много
рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других
продуктов создается детьми в течение дня.
5. Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность,
открытость, желание посещать детский сад.
И свое выступление я бы хотела закончить такими словами:
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает
не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня
в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю,
скажет мертвая выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность формировать личность: любознательную,
интересующуюся, активно познающую мир; умеющую учиться, способную к
организации собственной деятельности; уважающую и принимающую ценности семьи и
общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательную, умеющую слушать
и слышать партнера, уважающую свое и чужое мнение; готовую самостоятельно
действовать и отвечать за свои поступки.