Руководство выпускными квалификационными работами методом конструктивного взаимодействия
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новгородский строительный колледж, преподаватель
В данной статье рассматривается метод взаимодействия преподавателей и студентов в процессе руководства курсовыми и выпускными квалификационными работами. Этот метод применяется на практике два года и имеет стабильно высокие результаты. В статье поэтапно раскрывается суть данного метода и отражается роль руководителя на каждом из этапов.
Руководство выпускными квалификационными работами методом конструктивного взаимодействия
Каждый преподаватель спецдисциплин хоть раз в своей практике сталкивался с руководством курсовыми и выпускными квалификационными работами. Данная тема остается актуальной на протяжении многих лет, так как, по моему мнению, нет единого стандарта действий руководителя.
В данной статье будет рассмотрено руководство написанием курсовых и выпускных квалификационных работ с позиции помощи студентам методом конструктивного взаимодействия. Конструктивное взаимодействие руководителя со студентом приводит не только к положительному результату при написании работы в виде высокой оценки полученной при защите, а также позволяет заинтересовать работодателей, присутствующих на защите выпускных квалификационных работ, студентами как кадровыми единицами.
В чем же заключается суть метода конструктивного взаимодействия? Чтобы дать полную характеристику данного метода необходимо рассмотреть все этапы написания курсовой и выпускной квалификационной работы.
Первым этапом написания любой работы является выбор темы, именно на этом этапе необходимо вступить руководителю. На первый взгляд выбрать тему работы не составляет какой либо сложности, однако, именно на этой стадии могут возникнуть первые проблемы. У каждого преподавателя всегда есть перечень предлагаемых на выбор тем, но, на мой взгляд, наиболее эффективным будет индивидуальный подбор темы каждому студенту. Индивидуальный подбор тематики не только позволяет избежать повторений, но и дает возможность раскрыть сильные стороны каждого студента. Именно этот метод используется мною на практике.
Суть индивидуального подхода состоит в том, чтобы подобрать тему курсовой и выпускной квалификационной работы в соответствии с местом прохождения практики студентом. Такой подход облегчает сбор информации необходимой для написания работы, а именно ее практической части. Это представляется наиболее эффективным еще и потому, что при написании курсовой работы по той же дисциплине, что и выпускная квалификационная работа, ее содержание может стать основой для написания последней.
Вторым этапом является составления плана написания работы. Как правило, этот этап вызывает у студентов затруднения. Что же представляет собой план работы в глазах студентов? Он представляет собой поэтапную инструкцию действий, подсказкой, какой материал необходимо найти. Помощь руководителя на этом этапе должна заключаться в следующем: руководитель должен помочь сформулировать название глав и параграфов, так как студенты, как правило, пытаются просто обыграть название темы своей работы. Такая формулировка не только не интересная, но и не позволяет полностью раскрыть потенциал выбранной темы. Кроме того, необходимо соблюсти логическую структуру содержания работы, что не каждому студенту удается сделать самостоятельно.
Наибольшая трудность на этом этапе состоит еще и в том, что следует избегать «шаблонности» структуры работ. Содержание работ студентов при отсутствии руководства, как правило, практически одинаково. Составление плана под руководством преподавателя позволяет избежать подобных ситуаций практически полностью, что положительно сказывается на качестве конечного результата.
После составления плана работы, начинается третий главный этап, написание основной части работы. Многие руководители вступают только на этом этапе, однако в методе конструктивного взаимодействия роль руководителя на этом этапе сводится практически к минимуму. Тем не менее, не стоит пускать процесс написания основной части на самотек. Прежде всего, необходимо помочь студенту сформулировать научный аппарат будущей работы, определить цель и задачи исследования.
Важно скоординировать действия студента, определить сроки выполнения работы. А для более эффективного взаимодействия следует разбить работу на части удобные для проверки и написания.
Студент самостоятельно подбирает теоретический материал для написания работы, из которого формирует параграфы и главы. После готовности определенной руководителем части, студенту необходимо представить ее на проверку.
Форма проверки может быть выбрана руководителем произвольно, это может быть проверка печатной версии или же работа с электронными носителями. Но, на мой взгляд, наиболее удобным является работа с электронным носителем, так как это позволяет вносить коррективы и исправления непосредственно в ходе проверки. Этот способ имеет еще несколько преимуществ, как для руководителя, так и для студентов. После корректировки и исправлений в электронном виде не требуется повторной проверки, что существенно экономит время, которое ограниченно рамками учебного процесса. После корректировки последней определенной руководителем части работа готова к форматированию.
Форматирование на первый взгляд является самым простым этапом, однако, на практике это не всегда так. Безусловно, каждому студенту дается методическая рекомендация по оформлению работы, но при этом руководителю следует контролировать и этот процесс, поскольку студенты не всегда с должным вниманием выполняют данные требования.
Несмотря на то, что после форматирования курсовая или выпускная квалификационная работа готова, участие руководителя еще не окончено.
Современные методы обучения неразрывно связаны с информационными технологиями, и как следствие этого одним из обязательных требований к курсовым и выпускным квалификационным работам является наличие презентаций.
Как правило, технический процесс создания презентации не представляет особого труда современным студентам, но вот наполнение ее информацией вызывает определенные трудности.
Какие же именно трудности возникают на этом этапе, и какова роль руководителя? Презентация при защите курсовой или выпускной квалификационной работы это не просто видеоряд, это иллюстрация проделанной работы.
Наиболее интересно и выгодно смотрятся презентации, составленные из практической части работы, так как это не просто дает представление о проведенном исследовании, но и позволяет отразить его результаты. Как правило, при отсутствии руководства у студентов гуманитарных специальностей презентации представляют собой набор фотографий и картинок практически не связанных с тематикой работы. Акцент на гуманитарное направление сделан также неспроста, так как у студентов технических специальностей таких затруднений практически не возникает, их презентации состоят из графиков, чертежей, смет и расчетов, что как нельзя лучше отражает проделанную ими работу.
Но это совершенно не означает, что студентам гуманитарных специальностей нечего представить в презентации. При грамотном руководстве ее можно сделать не менее интересной и информативной чем у студентов технических специальностей.
Задача руководителя состоит в том, чтобы помочь студенту грамотно подобрать видеоряд к его работе, который может состоять из графиков, диаграмм и таблиц, отражающих статистические данные, собранные в ходе прохождения практики.
После окончания подготовки презентации остается еще один немало важный этап, подготовка речи для защиты. Большинство руководителей заканчивают свою работу еще на предыдущем этапе, тем не менее, участие в подготовки речи, на мой взгляд, необходимо. Как было сказано выше наличие презентации является одним из обязательных требований, но презентация сама по себе является только иллюстрационным материалом и безусловно требует речевого сопровождения. Исходя из этого, речь нужно составить таким образом, чтобы она полностью сочеталась с тем, что показывается на экране. Как правило, именно это вызывает у студента самые большие затруднения.
Кроме того, речь должна отражать суть работы, а не просто выводы о ней. Роль руководителя на этом этапе заключается в помощи с подбором и соотношением текста речи и видеоряда презентации.
Хотелось бы также остановиться, на таком этапе как предзащита. Предзащита проходит практически во всех учебных заведениях и не является чем-то новым, но и тут есть свои аспекты.
Предзащита это своего рода репетиция, она дает возможность последний раз скорректировать речь, подправить презентацию и дает возможность студентам психологически подготовиться к выступлению на публике. Возникает вопрос, а в чем же роль руководителя и почему его присутствие на предзащите обязательно?
В процессе предзащиты, слушая студентов, руководитель должен отметить слабые места, а так же возможные вопросы членов комиссии, которые могут возникнуть в процессе защиты. При должном внимании руководитель прогнозирует все возможные вопросы, тем самым, подготавливая студента к любому из них.
Подводя итоги можно сделать следующие выводы, использование метода конструктивного взаимодействия приводит к стабильно высоким результатам студентов на защите выпускной квалификационной работы, что подтверждается практическими результатами, а именно на протяжении двух лет семь из восьми студентов получали на защите отлично и один хорошо.
Кроме того, качество работ и высокий уровень подготовки студентов был отмечен председателем комиссии, являющимся представителем работодателя, а также часть студентов были приглашены пройти собеседование для дальнейшего трудоустройства.
Исходя из вышесказанного, данный метод может быть рекомендован для дальнейшего применения преподавателями, осуществляющими руководство выпускными квалификационными работами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.