Руководство для учителя "О способах выявления и развития у обучающихся начальных классов способностей к научной (интеллектуальной), творческой, спортивной деятельности"

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 26.06.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной статье учитель рассказывает о своем опыте выявления и развития у обучающихся начальных классов способностей к научной (интеллектуальной), творческой, спортивной деятельности. Педагог рассказывает о диагностике по программе "Начальная школа 21 века", знакомит с различными тестами, анкетами, результаты которых использует в своей работе с учениками начальной школы.
Иконка файла материала О способах выявления и развития у обучающихся начальных классов.doc
О способах выявления и развития у обучающихся начальных классов способностей к научной (интеллектуальной), творческой, спортивной деятельности.       Для выявления индивидуальных способностей рекомендую применять методы   педагогической диагностики. Постоянно отслеживать уровень знаний, умений, навыков  каждого учащегося с целью своевременной помощи и развития способностей.  Совместно с  детьми проводить рефлексию, учить оценивать свою деятельность и деятельность  одноклассников.       С детьми учитель проводит психолого­педагогическую диагностику по программе  Н.Ф.Виноградовой.       Данная диагностика осуществляется как групповое обследование, в ходе которого дети  выполняют задания на диагностических бланках. Диагностическое задание читает учитель  (только в 1 классе), чтобы разница в овладении техникой чтения не влияла на результаты  выполнения заданий.      В сентябре проводилась первая диагностика. Следующая диагностическая работа  проводится в середине учебного года и дает возможность увидеть, где у ребенка проблемы, что нужно изменить в работе с каждым учеником, какие задания предложить выполнить в  коррекционно­развивающих тетрадях. Диагностика, проводимая в конце учебного года,  дает возможность увидеть успехи учеников, понять, какое влияние оказывает обучение на  формирование учебной деятельности и на развитие учеников.     Проведение диагностики дает возможность учителю осуществить индивидуально­ дифференцированный подход при обучении на уроках. Данные, полученные  в результате  проведения педагогической диагностики, позволяют учителю определить уровень  достижений каждого ученика, установить, каковы успехи в формировании его учебной  деятельности, что усвоено прочно, а что нуждается в повторении, установить причины  трудностей и выбрать пути их устранения.     После проведения анализа выполненных детьми диагностических работ учитель  планирует задания для индивидуальной  и групповой работы детей на уроках, при  выполнении домашних заданий. Активно используются коррекционные тетради для  дополнительных заданий «Дружим с математикой», «Учусь читать и писать».     На родительских собраниях обращаю внимание родителей на успехи и на проблемы, даю  рекомендации в каждом конкретном случае.      С детьми проводила различные исследования в виде анкетирования и тестирования:  Методика исследования способностей к творчеству «Анкета изобретателя», Анкета по выявлению интересов обучающихся, Тест «Что может быть одновременно» на исследование вербального творческого  мышления, Методика изучения отношения младших школьников к учебной деятельности: анкета  «Подчеркни любимые занятия», Тест «Дорисовывание» на исследование невербального творческого мышления, Анкета «Расскажи о школе» на определение школьной мотивации, Анкета на выявление степени отношения детей к творческой деятельности. Для выявления у обучающихся интеллектуальных способностей ежегодно в классе  учитель проводит конкурс «Всезнайка».      В классе регулярно проводится  подготовка детей к рейтинговым состязаниям  различного уровня: школьные и городские Олимпиады по предметам, российские и  международные конкурсы «Зимние Интеллектуальные игры», «Кенгуру», «Золотое руно»,  «Русский медвежонок», «Человек и природа», «Родное слово», «Спасатели», открытая  школьная предметная олимпиада.Для подготовки детей использую «Программу развивающего курса для младших  школьников «Юным умникам и умницам», автор О. А. Холодова. Дополнительная методическая литература:    «Юным умникам и умницам» О.Холодова «Новые олимпиады для начальной школы» Н.Шевердина «Познавательный задачник по математике» О.Узорова, Е.Нефедова Особое внимание и поддержку от учителя получают дети, которым не удается занять  призовых мест, но участие в конкурсе мотивирует их на повышение своего уровня знаний,  придает им уверенность в своих силах, они получают опыт.     Разрабатывая рабочую программу, учитель планирует определенные задания для детей  разного уровня подготовки и развития. В учебниках и рабочих тетрадях сложные задания  отмечены звездочкой или другим цветом. Для слабоуспевающих ребят планируется  индивидуальная работа в дополнительных коррекционных тетрадях.      В беседах с родителями и детьми, при проведении диагностических работ учитель  выявляет индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка.       С детьми, пропустившими занятия или имеющими проблемы с обучением, проводилась  дополнительная работа в коррекционных тетрадях на печатной основе: ­ «Дружим с математикой», ­ «Учусь писать без ошибок».      Эти тетради входят в учебно­методический комплект «Начальная школа XXI века»,  созданный под руководством проф. Н.Ф.Виноградовой, и рекомендованы авторами для  дополнительной дифференцированной и индивидуальной работы с детьми.        Большое внимание уделяется развитию творческих способностей детей.        Учитель старается воспитывать и развивать детей и на уроках, и во время проведения различных   внеклассных   мероприятий.   Это   разнообразные   праздники,   конкурсы,   беседы, выставки   творческих   работ,   выступления   на   школьных   и   классных   концертах   и   многое другое. Все дети принимают в них активное участие, проявляют свои интеллектуальные, творческие, спортивные способности.  Учитель творчески подходит к организации и проведению предметного месячника начальной  школы.   Интересны   и  разнообразны   их  формы   проведения:   конкурсы  стихов, викторины, выставки поделок, олимпиады, интеллектуальные марафоны, выпуск стенгазет.                Все данные мероприятия оказывают большое влияние на формирование духовно­ нравственных  качеств   личности   учеников,   отличаются   высоким   уровнем   методической организации, использованием различных методов и приемов воздействия на внутренний мир детей. Учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности, раскрывается их творческий потенциал, развивается познавательный интерес детей.