В данной статье учитель рассказывает о своем опыте выявления и развития у обучающихся начальных классов способностей к научной (интеллектуальной), творческой, спортивной деятельности.
Педагог рассказывает о диагностике по программе "Начальная школа 21 века", знакомит с различными тестами, анкетами, результаты которых использует в своей работе с учениками начальной школы.
О способах выявления и развития у обучающихся начальных классов
способностей к научной (интеллектуальной), творческой,
спортивной деятельности.
Для выявления индивидуальных способностей рекомендую применять методы
педагогической диагностики. Постоянно отслеживать уровень знаний, умений, навыков
каждого учащегося с целью своевременной помощи и развития способностей. Совместно с
детьми проводить рефлексию, учить оценивать свою деятельность и деятельность
одноклассников.
С детьми учитель проводит психологопедагогическую диагностику по программе
Н.Ф.Виноградовой.
Данная диагностика осуществляется как групповое обследование, в ходе которого дети
выполняют задания на диагностических бланках. Диагностическое задание читает учитель
(только в 1 классе), чтобы разница в овладении техникой чтения не влияла на результаты
выполнения заданий.
В сентябре проводилась первая диагностика. Следующая диагностическая работа
проводится в середине учебного года и дает возможность увидеть, где у ребенка проблемы,
что нужно изменить в работе с каждым учеником, какие задания предложить выполнить в
коррекционноразвивающих тетрадях. Диагностика, проводимая в конце учебного года,
дает возможность увидеть успехи учеников, понять, какое влияние оказывает обучение на
формирование учебной деятельности и на развитие учеников.
Проведение диагностики дает возможность учителю осуществить индивидуально
дифференцированный подход при обучении на уроках. Данные, полученные в результате
проведения педагогической диагностики, позволяют учителю определить уровень
достижений каждого ученика, установить, каковы успехи в формировании его учебной
деятельности, что усвоено прочно, а что нуждается в повторении, установить причины
трудностей и выбрать пути их устранения.
После проведения анализа выполненных детьми диагностических работ учитель
планирует задания для индивидуальной и групповой работы детей на уроках, при
выполнении домашних заданий. Активно используются коррекционные тетради для
дополнительных заданий «Дружим с математикой», «Учусь читать и писать».
На родительских собраниях обращаю внимание родителей на успехи и на проблемы, даю
рекомендации в каждом конкретном случае.
С детьми проводила различные исследования в виде анкетирования и тестирования:
Методика исследования способностей к творчеству «Анкета изобретателя»,
Анкета по выявлению интересов обучающихся,
Тест «Что может быть одновременно» на исследование вербального творческого
мышления,
Методика изучения отношения младших школьников к учебной деятельности: анкета
«Подчеркни любимые занятия»,
Тест «Дорисовывание» на исследование невербального творческого мышления,
Анкета «Расскажи о школе» на определение школьной мотивации,
Анкета на выявление степени отношения детей к творческой деятельности.
Для выявления у обучающихся интеллектуальных способностей ежегодно в классе
учитель проводит конкурс «Всезнайка».
В классе регулярно проводится подготовка детей к рейтинговым состязаниям
различного уровня: школьные и городские Олимпиады по предметам, российские и
международные конкурсы «Зимние Интеллектуальные игры», «Кенгуру», «Золотое руно»,
«Русский медвежонок», «Человек и природа», «Родное слово», «Спасатели», открытая
школьная предметная олимпиада.Для подготовки детей использую «Программу развивающего курса для младших
школьников «Юным умникам и умницам», автор О. А. Холодова.
Дополнительная методическая литература:
«Юным умникам и умницам» О.Холодова
«Новые олимпиады для начальной школы» Н.Шевердина
«Познавательный задачник по математике» О.Узорова, Е.Нефедова
Особое внимание и поддержку от учителя получают дети, которым не удается занять
призовых мест, но участие в конкурсе мотивирует их на повышение своего уровня знаний,
придает им уверенность в своих силах, они получают опыт.
Разрабатывая рабочую программу, учитель планирует определенные задания для детей
разного уровня подготовки и развития. В учебниках и рабочих тетрадях сложные задания
отмечены звездочкой или другим цветом. Для слабоуспевающих ребят планируется
индивидуальная работа в дополнительных коррекционных тетрадях.
В беседах с родителями и детьми, при проведении диагностических работ учитель
выявляет индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка.
С детьми, пропустившими занятия или имеющими проблемы с обучением, проводилась
дополнительная работа в коррекционных тетрадях на печатной основе:
«Дружим с математикой»,
«Учусь писать без ошибок».
Эти тетради входят в учебнометодический комплект «Начальная школа XXI века»,
созданный под руководством проф. Н.Ф.Виноградовой, и рекомендованы авторами для
дополнительной дифференцированной и индивидуальной работы с детьми.
Большое внимание уделяется развитию творческих способностей детей.
Учитель старается воспитывать и развивать детей и на уроках, и во время проведения
различных внеклассных мероприятий. Это разнообразные праздники, конкурсы, беседы,
выставки творческих работ, выступления на школьных и классных концертах и многое
другое. Все дети принимают в них активное участие, проявляют свои интеллектуальные,
творческие, спортивные способности.
Учитель творчески подходит к организации и проведению предметного месячника
начальной школы. Интересны и разнообразны их формы проведения: конкурсы стихов,
викторины, выставки поделок, олимпиады, интеллектуальные марафоны, выпуск стенгазет.
Все данные мероприятия оказывают большое влияние на формирование духовно
нравственных качеств личности учеников, отличаются высоким уровнем методической
организации, использованием различных методов и приемов воздействия на внутренний мир
детей. Учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности, раскрывается их творческий
потенциал, развивается познавательный интерес детей.