Важным фактором, обусловливающим успех развития речи детей в начальных классах, является использование материала программы по русскому языку, школьных учебников русского языка и чтения в целях повышения произносительной грамотности младших школьников.Одним из реальных средств способных помочь ученикам осознать соотношения между устной речью и ее письменной формой, является работа над установлением орфоэнико-орфографических соответствий в словах.
ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО
ЯЗЫКА
Работа по овладению нормами культуры произношения предполагает
наличие системы упражнений по орфоэпии и акцентологии, основанной на
развитии и совершенствовании речевого слуха детей, и спланирована в два
этапа.
Первый этап связан с работой по развитию речевого аппарата учащихся в
1 классе, так как обучение нормам произношения невозможно без хорошо
развитого артикуляционного аппарата. На уроках используются различные
чистоговорки, дикционные и интонационные упражнения, скороговорки,
логопедические стихи, артикуляционная гимнастика.
Второй этап работы начинается вместе с изучением темы «Имя су
ществительное». Часть слов из составленного орфоэпического минимума
усваивается детьми на уровне лексики, школьники запоминают слова с
присущим им, персонально закреплённым ударением и произношением.
Вторая половина слов изучается с грамматическими формами имени су
ществительного: числа, падежа, склонения. Здесь широко используются:
наглядность, в том числе и звуковая, разучивание стихов и рифмовок с
интересующими нас словами, разгадывание ребусов, кроссвордов, нахождение
ошибок в средствах массовой информации.
Проблема обучения младших школьников нормам произношения
нуждается в дальнейшей разработке. Необходимо продумать, например, такие
вопросы:
корректировка лексикоорфоэпического минимума,
оптимальная взаимосвязь орфоэпии и дикции в процессе формирования
культуры речи,
введение в действующую программу по русскому языку для начальной
школы раздела «Орфоэпия» и разработка соответствующего дидактического
подкрепления,
решение вопроса преемственности в обучении культуре произношения в
старших классах.
Учет произносительных ошибок младших школьников дает возможность
определить следующие правила литературного произношения, которые
должны быть в центре внимания при обучении орфоэпии в начальных классах:
произношение сочетания чт в местоимении что и его производных;
произношение сочетания чн в отдельных словах: конечно, нарочно,
скворечник, скучный, в отчествах на ична:
произношение сочетания щн в существительном помощник и в словах с
соответствием произношения и написания (хищный и др.);
произношение слова сегодня и окончания ого /' его;
произношение сочетаний гк, гч в словах легкий, мягкий и их про
изводных:произношение заимствованных слов с фонемным сочетанием [jo] в
позиции начала слова или после гласного: йод, район, майор;
произношение слов иноязычного происхождения с [jо] в положении
после согласного: батальон, почтальон;
произношение твердых и мягких согласных перед е в заимствованных
словах: шоссе, музей и др.;
произношение мягких губных согласных на конце числительных семь,
восемь и в глагольных формах типа составь, составьте.
Таким образом, выделенный минимум состоит из девяти орфоэпических
правил, причем в качестве иллюстрации к ним отобраны только такие слова и
грамматические формы, которые отличаются устойчивостью, стабильностью
произношения в современном русском литературном языке. Именно такие
слова и формы, не допускающие колебаний в речи говорящих, и должны стать
предметом усвоения в младшем школьном возрасте.
Произносительный минимум кроме орфоэпических правил включает в себя
перечень конкретных слов, правильное произношение и ударение которых
является предметом усвоения на начальном этапе обучения. Прежде всего,
это слова и грамматические формы, подчиняющиеся выделенным
орфоэпическим правилам. Учет разного рода произносительных ошибок
младших школьников заставляет ввести в минимум слова, не связанные с
отобранными правилами, однако широко употребляемые детьми и
вызывающие множество отклонений от нормы в их устной речи. При отборе
слов учтена лексика учебнометодического комплекта для начальных классов
«Школа России», а также частотность употребления слов в русском языке.
Лексикопроизносительный минимум оформлен в виде словарика для
учащихся первых четвертых классов «Произноси правильно». В словаре
представлены слова разных частейречи: имена существительные,
прилагательные, глаголы, предлоги, наречия, числительные. Так же на уроках
русского языка и литературного чтения ребята с удовольствием работают с
другими, готовыми словарями.
Одним из реальных средств способных помочь ученикам осознать
закономерные соотношения между устной речью и ее письменной формой,
является работа над установлением орфоэникоорфографических
соответствий в словах. Именно орфоэпия занимается, в частности, изучением
нетипичных для русской произносительной системы случаев дис
координации литературного произношения и написания, где противоречие
звукового и буквенного состава настолько явственно, что не может быть не
замечено и не осознано младшими школьниками.
Проведение наряду с фонетикографическими орфоэпикоорфогра
фических сопоставлений повысит успешность формирования у учащихся
точных представлений о взаимосвязи звучания и написания в русском языке и,
таким образом, создаст прочную основу для усвоения как литературного
произношения, так и правописания.Важным фактором, обусловливающим успех развития звучащей речи
детей в начальных классах, является наиболее полное использование
материала программы по русскому языку, стабильных школьных учебников
русского языка и чтения в целях повышения произносительной грамотности
младших школьников.