Русь в IX – начале XII в. Внутренняя и внешняя политика древнерусских князей
Оценка 4.7

Русь в IX – начале XII в. Внутренняя и внешняя политика древнерусских князей

Оценка 4.7
Лекции +1
pdf
история
5 кл—11 кл +1
15.02.2020
Русь в IX – начале XII в. Внутренняя и внешняя политика древнерусских князей
В IX—X вв. на восточнославянских землях складывается государство, получившее название Русь. Его ядром стал союз племенных княжеств полян с центром в Киеве. Первое упоминание Руси относится к 839 г. Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский.Управление страной, суд, сбор дани и пошлиносуществлялиего братья, сыновья и дружинники. Доходы князей и их приближенных во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. Именно с этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киевских великих князей.
Русь в IX – начале XII в. Внутренняя и внешняя политика древнерусских князей.pdf

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русь в IX – начале XII в. Внутренняя и внешняя политика древнерусских князей

 

 

 

 

             

 

Оглавление

Введение ............................................................................................................... 3

Глава1. Возникновение государства у восточных славян .............................. 5

1.1 Предпосылки возникновения государства у восточных славян ........... 5 1.2 Особенности и историческое значение образования государства

восточных славян ............................................................................................. 7

1.3 Основные этапы становления древнерусского государства .................. 7

1.4 Социально-экономический строй Киевской Руси ................................ 18

Глава 2. Внутренняя и внешняя политика государства ................................ 21

2.1 Политический строй ................................................................................ 21

2.2. Внутренняя политика ............................................................................. 22

2.3 Внешняя политика Руси .......................................................................... 23

Заключение ........................................................................................................ 27

Список использованных источников и литературы ...................................... 29

Введение

В IX—X вв. на восточнославянских землях складывается государство, получившее название Русь. Его ядром стал союз племенных княжеств полян с центром в Киеве. Первое упоминание Руси относится к

839 г.

Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский.Управление страной, суд, сбор дани и пошлиносуществлялиего братья, сыновья и дружинники. Доходы князей и их приближенных во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. Именно с этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киевских великих князей.

История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX начало XII в., условно может быть разделена на три больших периода. Первый (IX середина Х в.) время первых киевских князей. Второй (вторая половила Х первая половина XI в.) время Владимира I и Ярослава Мудрого), эпоха расцвета Киевской державы; третий период вторая половина XI начало XII в., переход к территориально-политической раздробленности.[1]

Целью написания контрольной работы является описание государства Русь в IX – начале XII в., его внутренней и внешней политики. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи :

1.                 описание предпосылок возникновения государства у восточных славян;

2.                 особенности и историческое значение образования государства восточных славян;

3.                 основные этапы складывания древнерусского государства;

4.                 особенности образования государства восточных славян.

5.                 Внутренняя и внешняя политика древнерусских князей

Контрольная работа состоит из введения, заключения, основной части и списка использованных источников и литературы.

          

Глава1. Возникновение государства у восточных славян

1.1 Предпосылки возникновения государства у восточных славян

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов.

Выделяют следующие предпосылки возникновения государства у восточных славян:

а)духовные предпосылки: – общая языческая религия;

– схожие обряды, обычаи; – схожая общественная психология.

б)социально-экономические предпосылки:

- развитие земледелия приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжескодружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного). В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая стала трансформироваться в земледельческую или соседскую

(территориальную). На обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, которая из-за своей трудоемкости требовала усилий всего родового коллектива. Так наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов;

                   отделение ремесла от земледелия, сосредоточение ремесла в городах,совершенствование орудий труда, изобретение новой технологии сделали возможным отдельным членам общины в одиночку изготавливать различные вещи, необходимые в хозяйстве, в таком количестве, что их можно было продавать: сначала их труд носил заказной характер, а затем товары стали поступать в свободную продажу.

В северных источниках Русь называют страной городов –

Гардарикой. Древнерусские летописи, византийские и скандинавские источники дают сведения о существовании в IX–Xвв. по крайней мере 24 русских городов: это Белгород, Белоозеро, Искоростень, Киев, Ладога, Любеч, Муром, Новгород, Переяславль, Полоцк, Псков, Ростов, Чернигов и др.;

                   преобладание свободного труда над рабским. в)социально-политические предпосылки:

                   борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений;

                   потребности родоплеменной знати в аппарате для защиты своих привилегий и захвата новых земель; – формирование племенных союзов.

г)внешнеполитические предпосылки:

                   угроза нападения внешних врагов;

–«давление», которое оказывали норманны и хазары. Их стремление взять под контроль торговые пути ускоряло складывание княжескодружинных группировок, которые втягивались во внешнюю торговлю. Местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников;

                   взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни;

Только взаимодействие внутренних и внешних факторов при недостаточной социально-экономической зрелости восточнославянского общества привело к историческому прорыву IX–Xвв.[2]

1.2 Особенности и историческое значение образования государства

восточных славян

                   суровость климатических условий Восточной Европы, оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства у восточных славян;

                   сложное взаимодействие внутренних и внешних факторов позволило ему появиться, основываясь лишь на одной общинной основе;

                   полиэтнический состав в дальнейшем способствовал тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия;

–межцивилизационное положение Руси во многом будет влиять на ее собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия и углубляя социокультурный раскол[3].

1.3 Основные этапы становления древнерусского государства

I этап. Вторая половина IX – конец Xв..

В VIIIв. на территории восточных славян существует ряд племенных союзов, именуемых по господствовавшему в каждом из них племени – «полянский», «радимический», «кривичский» и т.д. В конце VIII – начале IXв. возникают межплеменные союзы, «союзы союзов», представлявшие собой раннегосударственные объединения с центрами в Киеве, Новгороде. В результате межплеменных и внутриплеменных конфликтов были призваны в 862г. варяги, чтобы они пришли княжить на земли славян и «учинили мир».

С 862 г. Рюрик, согласно "Повести временных лет", утвердился в Новгороде. По традиции с этого времени ведут начало русской государственности. Некоторые историки считают, что Рюрик был реальной исторической личностью, отождествляя его с Рюриком

Фрисландским, который во главе своей дружины неоднократно совершал походы на Западную Европу. Рюрик обосновался в Новгороде, один из его братьев, Синеус, на Белом озере ,другой, Трувор - в Изборске. Историки считают имена "братьев" искажением древнешведских слов: "синеус" - "со своими родами", "трувор" - верная дружина. Это обычно служит одним из доводовпротив достоверности варяжской легенды. Через два года, согласно летописным сведениям, братья умерли, и Рюрик передал в управление важнейшие города своим мужам. Двое из них, Аскольд и Дир, совершившие неудачный поход на Византию, заняли Киев и освободиликиевлян от хазарской дани.

После смерти Рюрика в 879 г., не оставившего после себя наследника (по другой версии им был Игорь, что дало основание впоследствии в исторической литературе называть династию киевских князей "Рюриковичами", а Киевскую Русь - "державой Рюриковичей"), власть в

Новгороде захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег (879911). Именно он и предпринял поход на Киев, тщательно подготовив его. Он собрал большую рать, куда вошли представители всех подвластных Новгороду народов. Здесь были ильменскиесловени, кривичи, чудь, меря, весь. Ударную силу Олегова войска составила варяжская дружина.

Олег утвердился в Киеве. Войдя в город, он заявил: "Да будет Киев матерью городам русским".

Так Новгородский север победил Киевский юг. Но это была лишь чисто военная победа. И экономически, и политически, и в культурном смысле Среднее Поднепровье намного обогнало другие восточнославянские земли. В конце IX в. это был исторический центр русских земель, и Олег, сделав Киев своей резиденцией, лишь подтвердил это положение. Возникло единое древнерусское государство с центром в Киеве. Произошло это в 882 г.

На рубеже IX - X вв. Олег потерпел чувствительное поражение от венгров. В это время их орда передвигалась по Причерноморью на запад. По пути венгры обрушились на русские земли. Олег был разбит и заперся в Киеве. Венгры предприняли осаду города, но безуспешно, и тогда между противниками был заключен мирный договор. С тех пор стал действовать венгеро-русский союз, который просуществовал около двух веков.

Объединив восточнославянские земли, отстояв их от натиска чужеземцев, Олег придал княжеской власти невиданный доселе авторитет и международный престиж. Теперь он принимает на себя титул князя всех князей, или великого князя. Остальные же властители отдельных русских княжений становятся его данниками, вассалами, хотя и сохраняют еще права по управлению в своих княжествах[4].

В 907 и 911 г. Олег с войском дважды успешно воевал под стенами Константинополя (Царьграда). В результате этих походов были заключены договоры с греками, составленные, как записал летописец, "на двое харатьи", т.е. в двух экземплярах - на русском и греческом языках. Это подтверждает, что русская письменность появилась задолго до принятия христианства. До появления "Русской Правды" складывалось и законодательство (в договоре с греками упоминалось о "Законе русском", по которому судили жителей Киевской Руси).

При Олеге в состав его державы были включены и стали платить дань Киеву древляне, северяне, радимичи. Однако процесс включения различных племенных союзов в состав Киевской Руси не был единовременной акцией.

Князь Игорь.После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь (912945). Во времена Игоря государство Русь еще больше расширилось. В его состав вошло племя уличей, с которым вел безуспешную войну еще князь Олег. Теперь уличи, как и другие княжения, обязались платить Киеву дань.

Глубокой осенью князь вместе с дружиной объезжал свои владения с целью сбора с них положенной дани. Этот объезд князем своих вассальных владений назывался полюдьем.Название "полюдье" происходит от слов "ходить по людям".

Еще со времен Олега основной мерой дани подвластных племен являлись меха куницы, горностая, белки. Причем брались они "с дыма", т.

е. от каждого жилого дома. Кроме этого в состав дани входили продукты питания, даже одежда.

Во время сбора дани в 945 г. воины Игоря творили над древлянами насилие. Собрав дань, Игорь отправил основную часть дружины и обоза восвояси, а сам, оставшись с "малой" дружиной, решил еще побродить по древлянским землям в поисках добычи. Древляне во главе со своим князем Малом восстали и перебили дружину Игоря. Сам князь был схвачен и казнен лютой смертью: его привязали к двум склоненным деревьям, а затем отпустили их.

Княгиня Ольга.В Киеве осталась жена Игоря с малолетним сыном Святославом. Едва сложившееся государство находилось в критическом состоянии. Однако киевляне не только признали права Ольги на престол в связи с малолетством наследника, но и безоговорочно поддержали ее.

С первых шагов своего княжения Ольга проявила себя как решительная, властная, дальновидная и суровая правительница. Она отомстила древлянам. Во время переговоров древлянские послы в Киеве были зверским образом убиты, а затем Ольга, поддержанная воеводами Игоря Свенельдом и Асмудом, организовала военный поход в древлянские земли.

В первом же бою киевская рать разгромила древлян.  Они были обложены тяжкой данью, часть их была уведена в плен и передана в рабство киевским дружинникам.

В то же время Ольга упорядочила взимание дани, понимая, что всякие произвольные поборы могут вызвать новое восстание свободолюбивого и мятежного населения. Она прошла с дружиной по древлянской земле и установила для местного населения нормы уплаты дани (уроки) и места, куда она должна была свозиться (погосты).

Такая же реформа взимания дани, ее упорядочение было проведено и в других землях. Отныне взимать дань должны были представители княжеской администрации на местах. Это был конец полюдья и начало организованной системы обложения налогами Русской земли.

Крещение княгини Ольги.Важным вопросом переговоров стало крещение русской княгини.К середине IX в. почти все крупные государства Западной Европы, а также часть народов Балканского полуострова и Кавказа приняли христианство - одни по римскому, другие - по византийскому образцу.

Крещение Ольга обставила с подобающей для великого государства пышностью. Крещение происходило в храме святой Софии. Ее крестным отцом был сам император, а крестил ее патриарх. Ольга приняла в крещении имя Елены, в честь матери Константина Великого, византийского императора, сделавшего в IV в. христианство официальной религией империи.По возвращении в Киев Ольга пыталась склонить к христианству Святослава, говоря, что за князем крещение примет и дружина. Но Святослав, будучи ярым язычником, поклонявшимся дружинному богу Перуну, отказал ей.

Походы Святослава.Перед Святославом (964-972)стояла задача

защитить Русь от набегов кочевников и расчистить торговые пути в другие страны.Святослав в ходе своих многочисленных походов начал присоединение земель вятичей, нанес поражение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, овладев Тмутараканью на Таманском полуострове, отразил натиск печенегов. Он попытался приблизить границы Руси к Византии и включился в болгаровизантийский конфликт, а затем повел упорную борьбу с константинопольским императором за Балканский полуостров. В период успешных военных действий Святослав даже подумывал о перенесении столицы своего государства на Дунай в город Переяславец, куда, как он считал, будут "сходиться блага из разных стран": шелк, золото, утварь Византии, серебро и скакуны из Венгрии и Чехии, воск, мед, меха и пленные рабы из Руси. Однако борьба с Византией окончилась неудачно, Святослав был окружен стотысячным греческим войском. С большим трудом ему удалось уйти на Русь. Был заключен договор с Византией о ненападении, но дунайские земли пришлось вернуть.

По дороге в Киев Святослав в 972 г. попал в засаду, которую печенеги устроили у днепровских порогов, и был убит. Печенежский хан приказал сделать из черепа Святослава чашу, окованную золотом, и пил из нее на пирах, считая, что к нему перейдет слава убитого. [5] Итоги княжения первых Рюриковичей:

                а)расширение    межплеменного    союза    за    счет    присоединения

славянских племен (древлян, северян, радимичей, вятичей);

б)защита славянских племен от внешней экспансии и сбор за это

дани – полюдья;

в)защита населения и торгового пути «изваряг в греки» от набегов

кочевников-печенегов;

г)военные и торговые соглашения с Византией и кочевыми

народами.

Средиосновных признаков древнерусского государстваконца Xв.

выделяют следующие:

1)система данничества;2)территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной;3)простейший государственный аппарат (дружина и наместники князя);4)династическая (родовая) княжеская власть;5)монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализации княжеской власти.

Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян:

–создаются благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли;

–формируется социальная структура (выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев);

                –формируется      древнерусская      культура,      создается      единая

идеологическая система общества;

–происходит складывание единой древнерусской народности – основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского.[6]

II этап. Конец X – середина XI в.

Владимир I. После гибели Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк (972-980). Его брат Олег получил Древлянскую землю. Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги (сестры Добрыни), получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями междоусобице Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою.

Владимир вместе с Добрыней бежал "за море", откуда через два года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит. Владимир занял великокняжеский престол.

При Владимире I (980-1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десна, Осетр, Суда, Стугна был сооружен ряд крепостей. Видимо, здесь, на границе со степью, находились "заставы богатырские", защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарныйИлья Муромец и другие былинные богатыри.

Принятие христианства. В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный один из учеников Христа. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) - центре византийских владений в Крыму. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле.

"Божий слуга"- государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув "примитивное" язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры.

Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется "равноапостольным".

Ярослав Мудрый. При Ярославе Мудром (1019-1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г. после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата Мстислава Тмутараканского в 1035 г., владевшего с 1024 г. землями к востоку от Днепра, Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.

При Ярославе Мудром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около четырехсот церквей и восемь рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор - храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром. Тогда же, при Ярославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота - парадный въезд в столицу Древней Руси. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте.

Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона, русского по происхождению. Сам князь назывался, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора. Над саркофагом, выполненным из целого куска мрамора, в котором похоронен Ярослав, можно прочесть торжественную запись "об успении (смерти. — Авт.) царя нашего".

РезультатыII этапа истории Киевской Руси:

–завершение формирования территории государства;

–перенос внимания княжеской власти на завоевание земель, на их освоение и удержание под контролем;

–слом сепаратизма местной племенной верхушки и усиление централизованной власти;

–активная реформаторская деятельность великих князей;

–внедрение и распространение государственной религии и идеологии – христианства;

–появление писаного кодифицированного права;

–широкое использование дипломатических методов решения международных проблем, рост цивилизованности государства; –расцвет древнерусской культуры.

III этап. Середина XI – начало XIIв.

При сыновьях и внуках Ярослава Киевское государство постепенно утратило свое единство и превратилось в ряд отдельных волостей. Члены княжеского рода находились в постоянной вражде и междоусобии. После многих лет борьбы князья в 1097г. В г. Любече на общем съезде рассматривали вопросы пагубности междоусобиц, принципы владения и наследования княжеских земель. Однако и после съезда смуты не кончились, постановление съезда не было соблюдено. В 1113г. во время народного восстания в Киеве был призван на княжение Владимир Мономах из Переяславля.

Владимир Всеволодович Мономах (1113–1125)– князь смоленский (1073–1078), черниговский (1078–1094), переяславский (1094–1113), великий князь киевский (1113–1125), он:

–организатор успешных походов князей против половцев в 1103, 1109, 1111гг.;

–ввел в действие «Устав Владимира Мономаха», где в законодательном порядке облегчено положение холопов, запрещено обращать в холопство за долги;

–устранил месть за убийство и заменил ее денежным штрафом;

–ограничил взимание процентов при займе;

–продолжил политику укрепления династических связей с Европой;

–организовал новый большой поход на Византию в 1119г., результатом которого были невиданные уступки: Византия преподносила Владимиру II титул царя, вручала ему скипетр, державу, в 1122г. внучка Мономаха стала женой византийского императора;

–занимался активным строительством храмов, покровительствовал развитию древнерусской культуры и переводам на славянский язык греческих книг;

–написал «Поучение» своим детям, в котором осуждал усобицы и призывал к единству русской земли.

Мстислав Великий (1125–1132)– внук Владимира Мономаха, владел Новгородом Великим, являлся держателем Ростовской и Смоленской земель, княжил в Белгороде-Киевском и являлся соправителем отца в Киеве. В 1125г. Мстислав стал великим русским князем, он:

–воевал с половцами (1093, 1107, 1111, 1129); особо выдающимся был его победоносный поход в Полоцкую землю в 1127г.; сражался с чудью (1111, 1113, 1116, 1130), Литвой (1121);

–воевал с русскими князьями-мятежниками; разгромил в 1096г.

войска черниговского князя Олега Святославича, чем прекратил его захватническую деятельность и сохранил единство государства;

–способствовал возведению в Новгороде, Ладоге и Киеве многих каменных построек, вел крепостное строительство;

–по мнению ученых, являлся последним редактором «Повести временных лет».

После смерти Мстислава Владимировича начались новые усобицы. Киевское государство было раздроблено на десятки самостоятельных княжеств.[7]

РезультатыIII этапа истории Киевской Руси:

                   завершение формирования территории государства, перенос внимания княжеской власти с проблемы завоевания земель на их освоение и удержание под контролем;

                   слом сепаратизма местной племенной верхушки и усиление централизованной власти;

                   замена        родоплеменного деления      древнерусского   общества территориальным;

                   активная реформаторская деятельность великих князей;

                   внедрение и распространение государственной консолидирующей идеологии – христианства;

                   появление писаного кодифицированного права;

                   использование дипломатических методов решения международных проблем;

                   рост цивилизованности государства, расцвет древнерусской культуры.

1.4Социально-экономический строй Киевской Руси

Тогдашний уровень развития производительных сил требовал значительных затрат труда для ведения хозяйства. Трудоемкие работы, которые нужно было выполнять в ограниченные и строго определенные сроки, мог выполнить только коллектив. С этим связана большая роль общины в жизни славянских племен. 

Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства.

Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю.

Все свободное население Киевской Руси носило название "люди". Отсюда термин, означающий сбор дани, "полюдье". Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась "смердами". Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу. Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг - "купу" часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категории населения - закупы. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг.

Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников, и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад, как и пережитки первобытного строя, имели довольно широкое распространение в Киевской Руси. Однако господствующей системой производственных отношений был феодализм.

Процесс экономической жизни Киевской Руси слабо отражен в исторических источниках. Очевидны отличия феодального строя Руси от "классических" западно-европейских образцов. Они заключаются в огромной роли государственного сектора в экономике страны, наличии значительного числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.

В экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. Ряд историков называет государство Русь страной с многоукладной, переходной экономикой. Такие историки подчеркивают раннеклассовый, близкий к варварским государствам Европы характер Киевской державы.

Вывод по главе 1.

Образование государства создавало благоприятные условия для развития ремесел, земледелия, а также внешней торговли.Влияло государство и на формирование социальной структуры. Так, выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев.Мощный импульс получила и древнерусская культура.

В рамках древнерусского государства происходило складывание единой древнерусской народности – основы трёх восточнославянских народов: великорусского, белорусского и украинского.

Древнерусское государство в течение веков после своего возникновения отбивало "волны" кочевников, а также принимало удар на себя, тем самым обеспечивая благоприятные условия для развития европейской цивилизации.

Русь стала своеобразным мостом, через который совершался культурный и торговый обмен между Западом и Востоком. Однако межцивилизационное положение Руси во многом влияло на её собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия. 

В данной главе раскрываются предпосылки становления государства у восточных славян, приводятся основные этапы становления государства, дается характеристика правителей Руси того времени.

 

          

Глава 2. Внутренняя и внешняя политика государства

2.1Политический строй

Политический строй древнерусского государства IX - X вв. может быть охарактеризован как раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял киевский князь, называвшийся великим князем.

Киевский князь управлял при помощи совета из других князей и дружинников (боярская дума). Дружина делилась на старшую (бояре, мужи) и младшую (гриди, отроки, детские). Суд, сбор дани и судебных пошлин осуществлялись княжескими дружинниками, называвшимися мечниками, вирниками и пр.

С помощью дружины князья укрепляли власть над населением и расширяли территорию древнерусского государства. Дружинники получали от князей право на доходы (в виде дани) с населения целых территорий, входивших "в состав древнерусского государства. С развитием феодальных отношений все большая часть дружинников становилась земельными собственниками, ведшими хозяйство в своих имениях путем эксплуатации труда закабаляемых крестьян.

Города управлялись княжескими посадниками, а в наиболее крупных из них существовали должности тысяцкого и сотских, что, очевидно, соответствовало военному членению полков (очень древнему по своему происхождению).

В руках киевского князя были значительные военные силы, необходимые как для организации системы властвования над населением, так и для расширения границ государства и его защиты. Эти военные силы состояли из войск вассальных князей и бояр и из собственной дружины, находившейся всегда близ князя. В особых случаях собиралось более широкое народное ополчение. В войске большую роль играла конница, пригодная как для далеких переходов, так и для борьбы с конными отрядами южных кочевников. Известно, что во время походов на Балканы князь Святослав собрал 60-тысячное войско.

В древней Руси был значительный лодейный флот, действовавший на реках и на Черном море.

2.2. Внутренняя политика

В течение IX — Х вв. закончилось объединение под властью киевских князей основных восточнославянских земель, население которых было обложено данью. В ряде земель киевские князья встречали значительное сопротивление местной знати, но подавляли его силой оружия.

При Владимире Святославиче (980 — 1015 гг.) в состав Киевской Руси были включены на западе Червенские города и Карпатская Русь.

В середине X в. вдова Игоря, княгиня Ольга (945 — 969 гг.), по словам летописи, объездила некоторые области Руси и «уставила» «уставы» и «уроки», «оброки» и «дани», т. е. установила нормы повинностей, наметив притом во время своей поездки «становища» и«погосты» — административно-финансовые центры сбора податей. Таким образом, система сбора дани была изменена. Единицей обложения данью служили дым (крестьянский дом, очаг), рало, плуг (т. е. крестьянское земледельческое хозяйство).

Организация суда и феодальное право.Важную роль в укреплении феодального базиса играли правовые нормы. Наиболее ранними, дошедшими до нас памятниками древнерусского феодального права являются договоры киевских князей с Византийской империей (911, 944, 971 гг.), в которых имеются сведения о «законе Русском». Договоры эти содержат ряд статей о праве собственности и наследования, о пленных и «челяди», т. е. рисуют право феодализирующегося общества.

Нормы раннефеодального права отражены и в первой части Краткой редакции «Русской Правды», так называемой «Древнейшей Правде», которая, возможно, представляет собой грамоту, изданную князем Ярославом Мудрым около 1016 г. в целях упорядочения конфликтов, возникавших в дружинной среде. Эта грамота по самому своему происхождению и задачам не могла отразить многих сторон феодального строя на Руси. Круг наказуемых преступлений, упоминаемых во всех 18 статьях «Древнейшей Правды», очень ограничен: убийство, побои до крови или до синяков, удары палками, чашами, питьевыми рогами, нанесение увечий, вырывание усов и бороды, езда на чужом коне, укрывательство скрывшегося холопа, порча чужого оружия и одежды.

В «Древнейшей Правде» говорится о таком пережитке патриархально-общинных отношений, как право родственников на кровную месть за убийство. Однако кровная месть уже отмирает и заменяется денежными штрафами за убийство («вирами») по приговору суда.

Из летописи известно, что князь Владимир Святославич в целях борьбы с антифеодальными преступлениями сначала ввел смертную казнь в качестве меры наказания «разбойников», а затем заменил ее денежным штрафом («вирой»).

Кроме княжеского гражданского законодательства до нас дошли памятники церковного права (уставы князей Владимира и Ярослава), определявшие долю церкви в княжеских доходах («десятина») и круг тех преступлений, которые были изъяты из княжеского суда и переданы церковному суду: семейные преступления, колдовство, богохульство (например, нанесение надписей на стенах церкви или ввод собак в церковь) и пр. Эти уставы укрепляли политические позиции церкви.

2.3 Внешняя политика Руси

Государство Русь вело борьбу с варяжскими дружинами, Византией, Хазарией и другими государствами, сталкивавшимися с Русью. Борьба с внешней опасностью была одним из факторов, способствовавших образованию раннефеодального государства с центром в Киеве. Древнерусские князья и дружинники стремились также к расширению территории государства и завоеванию торговых путей.

Серьезным препятствием для развития русской торговли, имевшей большое значение для всей Северной и Центральной Европы, являлись степные кочевники и Хазарский каганат. Каганат держал в своих руках важнейшие узлы торговых магистралей: устье Дона, Керченский пролив, устье Волги. Пользуясь выгодами своего географического положения, хазарские правители ставили свои таможенные заставы в Тмутаракани, у устья Дона, у волго-донской переправы и в Итиле на устье Волги. Современники отмечали, что Хазария жила в значительной мере за счет торговых пошлин. Иногда хазарский каган не довольствовался высокими пошлинами и грабил русские караваны, возвращавшиеся с Каспийского моря.На рубеже IX —X вв. началось планомерное наступление русских дружин на Хазарию. Они овладели городом Керчью и Хазарским островом (очевидно, «островом Тмутараканским», где разместились многие тысячи русов). Наступление закончилось полным разгромом Хазарии войсками Святослава в 965 г. После этого Нижний Дон с городом Белой Вежей был снова колонизован славянскими поселенцами. Город Тмутаракань на Керченском проливе с прекрасной гаванью стал форпостом Руси на Черном море и крупнейшим морским портом. Здесь образовалось русское княжество, в состав которого входили и племена Северного Кавказа — ясы и касоги, предки осетин и адыгейцев.[8] В конце IX и в X в. русские войска совершили ряд походов на побережье Каспийского моря и в степи Кавказа (в Абесгун, Азербайджан и пр.). В 913 — 914 гг. русские дружины заняли один из островов близ Баку, в 913 г. — город Бердаа. Этими походами прокладывались торговые пути в восточные страны.

Торговые отношения Руси с Византией нарушались постоянными военными столкновениями. Киевские князья старались укрепиться в

Причерноморье и Крыму. В устьях крупнейших рек, впадающих в Черное море, находились русские города Олешье (в устье Днепра), Белгород (в устье Днестра) и др.

Византия всячески стремилась ограничить сферу влияния Руси в Причерноморье и подчинить ее себе, используя для этого как воинственных кочевников, так и христианскую церковь. Поэтому между Византией и Русью возникали военные осложнения.

В 911 г. при князе Олеге соединенные силы ряда древнерусских земель осадили столицу Византии — Царьград (Константинополь, современный Стамбул) и вынудили византийское правительство подписать договор (911 г.), выгодный для Руси в торговом отношении.

После неудачного русского похода на Византию в 941 г., при князе Игоре, византийское правительство заключило новый договор, менее выгодный для Киевской Руси (944 г.).

Большое значение для развития древнерусского государства в X в. имела деятельность киевского князя Святослава (964 — 972 гг.). Многочисленные походы Святослава в разных направлениях дали повод некоторым историкам считать его вождем бродячей дружины, будто бы не связывавшим свои воинственные замыслы с интересами древнерусского феодального государства. На самом же деле войска Святослава выполняли внешнеполитические задачи, стоявшие тогда перед правящим классом русских феодалов: воевали с печенегами, разгромили Хазарский каганат и, таким образом, открыли свободный путь на Восток, вступили в решительную борьбу с Византийской империей, стремившейся блокировать Русь и оттеснить ее от моря.

Византия пыталась столкнуть между собой Русь и Дунайскую Болгарию. Святослав вмешался в византийско-болгарскую борьбу, но в интересах не византийской дипломатии, а древнерусского феодального государства. В результате первого похода Святослава на Балканы (968 г.) русские войска заняли ряд городов по Дунаю, из которых особое значение придавалось Переяславцу (в низовьях Дуная) как крупному торговому и политическому центру. Ввиду нападения на Киев печенегов, возможно организованного Византией, Святослав был вынужден вернуться из Болгарии на Русь. Придя вторично на Балканы (969 г.), Святослав действовал уже в союзе с болгарскими феодалами против Византии.

Война Святослава в Византии велась изолированными военными силами, связи которых с основной русской территорией были прерваны печенегами. Поэтому Святослав не смог реализовать свои успехи на Балканах, русское войско было осаждено в Доростоле на Дунае. Во время вылазок воины Святослава наносили сильные удары византийцам, ведя бой стеной (фалангой). Только крупное численное превосходство византийских военных сил вынудило Святослава заключить мир (оформленный специальным договором) и оставить Доростол. На обратном пути в Днепровских порогах печенеги разбили часть русского войска, сам Святослав был убит[9].

          

Заключение

Киевская Русь – раннефеодальное государство с монархической формой правления. В течение IX–XIII вв. власть пережила сложную трансформацию. На этапе становления государства сложилась дружинная форма государственности: на базе княжеской дружины образовался примитивный аппарат управления, судопроизводства и сбора дани. Центральной фигурой этой формы государственности является великий князь, который больше проявляет себя как военачальник, а не как государственный деятель. На этапе подъема Киевской Руси формируется централизованная монархия: вся полнота власти все больше сосредоточивается в руках великого князя, на решение князя влияет лишь часть старших дружинников и выходцев из старой племенной аристократии – бояре, которые составили совещательный орган – боярский совет.

Образование государства создавало благоприятные условия для развития ремесел, земледелия, а также внешней торговли.

Влияло государство и на формирование социальной структуры. Так, выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев.

Мощный импульс получила и древнерусская культура.

В рамках древнерусского государства происходило складывание единой древнерусской народности – основы трёх восточнославянских народов: великорусского, белорусского и украинского.

Древнерусское государство в течение веков после своего возникновения отбивало "волны" кочевников, а также принимало удар на себя, тем самым обеспечивая благоприятные условия для развития европейской цивилизации.

Русь стала своеобразным мостом, через который совершался культурный и торговый обмен между Западом и Востоком. Однако межцивилизационное положение Руси во многом влияло на её собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия.

В Х-XII вв. Русь укрепляла свои внешние связи. Наряду с традиционными действиями все чаще использовались возможности переговоров. Принятие христианства позволило укреплять связи с другими государствами за счет международных браков

Внешний фактор, а именно необходимость отпора появившимся к середине XI в. в южнорусских степях кочевников половцев, еще удерживал на некоторое время Киевскую Русь от распада на отдельные княжества. Борьба была нелегкой. Историки насчитывают около 50 половецких вторжений с середины XI до начала ХШ в.

Сыну Владимира Мономаха Мстиславу I Великому (1125-1132) удавалось еще некоторое время удерживать единство русских земель. После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка княжеств-государств. Наступил период, получивший в истории название периода раздробленности или удельного периода.

Сказанное выше позволяет сделать вывод, что цели и задачи контрольной работы достигнуты.

 

          

Список использованных источников и литературы

 

1.       Серегин А.В. Юридическое исследование государства и права Древней Руси [Электронный ресурс] : монография / А.В. Серегин. — Электрон.текстовые данные. — Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2014. — 244 c. — 978-5-9275-1125-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47205.html

2.       РыбаковБ.А. История СССР с древнейших времен до конца XVIII века. Режим доступа:https://www.rusempire.ru/rus/508-politicheskij-strojvnutrennyaya-i-vneshnyaya-politika-russkikh-knyazej-v-ix-x-vv.html

3.       http://www.yaklass.ru/materiali?mode=lsntheme&subid=2&themeid=159

4.       Юнциклопедия.Режим доступа:/http://yunc.org/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%8C_%D0%B2_IX _%E2%80%94_%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%B5_X

II_%D0%B2.

5.       http://velib.com/read_book/litagРежим       доступа:ent_ast-

shemakhanova_irina_albertovna/istorija_polnyjj_kurs_podgotovki_k_egeh/1_dr evnost_i_srednevekove/12_rus_v_ix__nachale_xii_v/

6.       http://www.studfiles.ru/preview/877779/page:4/

 



[1] http://www.studfiles.ru/preview/877779/page:4/

 

[2] http://velib.com/read_book/litagent_ast-

shemakhanova_irina_albertovna/istorija_polnyjj_kurs_podgotovki_k_egeh/1_drevnost_i_srednevekove/12_rus_ v_ix__nachale_xii_v/

[3] http://velib.com/read_book/litagent_ast-

shemakhanova_irina_albertovna/istorija_polnyjj_kurs_podgotovki_k_egeh/1_drevnost_i_srednevekove/12_rus_ v_ix__nachale_xii_v/

[4] http://www.yaklass.ru/materiali?mode=lsntheme&subid=2&themeid=159

 

[5] http://www.yaklass.ru/materiali?mode=lsntheme&subid=2&themeid=159

 

[6] http://velib.com/read_book/litagent_ast-

shemakhanova_irina_albertovna/istorija_polnyjj_kurs_podgotovki_k_egeh/1_drevnost_i_srednevekove/12_rus_ v_ix__nachale_xii_v/

[7] http://velib.com/read_book/litagent_ast-

shemakhanova_irina_albertovna/istorija_polnyjj_kurs_podgotovki_k_egeh/1_drevnost_i_srednevekove/12_rus_ v_ix__nachale_xii_v/

[8] https://www.rusempire.ru/rus/508-politicheskij-stroj-vnutrennyaya-i-vneshnyaya-politika-russkikh-

knyazej-v-ix-x-vv.html

 

[9] Б.А. Рыбаков. История СССР с древнейших времен до конца XVIII века/URL:https://www.rusempire.ru/rus/508-politicheskij-stroj-vnutrennyaya-i-vneshnyaya-politika-russkikhknyazej-v-ix-x-vv.html

 

Русь в IX – начале XII в. Внутренняя и внешняя политика древнерусских князей

Русь в IX – начале XII в. Внутренняя и внешняя политика древнерусских князей

Политический строй ..........

Политический строй ..........

Целью написания контрольной работы является описание государства

Целью написания контрольной работы является описание государства

Глава1. Возникновение государства у восточных славян 1

Глава1. Возникновение государства у восточных славян 1

Гардарикой. Древнерусские летописи, византийские и скандинавские источники дают сведения о существовании в

Гардарикой. Древнерусские летописи, византийские и скандинавские источники дают сведения о существовании в

Восточной Европы, оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства у восточных славян; – сложное взаимодействие внутренних и внешних факторов позволило ему…

Восточной Европы, оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства у восточных славян; – сложное взаимодействие внутренних и внешних факторов позволило ему…

Некоторые историки считают, что

Некоторые историки считают, что

Киеве. Произошло это в 882 г.

Киеве. Произошло это в 882 г.

Князь Игорь. После смерти Олега в

Князь Игорь. После смерти Олега в

Игоря Свенельдом и Асмудом, организовала военный поход в древлянские земли

Игоря Свенельдом и Асмудом, организовала военный поход в древлянские земли

Русь от набегов кочевников и расчистить торговые пути в другие страны

Русь от набегов кочевников и расчистить торговые пути в другие страны

Византией и кочевыми народами

Византией и кочевыми народами

Владимир I . После гибели Святослава великим киевским князем стал его старший сын

Владимир I . После гибели Святослава великим киевским князем стал его старший сын

Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в

Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в

Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в

Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в

III этап. Середина XI – начало

III этап. Середина XI – начало

Византию в 1119г., результатом которого были невиданные уступки:

Византию в 1119г., результатом которого были невиданные уступки:

РезультатыIII этапа истории Киевской

РезультатыIII этапа истории Киевской

Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю

Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю

Такие историки подчеркивают раннеклассовый, близкий к варварским государствам

Такие историки подчеркивают раннеклассовый, близкий к варварским государствам

Политический строй древнерусского государства

Политический строй древнерусского государства

В древней Руси был значительный лодейный флот, действовавший на реках и на

В древней Руси был значительный лодейный флот, действовавший на реках и на

Эта грамота по самому своему происхождению и задачам не могла отразить многих сторон феодального строя на

Эта грамота по самому своему происхождению и задачам не могла отразить многих сторон феодального строя на

Серьезным препятствием для развития русской торговли, имевшей большое значение для всей

Серьезным препятствием для развития русской торговли, имевшей большое значение для всей

Причерноморье и Крыму. В устьях крупнейших рек, впадающих в

Причерноморье и Крыму. В устьях крупнейших рек, впадающих в

Дунаю, из которых особое значение придавалось

Дунаю, из которых особое значение придавалось

Заключение Киевская Русь – раннефеодальное государство с монархической формой правления

Заключение Киевская Русь – раннефеодальное государство с монархической формой правления

Руси во многом влияло на её собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия

Руси во многом влияло на её собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия

РыбаковБ.А. История СССР с древнейших времен до конца

РыбаковБ.А. История СССР с древнейших времен до конца
Скачать файл