Рус яз иложение 4 класс
Оценка 4.9

Рус яз иложение 4 класс

Оценка 4.9
doc
27.09.2021
Рус яз иложение 4 класс
konspekt_uroka (1).doc

          Урок провела Ушакова Ирина Станиславовна,

      учитель 1    категории г. Могоча Забайкальский край

Тема: Изложение с элементами сочинения «Родничок».

Цели урока: Обучение умению письменно передавать содержание текста с опорой на план, выделять и формулировать главную мысль в прочитанном тексте, вносить элемент рассуждения происходящим в тексте событий, устанавливать связь между предложениями, вносить элемент рассуждения происходящим в тексте событий.

Формируемые УУД:

Познавательные - умение применять полученные знания при составлении письменного пересказа:

Коммуникативные - владение разными видами речевой деятельности( монолог, диалог,письмо.)

Регулятивные - работа по плану и при необходимости исправление ошибок с помощью учителя; способность к мобилизации сил и энергии;

Личностные: умение соотносить понятия родная природа и Родина; воспитание нравственности,  любви, бережного отношения к природе.

 .

Оборудование: тетрадь; ручка; записи на доске: вопросы, алгоритм, слова для справок.

 

                                       Ход урока:

I. Оргмомент.

а) Приветствие (дети приветствуют гостей аплодисментами).

б) Подготовительная работа.      

Стихотворение читает наизусть подготовленный ученик (Плотников Н.).

В глуши лесной, в глуши зелёной

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьёт из корней родник студёный:

Кипит, играет и спешит,

Крутя хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит.

в) Анализ стихотворения:

-О чём идёт речь? (о роднике)

- Что это такое? Значение слова уточняется в словаре С. И. Ожегова (водный источник, текущий из глубины земли, ключ).

 -Есть ли синонимы у этого слова? (источник, ключ, криница)

-Где бил источник? (в овраге)

-Какой он был? (кипит, играет, спешит, крутясь хрустальными клубами, стеклом расплавленным бежит).

-Как вы понимаете эти слова?

-Кто из вас видел родник?           Где?            Какой он был?

-О чём пойдет речь на уроке?

 II.     Сообщение темы урока.           

      1).   Ознакомление с текстом.

                         Работа по технологии целостного восприятия.                                                                                                                                     

Примите удобное положение, расслабьтесь, пусть ничто вам не мешает. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, а затем выдох. Ещё раз вдох, выдох. Представьте себе родник в лесу. Какой он? Что его окружает? Как он выглядит?

       Коля и Шурик приехали летом в деревню. Они любили бродить по лесу. На краю леса бил ключ. Сухие листья, песок, сучья засыпали его.

       Мальчики очистили родник. Коля поправил дубовый желобок. Шура приладил  кружку. Теперь каждый мог испить холодной воды. Заблестел ручеёк. Быстро текли серебряные струйки живительной влаги.   

       Первым гостем родничка стала бойкая птичка. Она села на желобок и уронила клювик в струйку воды. Птичка выпила первую каплю чистой воды.

        К роднику часто приходили путники. Каждый с благодарностью думал о добрых людях, которые позаботились о других и о природе.

2) Нарисуйте эту картину.

-Какую бы картину вы нарисовали?

3)  Анализ содержания.

  - Какой текст по стилю? (художественный)

  - Какой по типу? (повествование)

  - О чём этот рассказ?

  - Кто главные герои? ( Коля, Шурик)

  - Одного ли они возраста?

  - Какой  поступок они совершили?  (добрый)

  - Какая главная мысль текста? (Люди должны беречь природу, помогать ей).

  - Прочитайте текст самостоятельно и разделите его на части.

                                 ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

4) Языковой анализ текста.

Прочитайте 1 часть.

- Какое любимое занятие было у мальчиков?

- Подберите синонимы к слову « бродить».

- Почему автор употребляет именно это слово (ходить – двигаться, переступая ногами; бродить – идти тихо в разных направлениях)

- Что мальчики обнаружили на краю леса?

- Почему автор написал, что ключ «бил»?

- Как можно сказать иначе?

- Где мальчики нашли ключ? (на краю леса)

- Найдите и прочитайте предложение, каким мальчики нашли этот ключ?

- Какой глагол употребил автор? (засыпали).

- Какой другой глагол можно использовать?

- Автор употребил глагол «засыпали» как наиболее точный. Родник был не виден, и люди, жители леса не могли пользоваться такой вкусной, чистой водой.

- Как можно озаглавить 1 часть?

- Озаглавьте и перескажите (выбрать лучшие)

Прочитайте 2 часть.

- Что решили сделать Коля и Шура?

- В какой последовательности?

- Итак, что они сделали сначала? (очистили).

- А можно сказать расчистили, освободили? ( Можно. Но более точный глагол «очистили» т. е. сделали чистым).

- Что сделали потом? (поправили дубовый желобок)

- Что такое желобок? (орфографический словарь Ожегова)

Желобок- длинное полукруглое или прямоугольное углубление, выдолбленное в бревне, сделанное из досок, листового железа, по которому струится студеная водичка.

- Для чего они это сделали?

- Какие действия Шуры были дальше?

- Как вы  понимаете это слово?

- Автор говорит «приладил». С помощью этого слова показывает доброту мальчика.

Приладил – сделал  хорошо, ладно. Это слово употребляется сейчас редко, оно близко к народной деревенской речи.

 - Как же ручеёк откликнулся на добро мальчиков? Найдите и прочитайте это предложение.

- Какие другие глаголы можно употребить (засиял, засверкал, заискрился).

- Автор использует слова «серебряные струйки» и глагол «заблестел». Ручеёк, как живой, подарил свежесть и красоту леса.

- Представьте себя около этого ключа, чистого, блестящего. Ваши действия?

- Посмотрите, какой глагол дан в тексте? (испить).

- Почему не «выпить», не «попить»? (испить – немного отпить)

-  Перескажите.

-  Озаглавьте и перескажите .

Прочитайте 3 часть.

- Кто же стал первым гостем чистой воды? (Прочитайте это предложение).

- Почему автор называет её бойкой?

- Как можно иначе назвать?

- Что сделала птичка?

- Почему автор употребляет глаголы в таком порядке?

- Озаглавьте и перескажите.

- Почему в тексте вместо слов клюв, родник, струя использованы клювик, родничок, струйка, ручеёк?         (автор с любовью относится к природе).

- Чем отличаются эти слова?

- Можно ли придумать продолжение рассказа?

- О чем вы можете рассказать?

5)  Составление плана (работа в парах).

3.       Первый посетитель.                     1.    Родничок в беде.

1.                 Забота о природе.                         2.    Спасение родничка.

1.        Ключ на краю леса.                      3.    Первый гость.

4.        Обновлённый родник.                  4.   Моё отношение к поступку мальчиков.

6)  Орфографическая работа.

Написать рассказ мы должны без ошибок. Какая орфограмма объединяет слова 1 столбика? Какие буквы нужно вставить? Докажи (так же 2 и 3 столбики).

бр… дить                       д..ревня                        сух…    листья

по л..су                         с..ребряные                 дубов…   желобок

ж…лобок                       п..сок                            холодн…   воды

забл…стел                                                          живительн…   влаги

ур..нила                                                              бойк…   птичка

р…дник                                                             чист…    воды

-А кто увидел в тексте слова с парной согласной?

-Какие ещё орфограммы есть в тексте?

- Найдите в тексте предложение с запятыми. Почему они там стоят?

- А ещё есть предложения с однородными членами?

- Почему там нет запятых?

- Посмотрите на последнее предложение. Давайте, попробуем разобраться в нём.

Найдите главные члены (да, это сложное предложение, которое состоит из двух простых).

- Ребята, если в тексте есть слова, в написании которых вы затрудняетесь, выпишите их себе на листочек.

-А теперь,  попробуем пересказать  текст  друг другу (в парах).

 

Горят, как жар, слова

 Иль стынут, словно камни, -

Зависит от того,

Чем наделил их ты.

Какими к ним в свой час

Притронулся руками,

И сколько отдал им душевной теплоты.

7)  Повторное чтение учителем.

8)  Я сейчас прочитаю вам этот рассказ последний раз.

9)  Написание изложения.

III. Итог урока.

Проверка (дети зачитывают 4 часть изложения).

- Расскажите, какие эмоции вызвал у вас этот рассказ.

- Какую часть труднее было писать: повествование или рассуждение? Почему?

 IV. Рефлексия: - Вы сегодня молодцы. Прекрасно поработали.

  - Какая была задача на урок?

  - Какие умения вы совершенствовали при написании изложения?

  - Кто доволен своей работой?

  - В чем вы испытывали трудности?



 

 


Урок провела Ушакова Ирина Станиславовна, учитель 1 категории г

Урок провела Ушакова Ирина Станиславовна, учитель 1 категории г

Что это такое? Значение слова уточняется в словаре

Что это такое? Значение слова уточняется в словаре

Кто главные герои? ( Коля, Шурик) -

Кто главные герои? ( Коля, Шурик) -

Что сделали потом? ( поправили дубовый желобок ) -

Что сделали потом? ( поправили дубовый желобок ) -

Почему в тексте вместо слов клюв, родник, струя использованы клювик, родничок, струйка, ручеёк? (автор с любовью относится к природе)

Почему в тексте вместо слов клюв, родник, струя использованы клювик, родничок, струйка, ручеёк? (автор с любовью относится к природе)

Чем наделил их ты. Какими к ним в свой час

Чем наделил их ты. Какими к ним в свой час
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2021