Урок №14 |
10Б - 10.12. 10В – 14.12.2021 |
Урок №15 |
10А – 21.12. |
Тема: «Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления». |
|
Цель: углубить представление об исконно русских и заимствованных словах, дать понятие о старославянизмах; формировать умение опознавать группы слов русской лексики с точки зрения происхождения. |
|
Планируемые результаты: Личностные: воспитывать интерес к изучению русского языка, обогащать представления учащихся о духовной, нравственной и языковой культуре народа. Регулятивные: ученики принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану; развивать умение распознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; учить пользоваться словарями (этимологическим, толковым, словарем иностранных слов). Познавательные: ученики осознают познавательную задачу; читают и слушают; извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей; дать общее представление о лексике современного русского языка с точки зрения сферы употребления, определить понятия «общеупотребительная лексика», «лексика ограниченного употребления». Коммуникативные: ученики задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
|
Оборудование: раздаточный материал, презентация. |
|
Тип урока: открытие нового знания. |
|
Технология: встречных усилий. |
|
ХОД УРОКА |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный этап |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приветствие. Оформление журнала. Выяснение отсутствующих. |
Приветствие.
Дежурный докладывает об отсутствующих. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Проверка домашнего задания |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверить задание в карточке на замену (ЕГЭ №6) |
Показывают работы в тетрадях. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Приняли – принять решение, сделать выбор, вывод, дело. 2. Роль – играть роль, но иметь значение. 3. Принесли – принести славу, дать возможность, ощущение, уверенность и т.д. 4. Значения – иметь значение, играть роль 5. Симпатизирует – Симпатизировать – хорошо относиться к кому-либо, импонировать – производить положительное впечатление. 6. Оказать – нельзя дать поддержку, можно ее оказать, найти, обеспечить, получить. 7. Взгляд – бросить взгляд. 8. Победу – одержать победу, завоевать первенство. 9. Совершать – совершать поступки, делать вывод, глупости, движения. 10. Зрения – быть в поле зрения, в центре внимания. 11. Предшествующих. 12. Поднимается – нельзя стремительно ползти. 13. Дать – дать ответ, выразить благодарность, мнение, мысль. 14. Низкие – низкие цены, дешевые товары. 15. Косяк – косяк рыб, стая птиц. 16. Придавал – придавать значение, уделять внимание. 17. Увеличить – увеличить выпуск продукции, повысить уровень качества. 18. Вину – загладить вину, брать ответственность. 19. Заслужить – заслужить уважение. 20. Играли – играть первую скрипку. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Оформление тетради |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запись числа. Классная работа |
Оформляют тетради. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Мотивация УУД |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Сегодняшний урок я хотела бы начать с небольшого стихотворения: Каждое слово живое, С особой, своей судьбою. Бежали столетья и годы. По-разному жили народы. Торговлю вели, воевали, Бранились, а после – мирились, Жить в добром соседстве учились. И вот результат их общенья - Волшебное слов превращенье. Так, в языке зародившись одном, Слово потом оказалось в другом. Немало прошло испытаний, То смысл поменяв, то звучанье. Слово по вкусу пришлось языку. - Буду жить у тебя, никуда не уйду!
- О чем это стихотворение? - Как называется совокупность всех слов языка? - Как вы думаете, о чём сегодня будем говорить на уроке? |
Анализируют, делают выводы, отвечают.
(О словах, пришедших в язык из других языков). (Лексика) (О лексике) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Сегодня мы на уроке поговорим о русской лексике с точки зрения её происхождения и употребления. Выясним на какие группы делится лексика с точки зрения происхождения, каковы пути заимствования слов, а также определим, какая лексика составляет основу словарного состава русского языка и какими сферами жизни человека она может быть ограничена. -Итак, тема урока:" Русская лексика с точки зрения её происхождения и употребления". |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Изучение нового материала |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Актуализация уже имеющихся знаний учащихся по теме “Лексика”
- Вспомним термины, относящиеся к понятию "лексика": Найдите соответствия. Я читаю определение, я вы соотнесите его с понятием 1. Основная кратчайшая единица языка, выражающая своим звуковым составом понятие о предмете, процессе, явлении действительности? (слово) 2. Как называется словарный состав языка? (лексика) 3. Какая наука изучает словарный состав языка? (лексикология) 4. В каком значении могут употребляться слова? (в прямом и переносном) (золотой крестик - золотые руки) 5. На какие группы делится лексика в зависимости от лексического значения слов? (Однозначные и многозначные) (торт, крем) 6. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы) (коса) 7. Слова с противоположным лексическим значением (антонимы) (добро-зло) 8. Слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками лексического значения (синонимы) (друг, приятель, товарищ) - Проверим 1 – Ё, 2 – Б, 3 – А, 4 – Г, 5 – В, 6 - Е, 7 – Б, 8 - Ж - Поставьте "+" "-" рядом с ответом |
Трое работают у доски. Класс – в тетрадях. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слово учителя: - Ребята, а русский язык изменяется или нет? - С чем это связано? А. Происхождение лексики современного русского языка Русский язык существует много веков, и за это время он претерпел немало изменений. Самые значительные изменения происходят в словарном составе языка, т.е. в лексике Существуют два основных пути формирования лексики: прямой путь, при котором из имеющихся в языке элементов возникают исконно русские слова (например, каменщик, голубцы, листовка), и путь заимствования, при котором новые слова приходят со стороны, из других языков (автомобиль, кино, телевизор). Состав русской лексики с точки зрения ее происхождения можно представить в виде схемы: Лексика русского языка с точки зрения её происхождения
Иконно русская лексика Заимствованная - Какие слова входят в состав исконно русской лексики определите самостоятельно, пользуясь учебником (стр. 57) - Какие 3 группы слов можно выделить? (общеславянские, восточнославянские, собственно русские) Работа с учебником - Прочитать об исконно русской лексике и подготовиться к ответу по рядам (5 мин.) 1 ряд - общеславянская лексика; 2 ряд - восточнославянская лексика; 3 ряд - собственно русская лексика. Когда возникла и примеры слов. Ответы учащихся
-Во время ответа записать в столбик группы слов исконно русской лексики
- А как вы думаете, много ли заимствованных слов в русском языке? - Приведите примеры заимствований. - Где заимствуются слова? (из других языков) - А ещё заимствования происходили из старославянского языка древнейшего языка славян, начался этот процесс в 10 веке после принятия христианства на Руси.
- Заимствованная лексика составляет около 10 % лексики русского языка.
Работа с языковым материалом
- Познакомьтесь с таблицей и ответьте на вопрос: В чём отличия старославянизмов от исконно русских слов? Отличия старославянских слов от исконно русских
Учащиеся сопоставляют слова в том и другом столбце, делают выводы: Признаки старославянизмов: -старославянизмы характеризуются неполногласными сочетаниями: -ра, -ла, -ре, -ле на месте русских -оро, -оло, -ере, еле; -сочетаниями ра-, ла- в начале слова на месте русских ро-, ло-; -сочетанием жд, соответствующим русскому ж; -согласным щ на месте русского ч; -начальными а, е вместо я, о -Ещё в русском языке немало словообразовательных элементов старославянского происхождения: Словообразовательные: Приставки воз-, из-, низ- пре-, пред-, чрез- (изнемогать, воздать ) Суффиксы -ени-, -енств-, -еств, -знь, -изн-, -ни(е), -тель, -ч(ий), -ын(я) (единение, жизнь, кормчий) -айш-, -ейш-, -ащ-, -ющ, -ущ-, им-, -ом-, -енн-(добрейший, ведомый) Части сложных слов: зло-благо-, бого-, велико-, грехо-( богобоязненный Работа в группах - Есть ещё заимствования из других языков. - Разделимся на группы и прочитаем о заимствованиях в русском языке из других языков В течение 3 минут вы изучаете материал учебника на стр.58-61 и готовитесь рассказать, когда и какие слова заимствовалась из других языков; 1. Греко-латинских заимствования 2. Тюркские и скандинавские заимствования 3. Голландские, немецкие и французские заимствования 4. Английские, итальянские и испанские заимствования
- Параллельно с ответом учащихся записываем основные признаки заимствований из других языков - Итак, на
какие 2 группы с точки зрения происхождения делится лексика современного
русского языка? (исконно русская и заимствованная) - Определите , из какого языка пришли слова. а) Базар, туман, бисер, караван, сундук, башмак ( сингармонизм гласных – фонетическая примета тюркских языков). б) Пари, шасси, жалюзи, павильон, манто, резервуар, тротуар, силуэт, авеню, пилотаж, макияж ( конечное ударное -е, -э, -о при неизменяемости слов, сочетания –уэ, -уа, конечное –аж во французском.) в) Митинг, прессинг, пудинг, бриджи, бюджет, киллер, брокер (конечное –инг, -ер, сочетание –дж- - приметы английского языка) г) Факт, форма, автограф, антибиотик, панорама (из греческого) - А если трудно определить происхождение слова, что нужно делать? - Какие знаете словари? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Б. Лексика русского языка с точки зрения её употребления. Наблюдение над языковым материалом - Прочитайте ещё раз тему урока. О чём мы говорили в 1-ой части урока? - А сейчас поговорим о русской лексики с точки зрения её употребления. Перед вами обычные слова русского языка (слова на карточках): Небо, солнце, город, работа, жамки, кубрик, кочет, стипуха, клёвый, слово, любовь, гутарить, карбюратор, фонетика - Разделите их на 2 группы. Запишите.
- Почему так разделили? – Почему в первую группу выделили эти слова, как их можно назвать? – Это общеупотребительная лексика. Общеупотребительная лексика – это слова, использование которых не ограничено ни территорией распространения, ни родом деятельности людей, ни их социальной принадлежностью. Она составляет основу словарного состава русского языка. Слова понятны и доступны каждому носителю языка и могут быть использованы в самых разных условиях, без какого бы то ни было ограничения. - А слова 2-ой группы всеми употребляются? – Это лексика ограниченного употребления. Лексика ограниченной сферы употребления распространена в пределах определённой местности или в кругу людей, объединяемых профессией, социальными признаками, общими интересами, времяпрепровождением и т.д. – Итак, на какие две группы можно разделить лексику современного русского языка с точки зрения сферы употребления?
– Какие факторы ограничивают употребление того или иного слова? - Для ответа на этот вопрос обратимся к словам второй группы - Теперь разделите их на 3 группы. По какому признаку делили? (Территория – место жительства, профессиональная деятельность, социальная принадлежность) – Исходя из этого, назовём эти группы
Лексика ограниченного употребления включает в себя диалектизмы Диалектизмы (от греч. diaλextos – говор, наречие) – это слова, свойственные местным говорам и стоящие за пределами нормированного литературного языка (примеры) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Анализ предложений - Проанализируем предложения - В своих произведениях писатели используют диалектизмы. Прочитаем отрывки из "Донских рассказов" М.А.Шолохова, найдём в них диалектизмы и ответим на вопрос: - Для чего употребляет диалектизмы в тексте писатель? 1) «Миновал Лукич часового и не дорогой, а стежкой лесной, одному ему ведомой, затрусил к хутору». («Родинка») 2) «Они смывались надо мною». («Родинка») 3) «За ужином кое-как наспех поглотал хлёбова и – опрометью в горницу». («Нахаленок») 4) «Семь лет атаман не видал родных куреней». («Родинка») 5) «Телок мычит требовательно и басовито, а о стенки цибарки вызванивают струи молока». («Родинка») 6) «Опостылело все». («Родинка») 7) «Каждую ночь после первых кочетов просыпается дед, сидит, курит…» («Чужая кровь») 8) «Голуби, вспугнутые было стрельбой и вновь попадавшие на крышу амбара, сорвались в небо фиолетовой дробью». («Чужая кровь») 9) «Дверью рыпнул, серников нарочно не зажигаю, а слышу, что на кровати возня…» («Лазоревая степь») 10) «Теперь Семка видит как Маринка нагибается и утиркой смахивает пыль с Гришкиных калош». («Калоши») - При употреблении диалектизмов сохраняется описание особенностей быта, местности, своеобразие речи героев, т.е. самобытность и яркость рассказов. - Известный языковед академик Щерба считал, что: «Если бы литературный язык оторвался от диалектов, от «почвы», то он, подобно Антею, потерял бы всю свою силу и уподобился бы мёртвому языку, каким теперь является латинский». |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- К лексике ограниченного употребления относятся профессионализмы - слова и выражения, которые не являются строго узаконенными, научными определениями тех или иных профессиональных понятий, но широко используются специалистами в той или иной области (Слайд №34) - Знаете примеры профессионализмов? - Например, у компьютерщиков: Форточка - это презрительное название операционной системы Windows материнка - материнская плата чайник - начинающий пользователь глюк - некорректная работа оборудования лазарь - лазерный принтер - Ещё к лексике ограниченного употребления относится жаргонная лексика - это искусственные, иногда условные слова, используемые членами какой-то социальной или иной группы, объединённой общими интересами : 1) воровской жаргон: липа (фальшивка), крыша (защита), шмон (проверка) 2) молодёжный сленг: а) студенческий: общага (общежитие), стипуха (стипендия), хвост (несданный зачёт, экзамен) б) школьный сленг: прикол, отпад, базар. - Приведите примеры жаргонизмов - Итак, лексика с точки зрения происхождения делится на какие группы? - А с точки зрения употребления? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Закрепление материала |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Распределительный диктант Определите, к какой группе лексики с точки зрения сферы её употребления, относятся данные слова: а) диалектная; б) профессиональная; в) жаргонная адсорбент «тело, на поверхности которого происходит поглощение вещества из раствора или газа»; автомат «выставление итоговой оценки по результатам текущей успеваемости без сдачи зачёта или экзамена»; адажио «музыкальная пьеса в медленном темпе»; аккредитив «вид банковского счёта»; ангина «острое инфекционное заболевание»; бадминтон «спортивная игра»; кумашник «сарафан красного цвета»; бемоль «знак понижения звука на полтона»; блатарь «представитель преступного мира»; брам-рей «поперечный брус, прикреплённый к мачте судна»; бугор «начальник»; буерак «овраг»; гипербола «стилистическая фигура, состоящая в образном преувеличении»; замочить «убить»; зыбка «колыбель»
2.Выполнить тест. Тест по теме "Лексика с точки зрения её происхождения и употребления" 1. Какие слова входят в состав исконно русской лексики: а) общеславянские, восточнославянские, собственно русские б) старославянские, собственно русские, восточнославянские в) западноевропейские, старославянские, общеславянские
2.Выберите ответ, в котором представлены группы лексики с точки зрения происхождения слов: а) Высокая и низкая лексика б)Заимствования, старославянизмы в)Синонимы, антонимы, омонимы
3. Устаревшему слову полон соответствует современное плен. Какой исторический процесс связан с этими словами? а) Старославянское слово было вытеснено русским; б) исконно русское слово было вытеснено старославянским.
4. Найдите соответствия:
5. Поберите русский синоним к заимствованному слову паж: а)конюх б)дядька в)мальчик-слуга г)дворник
6. Какое слово относится к лексике ограниченного
употребления?
7. Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной
лексике?
8. Какое из слов является диалектным?
9. Какое слово является термином?
10. Выпишите из предложения диалектное слово. Мы прятались от деда в небольшой балке, поросшей полынью и лопухами.
11. Выпишите из текста жаргонное слово. Я с каждым днем становлюсь все здоровее. Занимаюсь, занимаюсь, занимаюсь… Так интенсивно я не качался никогда.
12. Определите тип выделенного слова с точки зрения сферы употребления. Перед летучкой Кучеренко просматривал альбом с вырезками статей и заметок. а) термин; б) профессионализм; в) диалектизм; г) жаргонизм.
Ответы:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Рефлексия |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что нового узнали на уроке? - А как вы можете применить эти знания в жизни? |
Анализируют, делают выводы, строят монологическое высказывание. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Домашнее задание. Выставление отметок |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа со словарём: определить происхождение и лексическое значение слов (кабинет, вариант, аргумент, абзац, блокнот, реклама, факсимиле). |
Запись в дневник. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приложение к уроку
I. Небо, солнце, город, работа, жамки, кубрик, кочет, стипуха, клёвый, слово, любовь, гутарить, карбюратор, фонетика
II. Анализ предложений
1) «Миновал Лукич часового и не дорогой, а стежкой лесной, одному ему ведомой, затрусил к хутору». («Родинка»)
2) «Они смывались надо мною». («Родинка»)
3) «За ужином кое-как наспех поглотал хлёбова и – опрометью в горницу». («Нахаленок»)
4) «Семь лет атаман не видал родных куреней». («Родинка»)
5) «Телок мычит требовательно и басовито, а о стенки цибарки вызванивают струи молока». («Родинка»)
6) «Опостылело все». («Родинка»)
7) «Каждую ночь после первых кочетов просыпается дед, сидит, курит…» («Чужая кровь»)
8) «Голуби, вспугнутые было стрельбой и вновь попадавшие на крышу амбара, сорвались в небо фиолетовой дробью». («Чужая кровь»)
9) «Дверью рыпнул, серников нарочно не зажигаю, а слышу, что на кровати возня…» («Лазоревая степь»)
10) «Теперь Семка видит как Маринка нагибается и утиркой смахивает пыль с Гришкиных калош». («Калоши»)
III. Тест по теме "Лексика с точки зрения её происхождения и употребления"
1. Какие слова входят в состав исконно русской лексики:
а) общеславянские, восточнославянские, собственно русские
б) старославянские, собственно русские, восточнославянские
в) западноевропейские, старославянские, общеславянские
2.Выберите ответ, в котором представлены группы лексики с точки зрения происхождения слов:
а) Высокая и низкая лексика б) Заимствования, старославянизмы в) Синонимы, антонимы, омонимы
3. Устаревшему слову полон соответствует современное плен. Какой исторический процесс связан с этими словами?
а) Старославянское слово было вытеснено русским;
б) исконно русское слово было вытеснено старославянским.
4. Найдите соответствия:
Группа слов |
Языки заимствования |
1. Философия, тетрадь, физика, комедия |
А. Тюркские языки |
2. Сарафан, карандаш, арбуз, лапша |
Б. Французский язык |
3. Солдат, штык, шпион, почтмейстер |
В. Греческий язык |
4. Жалюзи, пенсе, багаж, аванс |
Г. Немецкий язык |
5. Яхта, митинг, бизнесмен, футбол |
Д. Английский язык |
5. Поберите русский синоним к заимствованному слову паж:
а)конюх б)дядька в)мальчик-слуга г)дворник
6. Какое слово относится к лексике ограниченного
употребления?
а) бежать б) четыреста в) гипотенуза г) время
7. Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной
лексике?
а) клевый б) классный
в) крутой г) отличный
8. Какое из слов является диалектным?
а) солнце б) ратник в) зеленя г) меломан
9. Какое слово является термином?
а) зачетка б) камзол в) инъекция г) писатель
10. Выпишите из предложения диалектное слово.
Мы прятались от деда в небольшой балке, поросшей полынью и лопухами.
11. Выпишите из текста жаргонное слово.
Я с каждым днем становлюсь все здоровее. Занимаюсь, занимаюсь, занимаюсь… Так интенсивно я не качался никогда.
12. Определите тип выделенного слова с точки зрения сферы употребления.
Перед летучкой Кучеренко просматривал альбом с вырезками статей и заметок.
а) термин; б) профессионализм; в) диалектизм; г) жаргонизм.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.