Русская икона. Звенигородская находка.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 20.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели уроков по линиям развития: 1ЛР: Рассказывать об истории иконы на Руси. Иметь представление о звенигородских иконах, написанных Андреем Рублёвым. 2ЛР: Выполнить творческое задание «Радостное настроение». Работать акварелью в технике по-сырому. 3ЛР: Эмоционально воспринимать произведения иконописи, выражать своё отношение к ним на примере А. Рублёва, Ф. Грека и др. Обязательный минимум содержания: икона, иконописец (Н), Андрей Рублёв (П). (Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.) Зрительный ряд: иконы русских мастеров: Ф. Грек «Богоматерь»; новгородская икона «Чудо о Флоре и Лавре»; псковская икона «Илья Пророк в пустыне»; А. Рублёв, звенигородские иконы «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел».
Иконка файла материала konsp_izo_4kl_ur3-korr.doc
Изобразительное искусство.  Учебник: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 4­й класс. – М.: Баласс, 2011.  Урок 3.  Тема. Русская икона. Звенигородская находка. Цели уроков по линиям развития:  1ЛР:  Рассказывать   об   истории   иконы   на   Руси.   Иметь   представление   о   звенигородских   иконах,   написанных   Андреем Рублёвым. 2ЛР: Выполнить творческое задание «Радостное настроение». Работать акварелью в технике по­сырому. 3ЛР: Эмоционально воспринимать произведения иконописи, выражать своё отношение к ним на примере А. Рублёва, Ф. Грека и др.  Обязательный минимум содержания:  икона, иконописец  (Н),  Андрей Рублёв  (П).  (Н  –  необходимый  уровень,  П  – повышенный уровень.) Зрительный ряд:  иконы русских мастеров:  Ф. Грек «Богоматерь»; новгородская икона «Чудо о Флоре и Лавре»; псковская   икона  «Илья  Пророк  в  пустыне»;  А.  Рублёв,  звенигородские   иконы  «Спас»,   «Архангел   Михаил»,  «Апостол Павел». Этапы урока Содержание действия учителя действия учеников Формирование УУД Создание   I. проблемной ситуации.   находка», Учитель записывает тему урока: «Русская икона. Звенигородская   представляет выдержки   из   статьи   русского   философа   Е.Н. Трубецкого и просит ответить на вопросы: – Однажды мне удалось прочитать статью русского философа Е.Н. Трубецкого об  иконах. Эта статья называлась «Умозрение в красках». Как вы думаете, что   значит   «умозрение»?   Какими   бы   словами­ синонимами можно выразить значение этого слова? –  В   этой   статье   Трубецкой   рассказывает   об иконописцах,   которые   пытались   довести   до   нас свои мысли. Только их они выражали не словами, а Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов):     Дети пытаются проанализировать   это   слово, учитель   помогает   увидеть   в этом слове мудрость, мудрый или   умный   взгляд   на   мир, взгляд на мир изнутри, умные мысли и др.     обозначающих Цвет   фраз, учебные действия, соответствует   следующим группам результатов: познавательные действия; регулятивные действия; коммуникативные действия; личностные результаты. Анализировать   и   обобщать, делать   выводы,   оперируя   с © ООО «Баласс», 2014 Страница 1предметами и их образами. Совместно   предлагать версии. с   учителем Совместно определять цель действий. с учителем     Представлять информацию в  развёрнутом и сжатом виде. в красках.  –  Если   бы   иконописцы   выразили   свои   мысли словами, нам бы легко было прочитать эти мысли?  –  А   легко   ли   прочитать   мысли,   выраженные красками? – Да. – Нет. II.  Формулирование проблемы. III.   Актуализация знаний. – На какой вопрос мы сегодня должны ответить? Учитель   просит   открыть   учебник   на   с.   12, рассмотреть   первую   икону   и   ответить   на вопросы: –  Обратите внимание на автора иконы. Знаком ли он вам? Что вы о нём знаете? Откуда он родом? – Как читать иконы? Возможен   другой   вариант проблемного вопроса.    Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов): –  Да, мы слышали о нём, когда изучали   фрески.   Он   прибыл   к нам   из   Византии.   Оттуда   же пришло   к   нам   и   искусство фрески. © ООО «Баласс», 2014 Страница 2IV. Поиск решения проблемы (открытие   нового знания). Работа с текстом. Работа с произведениями мастеров.   1. Учитель предлагает открыть учебник на с. 12– 13,   рассмотреть   изображения,   прочитать   их названия и охарактеризовать икону. –  Рассмотрите   изображения,   прочитайте   их названия   и   скажите,   какие   люди   в   основном изображены на иконах? –  Скажите,   есть   ли   что­то   общее   в   этих изображениях? –  Как вы думаете,  а как же так получилось, что иконописцы   Византии,   Пскова, Звенигорода и др. городов писали так похоже?   Новгорода, – Да, действительно, русские иконописцы учились у византийских   мастеров,   в   том   числе   у   Феофана Грека. Да и особые правила написания икон тоже существуют. Анализировать и обобщать,  делать выводы, оперируя с  предметами и их образами. Находить информацию в  учебнике (разворот,  оглавление, словарь, текст,  схема, иллюстрация),  отделять известное от  неизвестного. Дети   рассматривают,   отвечают.     –  Богоматерь,   святые   люди, религиозные события, Спаситель и т.д. –  Они   написаны   в   одной цветовой   гамме   (использованы одни и те же сочетания цветов); изображения   не   объёмные, плоские;   все   они   задумчивы, будто молятся; добрый взгляд и др. –  Наверное,   в   каких­то   книгах были   прописаны   правила написания   икон   или   у   всех иконописцев был один учитель. © ООО «Баласс», 2014 Страница 32. Учитель предлагает поработать с текстом на с.   13   учебника   в   технологии   продуктивного чтения. До чтения. – Рассмотрите заголовок текста, изображения на  с. 13 и скажите, о чём пойдет речь в тексте? – Предположите, что это за находка? 2.  Дети   рассматривают изображения, читают текст, задают   и   отвечают   на вопросы. – О Звенигородской находке.  Скорее   всего, –   иконы, изображённые на с. 13, так как под ними подпись: Звенигород. – Андрей Рублёв. – Кто автор этих икон?  Во время чтения. –  Прочитайте  текст на с. 13 учебника, используя комментированное и диалоговое чтение. После чтения. – Как вы думаете, какие мысли хотел передать нам Андрей Рублев? Как вы это поняли? Выполняют. Отвечают.     чтения Владеть   разными   видами смыслового – вычитывать   фактуальную информацию. Высказывать свои мысли,  аргументировать, вступать в  беседу. Воспитание уважительного  отношения к творчеству – как  своему, так и других людей.   Выражение V. решения проблемы. Учитель   обращает   внимание   на   проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него. Отвечают. Делать выводы. Создавать   тексты. свои   устные   Применение VI. знаний (продуктивные задания). Учитель   предлагает   ребятам   выполнить   в альбоме красками творческую работу, подобрать цвета, которые передают радостное настроение. Работать лучше акварельными красками  по­сырому,   мазки  наносить   так,  чтобы  краски, расплываясь   по   сырому   листу,   смешивались Выполняют. Работать по предложенному  плану, использовать учебник. Развитие самостоятельности в поиске   решения   различных изобразительных задач. © ООО «Баласс», 2014 Страница 4самопроизвольно. Лишние пятна можно убирать сухой   кистью,   главное   –   не   давать   краске высыхать.   Также   можно   наметить   силуэты, например, птиц. VII.   Итог   урока. Рефлексия. Учитель   предлагает   ученикам   оценить   свою работу по алгоритму. Отвечают. – Что тебе нужно было сделать? –  Задание   выполнено   в   полном   объёме?   Без ошибок? –  Ты   выполнил   работу   самостоятельно   или   с помощью? С чьей?  – Как бы ты оценил свою работу? Учиться оценивать  успешность своего задания,  признавать ошибки. VIII.  задание. Домашнее – Доделать работу и оформить её в паспарту. –  Принести альбом, карандаш, цветные карандаши (лучше всего акварельные), фломастеры. Записывают.  Развитие самостоятельности в поиске   решения   различных изобразительных задач. © ООО «Баласс», 2014 Страница 5

Посмотрите также