Русская литература 10 класс Духовные искания Пьера Безухова.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Духовные искания Пьера Безухова.. Цель урока: Осмысление духовно-нравственных исканий Пьера Безухова, в числе их итогов. Осознание роли Платона Каратаева в романе Л.Толстого. Постижение «мысли народной» в романе. Приобщение учащихся к философским и религиозно-нравственным исканиям Л.Толстого, воплотившимся в романе «Война и мир» в образах Пьера Безухова и Платона Каратаева.
Иконка файла материала 33.docx
Дата:                                                                                           Класс: 10     урок 33 Тема:  Духовные искания Пьера Безухова.. Цель урока: Осмысление духовно­нравственных исканий Пьера Безухова, в числе их итогов. Осознание роли Платона Каратаева в романе Л.Толстого.  Постижение «мысли народной» в романе. Приобщение учащихся к философским и религиозно­нравственным исканиям Л.Толстого, воплотившимся в романе «Война и мир» в образах Пьера Безухова и Платона Каратаева. наглядности Деятельность обучающихся Ученики осмысливают поставленную цель.  Дети делятся на  группы. Ученики отвечают на  вопросы учителя. Деятельность учителя 3  мин. 5  мин. 20  мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников,  проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Разделение на  группы по приему «Атомы и молекулы» II. Мотивация к изучению нового.  С помощью наводящих вопросов, учитель подводит  учащихся к теме нового урока. Какие эпизоды являются поворотными в судьбах героев ? Эпизод 1 – А. Болконский идет на войну 1805 г. Эпизод 2 — П. Безухов — наследник миллионов. Эпизод 4 – П. Безухов женится на Элен. Эпизод 5 — А. Болконский .Аустерлицкое сражение.  Ранение. Эпизод 6 – А. Болконский. Наблюдение за дубом. Эпизод 7 – Наташа — невеста А.Болконского. Эпизод 8 – Пьер в плену. Встреча с Платоном Каратаевым.  1812г. Эпизод 9 – Пьер и Наташа. Любовь. III. Актуализация знаний Индивидуальная работа. Учитель раздает карточки. Задание:  По методу «ДЖИГСО» изучают новый материал. . По фрагментам романа давайте вспомним этапы духовных исканий Пьра Безухова.  2.   Каким   предстает   Пьер   до   встречи   с   Платоном   Каратаевым?   В   чем   отличительные особенности героя?   – Героя отличают искренность, естественность, пытливость ума, увлеченность (Наполеоном, масонами). В то же время он слабоволен, подвержен чужому влиянию (Анатоля, Долохова, Василия Курагина, Баздеева). Но герой  критически относится к себе, рефлексирует, раскаивается, испытывает потребность в нравственном самоусовершенствовании, живет мучительной, но интенсивной духовной жизнью. Пьер бескорыстен, сорит деньгами, в нем есть потребность делать добро. Во время общей беды в 1812 году он жаждет пострадать, принести жертву, совершить подвиг. Но Пьер не удовлетворен жизнью, его существование безрадостно, хотя он умеет и любить, и дружить.3. По какому пути идет развитие героя? – По пути сближения с народом, узнавания народа, восхищения им в Бородинском сражении. 4. В какой момент жизни Пьер Безухов встречается с Платоном Каратаевым? – После расстрела поджигателей, в тяжелейший период, когда мир для героя разрушился и превратился «в кучу бессмысленного сора».В нем «уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога». 5. Каким Л.Толстой рисует в романе Платона Каратаева, мы с вами говорили на предыдущем уроке. Давайте посмотрим, каким он предстает в фимьме Сергея Бондурчука в исполнении Михаила Храброва. На чем великий режиссер и актер сделали акцент, представляя героя? –   Сергей   Бондарчук   очень   бережно   относится   к   тексту   Л.Толстого.   Он   точно   передает обстановку и атмосферу встречи: сарай; подавленность Пьера и ласковость, мягкость, сердечность Платона,  его   услужливость,   заботливость.  Голос  героя   негромок,   проникновенен.  Речь  пересыпана пословицами и поговорками, от которых веет верой в лучшее, оптимизмом, успокоенностью. Эпизод из фильма роизводит сильное впечатление. 6. Обратимся к слайду, посвященному Платону   Каратаеву.Авторы программы «Кирилл и Мефодий» дают свою трактовку образа героя. Чем она отличается  от нашей? Что в ней для нас нового? – Мы не говорили о том, что Каратаев отказался от собственного «я», в нем нет эгоизма, концентрации на себе, своих переживаниях. Осмысление действительности ему тоже чуждо, он не делает попытки что­либо изменить в окружающем его мире. «Не нашим умом, а Божьим судом». Это отличает его от Пьера. Он всех любит одинаково, во всех видит Божье начало. Платон стал спасением для Пьера. 7. Как изменился Пьер  Безухов  под влиянием Платона Каратаева? (Анализ  11­12 гл.  IIч. IVтома) – До неузнаваемости изменился его внешний облик, прежде всего костюм: грязная продранная рубаха,   солдатские   портки,   завязанные   на   щиколотках   веревочками   для   тепла,   кафтан,   мужицкая шапка. – Герой изменился физически: не     казался толст,но сохранился «вид крупности и силы, наследственной в их породе».Борода, усы, «спутанные волосы на голове, наполненные вшами». Ноги босы. –   Изменилось   выражение   глаз:   «твердое,   спокойное   и   оживленно­готовое,   такое,   какого никогда не имел прежде.» В облике ощущались энергичность, готовность к деятельности. – Иным стало настроение Пьера: с удовльствием переставлял босые ноги.На лице появилась « улыбка   оживления   и   самодовольства».В   душе   его   жили   приятные   воспоминания   о   пережитом   за последние 4 недели. – Подчеркивая изменения в своем герое, Л.Толстой рисует два пейзажа в его воспиятии. До плена Пьер не замечал природы, как и жизни вокруг себя, был погружен в мир собственных сомнений и раздумий. Обращает на себя внимание то, что утренний пейзаж, купола Новодевичьего монастыря, «морозная роса на пыльной траве», «прикосновение свежего воздуха», крик галок, брызнувшее лучами солнце вызвали в герое «не испытанное им   чувство радости и крепости жизни» – В главе автор дает прямые оценки своему герою, характеризуя его внутреннее состояние. Пьер   «получил   то  спокойствие   и   довольство  собой,   к   которым   он   тщетно   стремился   прежде». «Успокоение   и   согласие  с   самим   собою»,что   так   восхитили   героя   в   солдатах   в   Бородинском сражении, он ощутил и в себе. – Пьер переоценил себя прежнего: наивно, как ему теперь казалось, было искать гармонии с собой   в   филантропии,   масонстве,   в   любви   к   Наташе.   «Ему   казалось   теперь   непонятным   и   даже смешным его намерение у бить Наполеона»; его ненависть к жене, чрезмерная забота о тайне имени представлялись «не только ничтожны, но и забавны».– Герой настолько был погружен в процесс выживания, что ему не было дела до войны с французами,   до   судьбы   России,   хотя   до   плена,   до   встречи   с   Платоном   Каратаевым   он   любил поразмышлять над судьбами мира. «Ему очевидно было, что все это не касалось его,что он не призван был и потому не мог судить обо всем этом». –   Пьер   приобрел   новое   представление   о   счастье.   «Отсутствие   страданий,   удовлетворение потребностей и вследствие этого свобода выбора занятий, то есть образа жизни, представлялись теперь Пьеру несомненным и высшим счастьем человека.» Он оценил наслаждение еды, питья, сна, тепла, разговора с человеком, когда во всем этом была потребность. – Погружение в жизнь естественную изменило отношение окружающих к Пьру. Если раньше петербургский  свет смеялся над ним, то теперь его уважали и французы, и свои, он представлялся им «несколько таинственным и высшим существом».Имел «положение почти героя».   8.   Какие   изменения   произошли   во   французских   солдатах   и   офицерах   после   оставления Москы?   – В них появились злобность и жестокость.Это ощутил Пьер, он осознал таинственную и роковую силу, котороя управляла людьми, лошадьми, событиями. Именно этот герой почувствовал, что роковой силе противостоит «крепость и сила жизни».  9. Как ведет себя герой, когда по отношению к нему французы проявляют жестокость?   – Пьер хохочет. Произносит, на первый взгляд, странные слова: «Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня? Меня – мою бессмертную душу!» 10. Какой смысл герой вкладывает в эти слова? – Он ощущает в своей душе Бога. Ему ничего не страшно. Это чуство он приобрел благодаря Платону Каратаеву. Он стал ощущать себя частью Божьего мира. «Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. И все это мое, и все это во мне, и все это я! … И все это они поймали и посадили в балаган, загороженный досками!»                                             1 групаа Предлагается работа с таблицей, во время разговора об образах Андрея Болконского и Пьера  Безухова.                 “Жизнь прожить – не поле перейти” Андрей Болконский Пьер Безухов В деревне. За границей. Учитель­швейцарец и его урок о  мире­глобусе. Веселый, наивный, защищает  Наполеона как гаранта идей  равенства и братства. Против войны. Женитьба на Элен,  разочарование в семейной жизни, вступление в масонский орден,  хозяйственные начинания. Разочарование в масонстве,  поддержка Наташи после  разрыва с Болконским в период  ее выздоровления. Остается в Москве, чтобы убить  Наполеона; плен, сближение с  народом. Вопрос Где получили  образование? С чего начинается  Родина? Первая встреча  читателя с героем. Отношение героев к  войне 1805­1807 годов. Какой первый эпизод в  романе говорит о  переоценке ценностей в  жизни? Наташа Ростова в  судьбе героев романа. Крепостная няня и ее песни. Салон Анны Шерер. Надменный, сдержанный,  равнодушный к свету, радуется  только тогда, когда увидел Пьера. Идет на войну, т.к. бежит от  света, скрывает истинную цель. Аустерлицкое сражение: слава –  ничто; покой, мир, жизнь.  Оставляет военную службу.  Государственная служба. Любовь к Наташе, сватовство,  роман Наташи с Курагиным. Война 1812 года в  судьбе героев романа Возвращение в армию, участие в  Бородинском сражении,  смертельное ранение.2 группа . ­ Андрей Болконский. С какими мыслями о смысле жизни умер герой романа? (Понимание братства,  всеобщей любви, вера в Бога, нравственное совершенство человека). Пьер Безухов. В чем смысл его  жизни в эпилоге романа? (Участие в тайном обществе, общественная деятельность, счастливая  семейная жизнь). 3 группа  ­ Во второй половине 19 века в обществе имел место плюрализм (предполагается словарная работа:  объяснить значение слова “плюрализм”) мнений о путях развития России. Наиболее популярными были такие идейные течения, как западничество и славянофильство. Что вы  знаете об этих течениях? В помощь учащимся предлагается таблица. Славянофилы нравственное совершенствование  личности; христианская вера; патриархальность.       Западники противостояние  правительству; широкая социальная  деятельность; ориентир на западный путь  развития. 4 группа . Мы говорим о двух героях Л.Н. Толстого. К какому идейному направлению мог бы  принадлежать Андрей Болконский? Какие идеи близки Пьеру Безухову? Учащимся предлагается ответить на проблемный вопрос урока. (Два героя – два пути преобразования России: князь Андрей, символизирующий восточное  направление, неучастие в политике, нравственное самосовершенствование, веру; и Пьер, допускающий  противостояние правительству, широкую социальную деятельность в этом направлении). . ­ Толстой думал о преобразования России в свое тревожное и неоднозначное время. В не менее  сложную эпоху живем мы сейчас. И каждый настоящий патриот своей страны думает о ее будущем. Ученики работают над текстом. Демонстрируют свои знания. Ученики делают  внутренний и внешний круг. Внутренний­  обсуждают тему, а  внешний­ наблюдает  за их действиями. 10  мин. Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит  закрепление урока. Задание для  группы   В чём же нашёл смысл жизни Пьер?              . Пьеру открывается в плену тайна народной веры в бога,  основанной не на отречении от мира (как у А. Б. ), а на  деятельной любви к нему.  Полное согласие индивидуального с миром Христианские чувства , Б. в минуты  смерти  представляются Т. слишком аристократичными и  надменными по отношению ко всему мирскому, интимному,  чем живёт человек.  Христианство Каратаева и Пьера нисходит в мир, освещает  жизнь, любовь, семейные отношения. Т. призывает читателя  полюбить мир. Пройдя через плен, приняв каратаевский взгляд на мир,  Пьер________Т  Что озаряло всегда жизнь Пьера, несмотря на то, что  он и не знал об этом?                                                                                                          ( любовь к Наташе Р.) Как можно оценить его поведение на балу?       Т 2  Стр 153  Каково было его состояние после сватовства А.  Болконского  к Наташе и почему?  Проанализировать диалог П. с Курагиным.  Как этот  поступок характеризует его?                                                                                                        . Пьер решил для себя: «Надо…, чтобы быть с нею мужем и  женой» Каким мы видим П. в эпилоге?                                 Завершился ли путь исканий П. Б. ?  ( посмотрим на стрелки графика, сравнить с Болконским, мы узнаём в эпилоге, что Пьер посещает какие­то кружки,  возможно, он будет один из декабристов) 5  мин. V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»  Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с  пожеланиями соседу по парте и отправить.  ­ Чему научил вас урок? ­ Какое впечатление осталось у вас от урока?  2  мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения  домашней работы. фишки стикеры Оценивают работу  своих  одноклассников,  пишут телеграммы. На стикерах  записывают свое  мнение по поводу  урока. Записывают  домашнюю работу в  дневниках. Итог урока:___________________________________________________________________ Положительные стороны урока:__________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Отрицательные стороны урока:___________________________________________________ ______________________________________________________________________

Посмотрите также