"Русская литература в контексте православной культуры". Программа интегрированного курса для 10 класса.
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русская литература
10 кл
14.03.2019
Цель факультатива – ознакомить школьников с величайшим памятником культуры – Библией; показать влияние христианских идей, нравственного смысла христианства на формирование русской литературы.
Его задачи:
- проследить, как воплотились в русской литературе христианские сюжеты и образы;
- выяснить, какое влияние оказало христианское мировоззрение на становление творчества писателей.
- понять, как соотносились в русской культуре чисто религиозные искания с церковными мотивами.
Изучение курса проходит по темам, параллельно с программным курсом. Предлагаемый факультативный курс даёт возможность на качественно новом уровне обобщить изучаемый в 10-м классе материал, углубить представление учащихся о русской литературе – её нравственной высоте и душевной глубине.
Русская литература в контексте православной культуры.docx
Просучкова Марина Геннадьевна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 ст. им. С. Т.Куцева
Россия, ст. Кущёвская, Краснодарский край
Русская литература в контексте православной культуры (34 часа)
Предметный курс
Пояснительная записка
Гуманизация образования – насущная потребность современной школы.
Помочь её реализовать призван факультативный курс «Русская литература в
контексте православной культуры». Важнейшее качество нашей отечественной
словесности её православное миропонимание, религиозный характер
отображения реальности. Религиозность литературы проявляется не только в
связи с церковной жизнью, и не в исключительном внимании к сюжетам
Священного Писания, а в особом способе воззрения на мир. Именно
Православие повлияло на пристальное внимание человека к своей духовной
сущности,
отраженное литературой.
на внутреннее самоуглубление,
Православие — основа русского миропонимания и русского способа бытия в
мире. «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием».
Православие устанавливает единственно истинную точку зрения на жизнь, и эту
точку зрения усваивает русская литература в качестве основной идеи, становясь
таким образом православной по своему духу. Наша литература запечатлела в
слове и образе религиозный опыт русского человека — и светлый, и тёмный, и
спасительный, и опасный для души. Опыт веры и опыт безверия. Курс рассчитан на углубленное прочтение русской классической
в 10 классе и может быть использован в преподавании
литературы
регионального учебного курса «Основы православной культуры».
Цель факультатива – ознакомить школьников с величайшим
памятником культуры – Библией; показать влияние христианских идей,
нравственного смысла христианства на формирование русской литературы.
Его задачи:
проследить, как воплотились в русской литературе христианские сюжеты
и образы;
выяснить, какое влияние оказало христианское мировоззрение на
становление творчества писателей.
понять, как соотносились в русской культуре чисто религиозные искания
с церковными мотивами.
Изучение курса проходит по темам, параллельно с программным
курсом. Предлагаемый факультативный курс даёт возможность на качественно
новом уровне обобщить изучаемый в 10м классе материал, углубить
представление учащихся о русской литературе – её нравственной высоте и
душевной глубине.
Духовность русской литературы сегодня не утрачена, и,
следовательно, есть и метод, которым пользуются писатели, твердо стоящие на
позиции православной веры. Основным понятием метода духовного реализма
можно считать художественную правду, которая дает возможность хоть в малой
степени постичь то, что мы называем "жизнью во Христе". Учебнотематический план
№
Тема занятия
К
Виды
деятельности
оли
честв
о
часов
1.
2.
Обратимся к истокам. Библия как
памятник письменности и культуры.
Христианство в стиле русской
литературы. Библейская образность как
Лекция
Исследовани
1
1
е 3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
характерная его составляющая.
Христианские образы в творчестве
А.С.Пушкина.
Своеобразие
христианских
мотивов в творчестве М.Ю.Лермонтова.
Многогранность
христианской
образности в творчестве Н.В.Гоголя.
Два типа отношения к Богу в
драме А.Н.Островского «Гроза».
Потерянный рай в романе
И.А.Гончарова «Обломов».
Любовь
в
понимании
И.С.Тургенева.
Влияние христианской образности
на содержание и структуру романа
Н.Г.Чернышевского «Что делать?».
Переплетение исторической и
в
евангельской
реальности
произведениях Н.А.Некрасова.
Библейское слово в произведениях
Н.А.Лескова.
Духовный
смысл
сказок
М.Е.СалтыковаЩедрина
Стихия поэзии.
Выражение
христианских
воззрений Л.Н.Толстого в романе
«Война и мир».
Христианская символика романа
Ф.М.Достоевского «Преступление и
наказание».
4
4
4
1
1
2
1
2
1
1
1
3
3
Аналитическ
ая беседа
Аналитическ
ая беседа
Аналитическ
ая беседа
Аналитическ
ая беседа
Аналитическ
ая беседа
Аналитическ
ая беседа
Исследовани
е
е
е
е
Исследовани
Исследовани
Исследовани
Выразительн
ое чтение
Лекция
Лекция 16.
Проблема веры и безверия в прозе
4
Лекция
А.П.Чехова.
Содержание курса
Тема 1. Обратимся к истокам (1 час)
Синтез античности и христианства. Храмовое воздействие: иконопись,
музыка, песнопения.
Тема 2. Христианство в стиле русской литературы.
Библейская образность как характерная его составляющая (2часа)
Тема 3. Христианские образы в творчестве А.С.Пушкина (4 часа)
Пророческий дар.
Отцы. Дети. Безверие. Странничество.
Роман в стихах «Евгений Онегин». Проблема смысла жизни. Национальная
самобытность характера Онегина.
Проблема счастья и долга в романе. Татьяна как воплощение
национальных понятий о добре и зле, счастье и совести.
Притча о блудном сыне в творческом переосмыслении А.С.Пушкина.
«Станционный смотритель».
Поэт и Царь. Осмысление Пушкиным русской государственности и
русского бунта в поэме «Медный всадник» и в повести «Капитанская дочка».
Видение пророка Исайи и его роль во внутренней форме стихотворения
А.С.Пушкина «Пророк». Невольник чести. Роковое стихотворение «Я памятник воздвиг себе
нерукотворный».
Тема 4.
Своеобразие христианских мотивов в творчестве
М.Ю.Лермонтова (4 часа)
Романтизм. Библейский сюжет о падшем ангеле как основа поэмы
«Демон».
Роман «Герой нашего времени». «Бэла». «Максим Максимович». «Княжна
Мэри». О новой и старой духовности. «Фаталист». Водная стихия в романе.
«Тамань».
Дыхание святости. «Ангел». «Молитва».
«Ветка Палестины». Святая земля в русской поэзии.
Тема 5. Многогранность христианской образности в творчестве
Н.В.Гоголя (4 часа)
Смех в искусстве.
Фантастическая реальность «Петербургских повестей». «Невский
проспект». Мотив дьявольского искушения в «Портрете».
Мир героя и Мир Города: между Богом и дьяволом. «Шинель» и «Вий».
Комедия «Ревизор». Хлестаков.
Христианская модель мира как основа замысла «Мёртвых душ».
«Выбранные места из переписки с друзьями». Ответ Н. В. Гоголя на
критику В. Г Белинского. Божественная литургия как сердцевина христианского мировоззрения и
освящённое Православной традицией художественное произведение.
«Размышления о Божественной Литургии» Н.В.Гоголя.
Тема 6. Два типа отношения к Богу в драме А.Н.Островского «Гроза»
(1 час)
Тема греха в «Грозе», её решение в образах представителей «тёмного
царства» и Катерины.
Тема 7. Потерянный рай в романе И.А.Гончарова «Обломов»
(1 час)
Жизнь духовная и телесная. Мотив «еды» и его функция в романе.
Тема 8. Любовь в понимании И.С.Тургенева (2 часа)
Человек и родная земля. Изложение рассказа «Живые мощи» из сборника
«Записки охотника».
«Гамлет и ДонКихот». Личность рефлектирующая и личность
действующая.
Любовь и судьба человека в романе «Отцы и дети».
Повести «Песнь торжествующей любви» и «Клара Милич». «Первая
любовь». Что в Библии говорится о мужчине и женщине?
«Стихотворения в прозе».
Тема 9. Влияние христианской образности на содержание и структуру
романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?» (1 час)
Христианская образная система в романе. Конструирование образа
Рахметова по модели образа житийного святого. Христианская концепция времени в романе. Евангельская символика образа невестыреволюции и снов
Веры Павловны.
Тема 10.Переплетение исторической и евангельской реальности в
произведениях Н.А.Некрасова (2 часа)
Смысл сопоставления Н.Г.Чернышевского и
Иоанна Крестителя в
стихотворении «Н.Г.Чернышевский».
Образ раскаявшегося грешника в стихотворении «Влас».
Христианский подтекст поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Функции
образа Богоматери в раскрытии судьбы Матрёны Тимофеевны.
Христианизированное изображение демократических идей в образах Савелия,
Кропильникова, Кудеяра, Гриши Добросклонова. Роль «странников и
богомольцев» в художественном мире поэмы.
Тема 11. Праведники Н.А.Лескова.
В поисках идеала. Характер «праведника» в рассказах Н.Лескова.
Повесть «Очарованный странник». Исповедальность как способ создания
образа главного героя.
Рассказы «На краю света», «Некрещеный поп».
Тема 12. М.Е.СалтыковЩедрин
Пасха в произведениях русских писателей. Изложение рассказа «Христова
ночь».
Проблема совести и нравственного возрождения человека.
Тема 13. Стихия поэзии (2 часа) Концепция человеческого бытия с точки зрения христианской морали в
стихотворении В.А.Жуковского «Человек».
Переосмысление библейских тем в «Опытах священной поэзии»
Ф.Н.Глинки.
Образ ветхозаветного поэтапророка у В.К.Кюхельбекера («К Богу»,
«Пророчество»).
Христианское «любомудрие» в поэтических произведениях Ф.И.Тютчева.
Молитва в русской поэзии, её особенности и функции.
Словесный образ иконы и особенности поэтического слога.
Образ Богородицы и Рождества Христова в русской поэзии
Псалтырь в стиле русской поэзии.
Г.Р.Державин, Н.М.Языков, Ф.Н.Глинка, В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, А.
В. Кольцов, Ф. И. Тютчев, И.С.Тургенев, И. С. Никитин, А. К. Толстой,
А.Н.Апухтин, А. А. Фет, Н.А.Некрасов, Я.П.Полонский, Л.А.Мей и другие.
Тема 14. Выражение христианских воззрений Л.Н.Толстого в романе
«Война и мир» (3 часа)
Изложение рассказа «Где любовь, там и Бог».
«Война и мир». Христианский аспект духовных исканий Пьера Безухова и
Андрея Болконского. Слияние «общей жизни с «внутренним человеком»
доминанта христианского и эстетического идеала писателя. Значение образа
Платона Каратаева.
Литературные образы Богородицы и иконописная традиция
Судьба женщины и семьи на страницах романа «Анна Каренина». «Исповедь». Формирование толстовства как особой религии.
Трактат «В чём моя вера?».
Нравственнофилософское учение Л.Н.Толстого в романепроповеди
«Воскресение». Опыт духовного прозрения Нехлюдова.
Тема 15. Христианская символика романа Ф.М.Достоевского
«Преступление и наказание» (3 часа)
Обретение «почвы». Изложение рассказа «Мужик Марей».
Кризис «воспитательной идеологии героя «Кроткой».
Особенности реализма
человеке»
Φ Μ
.
. Достоевского. Раскрытие «человека в
«Преступление и наказание». Христианская концепция романа. Душа
Раскольникова – «поле битвы» Бога с дьяволом. Эволюция Раскольникова в
сторону Сониной веры – путь к очищению героя. Этическое и эстетическое
значение евангельский сюжета о воскресении Лазаря для понимания романа.
Образы архангелов, ангелов и святых на иконе и в литературном тексте.
«Братья Карамазовы». Преображение утром перед дуэлью. Иван
Карамазов. Алёша. Библейский контекст «Легенды о Великом инквизиторе».
Тема Страшного Суда в русской литературе.
Пушкинская речь Достоевского.
Тема 16. Проблема веры и безверия в прозе А.П.Чехова.
Рождение веры. Евангельская основа рассказа «Студент». Блудный сын.
Русские батюшки. «Степь». Роль образа дьякона в символической
конструкции «Дуэли». «Святой ночью». Христианский подтекст рассказа «Ионыч».
«Как велик должно быть этот народ». Образ Богородицы во внутренней
форме литературного произведения. «В овраге». «Убийство».
Христианский взгляд на смерть. «Архирей».
Чеховский идеал гармонии человека и мира сквозь призму христианских
ценностей.
Список художественных изданий
Аверинцев С.С. Стихи духовные. Киев, 2001.
Библия и русская литература. Хрестоматия. СПб., 1995.
Бог и человек в русской классической поэзии XVII – XX вв. / Сост.
Галютин Д.Д. СПб., 1997.
Василий, иеромонах. Я создан Божественным словом. М., 1996.
Ветка Палестины. Стихи русских поэтов об Иерусалиме и Палестине. М.,
1993.
Ветхий завет в русской поэзии XVII – XX веков. М., 1996.
Гоголь Н.В. Духовная проза. М., 1993.
Голгофа. Библейские мотивы в русской поэзии. М., 2001.
Голубиная книга: русские народные духовные стихи XI – XIX вв. м., 1991.
Державин Г.Р. Духовные оды. М., 1993.
Молитва поэта. Сборник. Псков, 1999.
Пророк. Библейские мотивы в русской поэзии. М., 2001.
Псалтирь в русской поэзии XVII – XX веков. М., 1995. Роман, иеромонах. Избранное. Минск, 1995.
Русская стихотворная «молитва» XIX века. Антология. Томск, 2000.
Святая лампада. Стихи. СвятоТроицкая Сергиева Лавра, 2000.
Святая Русь. Сборник стихов. М., 2001.
Слово и Дух. Антология русской духовной поэзии (X – XX вв.). Минск,
Христос в русской поэзии XVII – XX веков. М., 2001.
Час молитвы. Библейские мотивы в русской поэзии. М., 2001.
Литература
Аверинцев С.С. Стихи духовные. – Киев, 2001.
АпостолосКаппадона Д. Словарь христианского искусства. Челябинск,
Библейская энциклопедия. М.., 1992.
Бердяев Н.А. О назначении человека. – М.: Республика, 1993.
Бобков К.В., Шевцов Е.В. Символ и духовный опыт православия. М., 1996.
Буслаев Ф.И. Древнерусская литература и православное искусство. СПб.,
2003.
2000.
2001.
Васильев Б.А. Духовный путь Пушкина. М., 1994.
Васильев С.А. О незамеченном библейском источнике поэмы
М.Ю.Лермонтова «Демон»// Филологические науки. 2005. № 3.
Виноградов И.И. Духовные искания русской литературы. М., 2005. Григорян В. Православие и русская литература. (По материалам лекций
священника Георгия (Митрофанова). //Христианская газета Севера России
«Вера» «Эском». 2009.
Гоголь Н.В. и Православие. М., 2004.
Гончарова Н.Н. поэтика новозаветной притчи: опыт понимания. М., 2005.
Данилов М.М. Православие и русская литература. – М.: Христианская
литература, 1996.
Дунаев М.М. Православие и русская литература. Т. 16. М., 20012005.
Евангельский текст в русской литературе XVIII – XX веков. Вып. 14.
Петрозаводск, 19942005.
Есаулов И.А. Пасхальность русской словесности. М., 2002.
Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных её
икон. Ярославль. 2001.
Игнатий (Брянчанинов), святитель. Христианский пастырь и христианин
художник // Троицкое слово. 1990. № 6.
Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 2002.
Ильюнина Л.А. Искусство и молитва (По материалам наследия старца
Софрония (Сахарова). // Русская литература. 1995. № 1.
Котельников В.А. Язык церкви и язык литературы. // Русская литература.
1995. № 1.
Краснова Е. Фламандский стиль Обломова: мотив «еды» и его функции в
романе И.А.Гончарова. // Первое сентября: Литература. 2000. № 2
Кураев А. Библия в школьной хрестоматии. М., 1995. Кураев А. Школьное богословие. Книга для учителей и родителей. М.,
2005.
Лепахин В. Икона в русской художественной литературе. М., 2002.
Лосев А.Ф. Форма – Стиль – Выражение. М., 1995.
Луцевич Л.Ф. Псалтырь в литературе: В 3 ч. Кишинёв, 2000.
Лосский Н.О. Избранное. – М.: Правда, 1991.
Любомудров А.М. Духовный реализм в литературе русского Зарубежья. –
СПб., 2003.
Минералов Ю.И. Филология и православное богословие о силе слова //
www.mineralov.ru.
Николаева С.Ю. Пасхальный текст в русской литературе XIX века. М.,
Ярославль, 2004.
Основы нравственности: Учебное пособие для школьников и студентов. /
Авторысоставители: Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. – М., 2008.
Преподобный Серафим Саровский и русская литертура. М., 2004.
Русская литература и религия. Новосибирск, 1997.
Русская литература XIX века и христианство. М., 1997.
Савва (Остапенко), схиигумен. О Божественной литургии. СПб., 2004.
Святоотеческие традиции в русской литературе. Ч. 1. Омск, 2005.
Соловьёв В. Смысл любви. – М.: Путь, 1995.
Трубецкой Е. Умозрение в красках. – М., 1916.
Федотов Г. Стихи духовные. М., 1991. Хайнади Золтан. Потерянный рай. // Первое сентября: Литература. 2002.
№ 16.
Христианство и русская литература. Вып. 14. СПб., 19942002.
Шмеман Александр, протоирей. Литургия и жизнь: христианское
образование через литургический опыт. М., 2003.
Юрьева И.Ю. Пушкин и христианство. М., 1999.
"Русская литература в контексте православной культуры". Программа интегрированного курса для 10 класса.
"Русская литература в контексте православной культуры". Программа интегрированного курса для 10 класса.
"Русская литература в контексте православной культуры". Программа интегрированного курса для 10 класса.
"Русская литература в контексте православной культуры". Программа интегрированного курса для 10 класса.
"Русская литература в контексте православной культуры". Программа интегрированного курса для 10 класса.
"Русская литература в контексте православной культуры". Программа интегрированного курса для 10 класса.
"Русская литература в контексте православной культуры". Программа интегрированного курса для 10 класса.
"Русская литература в контексте православной культуры". Программа интегрированного курса для 10 класса.
"Русская литература в контексте православной культуры". Программа интегрированного курса для 10 класса.
"Русская литература в контексте православной культуры". Программа интегрированного курса для 10 класса.
"Русская литература в контексте православной культуры". Программа интегрированного курса для 10 класса.
"Русская литература в контексте православной культуры". Программа интегрированного курса для 10 класса.
"Русская литература в контексте православной культуры". Программа интегрированного курса для 10 класса.
"Русская литература в контексте православной культуры". Программа интегрированного курса для 10 класса.
"Русская литература в контексте православной культуры". Программа интегрированного курса для 10 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.