Русская народная песня в обработке композиторов-классиков

  • Занимательные материалы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программное содержание. Познакомить детей с различными вариантами народных песен и их обработками. Ход занятия: П е д а г о г. Народные песни существуют издавна. Матери и бабушки убаюкивали младенцев ласковыми колыбельными, развлекали их пестушками и потешками («Идёт коза рогатая», «Ладушки», «Сорока-ворона» и др. Пропойте с детьми песенки-потешки «Сорока-ворона», «Петушок». Затем предложите послушать эти песенки-потешки в обработке А. К. Лядова в исполнении детского хора). Подрастая, дети участвовали в праздниках: встречали и провожали Масленицу, закликали весну, допускались на взрослые посиделки и хороводы, где начиналось усвоение норм и правил жизни. Существовало множество свадебных песен, песен о семейной жизни. Невеста прощалась с родительским домом, с подружками. На свадьбе пели песни-причитания, оплакивающие зачастую несчастную долю невесты, которую иногда выдавали за старого богатого, но немилого сердцу человека.
Иконка файла материала 15.docx
Русская народная песня в обработке композиторов­ классиков 1­е занятие Программное содержание. Познакомить детей с  различными вариантами народных песен и их обработками. Ход занятия: П е д а г о г. Народные песни существуют издавна. Матери  и бабушки убаюкивали младенцев ласковыми  колыбельными, развлекали их пестушками и потешками  («Идёт коза рогатая», «Ладушки», «Сорока­ворона» и др.  Пропойте с детьми песенки­потешки «Сорока­ворона»,  «Петушок».  Затем предложите послушать эти песенки­ потешки в обработке А. К. Лядова в исполнении детского  хора).Подрастая, дети участвовали в праздниках: встречали и  провожали Масленицу, закликали весну, допускались на  взрослые посиделки и хороводы, где начиналось усвоение  норм и правил жизни. Существовало множество свадебных  песен, песен о семейной жизни. Невеста прощалась с  родительским домом, с подружками. На свадьбе пели  песни­причитания, оплакивающие зачастую несчастную  долю невесты, которую иногда выдавали за старого  богатого, но немилого сердцу человека. В песнях о семейной жизни звучала грусть молодой  женщины о родительском доме, о родной стороне. Если девушка выходила замуж по любви, в песнях звучали  другие настроения. Иногда одну и ту же песню о семейной  жизни пели по­разному (даже с разными словами) в  зависимости от того, удачным ли оказалось замужество.Хороводная песня «Во поле берёза стояла» существует в  двух вариантах. Русские композиторы делали обработки народных песен:  сочиняли к ним аккомпанемент, в котором подчёркивали то или иное настроение. Послушайте две разные обработки  песни «Во поле берёза стояла». Первая сделана  композитором Н. Римским­Корсаковым. Какое настроение  передано в этом варианте песни? (Играет ее.) Д е т и. Грустное, печальное, жалобное. П е д а г о г. Да, в обработке Н. Римского­Корсакова эта  песня звучит как плач, в ней рассказывается о загубленной  девичьей судьбе, о девушке, выданной за немилого. Песня  звучит горестно, будто причитание. Послушайте, как  мрачно звучат аккорды аккомпанемента, которые словнозастыли на низких, суровых звуках в басу. (Исполняет  первую часть песни.) Во второй части песни мелодия звучит в низком регистре,  жалобно, тоскливо, а в верхнем голосе появляется словно  плачущий подголосок мелодии, спускающийся вниз.  (Исполняет фрагмент.) И снова в конце песни возвращаются унылые басы, звучат  как мрачный колокольный звон. (Исполняет фрагмент и  всю песню целиком.) Вторая обработка этой песни сделана композитором А.  Гурилёвым. Она передаёт совсем другое настроение ­  светлое, ласковое. Лёгкая, танцевальная песня  рассказывает о счастливой в замужестве девичьей судьбе. Во втором куплете звучит мягкая, изящная вариация,  появляется ажурный, более быстрый аккомпанемент. Вконце песни нежно позвякивают бубенчики. (Исполняет  фрагменты и всю песню целиком. Этот вариант песни  может быть использован для хороводов.) 2­е занятие Программное содержание. Углублять представления  детей об обработках русских народных песен. Сравнивать  обработки одной мелодии, сделанные разными  композиторами. Ход занятия: П е д а г о г. Песни слагались в народе. Они передавались  от родителей к детям. Лучшие русские народные песни  выживали, другие забывались, ведь песни не записывались,  а передавались изустно. Композиторы стали собирать и  записывать мелодии русских народных песен. Онисочинили к мелодиям аккомпанемент, обрабатывали песни  для музыкальных инструментов или оркестра. В обработках композиторы выражали своё отношение к  песням, подчёркивая те или иные особенности, которые им  казались важными. Если сравнить одну и ту же мелодию с  аккомпанементом, написанным разными композиторами,  будет понятнее, что представляет собой сама обработка  народной песни. Давайте сравним две обработки одной и той же народной  песни, сделанные двумя великими русскими  композиторами ­ Н. Римским­Корсаковым и П.  Чайковским. Эта песня называется «Голова ль ты моя,  головушка». Н. Римский­Корсаков и П. Чайковский по­ разному относились к народным песням. Н. Римский­ Корсаков любил и чаще использовал в своих произведениях старинные крестьянские песни. П. Чайковскому былиближе более поздние городские песни. Послушайте сначала народную мелодию без аккомпанемента. (Исполняет  мелодию песни.) Какой характер песни подчёркивает композитор Н.  Римский­Корсаков в своей обработке? (Исполняет ее.) Д е т и. Весёлый, плясовой. П е д а г о г. Да, песня в обработке Н. Римского­Корсакова  звучит как разудалая, лихая, молодецкая плясовая.  Аккомпанемент мелодии варьируется, звучит по­разному,  но характер темы ­ весёлый, плясовой ­ почти не меняется.  (Песня звучит повторно.) А как звучит эта песня в обработке П. Чайковского?  (Исполняет пьесу.) Д е т и. Она более спокойная, плавная, напевная.П е д а г о г. В обработке П. Чайковского ­ это  инструментальная пьеса, которая вошла в его «Детский  альбом». Называется «Русская песня». Она более мягкая,  плавная, больше похожа на лирическую песню, чем на  пляску. Аккорды и подголоски напоминают хоровое  звучание. (Пьеса исполняется повторно.) А в обработке Н. Римского­Корсакова слышно подражание  различным русским народным инструментам ­ целому  оркестру, который звучит мощно, широко. На последующих занятиях дети оркеструют песню,  передают разный характер музыки в движениях ­  движениях рук, танцевальных, плясовых.