Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Оценка 4.9

Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Оценка 4.9
Семинары
docx
воспитательная работа
Детсад
02.04.2017
Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
В этике существуют две основные нравственные категории -добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок. Сказка – древнейший народный жанр литературы фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение. Классификации сказок: 1. Сказки о животных. 2. Волшебные сказки. 3. Бытовые (сатирические) сказки.Русская-народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Русская народная сказка.docx
Народная сказка как средство для духовно­нравственного воспитания дошкольников. Русская   педагогика   еще   более   ста   лет   назад   отзывалась   о   сказках   не   только   как   о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.  Закладывать   основы   нравственности,   воспитывать   моральные   ценности   следует   с   самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям. В   этике   существуют   две   основные   нравственные   категории   ­добро   и   зло.   Соблюдение моральных   требований   ассоциируется   с   добром.   Нарушение   же   моральных   норм   и   правил, отступление от них характеризуется как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.  Такие   нравственные   категории,   как   добро   и   зло,   хорошо   и   плохо,   можно   и   нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок.  Сказка   –   древнейший   народный   жанр   литературы   фантастического   характера,   имеющий целью нравоучение или развлечение. Классификации сказок: 1. Сказки о животных.  2. Волшебные сказки.  3. Бытовые (сатирические) сказки.  Маленьким   детям   привлекателен   мир   животных.   В   таких   сказках   животные   наделены чертами человека ­ говорят, думают, совершают поступки. Такие образы несут детям знания о мире людей. Сказки о животных можно назвать детскими ­ в них много действия, движения, сюжет развивается стремительно. Счастливое окончание сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности благополучного исхода, борьбы добра со злом.  В сказках о животных много юмора, сказка веселит, увлекает, радует, приводит в движение душевные силы. В сказках о животных много песенок, что разнообразит ее, придает сказке черты необычного, свойства игры.  Волшебные сказки никогда не обходятся без чудесного действа. Чудесный вымысел лежит в основе волшебно ­ сказочного сюжета. Это самый популярный и любимый детьми жанр. Детям старшего дошкольного возраста нравятся волшебные сказки. Их привлекает чудесный вымысел, борьба темных и светлых сил. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, в стремлении преодолевать трудности, жизненные невзгоды   важно   для   формирования   у   человека   жизненной   стойкости   и   качеств   борца   за справедливость. Социально­бытовая сказка наиболее близка к повседневной жизни Одобрение или осуждение всегда   подается   в   ней   открыто.   Сказки   такого   жанра   всегда   имеют   занимательный   сюжет, изобилуют   комическими   ситуациями.   Главное   в   таких   сказках   не   подбор   персонажей,   а сатирическое осуждение людских пороков.  Почти   все   дети   отождествляют   себя   с   положительными   героями,   а   сказка   каждый   раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии.  В.   А.   Сухомлинский   теоретически   обосновал   и   подтвердил   практикой,   что   «сказка неотделима   от   красоты,   способствует   развитию   эстетических   чувств,   без   которых   немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.  Сказка не дает прямых наставлений детям ( «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.  Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми. Сказка «Маша и медведь»   предостерегает : в лес одним нельзя ходить­ можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.  Сказки «Теремок», «Зимовье зверей»  учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси­лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка» .  Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики».  Хитрость­ в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка – сестричка и серый волк». Трудолюбие   в   народных   сказках   всегда   вознаграждается   («Хаврошечка»,   «Мороз Иванович», «Царевна – лягушка»).  Мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»).   Забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).   «В сказках мы снова и снова сталкиваемся с животными­помощниками. Они действуют, как люди,   разговаривают   человеческим   языком   и   обнаруживают   проницательность   и   знание, недоступные человеку» («Иван­царевич и серый волк»).  Таким образом, сказка жила, несмотря на гонения и играла огромную воспитательную роль. Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла.  Чтобы сказка не оставляла  равнодушными  детей, была им понятна и запомнилась на долго, следует придерживаться алгоритма  работы со сказкой.  1 .Читать или рассказывать сказку рекомендуется с показом иллюстрации или демонстрации сказки с помощью кукол или настольного театра.  2. Необходимо задать вопросы по содержанию: ­выяснить эмоциональное отношение к героям; ­выявить основной смысл произведения.  ­выявить мотивы поступков; ­задать вопросы, помогающие воспроизведению содержания произведения; 3.   Необходимо   провести   словарную   работу   (объяснить   новые   слова,   выражения, словосочетания и предложения) . 4. Можно попросить детей пересказать сказку или отрывок из нее по карте­схеме. Например в сказке «Репка» я изобразила главных героев в виде кружков с отличительными особенностями ( У дедушки усы, у бабушки косынка, у внучки волосы в виде хвостиков на голове, у собаки, кошки и мышки ­ ушки).  Также изобразила сказку «Теремок». Помочь   детям   пересказать   сказку   может   моделирование   эпизодов   сказки.   Например,   в сказке «Кот, Петух и Лиса» я изобразила дом в виде квадрата, кота в виде круга, Петуха в виде красного треугольника, а Лису в виде оранжевого треугольника. Детям я объяснила, какая фигура кем является. Потом двигала  фигуры и дети рассказывали сюжет. 5. Чтобы дети хорошо запомнили сказку, ее следует повторно прочитать.  6. Дети любят изображать героев  через продуктивную деятельность в лепке, рисовании. Дети могут изображать героев в виде пантомимы и игры – драматизации.  Дети рассказывают и показывают сказку «Репка», «Колобок», играют в сказку «Теремок». Сказка учит дружить. Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, так как  нравственность изначально заложена в их сюжетах.

Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017