Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Оценка 4.9
Семинары
docx
воспитательная работа
Детсад
02.04.2017
В этике существуют две основные нравственные категории -добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок.
Сказка – древнейший народный жанр литературы фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.
Классификации сказок:
1. Сказки о животных.
2. Волшебные сказки.
3. Бытовые (сатирические) сказки.Русская-народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Русская народная сказка.docx
Народная сказка как средство для духовнонравственного воспитания дошкольников.
Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о
воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки
представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют
часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.
Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого
раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям.
В этике существуют две основные нравственные категории добро и зло. Соблюдение
моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил,
отступление от них характеризуется как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в
соответствии с моральными требованиями общества.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя,
целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок.
Сказка – древнейший народный жанр литературы фантастического характера, имеющий
целью нравоучение или развлечение.
Классификации сказок:
1. Сказки о животных.
2. Волшебные сказки.
3. Бытовые (сатирические) сказки.
Маленьким детям привлекателен мир животных. В таких сказках животные наделены
чертами человека говорят, думают, совершают поступки. Такие образы несут детям знания о мире
людей. Сказки о животных можно назвать детскими в них много действия, движения, сюжет
развивается стремительно. Счастливое окончание сказок соответствуют жизнерадостности ребенка,
его уверенности благополучного исхода, борьбы добра со злом.
В сказках о животных много юмора, сказка веселит, увлекает, радует, приводит в движение
душевные силы. В сказках о животных много песенок, что разнообразит ее, придает сказке черты
необычного, свойства игры.
Волшебные сказки никогда не обходятся без чудесного действа. Чудесный вымысел лежит в
основе волшебно сказочного сюжета. Это самый популярный и любимый детьми жанр. Детям
старшего дошкольного возраста нравятся волшебные сказки. Их привлекает чудесный вымысел,
борьба темных и светлых сил. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует
чувства ребенка. Потребность в справедливости, в стремлении преодолевать трудности, жизненные
невзгоды важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за
справедливость. Социальнобытовая сказка наиболее близка к повседневной жизни Одобрение или осуждение
всегда подается в ней открыто. Сказки такого жанра всегда имеют занимательный сюжет,
изобилуют комическими ситуациями. Главное в таких сказках не подбор персонажей, а
сатирическое осуждение людских пороков.
Почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз
показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям
Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что
включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного
творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии.
В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка
неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо
благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря
сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и
ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.
Сказка не дает прямых наставлений детям ( «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не
уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно
воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми.
Сказка «Маша и медведь» предостерегает : в лес одним нельзя ходить можно попасть в
беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.
Сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить.
Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гусилебеди», «Сестрица Аленушка
и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка» .
Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики».
Хитрость в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка – сестричка и серый
волк».
Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз
Иванович», «Царевна – лягушка»).
Мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»).
Забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).
«В сказках мы снова и снова сталкиваемся с животнымипомощниками. Они действуют, как
люди, разговаривают человеческим языком и обнаруживают проницательность и знание,
недоступные человеку» («Иванцаревич и серый волк»).
Таким образом, сказка жила, несмотря на гонения и играла огромную воспитательную роль.
Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре
народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла.
Чтобы сказка не оставляла равнодушными детей, была им понятна и запомнилась на долго,
следует придерживаться алгоритма работы со сказкой.
1 .Читать или рассказывать сказку рекомендуется с показом иллюстрации или демонстрации
сказки с помощью кукол или настольного театра.
2. Необходимо задать вопросы по содержанию:
выяснить эмоциональное отношение к героям;
выявить основной смысл произведения.
выявить мотивы поступков;
задать вопросы, помогающие воспроизведению содержания произведения;
3. Необходимо провести словарную работу (объяснить новые слова, выражения,
словосочетания и предложения) .
4. Можно попросить детей пересказать сказку или отрывок из нее по картесхеме. Например
в сказке «Репка» я изобразила главных героев в виде кружков с отличительными особенностями ( У дедушки усы, у бабушки косынка, у внучки волосы в виде хвостиков на голове, у собаки, кошки и
мышки ушки).
Также изобразила сказку «Теремок».
Помочь детям пересказать сказку может моделирование эпизодов сказки. Например, в
сказке «Кот, Петух и Лиса» я изобразила дом в виде квадрата, кота в виде круга, Петуха в виде
красного треугольника, а Лису в виде оранжевого треугольника. Детям я объяснила, какая фигура
кем является. Потом двигала фигуры и дети рассказывали сюжет. 5. Чтобы дети хорошо запомнили сказку, ее следует повторно прочитать.
6. Дети любят изображать героев через продуктивную деятельность в лепке, рисовании.
Дети могут изображать героев в виде пантомимы и игры – драматизации.
Дети рассказывают и показывают сказку «Репка», «Колобок», играют в сказку «Теремок». Сказка учит дружить.
Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, так как
нравственность изначально заложена в их сюжетах.
Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.