Русская народная вышивка

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок формирует знания о стилизации изображения в декоративно-прикладном искусстве.\; знакомит с особенностями образного языка народной вышивки. В ходе урока обучающиеся научатся создавать варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции.Предметные: научатся создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов (в орнаментальном поясе); изучат особенности образного языка народной вышивки. Метапредметные: научатся выдвигать версии (об увиденном), работать по плану, сверяясь с целью, планировать деятельность в учебной ситуации (выполнение творческого рисунка),излагать своё мнение в диалоге. Личностные: осознают свои интересы к культуре родной страны, формируют ценностное отношение к природному миру, понимают, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.
Иконка файла материала конспект.docx
ИЗО 5 класс. Тема: «Русская народная вышивка». Цели деятельности учителя Формировать художественные знания о стилизации  изображения в ДПИ; знакомить с особенностями образного языка народной вышивки. Тип урока Планируемые образовательные  результаты Методы и формы обучения Образовательные ресурсы Оборудование Наглядно­демонстрационный  материал Основные понятия и термины Изучение новых знаний. Предметные: научатся создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. выделять и  обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов (в орнаментальном поясе); изучат особенности вышивки. Метапредметные: научатся выдвигать версии (об увиденном), работать по плану, сверяясь с целью, планировать деятельность в учебной ситуации  (выполнение творческого рисунка),излагать своё мнение в диалоге. Личностные: осознают свои интересы к культуре родной страны, формируют ценностное отношение к природному миру,  только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.   ://   ru   .  wikipedia  .  artsait   Объяснительно­иллюстративный; фронтальная и индивидуальная http  http://   Акварель, гуашь бумага, кисть, гуашь карандаш. Презентация к теме урока, учебные рисунки и педагогические рисунки, раздаточный материал.  www     /  wiki  .  org   .  ru  Стилизация, ритм. Осуществляемая деятельность учащихся 4 Рассматривают  изображения,  отвечают на вопросы, ставят перед собой  цель учебной  деятельности Отвечают на  поставленные  вопросы. Знакомятся с особенности  образного языка  народной вышивки,  разнообразие  трактовок  традиционных  образов. Организационная структура  (сценарий) урока. Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты Деятельность учителя 1 1.Организа­ ционный  момент 2 Подготовка уч­ ся к работе на  уроке. Беседа с  постановкой  проблемы. 2.Изучение  нового  материала Объяснитель но  иллюстра­  тивный. ­ Посмотрите на изображения этих старинных предметов, наверняка они не раз встречались  вам. Что это? Для чего и как использовались они в крестьянском быту? Почему они так по­ разному украшены? Каково смысловое содержание орнамента вышивки? Обо всём этом мы   узнаем  сегодня на уроке. 3 - Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Как нарядно узорочье вышитых полотенец! Ряды орнаментов выглядят как нарядная рама, в которую помещена самая драгоценная часть вышивки. На вид орнамент не приметен Но он столетия живет Не зря его на белом свете Народ издревле бережет. Орнамент в своём первородном виде – это некое магическое заклинание. Посмотрите, как решены фигуры женщины и всадниц на конях – у них угловатые тела, странной формы головы. Ведь это не только изображение, а знаки орнамента. Декоративны птицы на вышивках полотенец. Дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской вышивки – здесь и птица-пава с пышным хвостом, и могучий орёл, и птица Сирин. На свадебных полотенцах часто можно увидеть двух птиц-пав, изображённых по сторонам куста-древа. Таких птиц вышивали в знак любви, пожелания добра и счастья молодым. Птица символизировала Солнце, тепло, свет, весну. Птица предвещала хороший урожай и богатство. Птица - это и идея материнства, любви, свадьбы. Вместе с тем, в виде птиц изображались души умерших. Словом, чтобы понять, в каком значении птица представлена на той или иной вышивке, нужно оценить весь сюжет в целом. Сюжет "Мать Мира с птицами в поднятых руках" встречается уже в вышивке X века. Как  считают ученые, этот узор изображает осенний обряд выпускания птиц. Считалось, что  после уборки урожая нужно вернуть Солнцу ту энергию, что оно затратило на выращива­ ние растений и плодов. Птицы в этом случае понимались как принявшие физический об­ лик солнечные лучи. Солнечная, огненная природа птицы отражается в представлениях оЖар­птице и "красном петухе". В русском язычестве птицы считались привратниками Ирия ­ Рая. Они открывали двери  Неба весной и закрывали их осенью, то есть полагались созданиями Небесного уровня  бытия. Сюжет "Птицы около Древа Жизни" можно осмыслить вполне материалистичес­ки: раз в реальном мире птицы вьют гнезда на деревьях, то и на небесном Древе должны быть  свои птицы. Однако, можно прочесть эти узоры и так: птицы, находясь около дере­ва,  удостоверяют, что это именно Древо Жизни. Встречаются в народной вышивке и образы фантастических существ – барсов, львов,  единорогов. Это символ мужества, силы, выносливости. Как вы думаете, кому предназна­ чались полотенца, украшенные подобным орнаментом? Кроме самих знаков в русской вышивке большое значение имел цвет. Белый цвет  связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Белый  цвет олицетворял женское начало. Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и  олицетворял мужское начало. Красные узоры воспринимаются как земля, получившая  энергию солнца и способная дать жизнь всему живому. Изобразите орнаментальную полосу для полотенца по мотивам народной вышивки. Постарайтесь размерами, цветом выделить главный мотив (древо жизни, женская фигура,  птицы, всадники и т.д.) 3.Творческо­  практическая  деятельность Практический,  частично­ поисковый 4. Итоги  урока. Рефлексия Беседа в форме  «вопрос­ответ» Демонстрирует работы учащихся. ­ Какую роль играет узор в крестьянской вышивки? ­ Каковы особенности художественного языка вышивки? Приведите конкретные примеры. Выполнение  творческого рисунка. Отвечают на постав­ ленные вопросы.  Просмотр и оценка  работ уча­ся вместе с учителем. 2