РУССКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ
АВТОРСКИЕ СКАЗКИ
И СКАЗОЧНЫЕ ПОВЕСТИ
П. Бажов. «Малахитовая шкатулка»
Известно людям с давних пор –
Так нужно ль сомневаться?
Что в глубине Уральских гор
Сокровища таятся.
Но самоцветных всех камней,
Как радуга горящих,
Сказанья древние ценней
О людях настоящих,
О старых русских мастерах,
Об их тяжелой доле,
Волшебных золотых руках,
Закованных неволей.
И о прошедшем так давно,
Что даты неизвестны,
Нам и сейчас, дружок, с тобой
Читать так интересно!
Рассказ учителя.
Почти двадцать лет своей жизни отдал Павел Бажов собиранию уральских сказов, каждый из которых – подлинная жемчужина народной поэзии. «Я только исполнитель, – любил повторять Бажов, – а основной творец – рабочий». Но это не совсем так. Заслуга писателя в том, что он огранил, отшлифовал найденные им «камни», вложил их в чудесную словесную оправу… Почти все, о чем писал Бажов, было на самом деле. Не выдуманы им и герои.
Действие сказа Бажова «Малахитовая шкатулка», давшего название всему сборнику сказов, происходит в конце XVIII века на Урале, главным образом на палёвском заводе, на руднике Гумешки. В те времена владельцем рудника был заводчик Турчанинов, выведенный в «Малахитовой шкатулке» под именем «старого барина». Властным, жестоким хозяином был Турчанинов… Однако его крепостные мастера сумели создать из малахита и драгоценных камней подлинные произведения искусства.
Анализ прочитанного.
– Вот таким чудесным мастером был и Степан – искусный резчик по малахиту. Как и Данила-мастер, герой сказа «Каменный цветок», Степан несколько лет проработал в сказочном подземном дворце Хозяйки медной горы – владычицы всех потаенных сокровищ Урала. У нее научился он искусству постигать «душу» камня. Рано ушел из жизни талантливый мастер. После себя оставил он жене и ребятишкам немудреное хозяйство да… малахитовую шкатулку, полную разных безделушек из камня. Долго хранила Настасья, Степанова вдова, ларец из малахита, но все же потом, когда пришла острая нужда, решила его продать. Прослышав об этом, со всех сторон набежали перекупщики разные. Всякому охота взглянуть на Степанову работу… Открыла Настасья шкатулку – тут все так и ахнули: такие украшения впору самой царице носить!
Пришло время, и довелось царице полюбоваться на дивную работу безвестного уральского мастера. По сердцу пришлись ей украшения из малахита, захотела она их иметь, да не дались они ей в руки…
Почему? Подумайте об этом сами.
П. Бажов. «Серебряное копытце»
Обсуждение прочитанного.
– Что скажете о прочитанной сказке?
– Назовите главных героев сказки.
– Как жилось Даренке в чужой семье?
– Как жили Кокованя, Даренка и Муренка?
– Что Кокованя рассказал Даренке о козлике?
– Зачем Даренка хотела с дедом идти в лес?
– Почему он ее с собой не взял в первый раз?
– Как жили Даренка и Кокованя в балагане?
– Расскажите, как произошла первая встреча Даренки и Серебряного копытца?
– Какое зрелище увидел Кокованя, когда вернулся к балагану?
– Чем закончилась сказка?
– какой эпизод произвел на вас наибольшее впечатление? Объясните свой ответ.
Характеристика персонажей сказа «Серебряное копытце».
– Попробуйте дать характеристику Даренке и Коковане.
П л а н - п о д с к а з к а.
1) Где живет герой?
2) Какие поступки совершает?
3) Чем занимается герой?
4) Каков его характер?
5) Как вы относитесь к герою?
Творческая работа.
Учащимся предоставляется на выбор одно из двух заданий.
1. Иллюстрирование понравившегося отрывка из прочитанного текста.
2. Рисунок на тему: «Каким я себе представляю Серебряное копытце?».
Дж. Свифт. «Путешествие
Гулливера»
(работа с отрывком)
Корабль Гулливера разбился у скал,
И он к лилипутам на остров попал.
Очнулся, глаза приоткрыл и дивится:
Какой-то народец, толкаясь, толпится.
А он – великан среди этих малюток,
И все наяву, в самом деле, без шуток.
Что после случилось, ты в книге читай…
Главный герой книги Джонатана Свифта – английский врач и моряк Гулливер, с которым приключились удивительные истории. Одну такую историю мы прочитаем сегодня на уроке.
Чтение отрывка из произведения и беседа по нему.
– В какой стране очутился Гулливер после кораблекрушения? (В стране лилипутов.)
– Что он почувствовал, когда проснулся?
– Как его встретили лилипуты?
– Найдите в тексте, каков рост самого большого лилипута. («… в три пальца ростом».)
– Каким вы себе представляете Гулливера? Опишите его.
– Что особенно поразило Гулливера в лилипутах? (Храбрость.)
– Как вы относитесь к Гулливеру, к лилипутам? Объясните свой ответ.
– Найдите эпизод трапезы Гулливера. Какое художественное средство использует автор при описании еды? (Сравнение.)
– Как вы думаете, понимал ли Гулливер язык лилипутов?
– Представьте себя на месте Гулливера. Поделитесь своими чувствами.
Итог урока.
– Интересно ли вам было читать о приключении Гулливера? Хотите узнать, что с ним случилось дальше? Эту книгу вы всегда сможете найти в библиотеке и продолжить знакомство с ней самостоятельно. Вы можете отправиться вместе с Гулливером в страну великанов, где всё больше нашего ровно в 12 раз!
Р.- Э. Распе. «Приключения барона Мюнхгаузена»
Беседа по прочитанному.
– Как вы думаете, барон Мюнхгаузен – вымышленный персонаж или реальное лицо?
Прототип этого героя – барон К.-Ф.-И. Мюнхгаузен – действительно некоторое время служил в прусской армии.
– Что вы можете сказать о характере барона Мюнхгаузена?
– Почему, невзирая на заведомое вранье, рассказы эти интересны? (Все фантазии рассказчика безобидны.)
– Какой из рассказов вам больше понравился? Почему?
– Читали ли вы другие рассказы барона Мюнхгаузена? Расскажите, о чем они?
Выразительное чтение.
– Давайте представим себя на месте барона Мюнхгаузена и вообразим, что мы с вами сидим дома, в уютном кресле, и рассказываем эти истории. С какой интонацией мы будем читать?
– Что должны понять наши слушатели?
– Какие чувства мы должны у них пробудить, во что заставить поверить?
Творческая работа.
Каждый из нас в чем-то Мюнхгаузен – в детстве, в юности, да и в зрелости и в старости. В этом и есть секрет бессмертия барона.
– Кто из вас хотел бы побыть Мюнхгаузеном и рассказать о своих похождениях? Предлагаю вам дома записать придуманную вами историю, подобную невероятным рассказам барона, и прочитать ее в классе. Можно ее проиллюстрировать.
Желательно из творческих работ учащихся создать сборник под названием «Посвящается барону Мюнхгаузену…» или «Каждый из нас в душе Мюнхгаузен».
О. Уайльд. «Мальчик-звезда»
Информация для учителя.
Сказка английского писателя рассказывает о красивом мальчике, которому его красота принесла только зло, ибо он вырос себялюбивым, гордым и бездушным. Но тема расплаты человека за причиненное другим людям зло – не единственная тема этой сказки. Она еще об искуплении вины и о покаянии. И хотя эта сказка была создана в конце XIX века, она содержит вполне современные мысли о борьбе в человеке, в данном случае в ребенке, добра и зла и о конечной победе добра, к которой герой приходит через страдания. Писатель обращается к своему читателю с призывом: делай добро, даже в ущерб самому себе, и ты станешь прекрасен, и люди воздадут тебе должное. Прекрасное неотделимо от человечного.
Осознать, конкретизировать и прочувствовать этот закон жизни помогут современным детям следующие в о п р о с ы.
– Как вы понимаете слова: «В доме, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа»? Какое отношение они имеют к главному герою?
– Каким был мальчик до встречи с матерью и каким стал после?
– Почему именно тогда, когда он прогнал свою мать, он стал отвратителен, как гадюка: ведь он и раньше поступал не лучше?
– Как изменились его душевные качества? Что повлияло на эти изменения? Какие страдания ему пришлось пережить?
– Что побудило его разыскивать мать? Только ли желание вернуть свою красоту? Или что-то другое?
– Отыскивая с помощью зайчонка монеты, за которыми его посылал злой колдун, мальчик всякий раз отдавал их нищему, хотя знал, что его ждут в первом случае побои, во втором – вечное рабство, а в третьем – смерть. Почему он это делал?
– Когда мальчик увидел свое отражение и понял, что снова стал прекрасен, в своих глазах он заметил то, чего раньше в них не было. Как вы думаете, что нового он в них увидел?
– Сказка названа «Мальчик-звезда». Что звездного было в жизни главного героя? Только ли то, что он явился на Землю с неба, как звезда? Заслужил ли он такое имя?
Ш. Перро. «Золушка»
(текст сказки дается в интерпретации
Е. Шварца)
Беседа по прочитанному.
– Как вы помните, принц полюбил «таинственную, прекрасную, простую, правдивую гостью», как он сам ее назвал. Все ли проявленные в сказке душевные черты Золушки перечислил принц? Какие из них он не назвал? В чем они проявились?
– Какие качества Золушки привели в изумление короля? Что выделило ее среди других гостей бала?
– Король назвал Золушку «таинственно-скромной». Согласны ли вы с этим мнением? Подтвердите его примерами.
– В то же время Золушка говорит о себе, что она гордая. В каких случаях проявляется эта черта ее характера?
– На все обиды, причиненные Золушке мачехой и сестрами, она отвечает добром и даже в горький для себя час способна порадоваться их счастью. Как можно назвать это качество характера?
– Давайте перечитаем еще раз эпизод, когда королевские гонцы примеряют хрустальную туфельку всем девушкам, живущим в доме Золушки. Ведь Золушка знает, что туфелька с ее ноги. Почему же она позволяет сестрам примерять ее и даже готова уступить им не только свое единственное сокровище – туфельку, но и свою судьбу? Что это – скромность, доброта, застенчивость или что-то другое? Каким словом обычно называют человека, готового уступить другому то, что по праву принадлежит ему?
Разделяете ли вы ее отношение к сестрам и мачехе?
– Какие чувства из тех, что испытывала Золушка, вам самим наиболее знакомы?
– Как вы объясните, что планам «деловой» мачехи и ее дочерей не суждено было сбыться, а счастья была удостоена смиренная Золушка? Можете ли вы привести подобные примеры из жизни?
– Почему Фея помогала Золушке, а не ее сестрам?
Ф. Залтен. «Бемби»
Информация для учителя.
Сказке австрийского писателя скоро исполнится 100 лет. Она рассказывает о жизни леса, о многообразии его обитателей, но не только об этом. Животные в ней разговаривают, рассуждают и чувствуют как люди.
Главный герой книги – олень по имени Бемби. Он учит своих сородичей силе и упорству, способности защищаться и помогать друг другу. Чтобы учить других и нести в новое поколение память рода, ему надо было многое пережить самому, испытать одиночество и потерю близких.
Пересказал эту грустную и одновременно жизнеутверждающую сказку и написал к ней предисловие известный русский писатель Юрий Нагибин – тонкий знаток природы и человеческой души.
Беседа по прочитанному.
– Какие душевные качества были присущи Бемби? Почему некоторые животные звали его принцем?
– Почему именно он стал вожаком среди оленей?
– Чему его научила жизнь? Какие невзгоды ему пришлось преодолевать? Какой главный вывод он сделал из пережитого?
– Почему слабого оленя Гобо, которого спасли люди и дали ему возможность выжить, но вместе с тем лишили способности сопротивляться, Бемби назвал несчастным?
– Какие напутствия и наставления давали Бемби отец и мать и какие в свою очередь дал он своим детям?
Похожи ли они на те, которые дают вам ваши родители?
– Какие чувства вызвала эта сказка у вас? Какие воспоминания, какие образы?
– Какие эпизоды сказки запомнились больше всего?
А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»
Беседа по прочитанному.
– Почему книга Астрид Линдгрен – это повесть-сказка?
– Какой же он, Карлсон? Каким вы его себе представляете?
– Что вы скажете о характере Карлсона?
Самоуверенный – что это значит? Хорошее или плохое это качество?
– Где жил Карлсон и чем он занимался?
Как домик Карлсона помогает понять характер его хозяина? Подтвердите ответ текстом.
– Какие качества характера Карлсона вам нравятся, а какие – нет? Объясните ответ.
– Почему Карлсона так любит Малыш и почему он нравится очень многим детям?
Слово учителя.
Ребята! Если каждый из вас посмотрит на себя со стороны, то наверняка найдет в себе те же черты характера, что и у Карлсона. Несмотря на это (на ваши шалости), вас любят родители, с вами хотят дружить товарищи. Наверное, поэтому и Карлсон так нравится Малышу и читателям книги: он ребенок, и все его недостатки от этого. И если он делает что-то не так, это не со зла.
Один писатель в своей статье о книге А. Линдгрен сказал о Карлсоне так: «Карлсон – это воплощенное детство». Понятно ли вам, что это значит?
– Подумайте, на кого из сказочных человечков похож Карлсон, и чем?
Творческая работа.
Попробуйте написать мини-сочинение на тему: «Какой же он, сказочный человечек Карлсон?».
Постарайтесь нарисовать устный портрет Карлсона.
Л. Муур. «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»
Рассказ учителя.
Прочитав сказку, вы наверняка подумаете, что ее придумал такой же ребенок, как вы сами и как храбрый Крошка Енот.
Разве могут взрослые вспомнить себя маленькими?
Разве они боятся темноты?
Разве есть на свете хоть что-нибудь, чего они не знают или не понимают?
А на самом деле все обстоит совсем иначе. Несколько лет тому назад американская писательница Лилиан Муур приезжала в Москву – в это время одна из ее сказок, та самая, что сейчас мы прочитали, как раз переводилась на русский язык. И уже тогда эта очень добрая, все на свете понимающая писательница была немолода. Она написала много-много чудесных сказочных историй для малышей. Эти истории разлетелись по всему свету. А история про «маленького, но храброго» Крошку Енота, сначала ужасно боявшегося, а потом подружившегося с Тем, кто сидел в пруду, – самая известная из сказок Лилиан Муур. Она впервые была издана в Америке в 1963 году, но с тех пор ничуть не устарела. Ее будут любить дети разных стран еще долго-долго. Наверное, всегда.
А вот почему – это вопрос особый. Конечно, не потому, что в этой сказке Крошка Енот со своей Мамой Енотихой, Старый Дикобраз, Толстый Кролик или Большой Скунс разговаривают между собой на человеческом языке. Так всегда бывает в сказках, и ничего в этом особенного нет.
Дело в другом. В этой своей сказке Л. Муур сумела создать целый мир со своими законами. У каждого зверя, каким бы странным и необычным он ни был, – свой характер, свои любимые словечки, свое отношение к жизни. Один трусит, другой хвастает, третий сделает все, чтобы уберечь друга от опасности. И обратите внимание: в этом все звери в сказке Л. Муур похожи на нас с вами, на каждого из вас с вашей мамой и с вашими друзьями.
Не приходится удивляться и тому, что Мама Енотиха совершенно так же, как ваша собственная мама, то жалеет своего Крошку Енота, то посмеивается над ним, то дает ему умные советы. А как же иначе: она ведь мама!
Но самый, конечно, симпатичный зверь во всей этой, как выясняется, не такой уж и звериной сказке – сам Крошка Енот. Почему? Ну, давайте догадываться вместе. Вы уже знаете, что он был хоть и маленьким, но храбрым. Быть храбрым – очень хорошо. Но главная прелесть Крошки Енота именно в том, что он был совсем-совсем еще маленьким. И все у него в жизни было впервые, а значит – все казалось ему необыкновенно важным, интересным, ну, может, чуточку и страшным, зато как здорово было, когда ему удалось в конце концов победить свой страх!
Тогда и Тот, кто сидел в пруду, наверное, стал другом Крошке Еноту?
А кто же он был – этот загадочный Тот, которого все в лесу так боялись? И что надо было сделать Крошке Еноту, чтобы разгадать эту загадку?
Творческое задание.
Нарисовать (по представлению) Крошку Енота.
– А как бы вы поступили, если бы оказались на месте Крошки Енота? Расскажите.
Р. Киплинг. «Маугли»
Рассказы, как сказки, и сказки – рассказы!
Такого, дружок, не встречал ты ни разу.
Мир дикой природы встает пред тобою,
Ведь в нем и живут этих сказок герои.
Знакомство твое удивительным будет,
Все звери умны и мудры, словно люди.
Научишься ты благородству и чести.
По жизни отлично шагать с ними вместе!
Рассказ учителя.
Давным-давно, больше ста лет назад, в жарком индийском городе Лахоре родился мальчик. Родители его были англичанами. С детства Редьярд Киплинг знал два языка: свой родной и язык страны, где он родился, – индийский. Но Киплинг овладел не только речью этого древнего, отважного и мудрого народа. Когда он вырос и стал писателем, дети англичан и русских, индусов и французов начали зачитываться и заслушиваться его чудесными сказками из «Книг джунглей», а взрослые – рассказами, стихами, повестями.
Редьярд Киплинг открыл для европейцев необъятную, прекрасную страну Древнего Востока, которой до него мало кто по-настоящему интересовался. Девять крупнейших университетов мира избрали Редьярда Киплинга почетным доктором различных наук. Он был всемирно известен.
Чтение сказки и анализ прочитанного.
– Что такое джунгли?
Джунгли – это дикий тропический лес, где звери живут стаями и стадами и откуда ночью слышны их воинственные песни и боевые кличи. Если человек днем отправляется в джунгли и берет с собой оружие, то и тогда у него неспокойно на сердце. А уж ночью к джунглям лучше совсем не подходить: в чаще тропического леса так легко заблудиться, погибнуть от жажды или укуса змеи!
– Что же произошло однажды в джунглях?
«И вот однажды в джунглях, у самого логова волчьей семьи, появился голенький смуглый ребенок, едва научившийся ходить, – мягкий, весь в ямочках, крохотный живой комочек. Такой крохотный ребенок еще ни разу не заглядывал в волчье логово ночной порой».
– Так началась чудесная жизнь человеческого детеныша в дикой чаще, где на каждом шагу его подстерегали страшные опасности.
– Что будет дальше с «приемышем из людской стаи» среди хищных зверей?
– Выживет ли он?
– Сумеет ли стать таким же гибким, осторожным и смелым, как лесные звери?
– Постигнет ли мальчик звериный язык и великий Закон джунглей?
– Как удастся ему стать для людей лесным божеством, а для своих братьев-зверей – Хозяином джунглей?
– Что означает имя Маугли? (Маугли на языке джунглей значит «Лягушонок».)
– Расскажите о своем впечатлении от сказки Р. Киплинга «Маугли».
– Кто из вас, ребята, видел мультфильм, созданный по сказке «Маугли»?
– Полностью ли произведение Р. Киплинга «Маугли» отражено в мультфильме?
– Что вам понравилось больше: чтение всего произведения или его просмотр на экране телевизора? Обоснуйте свою точку зрения.
Творческая работа.
Найдите в домашней библиотеке произведения Р. Киплинга, которых мы еще не читали, и постарайтесь с ними познакомиться поближе.
Р. Киплинг. «Рикки-Тикки-Тави»
Чтение и анализ произведения.
Учитель перед чтением должен пояснить учащимся, что в рассказе говорится о маленьком, но грозном зверьке мангусте – истребителе ядовитых змей.
Сюжет рассказа динамичный, увлекательный. Учитель может взять на себя чтение самых напряженных, острых моментов действия рассказа. Например, «великое сражение» мангуста с Нагом в ванной, сцену с Нагайной и Тедди на веранде, бой с Нагайной в норе.
– Каким предстает перед нами Рикки-Тикки-Тави? (Зверек любознательный, смелый. Мангусты – верные и преданные друзья человека.)
– Расскажите, как вел себя мангуст во время завтрака. Почему, когда все было спокойно, Рикки-Тикки-Тави испускал воинственный клич?
– Объясните, для чего мангуст отправился ночью путешествовать по дому? (Он чувствовал, что кобры придут в дом, что людям грозит опасность.)
– Какой разговор услышал Рикки-Тикки-Тави за стеной дома?
– Какие чувства испытывал мангуст, когда услышал разговор кобр и увидел Нага? (Негодование, ярость, ужас.)
– Почему мангусту было очень трудно победить Нага?
– Расскажите, как шел бой Рикки-Тикки-Тави с Нагом.
– Что сказал Большой Человек, оценивая подвиг Рикки-Тикки-Тави в прошедшую ночь? Зачитайте.
Творческая работа.
Попробуйте нарисовать словесную картину к самому напряженному, по вашему мнению, моменту.
– Догадайтесь, почему бой в норе был трудным?
– Почему Рикки-Тикки-Тави не сразу пошел домой?
– Прочитайте, как встретили его дома.
– Как воспринял мангуст похвалу мамы мальчика?
– Имел ли Рикки-Тикки-Тави право быть довольным собой? Чем вы это подтвердите?
Р. Киплинг. «Слоненок»
Беседа по прочитанному.
– Из-за какой черты характера Слоненок постоянно терпит неприятности?
– Какие вопросы задает Слоненок окружающим? Можно ли назвать эти вопросы глупыми?
– Можно ли сказать, что на эти вопросы есть ответы в самых древних сказках о животных?
– Какая еще черта характера Слоненка обнаружилась, когда он беседовал с Двуцветным Питоном, Скалистым Змеем, Крокодилом?
– Отыщите в тексте и попробуйте выразительно прочитать нравоучительные речи Двуцветного Питона, обращенные к Слоненку.
– Сумеете ли вы доказать, что новый нос Слоненка – просто клад, а не нос?
– Какие новые черты характера приобрел Слоненок вместе с новым носом?
– А вы верите в то, что хобот у слонов образовался именно таким способом?
– А верите ли вы в то, что природа одарила слонов хоботом для того, чтобы они смогли выполнять все те действия (кстати, а какие именно?), которые так быстро освоил Слоненок?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.