Русские
и зарубежные народные
и авторские сказки
Ну вот мы и снова у сказки в гостях,
Никто не услышит о том в новостях.
Да мы и не думаем шум создавать,
А будем тихонько страницы листать,
Смеяться с героями, переживать,
Грустить, веселиться, о чуде мечтать.
И снова забудем, дружок, впопыхах,
Что чудо-то держим с тобою в руках.
Уильям Шекспир. «Сон в
летнюю ночь»
(в адаптированном пересказе)
Беседа по прочитанному.
1) Нравится ли вам Малютка Робин?
Расскажите о его характере. Постарайтесь ничего не упустить: здесь важно и то, как король Оберон относился к Робину, и отношение самого Робина к фее Титании, и даже к Ослиной Голове.
2) Достоин ли Ослиная Голова любви феи Титании? А если ему вернуть нормальную внешность?
3) Расскажите об эльфах*: как они выглядят, что делают? Что означает способность эльфов превращаться в паутинки и растения?
4) Нравятся ли вам песенки, которые поют эльфы? Какая песенка особенно нравится каждому из вас? Почему?
5) Подумайте, кем станет малыш, которого выращивает фея Титания специально для людей?
…В каждом рассказе,
В сказке и песне, даже
Во фразе –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу.
Строчка за строчкой,
Фраза за фразой –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Откроется самая главная мысль.
«Летучий корабль»
(русская народная сказка)
Вступительная беседа.
Изображая сказочника, учитель начинает с присказки: «На море-океане, на острове Буяне стоит дерево…» Учитель дочитывает присказку, а потом обращается к классу:
– Что вы сейчас услышали? Похоже ли это на пословицу, загадку, скороговорку? Встречались ли вам раньше подобные выражения? Где именно?
Чтение и разбор сказки.
По ходу чтения необходимо разделить сказку на части, озаглавить каждую часть.
1-я часть сказки (до слов «В ту пору…»).
– Что вы узнали о старших братьях Ивана?
– Чем отличался от них Иван?
– Почему братья смеялись над Иваном?
– Как понимал счастье Иван, и как – его братья?
– Кто из них оказался прав?
2-я часть (до слов «Вскинули котомки и отправились…»).
– Почему же братья не смогли выстроить летучий корабль, хотя и лесу много свалили?
3-я часть (до слов о том, как старик помог Ивану строить корабль).
– Как Иван встретил старика?
– Как оценил это отношение старик?
– Какие качества человека больше всего ценятся в народе?
4-я часть (от слов «Поднялся Иван на корабль…» до слов «В городе народу видимо-невидимо…»).
– Каким мы видим здесь Ивана?
– Какие иллюстрации вы хотели бы нарисовать к этой части сказки?
5-я часть.
– Каким предстал Иван перед царской свитой?
– Почему царь не поверил, что корабль выстроил мужик?
– Кто же строил корабль?
– Почему царь хотел избавиться от Ивана?
6-я часть.
– Как вы представляете себе Мороза-Морозовича, Стреляло, Слыхало, Скорохода? (Можно предложить детям выбрать эпизод для словесного иллюстрирования.)
7-я часть (от слов «Увидел царь войска…»).
– Почему Иван одержал победу?
– какая мудрая мысль заложена в этой сказке? (Все, что построено на земле, сделано руками человека.)
Примечание для учителя. Если на одном уроке вся сказка не будет разобрана, учитель может перенести эту работу на следующий урок.
Инсценирование отрывка из 6-й части.
Примечание:
* эльф – сказочное существо, дух, благожелательно относящийся к людям.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.