«Русские народные игры в часы досуга и на
прогулке»
Консультация для воспитателей.
Уважаемые коллеги!
Хороводные игры издревле любили на Руси. Без них не обходился ни один праздник. Несмотря на внешнюю простоту, значение хороводов сложно переоценить. Они развивают чувство ритма и музыкальный слух, способствуют совершенствованию
двигательных навыков, облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.
Целый ряд детских хороводных игр основан на соединении песни с движением.
В подобных играх действия осуществляются в ритме, словах и танцах. Здесь ребёнок изображает то, о чем поётся в песне. Песня тесно связана с народной хороводной игрой, где сама песня переходит в подвижную игру.
Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных
эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому задача педагога сделать этот
вид деятельности частью жизни детей.
Практическая значимость данной картотеки заключается в том, что она создает условия возрождения народных игр и помогает сделать досуг и прогулку детей содержательными и полезными.
Игра с «Солнцем»
Ход игры:
В центре круга – «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнце).
Дети хором произносят:
Гори, солнце, ярче –
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей.
Игра «Горелки»
Ход игры:
Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Горящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
-Динь - дон, динь - дон,
Выбегай скорее вон!
По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:
Раз, два, не воронь, а беги, как огонь!
«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т. е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.
Игра «Карусели»
Ход
игры:
К обручу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в
одну сторону, а затем, поменяв руку, в другую. Обруч держит взрослый. «Кататься»
на карусели можно под традиционный текст:
Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и началась игра.
Игра «Колечко»
Ход игры:
Все играющие выстраиваются в ряд. У скомороха в руках колечко, которое он прячет в ладонях и затем старается незаметно передать одному из ребят, при этом говорит:
Уж я золото хороню,
Чисто серебро хороню!
В высоком терему
Гадай, гадай, девица.
Гадай, гадай, красная!
Стоящий последним ищет кольцо, а скоморох приговаривает:
«Гадай, гадай, у кого кольцо, чисто серебро».
Если участник угадал, у кого кольцо, то он становится ведущим.
Игра "Калачи"
Ход игры:
Дети становятся в три круга. Двигаются, по кругу и при этом произнося слова:
Бай – качи – качи - качи!
Глянь - баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи.
По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова «Найди свой калач!» возвращаются в свой круг. При повторении игры игроки могут меняться местами в кругах.
Игра «Как у тетушки Арины»
Ход игры:
Играющие по считалке выбирают тетушку Арину, которая выходит в центр хоровода.
Хоровод берется за руки, ходит по кругу и поет:
Как у тетушки Арины
Было семеро детей,
Они не пили, не ели,
Все на тетушку глядели,
Разом делали вот так.
Тетушка Арина изображает всякие гримасы, встает в немыслимые позы (приседает на одной ноге, прижимает коленку к подбородку и т. п.). Все играющие должны точно повторить ее жесты и гримасы.
Кто ошибется, неточно повторит позу тетушки, тот заменит ее в центре круга, и сам будет показывать товарищам, что делать.
Игра «Золотые ворота»
Ход игры:
В начале игры выбирают солнце и месяц. Они надевают соответствующие шапочки, становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя ворота. Остальные играющие также берутся за руки и вереницей идут через ворота.
Дети:
Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй – запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!
Ворота закрываются на последнем слове и ловят того, кто в этот момент проходил через них. Дети, зная, что ворота закрываются в конце стихотворения, спешат быстро проскочить в них. Пойманный игрок становится к солнцу и месяцу в круг, и игра продолжается до тех пор, пока все игроки не будут пойманы.
Игра «Ручеек»
Ход игры:
Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару.
Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее
игра, особенно весело проводить под музыку:
«Царевич – Королевич»
По загороду гуляет, по загороду гуляет,
Царевич – королевич, царевич – королевич (идут дети по кругу).
Поднимитесь ворота, поднимитесь ворота,
Царевич – королевич, царевич – королевич (поднимают руки).
Он царевну выбирает, он царевну выбирает,
Царевич – королевич, царевич – королевич (руки расцеплены)
Царевне поклонись, царевне поклонись,
Царевич – королевич, царевич – королевич (кланяются друг другу)
По загороду гуляет, по загороду гуляет,
Царевич – королевич, царевич – королевич
(хлопают в ладоши).
Игра «Мороз-Красный нос»
Ход
игры:
По краям игровой площадки очерчиваются границы двух «домов». В одном из них собираются
игроки. Водящий, т. е. Мороз-Красный нос, встает посреди площадки и говорит:
Я Мороз – Красный нос,
Всех морожу без разбора,
Разберусь со всеми скоро,
Кто сейчас решится
В дальний путь пуститься!
Играющие в ответ скандируют:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!
И тут же бегут в противоположный «дом». Мороз пытается их догнать и «заморозить»; те, кого он успевает коснуться рукой, замирают на месте. По окончании перебежки они либо выбывают из игры, либо остаются в «замороженном» положении на последующие туры. В этом случае выигрывает тот, кто останется последним, избежавшим прикосновения Мороза.
Игра «Дударь»
Ход игры:
Водящий – дударь, изображающий больного, становится в центре круга, играющие идут по кругу со словами, после ответа на вопрос «Что болит?», играющие берутся за названные места у соседа по хороводу и опять идут по кругу со словами. Надо крепко
держаться за названные части тела, не допуская размыкания круга.
Игровой текст:
«Дударь, дударь, дударище,
Старый, старый, старичище,
Его во колоду, его во сырую,
Дударь, дударь,
Что болит?»
- «Голова!»
Финал игры: когда водящий устает, на вопрос «Что болит?», он отвечает «Ничего не болит!». Играющие отвечают «Вот и полечили!».
Игра «Колпачок (паучок)»
Ход игры:
Нужно выбрать водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:
Колпачок, колпачок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
После
этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова
образуют круг.
Хлопая в ладоши, поют:
Танцевать заставили.
(Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами)
Все поют:
Танцуй, танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!
Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами
Игра «Кружева»
Ход игры:
Выбирают двух водящих. Один - «челнок», другой - «ткач». Остальные дети встают парами, образуя круг. Пары берут друг друга за руки и делают «ворота». «Челнок» встает у первой пары, а «ткач» - у второй. «Челнок» по сигналу начинает бегать змейкой,
не пропуская ни одни ворота, а «ткач »его догоняет.
Если «ткач» догонит «челнок» прежде, чем он добежит до конца
круга, то он становится «челноком», а «ткач» выбирается из других играющих.
Игра « Почта»
Ход игры:
Игра начинается с переклички водящего с игроками:
— Динь, динь, динь!
— Кто там?
— Почта!
— Откуда?
— Из города …
— А что в городе делают?
Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет 5 фантов.
Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети считают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего, и игра
повторяется.
Используемая литература:
1. Т.П. Мерзлякова «Наш веселый хоровод»//Музыкально
–игровой материал для дошкольников и младших школьников.
2. Л.В. Былеева «Русские народные игры» М., «Советская Россия» 1988г., 44 –
46 с.
3. М.Ю. Картушина «Русские народные праздники» «Творчество центр» М.,
2007, 320с.
4. В.М Петров, Н.П. Гришина «Весенние праздники, игры, забавы для детей»
М., 1999г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.