Русские народные музыкальные инструменты

  • Лекции
  • docx
  • 01.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Все виды искусства - каждый по своему - играют большую идейно - воспитательную роль. Особое место занимает в воспитании музыка. В.А. Сухомлинский сказал: "Музыкальное воспитание - это воспитание человека". Непосредственное же воздействие музыки сказывается сильнее всего в области чувств и настроении человека. Никакое другое искусство не вторгается с такой властной силой в наш эмоциональный мир, подчиняя его себе. Именно эмоциональное воздействие музыки лучше всего знакомо каждому и полнее всего описано в откликах на неё.
Иконка файла материала Русские народные инструменты.docx
Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования Центр развития творчества детей и юношества города Крымска муниципального образования Крымский район  Русские народные музыкальные инструменты  Выполнила: Черных Светлана Ивановна,       педагог дополнительного образованиягород Крымск       2018 год Мир,   в   котором   мы   живём,   насыщен   всевозможными   звуками.   От шорохов   и   скрипов   до   ударов   прибоя   и   раскатов   грома.   Древнейшие обитатели земли слышали примерно то же, что и мы. Но между этим звуковым многообразием и музыкой огромная пропасть, потому что звуки сами по себе ­ ещё не музыка. И когда человек начал воспроизводить их, приманивая птиц и животных, это тоже ещё не была музыка. Человек должен был научиться определённым образом организовывать звуки и вкладывать их в последовательность свои чувства и мысли. Вот тогда и возникла музыка. Но происхождение музыки ­ очень сложная и во многом ещё неясная проблема, существуют разные гипотезы, выдвинутые учёными. И   всё   же   природа   всегда   была   для   человека   великим   учителем.   Познавая природу,  открывая   её  законы,  он  учился   использовать   их.  Так  возникли  и музыкальные   инструменты.   Ведь   принципы,   на   которых   основана   их конструкция, тоже заимствованы у природы. Учёные относят появление первых музыкальных инструментов к ХIII тысячелетию до н.э. Подобно тому как каменные орудия и охотничьи луки появились   самостоятельно   и   в   Азии,   и   в   Средиземноморье,   и   на   Русской равнине, так и почти одинаковые свистки, погремушки, музыкальные луки изготовлялись   обитателями   Африки,   Европы,   Америки.   Раньше   всех,   по­ видимому, появились ударные инструменты, конечно, самые простые. Затем ­ духовые инструменты: дудки, свистки, а потом флейты из тростника и кости. Много позднее люди научились делать многоствольные флейты, а потом и флейты   с   отверстием.   Ещё   позже   появились   струнные,   а   позже   всех   ­   их разновидность ­ смычковые. И русские народные инструменты так же легко делятся на три группы. Некоторые из них собраны и составляют оркестры народных инструментов. Мы   узнаем   историю   возникновения,   развития   и   выразительные возможности струнных народных инструментов. И начнём мы её совершенно загадочной фразы "Рад скомрах о своих домрах". А расшифровывается она очень просто: "Радуется скоморох своим домрам". Кто  такие  скоморохи?  Благодаря  кино, слово  это  не  исчезло  и  узнаваемо всеми.   Говоря   современным   языком,   скоморохи   ­   это   профессиональные артисты   Древней   Руси.   В   синтетическом   искусстве   скоморохов   были элементы   цирка   и   клоунады,   драматического   театра   и   оркестрового музицирования.   Нас   же   в   данном   случае   интересуют   музыкальные инструменты,   на   которых   играли   скоморохи,   А   играли   они   на   гуслях,   на свирелях,   на   бубнах...  Но   самым   популярным   скоморошьим   инструментом была домра. Во   времена   князей   Олега   и   Владимира   скоморохи   не   только   не подвергались   гонениям,   а,   наоборот,   были   самыми   почётными   гостями   накняжеских пирах и народных гуляниях. В те далёкие времена даже князь, наделённый   неограниченной   властью   и   огромным   состоянием,   не   смог   бы пригласить к себе на праздник оркестр народных инструментов. Их просто не было.   Но   и   тогда   люди   не   менее   чем   сегодня   нуждались   в   музыке.   Их потребности   в   этом   удовлетворялись   скоморохами.   В   былине   о   Добрыне Никитиче есть строки, где князь Владимир говорит, обращаясь к Добрыне:                           За твою игру за весёлую,                          дам тебе, скоморошина,                           три места любимых.                          Первое место, сядь подле меня,                          Друго место, супротив меня,                          А третье место, куда сам захочешь! Если уж на княжьем дворе их привечали, то тем более были рады на многолюдных народных праздниках. Русский народ всегда отличался резким сатирическим словом, и представление скоморохов только усиливали такие настроения.   Скоморохи   не   только   веселили   народ,   но   и   просвещали, высмеивали глупых церковников, спесивых бояр, жадных купцов. Порой всё это носило острый социальный характер. Ещё "Домострой" считал игру на музыкальных   инструментах   "грехом   равным   пьянству",   а   тех,   кто   был почитателем   этого   искусства,   православное   духовенство   причисляло   к язычникам   и   богохульникам,  отвлекающим   людские   души   от   бога.  Только церковное многоголосное пение считалось музыкой, достойной христианина.  Запрет на скоморохов закреплялся даже юридически. В период с 1480 года по 1555 год было издано 8 грамот по этому вопросу. Крестьянам и городскому люду   под   угрозой   штрафа   запрещалось   держать   у   себя   народные инструменты,  тем   более  на  них   играть. "Чтобы  они  (крестьяне)  бесовские игры в сопели и в гусли и в гудки и в домры не играли и в домах у себя не держали... А кто забыв страх божий и смертный час учинит играть и всякие игры   у   себя   держать   ­   править   пени   до   пяти   рублёв   на   человека   (из юридических актов 17 века). Правда, сам народ всегда любил своих музыкантов, Эта любовь спасла и инструменты,   и   традиции   исполнительства   на   них   от   полного   забвения.   А потом нашлись энтузиасты, возродившие их для новой жизни. Древнейшим профессиональным струнным инструментом на Руси являются гусли.   У   разных   народов,   совершенно   не   зависимо,   появился   однотипный инструмент. Прототипом, вероятно послужил лук. Тетева которого звучит, но очень   тихо.   А   если   её   приблизить   к   пустотелому   предмету,   то   звук усиливается.   Таким   образом   струны   начали   закреплять   поверх   специально выдолбленного корытообразного ящика, покрытого сверху тонкой деревянной или кожаной пластинкой, называемой декой (дека ­ значит крышка). Именно эта дека служила резонатором воздушного пространства, усиливая звук, делая его более продолжительным и полным.Первое упоминание о русских гуслях относится к V1 веку. Название их происходит от древнеславянского слова "густы" ­ гудеть, а так как гудела струна, то она и получила наименование "гусла". Значит, гусли ­ это струны, гудящие струны. Постепенно этот древний инструмент видоизменялся и на многих   старинных   гравюрах   уже   видно   изображение   гуслей   в   виде трапециевидного кузова ­ резонатора и натянутых параллельно струн от 5 до 25 штук. Струны разной длины и издают только один звук. Гусли инструмент, которому народ приписывал волшебную силу. Откуда мы это знаем? Из сказаний о Садко ­ гусляре. Садко, реально существовавший человек, который жил в Новгороде и построил в 1167 году церковь. Не был он богатырём и не совершал подвиги, но сила его была под стать богатырской; это   была   сила   искусства.   И   в  былине   у   Садко   речь   идёт   о   незабываемом впечатлении музыканта ­ гусляра. Гусли были известны и в древнем Киеве, вспомните легендарного Бояна ­ сказителя и музыканта: Боян же, братья, не десять соколов На стаю лебедей напускал. Но свои вещие персты на живые струны воскладал,  Они же сами князьям славу рокотали. Гусляр был не только музыкантом, но и поэтом и рассказчиком. Старинная былина   была   своеобразной   хроникой   важнейших   событий.   Очень   редко гусляры создавали малые ансамбли ( два­три­четыре исполнителя ). Гусляры ­ в   основном   солисты.   В   современную   эпоху   существуют   три   вида   гуслей: звончатые, щипковые, клавишные ( оркестровые ). Инструмент   редко   используемый,   как   солист.   Применяется   только   в оркестрах. Домра ­   самый  любимый  инструмент  скоморохов. К  сожалению,  ни время   появления   домры   на   Руси,   ни   её   сколько­нибудь   достоверные сохранившиеся экземпляры не известны. Даже само название инструмента не находит объяснения в русском языке. Музыканты   ­   ученые   предполагают,   что   древним   предком   нашей русской   домры   явился   египетский   инструмент,   получивший   у   греческих историков   наименование   "пандура".   Есть   совершенно   аналогичные инструменты с похожими названиями: у южных славян ­ танбура, у украинцев ­ бандура, у монголов ­ домбур, у киргизов и татар ­ думра, у калмыков ­ домбр... В Европе подобные инструменты получили наименование лютневых. Домра   на   Руси   сразу   попала   в   гущу   народной   жизни.   Она   стала инструментом   общедоступным,   лёгким   в   изготовлении   и   применении. Лёгкость и небольшая величина инструмента, звонкий тембр всё это привело к   распространению   во   всех   слоях   общества.   Домра   звучала   везде:   на крестьянских и царских дворах, в часы веселья и минуты грусти. Влияние искусства скоморохов стало на Руси так велико, что церковники не на шуткувстревожились. Как гласит царский указ 15 века "Где появятся домры, сурны и гусли, ­то всех их велеть вымать и, изломав те бесовские игры, велеть жечь, а которые люди оттого богомерзкого дела не отстанут ­ велеть бить батоги". И "бесовские игры" отбирали на улицах, в домах, кабаках и сжигали, Горели уникальные   инструменты.   Русская   музыкальная   культура   понесла чувствительный урон.   Понятно теперь, почему домра в ближайшие нашему времени века совсем исчезла.  Тем   не   менее   ,   в   конце   19   века   в   Вятской   губернии   был   найден небольшой струнный  инструмент  с округлой  формой  корпуса. Инструмент вскоре   попал   в   руки   В.В.   Андреева,   как   раз   в   ту   пору   занимавшегося поисками   и   восстановлением   сохранившихся   в   народе   образцов   старинных русских инструментов. Андреев, путем сличения найденного инструмента с изображениями на старинных лубочных картинках и гравюрах, а так же по описанию, предположил в нем давно разыскиваемую домру. Именно по этому образцу   и   была   воссоздана   полузабытая   русская   домра,   ставшая   опять основным, ведущим инструментом русских народных оркестров.  Заслуга   В.В.   Андреева   состоит   в   том,   что   он   воссоздал   и усовершенствовал не только домру, но и бренд России ­ балалайку. Все в мире знают,   что   балалайка   ­   это   русское.   Любопытно   уже   само   название инструмента,   точнее   корень   "бала",   Этот   корень   созвучен   со   словами балакать, балабонить, балагурить, т.е. болтать, пустозвонить. А эти слова в свою очередь, очевидно произошли от татарских слов бала ­ ребенок, балалар ­ дети. Название инструмента (балалайка) передает её суть, как инструмента лёгкого, забавного, не серьёзного.  Первое   письменное   упоминание   о   балалайке   относится   к   1715   году, времена   царствования   Петра  I.   На   одном   из   придворных   пиршеств   по царскому указанию был составлен грандиозный оркестр, в который входили бы   представители   всех   народностей,   населявших   тогда   Россию.   Каждый представитель нации должен был нести музыкальный инструмент, наиболее характерный   для   неё.   Любопытно,   что   балалайка   была   приписана   самим Петром  I  калмыкам. Какие основания побудили его к этому, сейчас сказать трудно. Ни у татар, ни у калмыков инструментов с подобным названием нет и не было, а был инструмент домбр.  Инструмент этот был очень распространён в народе. "Нелегко найти в России дом, написано в одной из книг издания 1795 года, где бы на этом инструменте   молодой   работник   не   наигрывал   служанкам   своих   вещичек. Инструмент этот имеется в продаже во всех мелочных лавках, но еще более способствует его распространению то обстоятельство, что его можно самому изготовить".   О   популярности   балалайки   говорит   и   довольно   частые упоминания   её  во   многих   образцах   русского   фольклора.  Так,  например,  в известной русской народной песни "Во поле берёза стояла" есть слова: Срежу я с берёзы три пруточка, Сделаю себе я три гудочка,Четвёртую балалайку.... Чаще всего упоминания об этом инструменте разбросаны в многочисленных частушках и припевках, исполнявшихся, как правило, именно под балалайку. Балалаечка гудит, жалко милого будить.... Балалаечка ­ гудок, разорила весь домок.... Как на эту балалаечку навешаю цветок,  Чтобы эта балалаечка играла про любовь. Многие   пословицы   и   поговорки   связаны   с   этим   инструментом. Популярность   и   демократичность   инструмента   отразилась   и   в   творчестве русских писателей ­ классиков.   У Пушкина в романе "Евгений Онегин" есть упоминание   о   балалайке.   Не   мало   добрых   слов   о   балалайке   сказано Л.Толстым,   А.Чеховым,   И.   Тургеневым,   М.   Лермонтовым,   вплоть   до советских   писателей   и   поэтов.   Балалайка   до   сих   пор   остаётся   символом России. Новое рождение русских народных инструментов состоялось благодаря В.В.   Андрееву   ­   выдающемуся   реформатору,   композитору,   исполнителю, просветителю.   Именно   он   нашёл   и   усовершенствовал   домру   и   балалайку, сделал их концертными инструментами. Годом рождения балалайки считается 1888 год, концертный сезон которого принёс Андрееву заслуженную славу. Талантливого   музыканта   стали   называть   "артистом"   и   "молодым   отцом балалайки". Но не о себе, не о своей славе думал Василий Андреев. Первым шагом популяризации русской балалайки стала "Школа игры на балалайке". Вторым шагом было создание ансамбля балалаечников из 8 человек. Менее чем через год этот ансамбль представлял русское искусство на Всемирной выставке в Париже в 1889 году. Ансамбль блистательно справился со своей задачей.   В   1892   году,   во   время   гастролей   в   Франции,   Андрееву   было пожаловано звание академика Французской академии искусств  "За введение нового элемента в музыку". Так Василий Андреев стал академиком в 31 год. О  нём  заговорили,  и  не  только   в  среде   слушателей,  но  и  в  кругу   видных музыкантов,   писателей,   артистов.     П.И.Чайковский   сказал,   послушав   игру балалаечного ансамбля: "Какая прелесть эта балалайка! Какой поразительный эффект   она   может   дать   в   оркестре!   По   тембру   ­   это   не   заменимый инструмент!".  Вся   русская   общественность   оказывала   оркестру   Василия   Андреева всемерную   поддержку.   Так   слава   возвращённой   народу   балалайки   стала славой   не   только   Василия   Андреева   ­   гражданина   и   патриота   в   самом большом   смысле   этого   слова,   но   и   славой   всего   русского   музыкального искусства.  Все виды искусства ­ каждый по своему ­ играют большую идейно ­ воспитательную   роль.   Особое   место   занимает   в   воспитании   музыка.   В.А. Сухомлинский сказал: "Музыкальное воспитание ­ это воспитание человека". Непосредственное   же   воздействие   музыки   сказывается   сильнее   всего   вобласти   чувств   и   настроении   человека.   Никакое   другое   искусство   не вторгается с такой властной силой в наш эмоциональный мир, подчиняя его себе.   Именно   эмоциональное   воздействие   музыки   лучше   всего   знакомо каждому и полнее всего описано в откликах на неё. Каждый знает, что музыка оказывает и определённое физиологическое воздействие   на   человека.   Опытным   путём   учёные   ещё   в   конце  XIX  века подтвердили   то,   что   известно   и   из   повседневной   практики:   музыка   явно влияет   на   дыхание,   кровообращение,   давление   и   другие   физиологические процессы. Очень   часто   музыкальное   произведение,   по   мимо   всего   прочего,   просто "доставляет   удовольствие".   Не   даром   многие   считают,   что   праздник   без музыки   ­   не   праздник,   а   концерт   ­   лучший   отдых.   То   есть   музыка   несёт эстетическую функцию. К   важным   социальным   функциям   музыки   принадлежат   так   же познавательная   (через   ознакомление   слушателей   с  музыкальным   наследием разных   эпох,   наций,   психологий   и   так   далее)   и   воспитательная,   которая формирует   отношение   человека   к   окружающему   миру   их   взгляды,   вкусы, идеалы. Поэтому даже тогда, когда музыка выполняет как будто бы лишь прикладную   или   развлекательную   роль,   она   так   или   иначе   воспитывает слушателей,   то   есть   формирует   и   преобразует   их   духовный   мир.   Все социальные функции музыки тесно связаны и взаимодействуют между собой. Летят в космос ракеты, плывут в океане атомные корабли, весь мир наполнен гулом моторов. Изменился человек, круг его интересов неизмеримо вырос. Изменились и содержание и формы современной музыки. Появились новые музыкальные инструменты, богатые и совершенные по своим техническим и художественным возможностям. Чем же интересны народные инструменты? Прежде всего своей самобытностью, уникальностью. И, конечно, мастерством исполнения ни них. Оказывается, и в век научного и технического прогресса игра   на   простой   свирели   может   взволновать   современного   человека   не меньше, чем игра на электрооргане... Особенно важно прививать людям любовь к музыки с детства ­ в школе, в   семье.   Воздействие   музыки   должно   быть   широко   использовано   в   деле воспитания подрастающего поколения. Опыт показывает: тот, кто получил основы   музыкального   воспитания   в   детские   годы,   остаётся   на   всю   жизнь другом музыки. Список использованной литературы 1. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструмента М. Советский композитор 1976 год2. Волшебные струны домры. Учебное пособие для подготовительных  классов ДМШ. Вып. I. Сост. В. Дутов. Изд. Новосибирск «Арт –  классик», 2000.  3. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 6. – Ленинград, 1995. 4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.­240 с. 5. Мироманов В. К вершинам мастерства. Развитие техники игры на  трехструнной домре/ В. Мироманов. – М., 2003 6. Соколов Ф. Русская народная балалайка М. Музыка 1968 год 7. Сохор А. Воспитательная роль музыки Ленинград Музыка 1975 год 8. Сухомлинский В.А. о воспитании М. Политиздат 1978 год