1 Подготовка к чтению сказки.
Вступительное слово учителя.
– Сегодня у нас с вами необычный урок: нам предстоит встретиться со сказками. С русскими народными сказками. Вы все, наверно, их любите.
– Назовите свои любимые.
Ответы детей.
– Любить сказки мало, надо ещё их знать, помнить, потому что в сказках прячется мудрость народная.
– Я сейчас вас проверю, расскажу отрывок из сказки, а как остановлюсь, вы мне назовёте сказку, которую я вам сказывала.
Все сказки учитель «сказывает» – то есть их следует не читать, а рассказывать по-своему, близко к тексту, сохраняя стилистику
Литературное чтение
Урок 4.
Тема раздела: «Там, на неведомых дорожках...»
Тема: Русские народные сказки. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудоюдо».
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы по прочитанному;
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение различать жанры произведения.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
3 2 2 1 Подготовка к чтению сказки.
Вступительное слово учителя.
– Сегодня у нас с вами необычный урок: нам предстоит встретиться со
сказками. С русскими народными сказками. Вы все, наверно, их любите.
– Назовите свои любимые.
Ответы детей.
– Любить сказки мало, надо ещё их знать, помнить, потому что в сказках
прячется мудрость народная.
– Я сейчас вас проверю, расскажу отрывок из сказки, а как остановлюсь,
вы мне назовёте сказку, которую я вам сказывала.
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД:
1) преобразовывать
информацию из одной формы в
другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты;
2) делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя;
3) ориентироваться на
© Баласс, 2012
1Все сказки учитель «сказывает» – то есть их следует не читать, а
рассказывать посвоему, близко к тексту, сохраняя стилистику
«сказывания».
Вдруг поднялся великий стук да гром – весь дворец затрясся, гости
крепко напугались, повскакали со своих мест и не знают, что им
делать; а Иванцаревич говорит: «Не бойтесь, господа! Это моя
лягушонка в коробчонке приехала». Подлетела к царскому крыльцу
золочёная коляска, в шесть лошадей запряжена, и вышла оттуда
Василиса Премудрая – такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать,
только в сказке сказать! Взяла Иванацаревича за руку и повела за
столы дубовые, за скатерти браные.
Стали гости естьпить, веселиться; Василиса Премудрая испила из
стакана да последки себе за левый рукав вылила; закусила лебедем да
косточки за правый рукав спрятала. Жёны старших царевичей увидали
её хитрости, давай и себе то же делать. После пошла Василиса
Премудрая танцевать с Иваномцаревичем, махнула левой рукой –
сделалось озеро, махнула правой – и поплыли по воде белы лебеди; царь
и гости диву дались. Старшие невестки пошли танцевать, махнули
левыми рукавами – гостей забрызгали, махнули правыми – кость царю
прямо в глаз попала! Царь рассердился и прогнал их...
(Это сказка «Царевналягушка».)
– А теперь я вам другую сказку сказывать буду, может, вы её и не
отгадаете.
Солдат топор вымыл, опустил в котёл, налил воды и поставил на
огонь. Старуха на солдата глядит, глаз не сводит. Достал солдат
ложку, помешивает варево. Попробовал.
– Ну, как? – спрашивает старуха.
развороте учебника;
4) находить ответы на вопросы
в тексте, иллюстрациях.
Регулятивные УУД:
1) определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя;
2) проговаривать
последовательность действий
на уроке;
3) учиться высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией
учебника;
4) учиться работать по
предложенному учителем
плану.
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и
понимать речь других;
2) выразительно читать и
пересказывать текст;
3) оформлять свои мысли в
устной и письменной форме;
4) умение работать в паре и в
© Баласс, 2012
2группах.
Личностные результаты:
1) развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать эмоции;
2) оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией;
3) формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
– Скоро будет готова, – солдат отвечает, – жаль, что вот соли нет.
– Сольто у меня есть, посоли.
Солдат посолил, снова попробовал.
– Коли сюда бы да горсточку крупы.
Старуха принесла из чулана мешочек крупы.
– Ну, заправь как надо.
(Это сказка «Каша из топора».)
– Молодцы. Думаю, вы без труда и третью сказку узнаете. Слушайте.
Стали мужик и медведь делить репу. Спрашивает мужик:
– Ты, медведь, что себе возьмёшь: корешки или вершки?
– Вершки возьму.
– Ну, хорошо, будь потвоему: бери вершки.
Отдал мужик медведю всю ботву от репы, а репу домой увёз.
Пожевалпожевал медведь ботву – невкусно. Пошёл он к мужику и
говорит:
– Дайка мне корешки попробовать.
Дал мужик ему репу. Медведь съел и говорит:
– Э, мужик! Твои корешки сладкие, вкусные, а мои вершки горькие. Не
буду больше вершки брать.
На другое лето посеяли мужик и медведь пшеницу. Славная выросла
пшеница.
Принялись они жать, медведь и говорит:
– Ну, мужик, давай мою долю, да смотри – без хитрости.
– Хорошо. Говори: что теперь возьмёшь?
– Давай корешки.
Мужик не стал спорить: взял себе вершки, а медведю отдал корешки.
Вот мужик намолол пшеничной муки, напёк пирогов, сидит да ест.
Духовнонравственное
развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного
чувства, этического сознания и
готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые;
2) гражданскопатриотическое
воспитание;
3) воспитание трудолюбия,
способности к познанию;
© Баласс, 2012
34) воспитание здорового
образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
А медведь приволок в свою берлогу корешки, стал их жевать. Жевал
жевал – не мог разжевать. Понял он, что опять не то выпросил.
Досадно стало медведю. Перестал он вместе с мужиком пашню
пахать.
– Какую я вам сказку сказывала?
– Чем эти три сказки похожи? А чем отличаются?
– Кто автор всех трёх сказок? А для кого сказки придумывались?
– Спасибо, ребята, вот они, оказывается, какие разные бывают сказки: для
разных по возрасту слушателей, разные по настроению, и герои в сказках
разные. А всётаки все они называются «сказки».
Постановка цели урока.
– Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопросы: зачем
придумывались сказки и что их все объединяет?
Проверка домашнего задания.
1) Пересказ отрывков из сказок. Остальные учащиеся отгадывают и
называют сказку.
2) Оценивание пересказов. Мотивация на чтение волшебной сказки.
– Сказки, которые вы выбирали для пересказа, в основном волшебные.
Значит, вы их особенно любите. Хотите услышать ещё одну? Тогда
усаживайтесь поудобнее...
II. Развитие
3 4 2 1 1 3
Работа с текстом сказки «Иван – крестьянский сын и чудоюдо».
© Баласс, 2012
4умений.
1. Работа с текстом до начала чтения.
– Кто автор сказки?
– Прочитайте название сказки. О чём хотите спросить?
– А кого мы видим на иллюстрации?
– Где будут происходить события? Что ещё вы можете предположить?
– Перелистайте сказку. Сколько в ней частей? Начнём чтение сказки.
2. Первичное целостное чтение (сказывание) сказки с элементами
диалога с автором.
Сюжет сказки даёт возможность учителю по ходу чтения
использовать элементы диалога с автором через текст. (Главное,
чтобы элементы диалога не разрушили целостность восприятия
сказки, а вся работа не свелась к вопросноответной беседе с
обязательными полными ответами детей, вставанием изза парты и
пр.)
По ходу чтения (сказывания) учитель объясняет значение некоторых
слов, например: котомка (устар.) – сумка, которую носят за плечами;
дозор – обход для осмотра, который делает наблюдатель (часовой);
булатный (устар.) – стальной; хулить (устар.) – ругать когото,
бранить, осуждать.
Толкование слов котомка и дозор можно также прочитать в
«Тетради по литературному чтению» на с. 2 (задание II.1).
3. Перечитывание сказки учащимися по частям. Беседа.
После чтения 1й части:
– Почему загоревали (опечалились) родители – старик со старухой?
– Почему Иван не захотел оставаться дома, а родители его не удерживали?
© Баласс, 2012
5После чтения 2й части:
– Зачем Иван предлагает ходить в дозор?
– Что говорит чудоюдо про Ивана? Почему такие обидные слова («на бой
не сгодился» – то есть ...)?
– Что значит «чудуюду не посчастливилось»? (Иван его победил.)
После чтения 3й части:
– С каким чудомюдом труднее сражаться – с шести или девятиголовым?
– Чудоюдо снова похваляется и говорит про Ивана обидные слова.
Почему?
– Какие слова говорят о том, что этот бой труднее и это чудоюдо сильнее
шестиголового? («По колено Ивана в сыру землю вогнал».)
После чтения 4й части:
– Чем это чудоюдо отличается от первых двух?
– Почему этот бой был самым трудным? (Огненный палец; братья не сразу
пришли на помощь.)
4. Работа с текстом после чтения.
– Вот мы и прочитали всю сказку. Понравилась ли она вам?
– Какой эпизод вас больше всего взволновал?
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
– Увлекательные события, волшебство не мешают нам понять и оценить
поступки героев. Сказочные герои думают, чувствуют, переживают, как
обычные люди. Задача любой сказки – раскрыть и оценить характер,
© Баласс, 2012
6поступки, мысли и чувства человека (что хорошо, а что плохо). 4
Ι
V. Домашнее
задание.
Перечитать сказку. Отметить в тексте сказочные элементы.
Деятельность учащихся:
– участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения;
– читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы;
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.
© Баласс, 2012
7