Русские народные сказки. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».
Оценка 5

Русские народные сказки. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
2 кл
04.03.2018
Русские народные сказки. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».
1 Подготовка к чтению сказки. Вступительное слово учителя. – Сегодня у нас с вами необычный урок: нам предстоит встретиться со сказками. С русскими народными сказками. Вы все, наверно, их любите. – Назовите свои любимые. Ответы детей. – Любить сказки мало, надо ещё их знать, помнить, потому что в сказках прячется мудрость народная. – Я сейчас вас проверю, расскажу отрывок из сказки, а как остановлюсь, вы мне назовёте сказку, которую я вам сказывала. Все сказки учитель «сказывает» – то есть их следует не читать, а рассказывать по-своему, близко к тексту, сохраняя стилистику
konsp_lit_2kl_ur4.doc
Литературное чтение Урок 4. Тема раздела: «Там, на неведомых дорожках...» Тема: Русские народные сказки. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо­юдо». Цели: – формируем умение отвечать на вопросы по прочитанному; – формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; – формируем умение различать жанры произведения. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний. 3   2   2   1   Подготовка к чтению сказки. Вступительное слово учителя. – Сегодня у нас с вами необычный урок: нам предстоит встретиться со  сказками. С русскими народными сказками. Вы все, наверно, их любите. – Назовите свои любимые.  Ответы детей. – Любить сказки мало, надо ещё их знать, помнить, потому что в сказках  прячется мудрость народная. – Я сейчас вас проверю, расскажу отрывок из сказки, а как остановлюсь,  вы мне назовёте сказку, которую я вам сказывала. Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД: 1) преобразовывать  информацию из одной формы в другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты; 2) делать выводы в результате  совместной работы класса и  учителя; 3) ориентироваться на  © Баласс, 2012 1 Все сказки учитель «сказывает» – то есть их следует не читать, а  рассказывать по­своему, близко к тексту, сохраняя стилистику  «сказывания». Вдруг поднялся великий стук да гром – весь дворец затрясся, гости  крепко напугались, повскакали со своих мест и не знают, что им  делать; а Иван­царевич говорит: «Не бойтесь, господа! Это моя  лягушонка в коробчонке приехала». Подлетела к царскому крыльцу  золочёная коляска, в шесть лошадей запряжена, и вышла оттуда  Василиса Премудрая – такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать,  только в сказке сказать! Взяла Ивана­царевича за руку и повела за  столы дубовые, за скатерти браные. Стали гости есть­пить, веселиться; Василиса Премудрая испила из  стакана да последки себе за левый рукав вылила; закусила лебедем да  косточки за правый рукав спрятала. Жёны старших царевичей увидали  её хитрости, давай и себе то же делать. После пошла Василиса  Премудрая танцевать с Иваном­царевичем, махнула левой рукой –  сделалось озеро, махнула правой – и поплыли по воде белы лебеди; царь  и гости диву дались. Старшие невестки пошли танцевать, махнули  левыми рукавами – гостей забрызгали, махнули правыми – кость царю  прямо в глаз попала! Царь рассердился и прогнал их...  (Это сказка «Царевна­лягушка».) – А теперь я вам другую сказку сказывать буду, может, вы её и не  отгадаете. Солдат топор вымыл, опустил в котёл, налил воды и поставил на  огонь. Старуха на солдата глядит, глаз не сводит. Достал солдат  ложку, помешивает варево. Попробовал. – Ну, как? – спрашивает старуха. развороте учебника; 4) находить ответы на вопросы  в тексте, иллюстрациях. Регулятивные УУД: 1) определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  помощью учителя; 2) проговаривать  последовательность действий  на уроке; 3) учиться высказывать своё  предположение (версию) на  основе работы с иллюстрацией  учебника; 4) учиться работать по  предложенному учителем  плану. Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и  понимать речь других; 2) выразительно читать и  пересказывать текст; 3) оформлять свои мысли в  устной и письменной форме; 4) умение работать в паре и в  © Баласс, 2012 2 группах. Личностные результаты: 1) развиваем умения  выказывать своё отношение к  героям, выражать эмоции; 2) оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией; 3) формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. – Скоро будет готова, – солдат отвечает, – жаль, что вот соли нет. – Соль­то у меня есть, посоли.  Солдат посолил, снова попробовал. – Коли сюда бы да горсточку крупы.  Старуха принесла из чулана мешочек крупы. – Ну, заправь как надо.  (Это сказка «Каша из топора».) – Молодцы. Думаю, вы без труда и третью сказку узнаете. Слушайте.  Стали мужик и медведь делить репу. Спрашивает мужик: – Ты, медведь, что себе возьмёшь: корешки или вершки? – Вершки возьму. – Ну, хорошо, будь по­твоему: бери вершки. Отдал мужик медведю всю ботву от репы, а репу домой увёз.  Пожевал­пожевал медведь ботву – невкусно. Пошёл он к мужику и  говорит: – Дай­ка мне корешки попробовать. Дал мужик ему репу. Медведь съел и говорит: – Э, мужик! Твои корешки сладкие, вкусные, а мои вершки горькие. Не  буду больше вершки брать. На другое лето посеяли мужик и медведь пшеницу. Славная выросла  пшеница. Принялись они жать, медведь и говорит: – Ну, мужик, давай мою долю, да смотри – без хитрости. – Хорошо. Говори: что теперь возьмёшь? – Давай корешки. Мужик не стал спорить: взял себе вершки, а медведю отдал корешки.  Вот мужик намолол пшеничной муки, напёк пирогов, сидит да ест. Духовно­нравственное  развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного  чувства, этического сознания и готовности совершать  позитивные поступки, в том  числе речевые; 2) гражданско­патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия,  способности к познанию; © Баласс, 2012 3 4) воспитание здорового  образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. А медведь приволок в свою берлогу корешки, стал их жевать. Жевал­ жевал – не мог разжевать. Понял он, что опять не то выпросил. Досадно стало медведю. Перестал он вместе с мужиком пашню  пахать. – Какую я вам сказку сказывала? – Чем эти три сказки похожи? А чем отличаются? – Кто автор всех трёх сказок? А для кого сказки придумывались? – Спасибо, ребята, вот они, оказывается, какие разные бывают сказки: для  разных по возрасту слушателей, разные по настроению, и герои в сказках  разные. А всё­таки все они называются «сказки». Постановка цели урока. – Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопросы: зачем  придумывались сказки и что их все объединяет? Проверка домашнего задания. 1) Пересказ отрывков из сказок. Остальные учащиеся отгадывают и  называют сказку. 2) Оценивание пересказов. Мотивация на чтение волшебной сказки. – Сказки, которые вы выбирали для пересказа, в основном волшебные.  Значит, вы их особенно любите. Хотите услышать ещё одну? Тогда  усаживайтесь поудобнее... II. Развитие  3   4   2   1   1   3 Работа с текстом сказки «Иван – крестьянский сын и чудо­юдо». © Баласс, 2012 4 умений. 1. Работа с текстом до начала чтения. – Кто автор сказки? – Прочитайте название сказки. О чём хотите спросить? – А кого мы видим на иллюстрации? – Где будут происходить события? Что ещё вы можете предположить? – Перелистайте сказку. Сколько в ней частей? Начнём чтение сказки. 2. Первичное целостное чтение (сказывание) сказки с элементами  диалога с автором. Сюжет сказки даёт возможность учителю по ходу чтения  использовать элементы диалога с автором через текст. (Главное,  чтобы элементы диалога не разрушили целостность восприятия  сказки, а вся работа не свелась к вопросно­ответной беседе с  обязательными полными ответами детей, вставанием из­за парты и  пр.) По ходу чтения (сказывания) учитель объясняет значение некоторых  слов, например: котомка (устар.) – сумка, которую носят за плечами;  дозор – обход для осмотра, который делает наблюдатель (часовой);  булатный (устар.) – стальной; хулить (устар.) – ругать кого­то,  бранить, осуждать. Толкование слов котомка и дозор можно также прочитать в  «Тетради по литературному чтению» на с. 2 (задание II.1). 3. Перечитывание сказки учащимися по частям. Беседа. После чтения 1­й части: – Почему загоревали (опечалились) родители – старик со старухой? – Почему Иван не захотел оставаться дома, а родители его не удерживали? © Баласс, 2012 5 После чтения 2­й части: – Зачем Иван предлагает ходить в дозор? – Что говорит чудо­юдо про Ивана? Почему такие обидные слова («на бой  не сгодился» – то есть ...)? – Что значит «чуду­юду не посчастливилось»? (Иван его победил.) После чтения 3­й части: – С каким чудом­юдом труднее сражаться – с шести­ или девятиголовым? – Чудо­юдо снова похваляется и говорит про Ивана обидные слова.  Почему? – Какие слова говорят о том, что этот бой труднее и это чудо­юдо сильнее шестиголового? («По колено Ивана в сыру землю вогнал».) После чтения 4­й части: – Чем это чудо­юдо отличается от первых двух? – Почему этот бой был самым трудным? (Огненный палец; братья не сразу  пришли на помощь.) 4. Работа с текстом после чтения. – Вот мы и прочитали всю сказку. Понравилась ли она вам? – Какой эпизод вас больше всего взволновал? – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,  выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? ΙΙΙ . Итог. – Увлекательные события, волшебство не мешают нам понять и оценить  поступки героев. Сказочные герои думают, чувствуют, переживают, как  обычные люди. Задача любой сказки – раскрыть и оценить характер,  © Баласс, 2012 6 поступки, мысли и чувства человека (что хорошо, а что плохо).   4 Ι V. Домашнее  задание. Перечитать сказку. Отметить в тексте сказочные элементы. Деятельность учащихся: – участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения; – читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы; – воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. © Баласс, 2012 7

Русские народные сказки. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».

Русские народные сказки. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».

Русские народные сказки. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».

Русские народные сказки. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».

Русские народные сказки. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».

Русские народные сказки. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».

Русские народные сказки. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».

Русские народные сказки. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».

Русские народные сказки. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».

Русские народные сказки. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».

Русские народные сказки. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».

Русские народные сказки. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».

Русские народные сказки. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».

Русские народные сказки. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018