ШКОЛА РОССИИ фГОС
В. П. Канакина В. Г. Горецкий
ЭВА
Учебник для общеобразовательных
организаций с приложением на электронном носителе
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
5-е издание
Москва
«Просвещение»
2014
удк 373.167.1:811.161.1 ББК 81.2Рус.922
1<19
Серия «Школа Росснн• основана в 2001 году
На учетптк тлучены эксякчлмые
по вульгатам научной (заключение РАН № 10106-5215/203 от 01.11.2010 г.),
педагогической (заключения РАО № 01-5/7д•521 от 20.10.2010 г. и 007 от
29.01.2014 г.) и общественной (заключение РКС № 63 от 07.02.2014 г.) экспертиз.
Учебник входит в систему «Школа России»
В учебнике использованы фотографии, предоставленные фотЮаиком «Лори».
Канакина В. П.
k19 Русский язык. 1 класс. Учеб. для оощеооразоват. организаций с прил.
на электрон. носителе В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.
5-е изд. — М. : Просвещение, 2014. —
143 с. : ил. — (Шола России).
1.SBN 978-5-09-033484-6.
Учебник «Русский язык» входит в систему учебников «Школа России». Основная идея курса заключается в том. чтобы познакомить учащихся е русским языком как системой. (№рмировать навыки грамотного ПИСЬМА; внимание уделяется разви• тип речи младших школьников. Комплекс упражнений и заданий ооеспачивает достиженке личностных. предметных и метапредметиых результатов освоения Основной ОФ разовательной программн начмьного оощето ооразования.
Учебник перераОотан в соответствии с треОованиями Федеральнот государственного образовательного стандарта начального Общего ооразовапия.
удк 373.167.1:811.161.1
ВБК 81.2Рус.922
1SBN 978500334844 Издательство «Просвещенно.. 2011
Хужуж«твеяное оформление.
Издательство «Превещение. , 2012
Все права защищены
Условные обозначения
На страницах учебника вам могут встретиться различные значки — при каком-ли60 задании, при правиле или определении. Эти значки помогут вам сориентироваться в учебнике и обратить внимание на некоторые типы заданий.
сведения о языке высказываем своё мнение
развиваем свою речь
О задание повышенной сложности
О работаем со словарём
работаем в парах
![]() |
![]() |
||
![]() |
|||
![]() |
• Узнаем, что такое речь и что такое язык. • Порассуждаем, может ли быть речь без слов. • Научимся различать письменную и устную речь. |
|
![]() |
![]() |
екст, предложение, диалог БУДЕМ УЧИТЬСЯ: • отличать текст от предложения, • выделять предложения из речи, • правильно оформлять предложения на письме, распознавать диалог в письменной речи. |
Что такое текст?
Что такое предложение?
Утром выглянуло солнышко. Засверкали сосульки на крышах. Растаяли льдинки на окне. Весело зачирикали воробьи.
е Связаны ли по смыслу все предложения в тексте? Можно ли сказать, что во всех предложениях говорится о признаках наступающей вес-
Какой заголовок подойдёт к данному тексту: «Весна пришла!», «Первый весенний денёк», «Льдинки на окне»? Придумай свой заголовок.
Текст состоит из предложений. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу. Текст можно озаглавить.
2. Прочитай ещё раз текст упр. 1. Объясни, как определить в нём количество предложений.
Читай текст, понижая голос в конце каждого предложения и делая паузы между предложениями.
Скажи, какая мысль выражена в каждом предложении. Как в устной речи отделяются предложения друг от друга? А в письменной?
о Соотнеси текст и рисунок к нему. Каким предложением можно подписать рисунок? Напиши это предложение.
З. Прочитай слова. Почему эти слова не составляют предложение?
бабушка читает
о Составь с данными словами предложение, изменяя, где нужно, форму слов. Можешь дополнить предложение и другими словами. Напиши составленное предложение.
Каждое предложение выражает какуюлибо законченную мысль.
Слова в предложении связаны по смыслу.
4. Прочитай. Легко или трудно тебе было читать? Почему?
ПРОВОРОНИЛАВОРОНАВОРОНЁНКА
ВОРОБЕЙИНЛКОШКУЧИРИКЛЕТ
Раздели предложения на слова. Прочитай.
• Догадайся, какое из ДаННЫХ предложений — поговорка.
![]() |
Прочитай предложения.
Весна! Весна? Весна.
Скоро наступит весна?
Скоро наступит весна. Скоро наступит весна!
чем различаются предложепредложений?
предложений поставлены
предложение с правильОбъясни, какая схема соответпредложению.
Что такое диалог?
7. Прочитай предложения из сказки К. Чуков-
Кто говорит?
Носорог!
Что такое?
Беда! Беда!
Бегите скорее сюда!
![]() |
Спасите!
Кого?
Бегемота!
Наш бегемот
Провалился в болото.
Прочитанный тобой текст — это диалог. Кто участвует в разговоре? Кто задаёт вопросы, а кто на них отвечает?
Прочитайте с товарищем по парте диалог
• Запиши два первых предложения.
это разговор двух или не-
М Обрати внимание! В диалоге слова каждого лица участника разговора пишутся с новой строки. Перед ними ставится горизонтальная черта (—), которая называется тирё.
8. Прочитай стихотворение-потешку.
Стучит, бренчит по улице:
Фома едет на курице, Тимошка на кошке
По кривой дорожке.
Куда, Фома, едешь?
Еду сено косить.
А на что тебе сено?
Коровок кормить.
На что тебе
корова?
Молоко доить.
А зачем молоко?
Ребяток кормить.
Почему это
стихотворение называется потешкой? Что в нём необычного?
Найди часть
текста, которую можно назвать диалогом.
Сколько человек
участвует в разговоре? Как записаны слова каждого участника разговора?
о Прочитайте с товарищем по парте этот текст по ролям.
Запиши два
выделенных
![]() |
![]() |
Что такое слово?
1. Прочитай строки из стихотворения
И. Токмаковой «Плам».
Ложка это ложка, Ложкой суп едят.
Кошка это кошка, У кошки семь
котят.
![]() |
И повторяю снова:
Плим, плим, плим!
Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим! И ничего не значит
Плим, плим, плим.
скажи, является ли сочетание букв
«плим» словом. Объясни свой ответ.
Сочетание букв только тогда является
словом, когда оно имеет значение.
слова? для чего они нам
2. Прочитай.
...Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.
К. Паустовский
• Какая мысль заключена в предложении? Подтверди и ты эту мысль: вспомни слова, которыми можно назвать то, что видишь вокруг себя, например в классной комнате.
З. Прочитай.
Солнце, снежинки,
сосульки, сугроб, ручьи, ромашка, скворцы, снегопад, ледоход, метель,
подснежник, мухомор, грачи, смородина, радуга, мороз, капбль.
• что ты представляешь, читая каждое слово? К каким словам ты можешь сделать рисунКИ?
• Какие слова ты выберешь, рассказ о весне? Объясни два «весенних» слова.
меты. Что делает кот? А что делают рыбки?
действия предметов.
ва и выражения.
мать, ну и котик-коток.
признаки предметов?
![]() |
слова. Напиши одно из них.
предмета.
зелёная доброе маленький голубой ласковая сладкое синее ... трусливый низкая
вопросов: какая? какое? какой?
![]() |
11. Прочитай. Поставь к каждому слову вопрос.
Учитель, тетрадь, музыкант, шофёр. Чайка, море, скворец, сорбка.
• Найди лишнее слово в каждой строчке. Спиши любую группу слов без лишнего слова.
(0 Слова, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто?
12. Прочитай. Что обозначает каждое слово?
Стол, кузнечик, диван, ворона, ученик, заяц, медведь, кресло, чайник, ласточка, стрекоза, жук, сорока, стакан, врач, тарелка, лисица, художник.
Найди слова, которые отвечают: а) на вопрос кто? б) на вопрос что?
Поставь
вопрос к каждому из слов: кто? ученик, что? кресло о Собери слова в ту группу, к которой
они относятся.
Люди: ученик, Мёбель:
Пос9да:
Насекомые: Звери:
Какие слова мы называем «вежливыми»?
13. Прочитай.
— Здравствуйте! Доброе утро!
Так на земле начинается день.
А. Цветов
Назови
слова-приветствия. Какое из этих слов и когда ты чаще употребляешь в речи?
Запиши слова-приветствия.
А какие
слова-прощания ты знаешь? Назови их.
14. Прочитай слова.
ручку или каран- «Вежливые» слова делают доброжелательной. в своей речи вежливым и воспитан- |
|
спасйбо пожалуйста благодарб 69дьте добрьэ
• Почему эти слова называют «вежливыми»? В каких случаях их употребляют в речи?
• Какие ещё «вежливые» слова тебе известны? Назови эти слова.
• Разыграйте сценку: обратись к товарищу с просьбой дать тебе книгу, даш.
Обрати внимание! нашу речь более тёплой и А человека, который употребляет такие слова, называют ным.
15. Прочитай.
Что обозначают слова «невежа» и «невежда»? Узнать значение этих слов тебе поможет толковый словарь. Называется он толковым потому, что в нём разъясняются, толкуются значения слов русского языка.
(Т о
Найди и прочитай в толковом словаре учебника (с. 138—140) значения слов невежа
и невежда
Сколько значений может быть у слова?
чения слов. Напиши о Составь |
|
16. Рассмотри картинки.
о Назови по картинкам слова, которые имеют только одно значение (однозначные слова).
о Назови по картинкам слова, которые имеют несколько значений (многозначные слова).
• Чем похожи предметы, которые названы многозначным словом?
• Обратись к толковому словарю учебника и проверь, правильно ли ты определил(а) знаоднозначные слова.
с любым многознач-
« Обрати внимание! Если слова имеют только одно значение, то они называются однозначными (например: пенал, грач, берёза, карандаш).
Если слова имеют несколько значений, то они называются многозначными (например: нос, кисть, звезда, язык).
17. Прочитай выразительно.
Ветерок спросил, пролетая:
Отчего ты, рожь, золотая?
драгоценного метал- блестяще-жёлтого цвета, умелый. ты выберешь, чтозолотая рожь, золо- диалог: предложепредложение-ответ колостак, как они да- |
|
А в ответ колоски шелестят: Золотые руки растят.
• Подумай, что обозначает слово золотой.
Вот некоторые значения этого слова:
1) сделанный из золота, ла жёлтого цвета,
2) цвета золота,
З) прекрасный, замечательный,
• Какие из этих значений бы объяснить выражения тые руки?
• Найди в стихотворении ние-вопрос ветерка и ков. Запиши эти предложения ны в стихотворении.
Обрати
внимание! В учебнике ты найдёшь словарь близких по значению слов (с. 141) и
словарь противоположных по значению слов ( С. 142
18. Познакомься со словарями близких и противоположных по значению слов (с. 141—142). Почему слова в них даны парами?
19. Прочитай.
Ленивый и прилежный
«Завтра
научусь, а сегодня погуляю» , говорит ленивый.
близкое по значению Ленивый и близкие или Найди в этом тексте по значению слова. о Спиши заголовок. ния со словами |
|
«Завтра
погуляю, а сегодня научусь» , говорит прилежный.
К. Ушинский
Подходит ли заголовок к тексту? Кого так называют? Найди в словаре (с. 141 ) слово, к слову прилежный. прилежный это слова противоположные по значению? другие противоположные
Составь свои предложеленивый и прилежный.
СТРАНИЧКА ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
О происхождении слов
Слово здравствуйте очень старое. Это приветствие родилось из выражения «Я здравствую тебя», то есть «Я желаю тебе здоровья». Произнося слово здравствуйте, люди желали собеседнику быть здоровым, крепким, сильным.
Слова благодарб, благодарйть, благодарность образовались от старославянского слова благо, что означало «добрб, пальза». Произнося слово благодарю, люди желали кому-либо блага, добра, изъявляли свою благодарность, признательность. Слово пенал пришло к нам из латинского языка. Латинское слово пённа означало «перо». А где хранили перья? В специальной коробочке, которую и назвали «пенал». Сначала в пенале лежали только перья, но не стальные, а гусиные. Потом туда стали класть и другие предметы для письма и рисования.
![]() |
лово и слог. Ударение тюртъ — топти»ь F72,aw — БУДЕМ УЧИТЬСЯ: выделять слоги в слове, • переносить часть слова с одной строки на другую по слогам, • обозначать ударение в словах, • произносить слова правильно. |
![]() |
Как определить, сколько в слове слогов?
1. Проведи опыт. Приблизь ладошку ко рту и произнеси слово мама. Сколько раз струя воздуха коснулась ладошки при произнесении этого слова? Сколько же слогов в слове мама) А сколько гласных звуков в этом слове?
![]() |
о В
слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков: дом, у]рок,
2. Прочитай слова. Сравни их по количеству слогов.
лист ива тополь берёза клён оса липа крапива
Подбери другие слова с таким же коли-
чеством слогов.
Спиши трёхсложные слова, разделяя их вертикальной чертой ( 1 ) на слоги.
• Сравни слоги в слове ива. Из каких звуков они состоят?
5. Прочитай. Почему это стихотворение так
Посчитайся с товарищем по парте: когда будешь считать, произноси слова считалки по
Считалка
Я — зверёк, Ты хитёр,
И ты — зверёк, А я умён,
Я — мышонок, Кто умён, хорёк. Тот вышел вон!
С. Маршак
е Соотнесите схемы со словами считалки: какая схема к какому слову подойдёт?
6. Рассмотри картинки. Назови предметы.
Напиши названия предметов в таком порядке: сначала слово, в котором один слог, потом слова, в которых два слога, затем слова, в которых три слога.
о Составь предложение с любым словом.
Как перенести слово с одной строки на другую?
1. Прочитай. Озаглавь текст.
По небу плывёт пушистое облако. А вот ещё такое же белое и пушистое... Они медленно плывут по весеннему небу, как стая огромных белоснежных птиц. Зимой таких облаков не бывает. Это весенние кучевые облака.
Г. Скребицкий
С чем автор сравнивает плывущие по небу облака? А тебе приходилось наблюдать такую картину? Чем (или кем) тебе представлялись облака?
Спиши первое предложение. Раздели слова вертикальной чертой на слоги.
2. Прочитай ещё раз текст упр. 1. Посмотри: слова медленно, кучевые не уместились на строке и части этих слов были перенесены на другую строку. На месте переноса поставлена небольшая горизонтальная чёрточка (-).
• Докажи, что выделенные слова были перенесены с одной строки на другую по слогам. А как ещё можно было перенести эти слова с одной строки на другую? Объясни свой ответ.
• Запиши слово зимой и раздели его горизонтальной чёрточкой для переноса.
Запомни! Слова переносятся с одной строки на другую по слогам.
Напиши любое слоспособов переноса коло-кольчик, Правила переноса слов один из них. В слове переноса мы должНо перенести это не оставляют на другую строку. |
|
З. Прочитай. Посмотри, как разделены слова для переноса.
• А как ещё можно перенести эти слова с одной строки на другую? во столько раз, сколько есть этого слова.
Образец. Ко-локольчик, колоколь-чик.
Обрати внимание! имеют свои секреты. Вот этаж два слога, значит, для ны его разделить по слогам. слово нельзя: одну букву строке и не переносят на
![]() |
Что такое ударение?
Какой слог в слове называется ударным, а какой — безударным?
1. Прочитай. Озаглавь стихотворение. Ударный слог, ударный слог Он назван так недаром. Эй, невидймка-молотбк, Отмёть егб ударом!
И молоток стуЧИТ, стуЧИТ,
И чётко речь моя звуЧИТ!
• О каком невидимке-молотке говорится в стихотворении? Почему один из слогов в слове назван ударным?
• Читай стихотворение, выделяя в каждом слове ударный слог.
Ударение — это выделение в слове голосом одного из слогов.
Слог, который произносится в слове с большей силой голоса, чем другие, называется ударным. Другие слоги (или слог) называются безударными.
2. Посмотри на схемы слов. Объясни, чем они различаются.
Почему в последней схеме нет знака ударения? Подбери слова к каждой схеме. Напиши их.
З. Прочитай выразительно народную песенку.
Жаворонки, жавороночки!
Прилетйте к нам,
Принесйте нам
Лёто тёплое,
![]() |
Зйму холбдную.
• Когда люди исполняли эту песенку? К кому они обращались с речью?
е Произнеси слова-названия птиц с интонацией обращения: позови жаворонков. Чувствуешь, что при произнесении слов жаворонки, жавороночки голос повышается на ударном слоге?
Запомни! Знак ударения не ставится в односложных словах (шар, лес) и в словах с буквой ё (свёкла, шофёр).
Для выделения ударного слога надо произнести слово целиком (не по слогам) с интонацией обращения или вопросительной интонацией.
4. Прочитай. Догадайся, почему каждое
слово написано три раза. Назови слова, в которых знак ударения поставлен верно.
|
как ещё можно найти в |
слове ударный слог? слова ударение? |
Какое значение имеет для |
|
в которых знак ударения |
поставлен правильно. Обозначь в словах ударение. Подчеркни ударный слог в каждом слове.
Обрати внимание! В конце учебника есть словарь, пользуясь которым ты будешь учиться правильно произносить слова русского языка и правильно ставить ударение. Этот словарь называется орфоэпическим (с. 136).
5. Познакомься с орфоэпическим словарём учебника. Найди в нём данные слова. Прочитай их с правильным ударением.
Звонить, банты, портфель, туфля.
Запиши слова. Обозначь в них ударение.
![]() |
9. Прочитай. Какие слова написаны в скороговорке одинаково, а различаются ударением и имеют разный смысл?
Приучить сорбку одна морбка,
А сброк сорбк сброк морбк.
Объясни, как ты понимаешь смысл
скороговорки.
Спиши скороговорку. Проверь себя.
10. Прочитай в каждом слове сначала
ударный слог, а потом всё слово.
магазин кбмпас стаканы алфавйт свёкла щавбль позвонйм бАнты шофёр повторЙм тбрты красЙвее
о Как ты думаешь, почему слова распределены на группы именно так?
о Спиши слова. Обозначь в них ударение. Запомни произношение этих слов.
о Придумай предложение с любым словом.
Вспомни! Слог с буквой ё всегда ударный: шофёр, свёкла, вахтёр, актёр.
11. Прочитай начало и конец сказки. Рас-
Давным-давно в лесу жила собака. Скучно ей было. Захотелось собаке друга найти.
С тех пор собака и человек живут вместе. Днём они ходят на охоту. Ночью собака лает, дом охраняет.
Как же встретились собака и человек?
Вспомни эту часть сказки или придумай её сам. Подготовься рассказать сказку.
о Придумай для сказки название.
![]() |
[га ф] БУДЕМ УЧИТЬСЯ: различать
гласные и согласные звуки, |
|
Чем отличаются звуки от букв?
1. Прочитай.
С добрым утром! Вместе с солнышком
встаю, Вместе с птицами пою:
С добрым утром!
С ясным днём!
Вот как славно мы поём!
Е. Благинина
о Спиши любое 2. Прочитай. Какие пропущены? Выбери Звуки мы и |
|
Буквы мы Слова для называем, Запиши составленное Проверь написанное. |
|
|
|
![]() |
о и букв Объясни, в слове одинаковое пою ли количество звуков
выделенное предложение.
слова в предложениях их из слов для справок.
справок: пишем, слышим, произносим, видим.
предложение о звуках.
![]() |
Можно ли назвать такое сочетание звуков
Что нужно сделать,
Какие ещё слова могли
Говорят, один
В речке выловил
Но зато ему потом
На крючок попался А.
Прочитай стихотворение,
Произнеси звук,
Обрати внимание! В слове каждый звук и каждая буква имеют своё место! И если ты заМеНИШЬ один звук (букву) в слове, то либо изменится смысл слбва, либо слова не получится.
8. Прочитай. В каждом слове «спряталось» ещё слово. Найди его и прочитай.
Ласточка, бусы, задача, земляника, жаворонки, рыбак, радуга, дубрава, хорошо, вдруг, телевизор, коньки, весело.
Спиши любые три слова. Подчеркни в них «спрятавшиеся» слова.
каждая подчёркнутая |
|
![]() |
9. Прочитай скороговорку.
У кйски в мйске рис и сосйски.
Спиши. Подчеркни в словах буквы, которые повторяются.
е Одинаковые ли звуки обозначены этими буквами? Произнеси звук, который обозначает буква.
Что такое алфавит?
1. Прочитай буквы русского алфавита.
Мм эм
ща юю
Алфавит — это все буквы русского языка, расположенные в определённом порядке. Каждая буква в алфавите имеет своё строго определённое место и своё
НаЗВДНИе.
О • Назови каждую
букву правильно. Догадай-
• Запиши буквы их в алфавитном |
|
![]() |
любой группы, располагая порядке.
6. Прочитай выразительно.
На уроке
Какие буквы вы
знаете? спросила учительница.
Б-э-э-э! ответил
Барашек.
и-и-и! сказал Ослик.
Га-га-га! — ответил Гусь.
ЭК-ж-ж! сказал Жук.
Только Рыбка ничего не сказала. Она не знала ни одной буквы.
М. Битный
Кто неверно
произнёс буквы? Назови эти
0) буквы
правильно.
• Напиши имена двух «учеников» по алфавигу.
7. Прочитай.
Алфавит — азбука, луг — лужайка, ученик — ученица, работа — рабочий, Оля Ольга, хорошо хороший.
• Какое слово в каждой паре слов ты напишешь по алфавиту первым? Почему?
• Запиши две пары слов, каждой пары по алфавиту.
• Составь устно предложение слов.
8.
Отгадайте слово! Первая буква стоит за буквой «тэ», вторая — за буквой «цэ»,
третья за буквой «зэ», четвёртая за буквой «эс», пятая перед буквой «ё», шестая
после буквы «ка», седьмая — после буквы
о её своим Составь друзьям.и ты
подобную загадку и загадай
![]() |
Почему слово азбука дано в словаре перед словом алый, а слово грач после слова гость?
• Сделай вывод: как расположены слова в словаре?
10. Прочитай. Запиши любые три слова по алфавиту, вставляя пропущенные буквы.
В..рона, в. ф. Лей, учит.. ль, х..рошо, РУ..кий, ..зык, уч..ник, с..бака, с..рока, вес..ло, п...льто, л..сица, к..р..ндаш.
• Проверь по орфографическому словарю учебника (с. 137) написание этих слов. Обозначь в них ударение.
Какие звуки называются гласными?
1. Прочитай.
Ласточка примчалась Из-за бела моря,
Села и запела:
«Как февраль ни злися,
Как ты, март, ни хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик
Всё весною пахнет!»
![]() |
Спиши
песню ласточки. Подчеркни в словах буквы, которыми обозначены гласные звуки
2. Рассмотрите фбрзацы учебника. Вспомните, что вы уже знаете о гласных звуках и буквах для их обозначения.
Как определить гласные звуки?
• Гласный звук состоит только из голоса. • При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград.
•
Гласный звук
образует слог:
З. Рассмотри рисунок и условные обозначения гласных звуков.
•
Перед тем как спеть песню, участники
хора обычно распеваются. Догадайся, какой гласный звук выбрал для распевки
каждый хорист.
• Назови три главных признака гласных звуков.
Гласные звуки: [а], [о], [и],
[ы], [у], [э]. Буквы для обозначения гласных звуков:
4. Скажи, чего больше: гласных звуков или букв, которые их обозначают.
Произнеси гласные звуки.
Запиши буквы для гласных звуков в
алфавитном порядке.
5. Прочитай слова.
Пенал, звук, экран, кино, ключ, стол.
о Назови пары слов, в которых есть одинаковый гласный звук. Произнеси этот звук.
• Спиши. Подчеркни в рыми обозначены гласные
![]() |
Что называют словом деревня? Составь
Расскажи, как Дюймовочка оказалась у
Спиши второе предложение.
![]() |
Как обозначить буквой безударный гласный звук?
1. Прочитай.
Всходит солнце над землёю С каждым днём всё выше.
И весь день, кружась, воркуют Голуби на крыше.
Скажи, какую картину можно представить, читая эти строки. Как можно её
назвать?
спиши первое предложение. В словах
обозначь ударение. Над какими словами знак ударения не ставится?
2. Познакомься с Памяткой 2 «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки?» (с. 134). Пользуясь памяткой, объясни, какой гласный звук в каждом из данных слов ударный, а какой безударный. Вишня, слива, смородина.
Ударные гласные — это гласные звуки в
ударных слогах слов: гр [9]ша бан[А]н Безударные гласные звуки в безударных
ф[а]сбль [у]крбп
З. Прочитай скороговорку.
На двора трава, на трава дрова.
• Спиши. Произнеси безударный гласный звук в каждом двусложном слове. Какими буквами он обозначен на письме?
Обрати внимание! Безударный гласный звук в слове может обозначаться разными буквами.
Вода, дрова, трава.
![]() |
4. Спиши слово-название птицы. Что оно
обозначает? Подчеркни в нём букву, обозначающую безударный гласный звук.
о А теперь измени слово совд так, чтобы оно обозначало несколько предметов (сов). Забукву, которой обозначен
Обрати внимание! При изменении слова (сова сбвы) ударный и безударный гласные звуки в одной и той же части слова обозначены одинаковой буквой о
• Какое же слово может быть проверочным для слова сова)
Чтобы проверить, какой буквой обозначить безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным: совд — сбвы.
5. Прочитай слова так, как они написаны. А теперь прочитай так, как мы их произносим.
сосна сосны страна страны землЙ збмли зима зймы
• В каких словах звучание выделенных букв не совпадает с написанием? Почему?
• Одинаковой ли буквой обозначен безударный гласный звук и ударный гласный звук в каждой паре слов?
Какое слово будет проверочным для каждого из данных слов: земля, сосна, страна, зима? Объясни свой ответ.
Проверяемое слово — это слово, в котором надо проверить написание буквы, обозначающей безударный гласный звук (сова, землй).
Проверочное слово — это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук (сбвы, зёмли).
б. Прочитай. Найди слова, в которых букву, обозначающую безударный гласный звук в первом слоге, надо проверять. Подбери к каждому слову проверочное.
мост поле грибБ1 змёи гриб волны трава полй змей волна мостй травы
Напиши сначала проверочное, потом проверяемое слово.
Образец. Вблны волна.
7. Прочитай слова. Почему их написание надо проверять?
Глаз глаза, столй, листБ1, слонБ1, врачй.
о Подбери проверочные слова. Вспомни, как это делать: измени каждое слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.
о Запиши сначала проверочное слово, а потом проверяемое слово.
8. Прочитай. Какое слово каждой пары является проверочным словом, а какое проверяемым?
Кбсы коса, горы г..рА, шкаф шк. .фБ1, свёчи св..чА, чйсла ч..слб.
о Спиши три пары слов, вставляя пропущенные буквы.
• Составь предложение с любым словом. Запиши его.
9. Прочитай.
Плйты плита, п..сьмб,
ш..рБ1, — р..ка, . .грА, п..тнб, — р..сА, м..рй.
Подбери к каждому
слову проверочное. Для этого измени слово так, чтобы безударный гласный звук
стал ударным.
Запиши проверочные
и проверяемые слова, вставляя пропущенные буквы.
10. Прочитай проверочные слова.
Зёрна зерно, гнёзда слёзы щёки Осы скалы стрёлы
Подбери к каждому
проверочному слову проверяемое. Для этого измени слово так, чтобы ударный
гласный звук стал безударным.
Напиши сначала проверочное слово, затем проверяемое. Обозначь в словах ударение.
Какие слова-названия времён
снегами, цветами, грибами, плодами.
Слова для справок: весна, осень,
о Спиши предложение, вставляя пропущенные слова. Докажи, что выделенные в словах буквы написаны правильно.
12. Прочитай загадки. Объясни отгадки.
Глаза на рогах, а домбк на спине. Хвост серпом, голова с гребешком.
В каких словах ты легко можешь объяснить написание выделенных букв, а в каких любую загадку.
Объясни значение каждого
В каких словах буквы в общей части слов
• Спиши любую группу
слов. Обозначь в
14. Прочитай выразительно загадку. Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной И стоит среди травы Уши больше головы?
Е. Трутнева Кто стоит среди травы?
По каким особым приметам можно узнать
Почему надо проверять
Какие буквы в словах пропу[Цены?
К..за, г..ра, гл..за, м..ря, к..льцо, ш..ры, сл..ва, ш..ги, гр..чи, х..лмы, стр..на, в..да, с..сна, с..ды, гр..за.
Гн..здо, з..мля, ч..сло, п..тух, з..рно, гр..бы, п..сьмо, стр..ла, з..ма, ст..на, р..ка, П...ла, с..стра.
Почему написание пропущенных в словах букв надо проверять? Как это сделать?
Узнать, правильно можно в специальной вается «Орфографический Орфографический ет, как надо грамотно вызвало у тебя о Познакомься с учебника (с. 137). Узнай по словарю, в данных словах. Дев..чка, мальч..к, |
|
![]() |
16. Прочитай.
ли написано слово, книге, которая назысловарь».
словарь точно указываписать слово, которое затруднение.
орфографическим словарём какая буква пропущена
р..бота, м..дведь.
19. Прочитай в орфографическом словаре учебника (с. 137) слова, в которых безударный гласный звук обозначен:
а) буквой а; в) буквой е;
б) буквой о; г) буквой я.
о Напиши любые пять слов. Обозначь в них ударение. Подчеркни в словах буквы, написание которых надо запомнить.
о Составь с одним из слов предложение. Запиши его.
20. Рассмотри рисунок.
Расскажи, что художник изобразил на рисунке. Где и когда происходит действие? По кадогадаться, что наступахудожник изобразил снег,
![]() |
ковый согласный звук.
прочитайте предложения.
..орку.
..апки,
..ук.
Чем различаются звуки
1. Назови правильно буквы.
Какой звук обозначается каждой буквой? что ты знаешь о звуках [и] и [й']?
Подбери и напиши слова, в которых есть эти буквы.
2.
![]() |
пчелиный рой. Рой моволной.
с ярким и пёстрым попугаи могут про-
количество слогов в словах рои, попугай попуответ.
с буквой «и краткое». Подс этой буквой.
Звук — это согласзвука он слога не со-
З. «Соберите» слова из слогов.
Чем интересны эти слова? Объясни значение каждого слова. Напиши три слова.
о Какое слово является многозначным: тройка или майка?
4. Прочитай сочетания слов.
Русский ..зык, прилежный уч..ник, трусливый за..ц, д..журный по кла..у, новый п. лал, чёрный к..р..ндаш, хороший учи-
т..ль, маленький в..р..бей.
• Объясни, какие буквы пропущены в словах. Спиши три сочетания слов.
Подбери к выделенным
![]() |
Как обозначить на письме мягкость согласных звуков?
1. Прочитай выразительно.
На солнышке согрелась ель. Подтаяла сосна.
Идёт апрель, звенит капель. В лесу у нас весна.
З. Александрова
Объясни написание
выделенных в словах букв. Спиши любое предложение.
Произнеси все
согласные звуки в слове апрель. Какой из них твёрдый, а какие кие согласные
звуки?
2. Рассмотри предметы.
Произнеси каждое
слово-название предмета. Послушай, какими звуками они различаются. Какой из них
твёрдый, а гласный звук?
Вспомни! Твёрдые согласные звуки обозначаем так: [л], [к], [м], [з], а мягкие согласные звуки так: [л'], [е], [м'], [3'].
З. Прочитай каждую пару слов. Произнеси звуки, которые обозначены выделенными буквами.
рад воз лук мыл ряд вёз люк мил
Какими буквами обозначена на письме твёрдость и мягкость согласных звуков [р], [р'], [в], [в'], [л], [л'], [м], [м'] в данных словах?
словах. |
|
![]() |
Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, и, а также мягким знаком (ь).
Твёрдость согласных звуков обозначается буквами а, о, у, ы, э.
4. Произнеси слова по их звуковым обозначениям. Скажи, что обозначает каждое слово.
[м'этр] [лыжн'А] [кл'он]
Объясни, как ты будешь обозначать на письме мягкость согласных звуков в данных
5. Прочитай.
булка а воз горе дом
О зонт
кот лось у мэр нос полка рысь сор торт
фокус Э халат
[6]
6. Прочитай.
В любом краю любой страны Ребята не хотят войны.
Им в жизнь вступать придётся скоро, Им нужен мир, а не война...
Е. Трутнева
о о Спиши Какая мысль первое выражена предложение. в стихотворении?Подчеркни в словах буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.
о Спиши первое нём буквы, которыми гласные звуки. Выпиши из три мягких согласных обозначающие эти |
|
7.
![]() |
Он полон капели
И пахнет весной.
Т. Белозёров
о Как узнать, в каких словах есть мягкие согласные звуки? Произнеси эти звуки.
предложение. Подчеркни в обозначены мягкие со-
загадки слово, в котором есть звука. Подчеркни буквы, звуки.
![]() |
Когда употребляется в словах буква «мягкий знак» (Ь)?
1. Прочитай.
Выглянул подснежник
В полутьмё лесной
Маленький разведчик, Посланный весной.
Е. Серова
•
Почему растение
называется подснежником? Как автор назвал подснежник и почему?
• Скажи, что ты знаешь о словах букве.
2. Прочитай. Что обозначает каждое слово?
уголки угольки6
шест шесть банка банька мел мель
Произнеси слова каждой звуками они различаются? Как письме мягкость
согласных
Спиши. Подчеркни ву перед ним.
![]() |
5. Прочитай. В каких словах пропущен мягкий знак (ь)? Объясни, почему мягкий знак (ь) надо обязательно написать в этих словах.
двер.. тен.. двор.. СОН..
• Напиши слова правильно.
6. Прочитай.
Встань поутру, не ленись!
Мылом вымойся, утрйсь.
Кто растрёпан, не умь1т,
Тот собой людей смешит.
О чём самом главном хотел сказать
автор?
Спиши первое предложение. Подчеркни
слово, в котором все согласные звуки мягкие.
7. Прочитай. Обрати внимание на знак переноса в данных словах.
крыль-цо гирь-ка огонь-ки коль-цо
• Почему буква «мягкий знак» (ь) при переносе слов не отделяется от предыдущей буквы?
• Сделай вывод: как переносятся слова с буквой «мягкий знак» (ь) с одной строки на другую?
• Спиши любую группу ва горизонтальной чёрточкой
89
8. Прочитай строки из сказки «Два жадных медвежонка».
кость согласного мягким знаком (ь). 9. Прочитай ловека. Вежливость, ность, доброта,
|
|
![]() |
О ком и о чём эти строки? Что обозначает выделенное выражение?
Расскажи, что произошло дальше.
• Выпиши любые три слова, в которых мягзвука обозначена на письме
названия качеств и свойств че-
грубость, жадность, скромсмелость, трусость.
которые обозначают хоров словах слог с мяг-
![]() |
• Произнеси согласные звуки, которые могут быть обозначены буквами верхнего ряда. Что ты слышишь: шум? голос? голос и шум? Конечно, голос и шум! Это звонкие согласные звуки.
Обрати внимание! При произнесении глухих согласных звуков слышится только шум. Звонкие согласные звуки произносятся с участием голоса, они более звучные, чем глухие.
З. Рассмотри картинки.
о Назови предметы. Прислушайся к произношению согласных звуков в этих словах. В каких словах ты слышишь только звонкие согласные, в каких только глухие, а в каких словах есть и звонкие, и глухие согласные звуки?
• Произнеси по порядку согласные звуки в любом слове и определи, какие они: глухие или звонкие, твёрдые или мягкие.
4. Прочитай.
кора Тйма сова жар гора Дйма софа шар
Какими звуками различаются слова каждой пары? Произнеси эти звуки.
Глухие и звонкие согласные Некоторые глухие и звонкие согласные звуки объединяют в пары. Почему?
Проведи опыт: произноси звук [ж] всё громче и громче. Какой он: звонкий или глухой? Верно, звук [ж] звонкий согласный звук.
А теперь произноси звук [ж] всё тише и тише, почти шёпотом. Чувствуешь, что голос исчез, остался шум? И ты уже произносишь глухой согласный звук [ш].
![]() |
5. Произнеси сначала твёрдые парные по глухости-звонкости согласные звуки, потом мягкие парные согласные звуки.
Объясни, почему в первом столбике шесть пар звуков, а во втором всего пять.
о Подбери слова, в которых есть эти звуки.
Обрати внимание! Остальные согласные звуки называются непарными по глухостизвонкости.
Непарные звонкие согласные звуки: [л], [л'], Непарные глухие согласные звуки: [х], [х'], [ц],
6. Прочитай.
Незабудка раскрывает
Синий глаз,
И росинка в нём сверкает, Как алмаз.
Г. Бойко
Найди в строках
слова, которые отвечают на вопрос что? и заканчиваются буквой, обозначающей
парный по глухости-звонкости согласный звук. Произнеси этот звук. Какой буквой
он обозначен в словах?
7. Рассмотрите форзацы учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв».
Найдите там
сказочные домики, где «живут» парные и непарные согласные звуки и буквы,
обозначающие эти звуки.
о Пусть один из вас произнесёт глухой или звонкий согласный звук, а другой назовёт слово, которое начинается с этого звука.
Как обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова?
8. Произнеси каждую пару слов и послушай звучание согласного звука на конце слова. Какой звук ты слышишь: звонкий или глухой?
Можно ли на слух определить, какой буквой надо обозначить парный согласный звук на
конце слова? Почему? Обрати внимание! звонкости согласный обозначаться разными ёрш — ёж,
|
|
СТРАНИЧКА ДЛЯ О
|
|
|
![]() |
[т] мёд — рот.
слова с парным согласным проверять!
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
происхождении слова своё название от гречечто означает «сложенный называли четвёртую листа бумаги.
9. Прочитай. В чём сходство и различие слов в каждой паре?
[п] [ш] гриб грибы чиж чижи
[3] глаз глаза сад сады рог рога лев львы
о Сравни написание и произношение выделенных букв в каждой паре слов. Когда их написание расходится с произношением: перед гласным звуком или на конце слова?
о В каких словах написание выделенных букв надо проверять? Какое слово для каждого из них будет проверочным? Почему?
Сделай вывод: как
нужно изменить слово, чтобы проверить написание буквы, обозначающей парный
согласный звук на конце слова?
Напиши пары слов:
сначала проверочное, затем проверяемое.
Чтобы проверить, какой буквой обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук на конце менить слово так, чтобы звука стоял гласный звук:
Проверяемое слово это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова (герб, карп, луг, ящик).
Проверочное слово — это слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком (герб{, карпы, луга, Ащики).
10. Прочитай. Раздели слова на две группы: проверяемые и проверочные слова. Назови проверяемые слова и скажи, написание какой буквы в этих словах требует проверки. Почему?
шарфы хлеб снега тетради супБ1 ёрш снег суп хлеб5 призй
шарф приз ершй
тетрадь
Объясни, какое слово будет проверочным для каждого проверяемого слова.
Напиши сначала проверочное слово, а затем проверяемое.
Образец. Ершй ёрш.
11. Прочитай выразительно.
Носорог бодает рогом.
Не шутите с носорогом!
Мёд в лесу медведь нашёл, Мало мёду, много пчёл.
С. Маршак
Найди в
стихотворных строках слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками
на конце слова и проверочные слова для них.
Для какого
слова в стихотворении нет проверочного слова? Подбери к нему провероч-
ное слово.
Напиши ответ на
вопрос. Что в лесу нашёл медведь?
12. Прочитай.
Дубы дуб, круг, час, мороз.
Почему написание
выделенных букв в словах надо проверять? Объясни, как это сделать.
Подбери к каждому
Напиши сначала том
проверяемое слово.
13. Прочитай проверочные слова и слова, в которых пропущена буква.
Клювы клюв, шкафы шка.., рыбаки рыба..,
пироги — пиро.., ландыши ланды.. , этажи эта.. .
о Спиши, вставляя пропущенные буквы.
14. Прочитай. Подбери к каждому слову с пропущенной буквой проверочное. Объясни, как ты это будешь делать.
Тбрты
торт, тетра.., зву.., ... сло.., кАкту.., ...
арб9..
• Запиши проверочные и проверяемые слова, вставляя пропущенные буквы.
о Проверь, одинаковой ли буквой обозначен парный согласный звук на конце слова и этот же согласный в проверочном слове.
15. Прочитай слова.
плот плод прут пруд
е Какие слова звучат одинаково? Почему? Что обозначает каждое из них?
• Какими буквами на конце каждого слова обозначен одинаковый парный согласный звук?
Подбери
к каждому слову проверочное слово. Составь предложение с любым словом.
16. Прочитай начало народной песенки.
Сегодня день целый все звери у дела. Л..сичка-сестричка шубку подшивает. Сер
слова, в которых парный согласнадо проверять. Обь- вставляя про- |
|
м..дведь, старый дед, сапог подбивает. А с..рока-белобока мушек отгоняет. М..дведица Маша варит детям кашу. З..йчиха под ёлкой метёт метёлкой.
Объясни правописание слов с пропущенными буквами.
Найди в предложениях написание букв, обозначающих ный звук на конце слова, ясни написание этих слов.
Спиши любое предложение, пущенные буквы.
17. Прочитай. Чем интересны слова?
тетрадь гриб глаз тетрадка грибы глазки тетради грибки глаза
о В каких словах надо проверять буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки в общей части слов? Почему? Найди для каждого слова проверочное.
Спиши любую группу слов. Подчеркни в общей части этих слов те буквы, написание которых надо проверять.
• Объясни |
|
18.
Прочитай
выразительно.
Морж спросил у кенгур9: Как выносишь ты жару? Я от холода дрожу! Кенгуру сказал моржу.
Б. Заходер
Вспомни, почему перед предложениями поставлен знак «тире» (—).
Разыграйте по ролям диалог: один читает слова моржа, а другой слова кенгуру.
выделенных в словах слова, противоположные
Шипящие
1.
Прочитай.
Некоторым звукам дали интересное название: шипящие. Произнеси звуки [ш], [ч'], [щ'] один за другим. Что тебе напоминают звуки? Может быть, так шипит масло на сковородке, кипит чайник, шуршат сухие листья под ногами, шипит утюг или газированная вода?
Звук [ж] тоже назвали шипящим не
случайно: произнеси его сначала громко, потом тише и тише [ЖЭК-ЖЖШШ-Ш]. А
теперь произнеси слова ёж, уж, и вновь ты слышишь в этих словах звук [ш].
З. Прочитай.
У ежа ежата, а у ужа ужата.
Смешные шутки у Саши и Мишутки.
Какие звуки учат
произносить скороговорки? Произнеси их.
о Как звучат звуки [ш] и [ж]: твёрдо или мягко?
е Спиши любую скороговорку. Проверь себя. Обозначь в словах ударение.
о Звуки [ш] и [ж] — это непарные твёрдые шипящие согласные звуки.
4. Прочитай.
Два щенка щека к щеке щиплют щётку в
уголке.
У четырёх черепашек по четыре черепашонка.
е Какие звуки учат произносить скороговорки? Произнеси их.
5. Прочитай. Когда Хорошая работа Работе время, Спиши одну вах буквы, которыми согласные звуки. рдГотљ |
|
о Как звучат звуки [щ'] и [ч']: твёрдо или мягко?
Проговори любую
скороговорку сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее. Выделяй голосом
шипящие согласные звуки
звуки и — это непарные мягкие шипящие согласные звуки.
так говорят?
два века живёт. потёхе час.
пословицу. Подчеркни в слообозначены шипящие
О происхождении слова
Слово карандаш пришло к нам из тибркского языка. Оно состояло из двух слов: кара и даш. Слово кара означает «чёрный», а даш означает «камень». Слово карандаш в этом языке понималось как «чёрный камень», графйт.
6. Напиши слово карандаш. Подчеркни в нём букву, обозначающую непарный твёрдый шипящий согласный звук.
Какой предмет мы называем словом карандаш? Для чего он предназначен? Как вы думаете, какого цвета был стерженёк, оставляющий след от карандаша, раньше? А сейчас? А что такое простой карандаш)
ПРОВЕРЬ СЕЕЯ
1. Расскажи, что ты знаешь о шипящих согласных звуках.
2. Какой звук в данном ряду шипящих звуков лишний? Объясни свой ответ.
Скороговорки
скороговорки? Ответить помогут задания.
это шуточная фраза, поеё трудно
произносить. люди придумали скоропомогают научиться? Какие знаешь наизусть?
Когда в рескороговорками?
скороговорки.
К каким из них звуки учит произносить
Что надо знать о написании слов с буквосочетаниями ЧК, чн, чт?
1.Прочитай выразительно.
Мы девочки! Мы мальчики!
Какие вы? Какие вы?
Красивые! Мы сильные!
![]() |
Найди слова с мягким знаком (ь). Объясни их написание.
2.Произнеси в слове девочки мягкие согласные звуки.
Скажи, как обозначена на письме
мягкость согласных звуков [д'] и [е]. Догадайся, почему мягкость согласного
звука [ч'] знаком.
знать о написании в словах
7. Прочитай выразительно. Шла уточка бережбчком, Шла серая по крутому. Уточка да луговая, Серая да полевая,
Где ночку ночевала?
Под мостбм-мостбчком. Под йвовым кусточком.
Найди слова на изучаемое правило. ОбьСпиши слова того, кто обращается к уточПодготовьтесь инсценировать песенку.
бо[л']ница
ту[ч']ка па[л']то до[ч']ка
Объясни, в каких словах мягкость выделенных согласных звуков нужно обозначить мяг-
те слова, в которых не знак (ь). Подчеркни в чк.
![]() |
Почему в буквосочетаниях
ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ написание гласных надо запомнить?
1. Прочитай.
ЖИ—ШИ Ча—ща чу—щу
кувшн
перчтки ч вство машна мочлка ч до моржпрощние щ ка чижобещние щ пальца
• Прочитай буквосочетания. Какую «работу» выполняют буквы и, а, у в каждом из этих буквосочетаний, а какую не выполняют?
• Почему же надо запоминать написание гласных в буквосочетаниях жи—ши, ча—ща, чу—ЩУ?
Обрати
внимание! Звуки [ж], [ш] — твёрдые согласные звуки, но в буквосочетаниях жи—ши
пишется буква и
Звуки мягкие согласные звуки, но в буквосочетаниях ча—ща пишется буква а, а в буквосочетаниях чу—щу пишется буква у.
2. Прочитай ещё раз слова из упр. 1. Запиши эти слова. Подчеркни в них буквосочетания, в которых написание гласных надо запомнить.
ЖИ и ШИ пиши с буквой И ЧА и ЩА пиши с буквой А. ЧУ и ЩУ пиши с буквой У.
З. Произнеси слова-названия предметов.
о о Какой одинаковый гласный звук есть во всех словах? Какой буквой ты будешь этот звук
обозначать на письме? предметов. СТРАНИЧКА ДЛЯ Давным-давно в шипящие согласные были только мягкими. ниях эки и ши Прошло много отвердели и стали как твёрдые эки и ши такими, какими |
|
![]() |
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
древнерусском языке все звуки [ж'], [ш'], [ч'] И конечно, в сочетаупотреблялась буква и.
лет. Звуки [ж] и [ш] произноситься в словах согласные. Но буквосочетания сохранились до наших дней видишь их на страниЗапомни их написание.
4. Прочитай.
|
эки? ши? |
|
сне..нка |
дут. .стый |
|
сме..нка |
пу..стый |
ма..на |
пасса..р |
дру..ть |
..знь |
пру.. на |
сме..ть |
кув. .нка |
спиши любую группу слов, вставляя пропущенные буквосочетания.
о Подбери другие слова, в которых есть буквосочетания жи и ши.
5.
Прочитай.
Скоро выйдут муравьи На дорогах лужи.
По полям бегут ручьи, После зимней стужи.
• Определи, в каком порядке должны следовать строки, чтобы они составили стихотворение.
• Прочитай получившееся стихотворение. Вспомни, кто автор этих строк.
• Запиши составленное стихотворение.
нож чертёж стриж ковш
• Эти слова называют один предмет. Измени их так, чтобы они называли несколько пред-
Напиши любые три пары слов. Подчеркни в словах
буквосочетания жи и ши чертежи,
ча? ща?
..шка саран.. переда.. пер.. тки ро.. про..ть ..иник све..
Спиши любую группу слов, вставляя пропущенные буквосочетания.
• Измени каждое предложение так, чтобы в нём говорилось не об одном животном, а о многих. Запиши два предложения.
Образец. Трещат кузнечики.
11. Прочитай. Рассмотри рисунок. Назови сказку.
![]() |
Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж
я тебя угощу!
Можно ли назвать приглашение лисы вежливым? Было ли оно искренним? Действительно ли лиса была рада видеть журавля у себя на званом обеде?
Вспомни продолжение сказки и подготовься его рассказать.
Сделай звуковой разбор слова журавль.
Произнеси по порядку каждый звук. Скажи, какой это звук: гласный или согласный,
гласный ударный или безударный, согласный глухой или звонкий, твёрдый или
мягкий.
12. Прочитай.
сч. .стье эк. .знь ч.. чело кувш. .н спеш.. ть щ..риться трещ..ть пруж..на печ..ть друж. ль овч. .рка доч. .рка
• Спиши любую группу слов, вставляя пропущенные буквы.
13. Прочитай.
У апреля есть волшебный ключик,
Солнечный, весёлый, тёплый лучик.
Повернёт и почки открывает,
Повернёт и выпустит скворцов, Повернёт и птицы начинают
Петь от счастья в сотни голосов!
Н. Красильников
Что за волшебный ключик есть у апреля?
• Объясни написание выделенных букв и буквосочетаний. Спиши первое предложение. Составь свои предложения о весне.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
1. Что интересного ты узнал(а) о буквосочетаниях жи—ши, ча—ща, чу—щу? Какие секреты письма ты для себя открыл(а)?
2. Подбери слова с каждым буквосочетанием и объясни, как записать эти слова правильно.
Заглавная буква в словах
Какие слова пишутся с заглавной буквы?
1. Прочитай.
город Москва |
река Волга |
посёлок Дубки |
озеро Байкал |
село Лесное |
Чёрное море |
деревня Головино |
Тихий океан |
![]() |
Александр Сергеевич Пушкин Корней Иванович Чуковский
собака Жучка |
Дюймовочка |
корова Бурёнка |
Буратино |
кот Мурзик |
Степашка |
коза Зорька |
Чиполлино |
о Прочитай слова, написанные с заглавной буквы. Что они обозначают?
Попробуй вывести правило: какие слова надо писать с заглавной буквы? Спиши любую группу слов.
СТРАНИЧКА ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
О происхождении названий городов
Орбхово-ЗУево. Город в Московской области. Его название возникло при образовании города из деревень Орехово и Зуево.
Тоббльск. Город в Тюменской области. Название города происходит от имени реки Тобол, так как город расположен в месте впадения этой реки в реку Иртыш.
Лбрмонтов. Город в Ставропольском крае. Он получил своё название в честь поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.
Какие слова написаны с заглавной буквы и почему?
2. Прочитай.
ира Пётр Дмитрий Дима Ольга Николай
Елена Петя Лена
Оля Коля Ирина о Имена бывают полными и неполными, сокращёнными. К полному имени подбери сокращённое, а к сокращённому имени полное: Дмитрий — Дима, Ира — Ирина.
![]() |
6. Рассмотри рисунки.
Оля Коля
Дарья Иван Ольга Николай
Егоровна Ильич Ивановна Иванович
Белова Белов Белова Белов
Прочитай имена, отчества и фамилии близких по родству людей, членов одной семьи. Заметь, что имена у всех разные.
• Прочитай фамилию каждого члена семьи. Обрати внимание, что фамилия у всех одинаковая.
о Прочитай отчества детей Оли и Коли. Запомни, что отчество даётся по отцу! А почему у папы и мамы отчества разные? Догадайся, как звали папу мамы и папу папы, то есть дедушек Оли и Коли.
7. Прочитай. Подготовь ответы на
вопросы. Где ты живёшь? ... род (посёлок, деревня, село) пект)
В какой школе ты улице она находится?
Как зовут твою твоих друзей?
![]() |
10. Прочитай.
Орёл орёл, Роза роза, Рыбаков (у) рыбаков, Дубки — дубки, Шарик рик, Василёк василёк.
о Чем различаются слова каждой пары? Объясни значение каждого слова.
Составь предложение с любым словом. Запиши его.
11. Прочитай скороговорку «В саду» так: сначала сверху вниз первый столбик слов, затем второй, потом третий.
Поливала Поливал. Славу
Сливу Сливы Клава,
Клава. Выросли Слава
Слава На славу! Клаву
Сливу Угощала Угощал! А. Шевченко Что значит: выросли на славу?
о Тебе надо записать скороговорку так, как записывают нестихотворный текст. Объясни, какие слова в каждом предложении с заглавной буквы.
Запиши первое
12. Рассмотри рисунок.
Что изобразил художник на рисунке? Где находятся ребята? Подбери имена детям и клички животным. Расскажи, что каждый из них делает.
о Составь по рисунку рассказ. Озаглавь его. Напиши несколько предложений из составленного рассказа.
ПРОВЕРЬ СвЯ
1. Что интересного ты узнал(а), изучая тему «Заглавная буква в словах»?
2. Приведи примеры слов, которые ты буДец-1Ь писать с заглавной буквы. З. Найди среди данных слов лишнее:
Москва, город, Владимир, Волга.
4. Назови город, в котором ты живёшь. Как называются жители твоего города?
![]() |
З. Прочитай выразительно.
Зря ласка лаской названа:
Ничуть не ласкова она.
У ласки злые глазки,
Не жди от ласки ласки!
О чём хотел сказать нам автор?
![]() |
4. Вставь в каждое предложение пропущенное слово и прочитай предложения.
Заяц прыгает, а ласточка Червяк
ползает, а рыба Собака лает, а кош
ка
Лягушка
а утка крякает. Воробей чирикает, а
ворона
Слова для справок: каркает, плавает, летает, мяукает, квакает.
5. Прочитай выразительно.
Тепло на солнышке. Весна Берёт свои права,
В реке местами глубь ясна, На дне видна трава.
Чиста холодная струй,
Слежу за поплавком,
Шалунья-рыбка, вижу я, Играет с
червяком.
Как ты понимаешь выражение «весна берёт свои права»?
е Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы? Спиши первое предложение.
о Подходит ли рисунок к стихотворению? Выскажи своё мнение. Составь свой текст по рисунку.
6. Выполни задания игры «Подведём итоги» (см. электронное приложение к учебнику).
Сколько заданий ты выполнил(а) правильно?
![]() |
1. Прочитай содержание учебника. 2. Какие темы познакомили тебя со звуками русского языка? Вспомни, что ты узнал(а) о звуках. З. Какие темы познакомили тебя с буквами русского языка? Что ты о них узнал(а)? Где тебе могли бы пригодиться знания об алфавите? 4. При изучении каких тем ты знакомился(лась) с правилами письма? Какое правило ты можешь вспомнить? 5. С какими словарями русского языка ты познакомился(лась)? В каком случае ты буДеШЬ обращаться к этим словарям? |
Дорогие ребята!
Вот и состоялось ваше знакомство с
русским языком — одним из главных учебных предме
тов в школе. Вы учились видеть красоту
русского слова, познавали законы русского языка, открывали для себя секреты
письма, учились
правильно говорить и писать. Сохраните это в
памяти.
Хорошего вам отдыха!
До скорой встречи в новом учебном году!
Авторы
Памятка 1
Как научиться правильно списывать слова, предложения, текст
1. Прочитай предложение (слово), чтобы понять и запомнить его.
2. Прочитай по слогам каждое слово так, как оно написано.
З. Повтори, не заглядывая в текст, каждое слово так, как будешь его писать.
4. Пиши, называя каждую букву в слове. 5. Прочитай по слогам написанные слова и сравни их с этими же словами в учебнике.
Памятка 2
Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки
1. Прочитай слово. Понятно ли тебе, что обозначает это слово?
2. Произнеси слово так, чтобы услышать в нём ударный слог.
З. Выдели в ударном слоге гласный звук и произнеси его.
4. Гласный звук в ударном слоге слова это ударный гласный звук.
5. Гласный звук в безударном слоге это безударный гласный звук.
Памятка З
Гласные звуки и буквы для их обозначения
указывают на твёрдость согласного
звука
указывают на мягкость согласного звука
Памятка 4
Согласные звуки русского языка
п [р p'l р Ы Ы |
![]() |
Орфографический словарь
в |
п |
вёсело |
пальтб |
воробёй |
пенал |
ворбна д |
петух |
дёвочка |
раббта |
деж9рный |
ребйта |
дерёвня |
с |
з |
собАка |
заяц |
сорока т |
карандаш класс |
тетрадь |
корова |
ученйк ученйца |
л |
учйтель |
лисйца |
учйтельница |
м |
х |
мальчик машйна |
хорошб |
медвёдь |
я |
молокб |
язБж |
Толковый словарь
Автор. 1. Человек, которому принадлежит высказанная в устной или письменной форме речь. 2. Писатель. Сочинитель музыки.
Азбука. 1. То же, что и алфавит. 2. Книга для начального обучения грамоте, букварь.
Алый. Ярко-красный. Алая лента.
Атлас. Сборник географических карт.
Атлас. Шёлковая, гладкая, блестящая ткань.
Вёрба. Дерево или кустарник из рода ивы с пушистыми почками.
Вёшний. То же, что и весенний. Вешние воды.
Ворона. 1. Птица с чёрным или серым оперением. 2. Рассеянный, невнимательный человек.
Гость. Тот, кто посещает, навещает коголибо с целью повидаться, побеседовать, вместе провести время.
Грач. Перелётная птица с чёрным блестящим оперением.
Дерёвня. 1. Крестьянское селение. Деревня стоит на ВЫСОКОМ месте. 2. Сельская местность. Мы жили в Деревне. З. Сельские жители, сельское население. Вся Деревня вышла встречать гостей.
ЗАмок. Дворец или крепость.
Замбк. Приспособление для запирания чего-либо чаще всего с помощью ключа.
Звезда. 1. Небесное тело, светящееся собственным светом. 2. Геометрическая фигура с лучами, исходящими от центра. З. Человек, знаменитый своими талантами. 4. Названия животных и растений, похожих по форме на звёзды. Морская звезда.
Карандаш. Тонкая палочка графита или сухой краски в деревянной оболочке, употребляемая для письма, рисования.
Карат5, каратб. Спортивная борьба.
Карп. Пресноводная рыба, разновидность сазана, разводимая в прудах.
Кисть. 1. Пучок щетины, волос на рукоятке для нанесения краски, клея. Малярная кисть. 2. Пучок ниток, шнурков для украшения. Скатерть с кистями. З. Несколько ягод или цветов на одном стебле. Кисть винограДа. 4. Часть руки от запястья до конца пальцев.
Колокольчик. 1. Маленький колокол. 2. Травянистое растение с лиловыми или тёмно-голубыми цветами, похожими по форме на маленькие колокола.
ЛАйка. Общее название породы ездовых, охотничьих и сторожевых собак.
ЛАйка. Сорт мягкой кожи из шкур овец и коз.
Мёбель. Предметы комнатной обстановки.
Невёжа. Грубый, неучтивый (невоспитанный) человек.
Невбжда. Малообразованный человек.
Носорбг. 1. Крупное животное жарких стран с удлинённой головой и с одним или двумя рогами, расположенными на передней части морды. 2. Большой бурый жук с рогом на голове.
Пенал. Коробочка или сумочка для хранения ручек и карандашей.
По5ма. Большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную тему.
Рюкзак. Заплечный вещевой мешок с карманами.
Саранча. Насекомое, вредитель сельского хозяйства. Перелетает большими массами.
Сёни. В деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом.
Сбйка. Пёстрая лесная птица семейства вороновых.
Фбрзац. Двойной лист бумаги, который соединяет книжные листы с переплётом.
ЧАща. Густой, труднопроходимый лес.
Экзамен. Проверочное испытание по какомулибо предмету. Экзамен по русскому языку.
Экск9рсия. 1. Коллективная поездка куданибудь, посещение чего-нибудь с образовательной, познавательной целью. 2. Группа экскурсантов.
Эскалатор. Движущаяся лестница.
Словарь слов, близких по значению
автомобйль,
машйналасковый, нёжный Азбука, алфавйтметёль, вь{ога актёр, артйстмбкрый,
влажный блестёть, сийтьполовбдье, раз.лйв бБтстро, скороправильный, вёрный
вдеть, продётьприлёжный, весённий, вёшнийстарательный воин, боёцпрозвище,
клйчка врач, дбкторраббта, труд говорйть, сказатьрБшок, базар голуббй,
лаз9рныйсйний, гребёнка, расчёскавасилькбвый гр9стныЙ, печальныйславно, хорошо
густбй, частыйсмёлый, храбрый дёти, ребйтасмешнбй, забавный дйвный,
чудныйстыдйть, сбвестить дббрый, сердёчныйугощать, пбтчевать друг,
товарищучйтель, д9мать, размышлйтьпреподаватель ЖАРКИЙ, горйчийучтйвый, жёлтый,
золотбйуважйтельный задйра, забийкахолбдный, ключ, роднйкморбзный
красйвый,чуткий, отзйвчивый прекрасныйшалйть, баловаться красный, Алыйэкзамен,
испытание
Словарь слов, противоположных по значению
бёлый — чёрный лёгкий тяжёлый блйзкий далёкий маленький — большбй больнбй — здорбвый мирйться большбй — маленький ссбриться 6Бтстро — мёдленно мнбго мало вёжливый — гр9бый мокрый — сухбй вёсело гр9стно мйгкий твёрдый война мир начинать кончать высбкий нйзкий нбвый старый глуббкий мёлкий осённий — весённий глухбй звбнкий Острый тупбй говорйть молчать пасмурный йсный горячий холодный плакать смеЙться грбмкий тйхий плохо хорошб густбй рёдкий рббкий смёлый длйнный корбткий сёвер юг дббрый злой слАбый — сйльный жара морбз смёлый — труслйвый завтра сегодня старый молодбй загадка отгадка хвалйть — бранйть ласковый — гр9бый чйстый грйзный ленйвый ширбкий узкий прилёжный шум тишина лёто зима щёдрый скупбй ложь правда йсный пасмурный
Содержание
Наша речь
Язык и
речь
Текст, предложение, диалог |
|
Текст и предложение |
|
Диалог Слова, слова, слова... |
|
Слово
Слово и слог. Ударение |
|
Слово и слог |
|
Перенос слов |
|
Ударение
Звуки и буквы |
|
Звуки и буквы |
|
Русский алфавит, или Азбука |
|
Гласные
звуки |
|
Согласные
звуки |
|
Буквы
Й и И |
|
Твёрдые и мягкие согласные
звуки |
|
Мягкий знак (Ь) |
|
Глухие и звонкие согласные
звуки |
|
Шипящие согласные звуки |
. 104 |
Наши проекты. Скороговорки |
. 108 |
Буквосочетания ЧК, ЧН, Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА-ЩА, |
. 110 |
ЧУ-ЩУ
|
. 115 |
Заглавная буква в словах |
. 122 |
Наши проекты. Сказочная страничка . . 129 |
|
Повторение
|
|
Справочные материалы |
Учебное издание
Серия «Школа России»
Канакина Валентина Павловна Горецкий Всеслав Гаврилович
Русский язык
1 класс
Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе
Центр начального образования
РеДакциз русского языка и литературного чтения
Рукотдитель Центра М. К. Антошин
Заведующий редакцией О. В. Антонова
Редакторы М. Е. Будаева, Н. С. Вершук
Художественное оформление И. В. Калининой
Художественные редакторы Л. В. Башлыкова. Л. М. Кузнецов
Художиик М. В. Салтыков
Вёрстка А. Н.АОрапетова, Л. П. Рочевой
Набор прописей О. Л. Сторожевских
Оператор С. Максимова
Технический редактор Н. Н. Бажанова
Корректор А. В. Рудакова
Т,гота — Общероссийский
продукции ОК — 953 ООО. Изд. лиц. Серия ИД № 05824 от 12.09.01. ПОДПИСАНО
в печать 14.04.14.
Формат 84х108 1/16. Бумага офсетная. Гарн freeS«C. Лечап,
офсетная. Уч.-изд. л. 4. Тирах экз.
Отмытое акционерное общество «Издательство «ПросвН1вме». 127521. Москва, Мо,иной рощи, 41
Отпечатано в ОАО «Можайский ическьм ком&нат». 143200. г. Мох“ск. ул. ра. 93. www.oa«npk.ru. www.oaow•x тел. 839504534Q8, 849638. 0485.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.