Русский язык. 1 курс. Дидактический материал "Занимательные задания по русскому языку"
Оценка 4.7

Русский язык. 1 курс. Дидактический материал "Занимательные задания по русскому языку"

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
русский язык
27.04.2020
Русский язык. 1 курс. Дидактический материал "Занимательные задания по русскому языку"
заним задания рус язык Документ Microsoft Word (2).docx

Интересные задания по русскому языку для учащихся

Задача №1 (ДА – НЕТ)

Вам предстоит согласиться или не согласиться с теми утверждениями, которые вы прочтёте.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 5.

1.     В русском языке всегда написанные слова соответствуют их произношению. Чтобы показать произношение слова, используется особая запись, которая называется транскрипцией.

2.     В русском языке есть разные слова, которые обозначают одно и то же: один и тот же предмет, один и тот же признак, одно и то же действие. Например, двумя разными словами бегемот, гиппопотам – называется одно и то же животное.

3.     Морфема – это наименьшая значимая часть слова. Русский язык богат морфемами, то есть приставками, суффиксами, корнями, окончаниями. Морфемы как части слова изучаются в особом разделе науки о языке – морфемике.

4.     Большинство существительных изменяется по падежам, то есть спрягается. Отдельные группы существительных спрягаются в единственном числе одинаково, то есть имеют одинаковые окончания. По этому признаку в русском языке различаются три основных типа спряжения. Спряжение существительных определяется по именительному падежу единственного числа. Это начальная форма имени существительного.

5.     В прошедшем времени перед суффиксом – л – пишется та же гласная, что и в неопределённой форме.

Задача №2 (Крылатые выражения)

Вам предстоит соотнести фразеологизмы с их значением.

В ответе напишите букву соответствующую числу.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 7.

1. Заткнуть за пояс.

А. Большая часть.

2. И гроша ломаного (медного) не стоит.

Б. Ничтожно мало.

3. Изобретать велосипед.

В. Напряжённо думать, пытаясь найти решение какой-либо задачи, проблемы.

4. Капля в море.

Г. Оказаться лучшим, превзойти кого-либо.

5. Ломать голову.

Д. Создавать заново давно известное, предлагать устаревшие идеи как новые.

6. Львиная доля.

Е. В расчёте на счастливую случайность, наугад.

7. На авось.

Ж. Не имеет никакой ценности.

 

Лингвистическая задача №3 (Спрятавшиеся слова)

Во многих фамилиях известных отечественных и зарубежных писателей и поэтов «спрятались» слова, лексические значения которых представлены вашему вниманию.

В ответе следует написать «спрятавшееся» слово и фамилию писателя (поэта).

Например: лексическое значение «спрятавшегося» слова: «орган обоняния, находящийся на лице у человека».

Ответ: нос – Носов.

Комментарий: рекомендуется использование любого издания словаря С.И. Ожегова (Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. д-ра филолог. наук проф. Н.Ю. Швецовой. – М.: Русский язык).

1.     Башня с сигнальными огнями на берегу моря, на острове для указания пути судам.

2.     Часть тела у птиц, насекомых, а также некоторых млекопитающих, используемая для полета.

3.     Подарок, пожертвование; способность, талант.

4.     Насекомое с жёсткими надкрыльями; ловкий человек, плут.

5.     Основная общественная организация первобытнообщинного строя, объединённая кровным родством.

6.     Оружие для метания стрел в виде гибкой дуги, стянутой тетивой.

7.     Наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания.

8.     Мастер по выделке глиняной посуды.

9.     Железный заострённый толстый стержень, которым ломают, разбивают что-нибудь твёрдое.

10. Человек, который занимается рыбной ловлей как промыслом.

 

Задача №4 (Буквомиксер)

Используя приём анаграммы, сказочные герои придумали псевдонимы.

Вам предстоит соотнести автонимы (настоящие имена) с псевдонимами (вымышленными именами), найдя пару каждому из них.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 10.

1. Буратино

А. Лококоб

2. Мальвина

Б. Алеймбра

3. Дюймовочка

В. Линьс

4. Колобок

Г. Отианбур

5. Бармалей

Д. Алишастр

6. Мойдодыр

Е. Иванальм

7. Нильс

Ж. Мокчайювод

8. Страшила

З. Урачебшка

9. Чебурашка

И. Отошкат

10. Тотошка

К. Дырдомой

 

Задача №5 (Сделай выбор)

Максимальное количество баллов – 5.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Выберите строку...

1. Все слова, в которой называют официальные языки ООН:

А) английский, арабский, немецкий, русский;

Б) английский, арабский, русский, китайский;

В) испанский, итальянский, русский, французский;

Г) испанский, английский, арабский, корейский.

2. В которой назван День русского языка, отмечающийся в России с 2011 года (Указ Президента РФ), и который является днём рождения великого поэта:

А) 8 октября (день рождения М.И. Цветаевой);

Б) 22 октября (день рождения И.А. Бунина);

В) 6 июня (день рождения А.С. Пушкина);

Г) 28 ноября (день рождения А.А. Блока).

3. Все слова, в которой называют летние виды спорта Олимпийских игр:

А) гольф, гребля академическая, фристайл, парусный спорт;

Б) конный спорт, художественная гимнастика, дзюдо, скелетон;

В) шорт-трек, биатлон, синхронное плавание, кёрлинг;

Г) тхэквондо, теннис, конный спорт, тяжёлая атлетика.

4. Все слова, в которой называют музыкальные инструменты:

А) жалейка, варган, йоухикко, дутар;

Б) мелофон, патефон, микрофон, аккордеон;

В) виолончель, канифоль, арфа, балалайка;

Г) контрабас, зурна, тесситура, гусли.

5. Все слова, в которой называют жанры кино:

А) комедия, драма, мелодрама, фантастика;

Б) джангл, детектив, аниме, фэнтези;

В) боевик, исторический фильм, вестерн, готика;

Г) приключенческий фильм, рококо, комедия, драма.

 

Задача №6 (Шифровка)

Олимпийцам и паралимпийцам посвящается

В качестве эксперимента дети, отдыхающие в лагере, зашифровывали программу Летних Олимпийских игр 2016 в Рио-де-Жанейро. Вместо букв они писали числа. Вам предстоит расшифровать названия летних видов спорта, вспомнив порядок букв в алфавите (например, буква Д в алфавите 5-я, а буква Ч 25-я).

В некоторых словах детьми были допущены ошибки (включая пропуски букв, дописывание лишних), вам же нужно написать абсолютно правильно.

За каждый правильный ответ (если одно из слов написано верно, а второе или третье неверно, балл не засчитывается) – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 10.

1. 2, 16, 5, 14, 10, 15, 20, 16, 15

2. 2, 1, 19, 12, 6, 5, 2, 16, 13

3. 3, 6, 13, 1, 19, 17, 16, 18, 20

4.  2, 1, 18, 30, 2, 1 // 3, 16, 13, 30, 15, 1, 33

5. 4, 1, 15, 20, 2, 16, 13

6. 4, 18, 6, 2, 13, 33 // 15, 1 // 2, 16, 11, 5, 1, 18, 12, 1, 23 // 10 // 12, 16, 15, 15, 16, 31

7. 17, 18, 29, 26, 12, 10 // 15, 1 // 2, 16, 20, 21, 20, 6

8. 19, 10, 15, 23, 18, 16, 15, 16, 6 // 17, 13, 1, 3, 1, 15, 30, 6

9. 22, 21, 5, 2, 16, 13

10. 23, 1, 12, 6, 11 // 15, 1 // 20, 18, 1, 3, 6

 

Задача №7 (Оглянись!)

Все слова, здесь представленные, встречались вам в ходе выполнения олимпиады.

Ваша задача по лексическому значению определить, что это за слова, и написать их. Возможно, ответы, которые вы получите, помогут в чём-то скорректировать выполненные ранее задания (или убедить в собственной правоте).

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 5.

1.     Зимний олимпийский вид спорта, представляющий собой спуск по ледяному жёлобу на двухполозных санях на укрепленной раме, победитель которого определяется по сумме двух или четырёх заездов.

2.     Командная спортивная игра на ледяной площадке. Участники двух команд поочерёдно пускают по льду специальные тяжёлые гранитные снаряды («камни») в сторону размеченной на льду мишени («дома»).

3.     Финский и карельский традиционный смычковый инструмент. Для изготовления используется ель, сосна или берёза.

4.     Преобладающее расположение звуков по высоте в музыкальном произведении по отношению к диапазону голоса (вокала) или музыкального инструмента.

5.     Хрупкое, стекловидное, аморфное вещество, с характерным роговистым изломом и стеклянным блеском от тёмно-красного до светло-жёлтого цвета.

 

Задача №8 (Детский лепет)

Корней Иванович Чуковский, исследователь детской речи, автор книги «От двух до пяти», считал маленьких детей стихийными лингвистами. В своей уникальной книге он собрал и проанализировал множество детских слов и выражений.

Вам предстоит соотнести слова, созданные детьми (либо же интерпретированные ими) и слова языка взрослых.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 10.

1. Сердитки

А. Не проснулась

2. Ползук

Б Почтальон

3. Пузово

В. Ртуть

4. Почтаник

Г. Морщинки

5. Отмухиваюсь

Д. Кузов

6. Вертутия

Е. Жук

7. Не отсонилась

Ж. Отмахиваюсь от мух

8. Идёмить

З. В каком числе человек

9  Ухаживаешь

И. Идти

10. Всколькером

К. Уходишь

 

Задача №9 (Перевёртыши)

Фаине Раневской и Году российского кино посвящается

В этом задании зашифрованы фильмы (в том числе и мультипликационные), в которых играла (озвучивала) роли великая актриса Фаина Раневская (1896 – 1984). Вам предстоит их разгадать.

Для того, чтобы это сделать, нужно «перевернуть» название, то есть выявить значение, противоположное тому, которое приводится в задании.

Например, вам предлагается определить, какой фильм Эльдара Рязанова прячется под заголовком «Зверь отвсюду».

«Перевернув» смысловое значение названия, поймёте, что это фильм «Человек ниоткуда».

За каждый разгаданный фильм – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 10.

1.     «Осень»

2.     «Найдёныш»

3.     «Белоснежка»

4.     «Ближе – гром»

5.     «Внимание, внучка!»

6.     «Моська и канат»

7.     «Как помирилась Степанида Степановна со Степанидой Фроловной»

8.     «Зверь на свободе»

9.     «Роман-эпопея о крестьянине Лансате...»

10. «Старик и Энгельссон»

 

Задача №10 (Словарь русского языка С.И. Ожегова)

В каждом из восьми блоков представлены четыре лексические значения одного и того же слова (все слова взяты из «Словаря русского языка» С. И. Ожегова).

Одно из лексических значений взято со страниц «Словаря русского языка», остальные – придуманы.

Ваша задача: выбрать верное в каждом блоке и назвать его.

За каждый правильный выбор – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 8.

 

1. Контаминация - это

А) Технический антракт во время спектакля театра оперы и балета.

Б) Величина, противоположная константе.

В) В языкознании возникновение нового выражения или формы путём объединения элементов двух выражений или форм, чем-то сходных.

Г) Свободный выход жидкости из трубы под напором.

2. Копыл - это

А) Короткий брусок в полозьях саней, служащий опорой для кузова.

Б) Ночной зверёк, живущий в конюшнях.

В) Ветеринарная служба в кавалерийских частях русской армии XIX века.

Г) Кузнечный инструмент для прошивки отверстия в горячем металле.

3. Коринка - это

А) Летняя рубаха русского крестьянина.

Б) Сушёный чёрный мелкий виноград.

В) Глиняная смесь для керамической посуды.

Г) Название ирги в Псковской области.

4. Портшез - это

А) Род легкового переносного кресла, в котором можно сидеть полулёжа.

Б) Морской торговый порт.

В) Мастер по пошиву женских сумочек.

Г) Пасхальный подарок незнакомому человеку.

5. Молескин - это

А) Ученик художника.

Б) Малёк севрюги.

В) Тип легкомоторного самолёта.

Г) Толстая хлопчатобумажная ткань.

6. Изоглосса - это

А) Редкая лесная ягода, встречающаяся жарким летом в сосновом бору.

Б) Линия, соединяющая на диалектологической карте места с одинаковыми языковыми явлениями.

В) Шанцевый инструмент шахтёра.

Г) Установление согласия после продолжительных переговоров.

7. Корунд - это

А) Природный волокнистый материал, сопутствующий добыче алмазов.

Б) Тип карандаша, применяемый в космонавтике.

В) Художественное стекло тёмно-зелёного цвета.

Г) Твёрдый минерал – кристаллический глинозём.

8. Жавель - это

А) Пастушья свирель.

Б) Болотная вода ржавого цвета.

В) Едкий хлористый раствор зеленовато-жёлтого цвета, употреблялся при белении тканей и стирке белья (иначе называется «жавелевая вода»).

Г) Название клюквы в Вологодской области.

 

 

 

 

 

Азбука. В древнерусском языке первая буква алфавита называлась «аз», вторая — «буки». Вот и получилось: «аз-буки», или «азбука» — перечень букв русского языка.

Альбом. Это слово происходит от древнелатинского слова «album» — «белый». В Древнем Риме альбомом называли специальную доску, покрытую белым гипсом, предназначенную для записей на ней палочкой сообщений, распоряжений, имен отличившихся воинов. В средневековой Европе альбомом стали называть тетради из белых листков, в которых рыцари вели записи истории своего рода, рисовали рыцарские гербы, заносили девизы и мудрые высказывания знаменитых людей. В наши дни в русском языке слово «альбом» приобрело значение переплетенной книги или подборки из чистых листов — альбомы для марок, рисования, чертежей и т. д.

Атлас. В греческой мифологии Атламс (или Атламнт; греч. атлас — могучий титан (великан), сын титана Иапета и Климены, брат Прометея. За участие в борьбе против олимпийских богов был приговорен держать небесный свод. Другими словами, Атлас — мифический гигант, держащий небесный свод (греческое слово «Атлас» в родительном падеже — «Атлантос»). Отсюда и современное название атласа — сборник различных карт (географических, астрологических и т. д.).

Алгебра. Происхождение слова «алгебра» не вполне выяснено. По мнению большинства исследователей этого вопроса, слово «алгебра» происходит от арабских слов «аль-джабр-аль-мукабала», т. е. учение о перестановках, отношениях и решениях, но некоторые ученые считают, что «алгебра» происходит от имени математика древности Гебера, существование которого подвержено сомнению. В Россию это слово пришло в XVIII веке из польского языка, поляки заимствовали его у немцев, где оно сформировалось из арабского «al-gabr» — «восстановление» (разрозненных частей) или «восстановление равенства», то есть «уравнение».

Арифметика. По мнению одних исследователей, это слово греческого происхождения: «аритмос» — число, «техно» — искусство. Следовательно, в точном переводе слово арифметика означает «числовое искусство». По мнению других ученых, математический термин из Древней Греции, где «аритмос» — «число». «Аритме тэкнэ» — так называлась наука о счете, о числах. Со временем греческая буква (тэта) усваивалась то как «т» (точнее, th), то как «ф» (/); западные языки усвоили первое ее произношение, русский — второе. Вот поэтому это слово и трансформировалось в русскую транскрипцию «арифметика».

Библиотека (от древнегреческих слов: библио — книга и текос — место хранения, хранилище). Следовательно, библиотека — это «место хранения книг», «книгохранилище», «собрание книг», т. е. учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а так же осуществляющее справочно-библиографическую работу.

Бумага — вероятно, от древнегреческого слова «bambagia» — хлопок. Китайские летописи сообщают, что бумага была изобретена во II веке Цай Лунем. В VI-VIII вв. производство бумаги уже существовало в Средней Азии, Корее, Японии и других странах Азии. Слово «бумага» живет в русском языке давно, оно заимствовано от крымских армян в значении «хлопок», «вата»; но сначала употреблялось только в значении «пряжа», «изделия из хлопка». Со значением «писчий материал» оно входит в употребление в России только в XV веке.

Ботаника — заимствовано в XVII в. из немецкого языка, а немецкое «Botanik» усвоено из латинского, куда оно перешло из греческого, где «ботанэ» — «растение», «трава».

География — от древнегреческих слов «гео» — Земля и «графо» — писать, описывать. Следовательно, комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли, или «описание Земли». В русской транскрипции слово «география» заимствовано из польского языка, восходит к латинскому и далее — к греческому.

Геометрия — это слово заимствовано из латинского языка, где «geometria» — «землемерие», но оно давно утратило реальную связь с землей, осталась только этимологическая.

Глобус — от латинского слова «globus» — шар. Следовательно, глобус — это трехмерная модель Земли или другой планеты, а также модель небесной сферы (небесный глобус). Первый глобус был создан около 150 г. до н. э. Кратетом Малльским. В отличие от плоских карт, на глобусе нет искажений и разрывов, поэтому глобус удобен для получения общего представления о расположении материков и океанов.

Журнал — от французского слова «journal» — дневник, поденная запись. Связанное с этим термином слово «Jour» — «день» стало затем означать «ежедневное издание», «газета». Первое из этих значений перешло в русский язык и используется в словосочетании «классный журнал».

Этимология — раздел науки о языке, изучающий происхождение слов. Этимология изучает также все изменения, которые происходят в жизни слов. А изменения в языке происходят постоянно: появляются новые слова, новые значения у давно знакомых слов, а иногда даже и такое случается, что слово изменяет вдруг своё звучание. Например, слова пчела, бык и букашка произошли, оказывается, от одного и того же слова бучать. Сейчас это слово ушло из языка, всеми забылось, а когда-то оно было знакомо каждому и употреблялось в значении "жужжать", "гудеть". И сегодня никому не придёт в голову назвать быка, пчелу и букашку словами-родственниками, хотя этимологически это так и есть.

Некоторые слова изменили не звучание, а смысл. Например, словом гость мы называем сегодня человека, который пришёл нас навестить, а в давние времена так называли приезжего купца (это таких гостей в сказке А. Пушкина звал к себе царь Салтан).

Когда-то слово лихой имело значение "плохой", "дурной", а в наши дни оно употребляется в почти противоположном значении — "удалой", "смелый".

Ещё один пример. Сегодня у слова зараза есть 2 значения: оно обозначает ругательство, а также употребляется в значении "источник инфекционного заболевания". Но в конце XVIII века слово зараза употребляли для обозначения "прелести", "привлекательности".

Одним словом, очень интересная эта наука — этимология! И часто так бывает, что история происхождения какого-нибудь слова оказывается увлекательнее иной детективной истории.

О происхождении некоторых слов, а также устойчивых словосочетаний (они называются фразеологизмами) в нашем языке вы узнаете, прочитав следующие страницы.

Ладонь

У наших предков слово ладонь звучало когда-то совсем по-другому: долонь. И значение у слова было такое: обращенная к долу (то есть вниз, к земле) сторона руки. Со временем в слове долонь произошла перестановка звуков, и оно стало звучать иначе: лодонь. А затем (под влиянием господствующего в литературном языке аканья) безударная гласная о в слове перешла в а: ладонь. Так получилось современное написание и произношение этого знакомого всем нам слова.

Однако родственные слова до сих пор живут в языке в своём первоначальном виде: долина (низина), подол (низ одежды), Подольск (город в низине реки).

Зонтик

Всем знакомо и понятно это слово — казалось бы, оно самое что ни на есть обыкновенное. Но и у него есть интересная история.

Прибыло оно к нам из Голландии, совершив путешествие через 2 моря, вместе с самим зонтиком, который по-голландски называется "зоннедек", что значит "покрышка" или "закрытие от солнца". Но слово "зоннедек" оказалось крайне неудобно и непривычно для нашего произношения. Поэтому его начали переделывать на русский лад: стали произносить по образцу уже существующих в языке слов бантик, кантик.

Так из зоннедек получился зонтик. Получившееся слово даже стало вести свою самостоятельную жизнь. Когда хотят сказать о зонтике большого размера, то его изменяют опять же по образцу: бантик — бант, кантик — кант, зонтик — зонт. В итоге получилось слово зонт, как видите, ещё меньше похожее на заимствованное у голландцев зоннедек.

Карусель

Конечно, вы не раз катались на деревянных лошадках или в лодочках каруселей, но, наверное, не задумывались, почему, кроме обычных сидений, на карусели есть деревянные лошадки и лодочки? А лодочки и лошадки попали на карусель совсем не случайно.

Несколько столетий назад, в пору Средневековья, существовали пышные рыцарские праздники — турниры. Вооружённые рыцари, закованные в железо, верхом на могучих конях вступали в единоборство друг с другом. Часто такие рыцарские поединки заканчивались смертью, но в этом не видели ничего особенного, и даже не считали такой исход преступлением. Французский король Генрих II однажды тоже решил принять участие в рыцарском турнире и посостязаться со знаменитым рыцарем Монгомери в силе и ловкости. Турнир этот состоялся в 1559 году, и на нём король Генрих II был смертельно ранен. С тех пор рыцарские турниры были запрещены. Вместо них стали устраивать торжественные скачки по кругу. Такие скачки назвали "карусель" (от итальянских слов карола — хоровод и селла — седло), что буквально означает "хоровод в седле".

Самые блестящие карусели устраивали в Париже во времена царствования короля Людовика XIV. Перед королевским дворцом Тюильри проезжали пышно разодетые всадники со своими роскошными дамами. Они делились на партии, съезжались и разъезжались, образуя красивые фигуры.

Во времена французской революции 1789 года были изобретены более доступные для простого народа карусели — вертящиеся сооружения с лошадками и лодочками. В таком виде карусель сохранилась до наших дней.

Тянуть канитель

Когда мы что-то очень медленно делаем, про нас говорят: "Тянет канитель". Выражение это пришло из недалёкого прошлого, когда на Руси в рукоделии применялась для вышивания металлическая нить. Мастерам стоило большого труда вытягивать такую нить из раскалённой проволоки. Эта нить и называлась "канитель". Вышивать ею тоже было очень трудной, медленной и кропотливой работой. Тогда же и родилось выражение тянуть канитель. Теперь уже никто и не знает, как выглядела канитель, и не вышивают рукодельницы таким способом давно, а выражение в языке сохранилось.

Проще пареной репы

Репа — самый древний овощ на Руси. Наши предки любили и сырую, и варёную, и пареную репу. Блюдо из репы приготовить было быстро и очень легко. С тех пор и пошло выражение проще пареной репы. Так говорят о том, что просто сделать.

Прописать ижицу

Ижица — старинное название последней буквы древне-славянской азбуки.

Как же связана эта буква с угрозой наказания? Ведь прописать ижицу — значит "проучить, наказать", а также "сделать внушение кому-нибудь".

Возникло такое выражение в старой школярской среде, в бурсацком обиходе. А дело всё в том, что в древнесла-вянской азбуке были 3 очень коварные буквы: фита, ять и ижица — они стали символами трудности письма. Писались эти буквы в нескольких словах (или в нескольких десятках слов), которые надо было запомнить, заучить, зазубрить. "От фиты подвело животы", — говорили в старину ученики, овладевающие премудростями грамоты. Фитой назвали в ту пору школьного грамотея, заумника, неимоверными усилиями овладевшего сложными навыками. А о лодырях говорили так: "Фита да ижица — к ленивому плеть ближится". Прописать ижицу буквально значило "выпороть розгами за невыученное".

Любопытно, что и по своему внешнему изображению ижица напоминала перевёрнутый кнут или пучок розог. Отсюда, по всей вероятности, и возникло шутливо-ироническое прописать ижицу.

Со временем это выражение вышло за пределы школярского жаргона и приобрело более общее значение: "жестоко наказать кого-нибудь, проучить". Теперь оно обычно употребляется как выражение угрозы и является синонимом к фразеологизмам: показать, где раки зимуют; показать кузькину мать.

В ногах правды нет

"Садись, ведь в ногах правды нет", — так издавна говорят в русском народе.

Существуют разные версии происхождения этого выражения. Знаток народного языка и толкователь русских крылатых выражений, С. Максимов связывает словосочетание правда в ногах со средневековым судебным русским обычаем, который назывался правёж. Правёж — даже не суд, а скорее расправа с должником, при которой того били по босым ступням и пяткам или же заставляли стоять на снегу без сапог и лаптей. В то время и появились такие поговорки, как искать правду в ногах; душа согрешила, а ноги виноваты; дай срок, не сбей с ног и некоторые другие.

Со временем правёж ушёл в прошлое, но память о нём осталась в народной речи, в её живом употреблении, а выражение в ногах правды нет даже стало шутливым. Действительно, в старину человек, который пришёл в дом и стоял, переминаясь с ноги на ногу, не знал, с чего начать, напоминал должника на правеже. Вот тогда и приходила на выручку шутливая поговорка, которая приглашала гостя присесть и начать неторопливую беседу: садись, в ногах правды нет, то есть "нечего церемониться, сядем рядком да поговорим ладком". Многие привычные для нас выражения на самом деле связаны с древними и давно забытыми обычаями, поверьями и обрядами.

Корова и каравай

В глубокой древности слово для людей было не просто обозначением предметов и понятий — оно было символом. Люди были уверены, что слово обладает магической силой, что им можно и зло предотвратить, и удачу призвать. Хотите узнать, почему, например, мясо коровы мы не называем словом Коровина? И откуда вообще взялось слово говядина? И что общего у слова говядина со словом каравай?

В языке древних индоевропейцев для обозначения любого скота было одно слово — говядо. А слово корова имело смысл "рогатая говядо". И коров в те давние времена выращивали люди вовсе не для получения мяса и молока, а для жертвоприношений своим богам. И только когда люди стали употреблять в пищу коровье молоко, они заменили в ритуалах жертвоприношений реальное животное на выпеченную из теста рогатую фигуру — коровай. Считалось, что такая жертва должна принести счастье и благополучие, поэтому приговаривали так:

Как на наши именины
Испекли мы каравай!
Вот такой высоты!
Вот такой высоты!
Каравай, каравай,
Кого хочешь выбирай!

Теперь трудно и поверить, что слова корова и каравай вообще как-то связаны друг с другом. А на самом деле так от слова корова образовалось слово каравай.

Рукавицы, перчатки, варежки

Предполагают, что из всех перечисленных слов самым древним является рукавицы. На древность этого слова указывает его распространение во всех или почти во всех славянских языках — в польском, словацком, чешском, болгарском и сербохорватском.

Слово рукавица составлено из 2 корней: первый корень определить легко — это рука, второй — известен у нас в глаголе вить. Получается, рукавица — значит "обвивающая руку". Интересно, что во многих славянских языках существует слово ногавица — название для специальной одежды на ногу, то есть "обвивающая ногу". В словацком языке ногавицы — это "брюки, штаны", поляки и чехи называют ногавицами "штанины", в словенском языке ногавицы — это "чулки или носки". И в памятниках древнерусской письменности часто встречаются оба слова — ногавицы и рукавицы.

А вот со словом перчатки история другая. Сначала в языке использовалось словосочетание перстяные или перста-тые рукавицы (такое название можно найти в Смоленской грамоте 1229 года). Со временем словосочетание заменилось одним словом перчатки, но везде хорошо просматривается старый корень перст, то есть "палец". Перчатки — это рукавицы с перстами (с пальцами).

А вот по поводу происхождения слова варежки существует даже не одна версия. Например, М. Фасмер считал, что слово варежки и известное в русских говорах слово вареги образовались из сочетания варяжские рукавицы. Другая версия (закреплённая в Этимологическом словаре русского языка под редакцией Н. Шанского) рассказывает о том, что слова вареги и варежки производятся от древнерусских глаголов варити и варовати, употреблявшихся в значении "охранять, защищать". Но существует также и ещё более простое объяснение происхождения этих слов. Если обратиться к широкому кругу названий рукавиц, известных в областных русских говорах, то среди этих названий, оказывается, есть много слов, связанных с процессами обработки шерсти и изготовления рукавиц. Вот эти названия: вязанки, плетёнки, валеги (валеные рукавицы), катанки (катаные рукавицы). Сюда же относятся и вареги, варежки, образованные по названию процесса — варить (то есть кипятить). Дело в том, что готовые вязаные изделия из шерсти заваривали в кипятке, чтобы они стали более прочными и тёплыми. Получается, что варежки — это "варёные рукавицы". В словаре Даля приведена такая поговорка: "Нужда рукавицу с варьгой сроднила". Что она означает? Оказывается, в русском языке были широко распространены когда-то специальные названия для верхних рукавиц и для нижних. Конечно, чаще всего такие названия встречаются на Севере, на Урале и в Сибири — там, где нередко носят 2 пары рукавиц сразу. Существуют такие местные названия: вёрх-ницы, верхоньки, исподки. А в некоторых местностях рукавицами называют верхние кожаные или суконные рукавицы, а варьгами, варежками — нижние, вязаные. Отсюда, видимо, и выражение, записанное Далем.

Красный

В известной поговорке не красна изба углами, а красна пирогами прилагательное красный значит "хороший, приятный". А такие устаревшие выражения, как красная птица, красный зверь означают "лучшая птица" или "лучший зверь", то есть "самые хорошие и дорогие, предпочитаемые охотниками птица или зверь". Даль в своём словаре писал так: "Красная дичь, высокая, все виды бекасов, также козуля, лебедь, глухарь и прочие; красный зверь — это медведь, волк, лиса, рысь и прочие".

В современном русском языке сохранилось много свидетельств о древнем значении слова красный. Прежде всего это, конечно, постоянный эпитет в народнопоэтической речи: красна девица, песни слова красные. Красный здесь означает "красивый, прекрасный, приятный". В стихотворении Н. Некрасова "Крестьянские дети" есть строки, в которых слово красный употребляется в этом значении:

Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.

В старинных названиях красные ворота, красный угол прилагательное красный означает "разукрашенный" и "почётный, парадный". То же самое значение заключено и в собственных названиях Красное село и Красная площадь.

Значения "лучший, приятный", "красивый, украшенный" были самыми первыми значениями прилагательного красный.

Для обозначения цвета применялось совсем другое слово — червонный. Так было и в древнерусском языке, и в украинском, и в белорусском. И только с XVIII века в словарях русского языка появилось новое, цветовое значение прилагательного красный. Оно стало его основным значением. Древнее, первичное значение, сохраняется только в устойчивых выражениях и оборотах.

В XIX веке у прилагательного красный появилось ещё одно значение — "революционный". В названии Красное знамя оно распространилось в европейских языках во время революции 1848 года. Вскоре в этом значении слово прочно укрепилось и в русском языке.

Сейчас, в современном русском языке, прилагательное красный — не только очень выразительное, но и многозначное слово.

Пигалица

Что обозначает слово пигалица? У этого слова есть 2 значения. Пигалицей называют небольшую птичку, чибиса. Но пигалицей часто называют и человека небольшого роста, незаметного. Учёные считают, что это звукоподражательное слово — то есть оно возникло в языке как звукоподражание крику чибиса. А чибис кричит так: пи-ги, ки-ги!

Асфальт. Интересно, что означало это греческое слово, когда еще не было заасфальтированных тротуаров и шоссе. Откроем древнегреческий словарь. Первый слог а – отрицание. Существительное сфальма – падение, несчастье, неудача. Итак, основное значение плохое. Приставка же а превращает это слово в противоположность, придавая ему хорошее качество. Асфалейа означает: уверенность, надежность, безопасность. Именно таким словом асфальтос была названа в Древней Греции смола хвойных растений. От смолы и пошло название асфальт – просмоленная дорога.

Берёза. От слова белый в глубокой древности произошли слова "береза", "белье", "белка". Береза – дерево с белой корой; белка белая - разновидность белки очень редкой и дорогой породы получила имя по цвету меха; "бельё от белый" по типу "старьё от старый" исконно означало некрашеное белое полотно, затем бельё из этого полотна, затем бельё вообще.

Ерунда. Когда при Петре I в Россию прибыли первые судостроители, они разговаривали преимущественно по-немецки, сопровождая свои слова усиленной жестикуляцией, они объясняли устройство мачт, их установку, назначение, приговаривая при этом hier und da, что по-немецки означает тут и там. В русском произношении и осознании это превратилось в ерунду, которая обозначает нечто малопонятное и ненужное.

Затрапезное платье. Будничное, домашнее, повседневное. Затрапезом в прошлом веке называлась дешевая ткань – по фамилии Затрапезнова, на фабрике которого она выпускалась.

Неуклюжий. У некоторых русских писателей можно найти слово уклюжий

- ладный, складный: «Сами собой приходят ладные, уклюжие слова» ( А. Куприн). Писатели используют его из народных говоров. Происходит оно от древнего слова клюдь – порядок, краса.

Отсюда клюжий и уклюжий – красивый, статный; неуклюжий – неловкий, неизящный.

Нельзя. Что такое не – понятно, важно установить, что такое льзя. Оно некогда звучало льзъ и являлось дательным падежом от существительного льга – свобода. Следы существования слова льга мы видим в наших современных льгота, польза; отдельно оно уже не встречается.

Образование. Считают, что слово это - калька немецкого -картина, образ, а все слово значит-просвещение. Слово образование можно найти в церковных русских книгах уже в 17 веке, а в них немецкие влияния навряд ли могли проникнуть. Вероятнее, прямая связь со старославянским образовать –создать, составить, от славянского же образ – подобие.

Простить. Этимология этого слова может показаться неожиданной. Древнерусское простъ, соответствующее нашему простой, значило прямой, несогнутый. Простъ поэтому имело значение выпрямить, а затем- разрешить виноватому, согнувшемуся в извинительном поклоне, выпрямиться. Возглас «Прости меня!» значил поэтому: « Позволь мне поднять повинную голову, встать с колен…». Простить – значит освободить, сделать свободным.

Радуга.  Слово радуга фиксируется в словарях русского языка лишь начиная с 18 века. Это слово является по своему происхождению восточнославянским, образованным от прилагательного радъ в  значении веселый. Сначала слово радуга относилось к чему-то веселому, а позже – к блестящему, сверкающему. Связь значения слова радуга со значением веселый подтверждается и тем, что в некоторых областных говорах радугу называют веселка, веселуха.

Река. Одно из самых архаичных, древнейших слов нашего языка. Оно в родстве с древнеиндийским  rayas – поток, течение, с кельтским рэнос – река, из которого возникло географическое имя Рейн. Вероятно, в глубине веков река значило – бурный поток, стремнина.

Ребенок. Такое хорошее, милое слово, а по происхождению связано с отвратительным раб. В древнерусском робя значило маленький раб, дитя раба. Но раб, или роб, означало тогда – сирота. Постепенно робенок получило значение – просто дитя, а в ребенок оно превратилось под воздействием ассимиляции.

Сутки. Когда-то существовало суток – столкновение. Так именно, как встреча дня и ночи, их совокупность, и понималось первоначально это слово.

Чертеж. Слово это относится к числу исконно русских. Оно представляет собой старое производное слово от глагола чертить, который в праславянском языке имел значение резать, рубить что-либо. То есть первоначально чертеж – это прорезать, нарезка, зарубка, а также лесная просека.

В знакомом нам смысле: «изображение каких-либо объектов на бумаге, план чего-либо» слово чертеж употребляется в русском языке давно. По крайней мере с 16 века.

Прощай! Означает "прощай мне все обиды, ты меня больше не увидишь". Имеется в виду, что эта встреча была последней на этом свете, а потому вступает в действие обычай предсмертного прощения, отпущения грехов. Французы и итальянцы в этом случае говорят "до Бога!" (соответственно "адье" и "аддио").

Слишком от "слишком", то есть "с лихом". Все, что сверх меры, считалось худом, злом, лихом. От "лихо" также: "излишек", "лишнее".

Гореть. Буквально: "восходить вверх". В старину вместо "вверх" говорили "горе". Отсюда и "горница" (светлая комната наверху).

Хороший. Буквально: "угодный Хоросу". Похожим образом образуются слова и в других языках. В английском "гуд" – хороший созвучное "год" – бог. То же самое и в немецком: "гут" – хороший и "гот" – бог.

Ведьма. Буквально: "та, что ведает". Ведьме доступны знания, неведомые другим. От этой же основы "ведать" происходит название Вед, священных книг ведической религии.

Гарнир буквально означает "украшение". Французское "гарнир" означает "украшать". Оно родственно латинскому "орнамент" и украинскому "гарний" – красивый. Одним из первых слово "гарнир" в его нынешнем значении использовал Н. В. Гоголь. В "Мертвых душах" читаем: "... гарниру, гарниру всякого побольше ... А в обкладку к осетру подпусти свеклу звездочкой".

Месяц. Для отсчета времен и в древности служил и смены лунных фаз. Луну русские называли также месяцем. Перейдя к солнечному летоисчислению, славяне не отказались от привычного слова "месяц", а стали называть им 1/12 часть года. В одном из своих стихотворений М. Ю.Лермонтов пишет:

Шесть раз менялася луна;
Давно окончена война...

В этом "менялася луна" вместо "прошел месяц" отголосок былого, лунного летоисчисления, унаследованного мусульманским миром.

Также вспоминается английское Moon Луна и month месяц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В начале было слово... Предметная неделя русского языка и литературы, посвященная Дню памяти А.С. Пушкина и Международному дню родного языка. ЦДО, 2016

Викторина по русскому языку для 10-11 классов

«Занимательная грамматика»

 

Цель проведения викторины: развивать предметные компетенции и творческие способности обучающихся, воспитывать интерес к изучению русского языка.   

Правила участия в викторине.   

В викторине - 15 вопросов. За каждый правильный ответ - 1 балл. За вопросы отмеченные * - 2 балла. Максимальное количество баллов - 20.   

 

Задания викторины

 

Вопрос 1. Перестановка в слове.    Приходилось ли вам разгадывать анаграммы? Анаграмма – слово, образованное путём перестановки из всех букв исходного слова. Отгадай пару слов в анаграмме: Под седоком я мчусь как птица. Но справа буква лишь одна на левый край переместится, вмиг превращусь я в грызуна.   

 

Вопрос 2. Во времена А. С. Пушкина ударение в некоторых словах отличалось от современного образца. Найдите это слово и запишите его.   

Полна народу зала; // Музыка уж греметь устала…   

 

Вопрос 3 *. Загадочный доктор.    В первой четверти 19 века жил в Москве немец Христиан Иванович. Был он    человеком известным и уважаемым. Опытный врач, лейб – медик императора Александра I, профессор Московского университета, почётный член Петербургской академии наук. В 1828 году он открыл «Заведение искусственных минеральных вод». Со всей Москвы съезжались к нему князья, графы, старые барыни. Им он прописывал минеральные воды и обязательную прогулку в качестве радикального средства от болезни. По нескольку часов пациенты бродили по тропинкам парка в его лечебнице. В глазах простого люда, жившего неподалёку и наблюдавшего эту картину изо дня в день, всё это выглядело бесполезным времяпрепровождением. И они стали называть господ, шатающихся без дела, по фамилии врача – немца. Сейчас мы этим словом называем ленивых бездельников. Назовите фамилию доктора.   

 

Вопрос 4. Все мы знаем, что русский язык – развивающееся явление. В нём с завидной регулярностью возникали, возникают и будут возникать новые слова. Мы обратим свой взор на неологизмы начала 21 века. По лексическому значению догадайтесь, о каких словах идёт речь.    

Человек, ведущий сетевой журнал или дневник событий - ... .

Форма времяпрепровождения в виде посещения магазинов - ... .

Автопортрет, снимок самого себя на фотокамеру - ....   

 

Вопрос 5 *. Подберите к словам антонимы так, чтобы первые буквы составили слово.        широкий –        твёрдый –        старый –        скучный –        дробный –        неряшливый –    Впишите ответы в поле столбцом.   

 

Вопрос 6. В других языках, так же как и в русском языке, есть устойчивые выражения. Установите русское соответствие данному выражению из других языков.    В английском это выражение будет звучать как "похожи как две горошины в стручке", в немецком: "похожи как одно яйцо на другое". А какое выражение будет соответствовать в русском языке?   

Вопрос 7*. Весёлый художник изобразил на рисунке фразеологизм.    Назовите его.  

https://lh6.googleusercontent.com/RXw2a6ylm-PU3DJXM8XfwmLKAgofygZSDr2P6w9Wv_lddShEZl9bi8hoQn1n3Jvo3gg-rLehxw

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 8. О чем идет речь?    Его вешают, приходя в уныние, всюду суют, вмешиваясь не в свое дело, им клюют, его задирают, на нем ставят зарубки.   

 

Вопрос 9*. Мудрое изречение.    Китайский мудрец Лао-Цзы говорил: «Ловушка нужна, чтобы поймать зайца: когда заяц пойман, про ловушку забывают. ОНИ нужны, чтобы поймать мысль: когда мысль поймана, про НИХ забывают». Назовите ИХ.  

 

Вопрос 10. Однажды на Руси ...    17 октября на Руси — День святых Кузьмы и Демьяна. Хозяева рассчитывались с работниками. Полностью расчеты сельских богатеев с батраками заканчивались 26 ноября, в день святого Егория. Что означали на Руси глаголы, образованные в связи с этим событием, - "подкузьмить" и "объегорить"?   

 

Вопрос 11. Переведи...    На языке коми «син» — глаз; «лыс» — хвоя. Переведите на русский язык с языка коми слово «синлыс».   

 

Вопрос 12. Проверь-ка!    Сколько ошибок в предложении:

ЦИГАН КУПИЛ КРАСОФКИ?      1        2        3        4   

 

Вопрос 13. Шифровка.    Составьте слово, переставив буквы: КЛЕРОЗА, БАДУСЬ, РВАНЬЯ, ЛАУЦИ.   

 

Вопрос 14*. Объясните смысл пословицы.  У него слово слову костыль подаёт.   

 

Вопрос 15.    Какой фразеологизм изображён на картинке?   

 

https://lh3.googleusercontent.com/cZ61LzgLhjdlIM4gwsauwPTexdTVtSZNynqAcKo9-uL85Q08EbZzaQItEG7_OLyi7rOhMEk-OQ

 

 

 

 

 

Приложение.   

Ответы

1.                 Рысак — крыса.       

2.                 Музыка.       

3.                 Лодырь.       

4.                 Блоггер, шоппинг, селфи.       

5.                 Узкий,    мягкий,    интересный,    новый,    целый,    аккуратный.   Умница.       

6.                 Похожи как две капли воды.       

7.                 Козел отпущения.       

8.                 Нос.       

9.                 Слова.       

10.             Обмануть.       

11.             Ресницы.       

12.             4 ошибки.       

13.             Зеркало, судьба, январь, улица.        

14.             Человек с трудом выражает свои мысли, у него бедный словарный запас.    

15.             Собака на сене.   

Литература:

1. Мордас Е. М. Русский язык. Литература. 5-11 классы: уроки-путешествия, ролевые игры, тематические тесты, викторины. - Волгоград: «Учитель», 2011.  

2. Шаульская Н. А. Интеллектуальные игры для школьников. Русский язык и литература. - Ростов на/Дону: Феникс, 2016.

 

 

 

 

https://www.abcfact.ru/upload/001/u107/a/c/image.jpg

 

 

 

 


Писала обо всем, что знала.

О том, что и пережила!
Слов Анна долго не искала.
Их Муза посылала? Да!

Слова бежали вереницей...
Отточены были, легки!
Ложились в вечность на страницы,
Слова и мысли, что пришли.

Училась языку ты, Анна,
У Пушкина, даже других;
Кто русский на века прославил,
Оттачивая рифмой стих.

Души коснулась женской так ты,
Что по сю пОру дрожь бежит...
Любовь и ревность, пламя страсти -
Всё есть в стихах! Читайте их!

Война и тяготы Отчизны,
Репрессий жёсткая рука -
Не проходили мимо. Мимо
Летели только облака!

Истошный крик подбитой птицы
Порою слышался в стихах.
Тональность "Реквиема" близкой,
Хоть я живу в других веках.

Была то близкой, то далёкой,
Но для меня всегда родной.
Возможно, часто одинокой,
А для кого-то и чужой!

Мне дорога такая Анна,
Что сердцевиной чувств жила!
Средь женщин есть Поэты? Как же!
Одна из лучших Анна? Да!

 

Вера Ступина


https://lh3.googleusercontent.com/-kv2kwgtiGrw/UM8ZAtu55fI/AAAAAAAABws/2OlqnWFxUR0/s800/m_together.jpg

 

Анна Ахматова

Мы не умеем прощаться, -
Всё бродим плечо к плечу.
Уже начинает смеркаться,
Ты задумчив, а я молчу.

В церковь войдём, увидим
Отпеванье, крестины, брак,
Не взглянув друг на друга выйдем...
Отчего всё у нас не так?

Или сядем на снег примятый
На кладбище, легко вздохнём,
И ты палкой чертишь палаты,
Где мы будем всегда вдвоём.

 

 

https://img-fotki.yandex.ru/get/15559/19184259.c/0_94b6a_9515990b_XXL.jpg

Анна Ахматова

Словно ангел, возмутивший воду,
Ты взглянул тогда в мое лицо,
Возвратил и силу и свободу,
А на память чуда взял кольцо.
Мой румянец жаркий и недужный
Стерла богомольная печаль.
Памятным мне будет месяц вьюжный,
Северный встревоженный февраль.


 

Интересные задания по русскому языку для учащихся

Интересные задания по русскому языку для учащихся

Лингвистическая задача №3 (Спрятавшиеся слова)

Лингвистическая задача №3 (Спрятавшиеся слова)

Чебурашка И. Отошкат 10

Чебурашка И. Отошкат 10

Задача №7 (Оглянись!) Все слова, здесь представленные, встречались вам в ходе выполнения олимпиады

Задача №7 (Оглянись!) Все слова, здесь представленные, встречались вам в ходе выполнения олимпиады

Отмухиваюсь Д. Кузов 6

Отмухиваюсь Д. Кузов 6

В) В языкознании возникновение нового выражения или формы путём объединения элементов двух выражений или форм, чем-то сходных

В) В языкознании возникновение нового выражения или формы путём объединения элементов двух выражений или форм, чем-то сходных

Азбука . В древнерусском языке первая буква алфавита называлась «аз», вторая — «буки»

Азбука . В древнерусском языке первая буква алфавита называлась «аз», вторая — «буки»

Геометрия — это слово заимствовано из латинского языка, где «geometria» — «землемерие», но оно давно утратило реальную связь с землей, осталась только этимологическая

Геометрия — это слово заимствовано из латинского языка, где «geometria» — «землемерие», но оно давно утратило реальную связь с землей, осталась только этимологическая

Прибыло оно к нам из Голландии, совершив путешествие через 2 моря, вместе с самим зонтиком, который по-голландски называется "зоннедек", что значит "покрышка" или "закрытие от…

Прибыло оно к нам из Голландии, совершив путешествие через 2 моря, вместе с самим зонтиком, который по-голландски называется "зоннедек", что значит "покрышка" или "закрытие от…

Прописать ижицу Ижица — старинное название последней буквы древне-славянской азбуки

Прописать ижицу Ижица — старинное название последней буквы древне-славянской азбуки

В языке древних индоевропейцев для обозначения любого скота было одно слово — говядо

В языке древних индоевропейцев для обозначения любого скота было одно слово — говядо

Отсюда, видимо, и выражение, записанное

Отсюда, видимо, и выражение, записанное

Древней Греции смола хвойных растений

Древней Греции смола хвойных растений

Сутки. Когда-то существовало суток – столкновение

Сутки. Когда-то существовало суток – столкновение

Викторина по русскому языку для 10-11 классов «Занимательная грамматика»

Викторина по русскому языку для 10-11 классов «Занимательная грамматика»

Полна народу зала; // Музыка уж греметь устала …

Полна народу зала; // Музыка уж греметь устала …

Вопрос 10. Однажды на Руси ..

Вопрос 10. Однажды на Руси ..

Писала обо всем, что знала.

Писала обо всем, что знала.

Анна Ахматова Мы не умеем прощаться, -

Анна Ахматова Мы не умеем прощаться, -

Анна Ахматова Словно ангел, возмутивший воду,

Анна Ахматова Словно ангел, возмутивший воду,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2020