Русский язык 4 класс "Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?"
Оценка 4.9

Русский язык 4 класс "Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
03.01.2023
Русский язык 4 класс "Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?"
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
русский 4 класс.docx

Конспект урока русского языка по теме: Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?

 

          Урок проводится в рамках учебного предмета «Русский язык» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данная тема включена в раздел «Название признаков» и рассматривает вопросы по знакомству со словами, обозначающими признаки предмета, о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов, о распознавании и употреблении слов – признаков в речи. Урок  находится в связи с предыдущими уроками «Русского языка» и во взаимосвязи с уроками чтения, мира природы и человека, речевой практики, математики. Все знания учащихся, получаемые ими, в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать нормы общения.

Тип урокаУрок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Цель: познакомить обучающихся с признаками предметов и их ролью в нашей речи.

Задачи:

Образовательные

     - познакомить со словами, обозначающими признаки предметов.

Коррекционные

- развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное;

- развивать умение взаимоконтроля при проверке самостоятельно выполненных заданий.

 Воспитательные

- воспитывать усидчивость, интерес к знаниям, опираясь на занимательный материал, аккуратность в работе.

Личностные результаты:
     - умение работать с информацией, представленной в разных формах;
     - способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
     - умение планировать, контролировать и оценивать свою деятельность под руководством учителя;
     - установки на наличие мотивации к работе на результат.    
Предметные результаты:
     - усвоить первоначальные сведения о
словах, обозначающих признаки предмета;
     - делать выводы из полученных результатов;
     - обогащать речь словами, обозначающие признаки предметов;

- уметь находить слова, обозначающие признаки предметов, ставить к ним вопросы;

- уметь правильно изменять слова, обозначающие признаки по родам, согласуя слова признаки со словами предметами;

- закрепить понятия о словах, обозначающих предметы;

- уметь  выделять названия признаков устно по вопросам, а на письме - волнистой линией;

- уметь употреблять слова, обозначающих названия признаков.
БУД    
Регулятивные:
- определять цель деятельности на уроке;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
- планировать своё высказывание, используя необходимые средства;
- формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные:
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- находить ответы на поставленные вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на уроке.
Коммуникативные:
- включаться в диалог с учителем и сверстниками;
- владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Личностные:
- формировать положительное отношение к обучению, умение самостоятельно выполнять учебные задания;
- воспитывать интерес к изучению русского языка.

         В целях решения поставленных задач используются  современные методы обучения: частично-поисковый (эвристический), объяснительно – иллюстративный, репродуктивный; технологии обучения: информационно-коммуникативные, технология проблемного (развивающего) обучения (рефлексия, эксперимент, подведение итогов), здоровьесберегающая, технология уровневой дифференциации.

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.

Оборудование и средства обучения: картинки – огурца, малины, спортсменов, смелой девочки, дружных ребят; словарное слово – огромный, картинки по профилактике простудных заболеваний. Медиапроектор, ноутбук, экран, доска, мел, указка, учебники, сигнальные карточки. Презентация.

 

Технологическая карта урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Мотивация к учебной деятельности.

Цель: мотивирование  учащихся к учебной деятельности посредством анализа высказывания.

 

- Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите чувство уверенности в том, что сегодня у вас всё получится. Поддержите друг друга перед предстоящей работой, опустите ладошки. Улыбнитесь друг другу и подарите тепло, свет, и хорошее настроение.

 

-Что вы подарили друг другу?

 

- Выполните рапорт.

- Какое сегодня число?

- Какой день недели?

- Какое время года на улице?

- Кто отсутствует на уроке?

- Кто дежурный?

 

- Ребята, а что нужно соблюдать ранней весной – когда то тепло, то холодно?

- На доске размещены картинки по профилактике простудных заболеваний. Рассмотрите картинки. Прочитайте правила  и запомните их.

- Картинки переворачиваю. Вам нужно вспомнить и назвать  правила профилактики простудных заболеваний и перевернуть нужную картинку.

- Данные правила помните и соблюдайте, чтобы быть здоровыми.

Работа в парах.

Создание положительного эмоционального настроя.

 

 

 

 

Уверенность, поддержку.

 

Дети выполняют рапорт: сегодня …марта, день недели …, время года весна, на уроке отсутствуют …, дежурный ….

 

 

 

 

Профилактику простудных заболеваний.

 

Дети рассматривают, читают и объясняют правила  профилактики простудных заболеваний.

 

Называют правило и открывают картинку (коррекционная технология, технология обучения ЗОЖ).

Актуализация и пробное учебное действие. 

Цель: актуализация  знаний и  изученных способов действий.

- Ребята, я буду читать стихотворение «Веселый урок» и показывать картинки предметов, а вы постарайтесь запомнить данное стихотворение.

Мы предметы различаем

И слова к ним подбираем.

Этот- длинный.

Эта- спелая.

Этот- сильный.

Эта – смелая.

Эти- честные и дружные.

Все слова такие нужные!

 

Мы назвали слова, как они называются?

- Поставьте к ним вопросы.

Дети слушают и запоминают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слова – признаки.

Какой, какая, какие.

Выявление места и причин затруднения.

Цель: создание  усло-

вий для проведения учащимися подроб-

ного анализа своих действий; организация  выявления  и фиксации учащимися места и причины затруднения.

- Подберите как можно больше названий предметов к данным признакам (слова признаки на слайде).

- Подберите вопросы к словам признакам.

Сильный ветер, сильная рука, сильное течение, сильные спортсмены.

 

Ветер какой, рука какая, течение какое, спортсмены какие.

 

Построение места и причины затруднения.

Цель: формулирование  конкретной  цели, составление  плана будущих учебных действий.

- Сформулируйте  тему сегодняшнего урока?

- Что мы сегодня должны сделать на уроке, чему должны научиться?

Сегодня на уроке мы будем учиться определять признаки предметов по вопросам: Какой? Какая? Какое? Какие?, подбирать слова – признаки к словам – предметам, узнаем для чего нужны слова – признаки, выделять слова – признаки устно и письменно.

 

 

Реализация построенного проекта.

Цель: фиксация преодоления  возникшего затруднения.

- Чтобы начать работать, выполним нейропсихологическое упражнение: одной рукой стучим, другой гладим (по столу).

Приготовили карандаши, поставили между указательным и средним пальцами и пошли пальцами от края стола до края стола.

Взяли ручки правильно, поставили на локоток. Подняли указательный палец, опустили; убрали большой, подставили; убрали средний, подставили.

- Записываем в тетрадях число, классная работа.

 

- Прочитайте описание лесного жителя.

У него длинные уши, короткий хвост и пушистая серая шёрстка.

—Назовите первый звук? Дайте ему характеристику

- Докажите, что он согласный.

 

- Докажите, что звук звонкий.

 

- Докажите, что он твёрдый.

 

 

- Пропишите Букву Зз в тетрадях.

 

-Ребята, как вы думаете какой заяц? Чтобы отгадать, надо числа поставить по порядку.

5

1

2

6

7

8

3

4

М

О

Г

Н

Ы

Й

Р

О

- Хором читаем, по одному.

 

- Сколько слогов? Почему?

 

- Назовите ударные и безударные гласные. 

 

 

- Как вы думаете, какую безударную гласную  надо запомнить?

- Что значит слово «огромный»? 

- Составьте устно предложение с этим словом.

- Поставьте вопрос к этому слову.

Вывод: Что означает это слово.

- Прописываем слово с новой рабочей строки с маленькой буквы до конца строки.

-Выпишите из предложения (У него длинные уши, короткий хвост и пушистая серая шёрстка.)  все слова предметы со словами признаками. 

- Меняемся тетрадями с соседом по парте, проверяем по слайду, ставим на полях +, если всё верно написано, если есть ошибки помогите исправить.

-Подберите к признакам предметов вопросы. Подчеркните признаки волнистой линией.

 

- Для чего нужны слова признаки?

 

- Я показываю карточки, а вы должны выполнить задание от зайца.

Красный – сядь,

Желтый – встань,

Зеленый – прыгай.

Физпауза для глаз.

Пальчиковая гимнастика

Дети выполняют упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети записывают в тетрадях число и классная работа.

 

 

Это заяц!

 

Первый звук [з], согласный, твёрдый, звонкий.

Воздух выходит изо рта и встречает преграду, язык. Значит звук согласный.

Руку кладём на горлышко, горлышко работает, звук звонкий.

После звука [з] слышится звук [а] под ударением, на письме будем писать после буквы з  букву а.

Дети прописывают букву Зз по образцу.

 

Отгадывают словарное слово (работа со словарным словом).

 

 

 

Дети читают словарное слово хором по слогам, по одному.

В слове огромный три слога, так как три гласных буквы – о, о, ы.

Ударная гласная – буква о во втором слоге. Безударные – о в первом слоге, ы в третьем слоге.

Первую гласную о.

 

Очень большой.

Дети составляют предложения.

Какой? огромный.

Признак предмета.

Слабые  прописывают по образцу, сильные самостоятельно.

Дети выписывают слова в тетрадь.

 

 

 

Дети проверяют.

 

 

 

Какие? длинные, какой? короткий, какая? пушистая, серая. Подчёркивают слова – признаки волнистой линией.

Чтобы речь была красивой и понятной окружающим.

Дети выполняют упражнения. (динамическая пауза).

 

 

Выполняют упражнения для глаз (зрительная гимнастика).

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: создание  условий для составления рассказа.

- Открываем учебники на  странице 27 и смотрим  упражнение № 2.

- Рассмотрите предметы, изображённые на картинке.

- Назовите их, одним словом.

- Подберите к названиям предметов названия признаков.

- Запишите по образцу

Лопата (какая?) совковая.

Шило (какое?) острое.

Грабли (какие?) старые.

Топор (какой?) тяжёлый.

Пила (какая?) электрическая.

 

- Ребята, как называются слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

 

 

Рассматривают предметы.

 

Инструменты.

 

 

Сильный ученик работает у доски, остальные в тетрадях. Более сильные ученики записывают 5 словосочетаний, слабые - 3 словосочетания. Кто работает у доски, тот пишет 5 словосочетаний и добавляет своё словосочетание (молоток железный).

Слова – признаки.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: организация самостоятельного  выполнения учащимися типовых заданий на применение полученных знаний; проверка уровня усвоения нового материала.

- Ребята, я буду произносить слова и показывать на слайде, а вы должны определить какое слово лишнее и почему?

Голубой, шарфик, розовый.

 

 

Красивый, хороший, белая.

 

Круглые, красные, каменная.

 

Дидактическая игра «Третий лишний»

 

 

Слово шарфик лишнее, так как отвечает на вопрос что? И является словом – предметом.

Слово белая лишнее, потому что женского рода, остальные слова мужского рода.

Слово каменная лишнее, потому что обозначает единственное число, остальные – множественное число.

Включение в систему знаний и повторение.

Цель: включение новых  знаний в систему, повторение   и закрепление  ранее изученного.

-А сейчас делимся на 2 группы (по степени обученности). Нужно попробовать продукты, отгадать, что это было и к каждому подобрать вопрос и выбрать карточку с подходящими словами признаками.

Карточки:

Какой? Белый, сладкий, твёрдый, кубический.

Какое? Круглое, румяное, сладкое.

Какая? Зелёная, овальная, сочная.

- Молодцы! С заданием справились.

- А сейчас разберём домашнее задание: стр. 27 упражнение 4.

 

Проводят эксперимент  

Дети пробуют нарезанные кусочками яблоко, грушу и сахар. Слабая группа подбирает признаки по карточкам, а сильной группе выдаётся карточка с признаками яблока и груши, а к слову сахар надо самостоятельно подобрать слова признаки.

 

 

Дети разбирают домашнее задание  вместе с учителем и записывают номер упражнение в дневник.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: организация самооценки учениками  учебной деятельности; фиксация затруднения    и способы их преодоления.

 

- Ребята покажите с помощью карточек всё ли понятно было на уроке.

 

 

 

- Над какой темой мы работали сегодня на уроке?

- На какие вопросы отвечают названия признаков?

- А зачем нам нужны слова признаки?

 

- Какие задания выполняли?

- Какое задание понравилось?

-Какое задание оказалось трудным?

- Урок был какой?

- Молодцы!

- Ребята, что вы поставите себе за урок. Обоснуйте свою оценку. Комментирование оценок учителем.

 

- Спасибо за урок.

Рефлексия

Дети показывают: зелёная карточка – всё понятно, жёлтая карточка – остались нерешённые вопросы, не до конца поняли тему, красная карточка – ничего не понятно, урок был не интересный.

Учились по вопросам определять слова признаки.

Какой? Какая? Какое? Какие?

 

Чтобы речь была красивой и понятной окружающим.

Дети отвечают.

 

 

Интересный, крутой, познавательный, увлекательный, замечательный, ….

 

Самооценки за урок с комментированием. Выставляют себе оценку и доказывают аличие мотивации деятельности детей на следующий урок).

 

Учебно – методическая литература:

1. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 2/ Э. В. Якубовская, Я. В. Коршунова.  - М.: Просвещение, 2018. – 96 с.: ил.

 


 

Конспект урока русского языка по теме:

Конспект урока русского языка по теме:

БУД Регулятивные: - определять цель деятельности на уроке; - выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме; - планировать…

БУД Регулятивные: - определять цель деятельности на уроке; - выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме; - планировать…

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная

Картинки переворачиваю. Вам нужно вспомнить и назвать правила профилактики простудных заболеваний и перевернуть нужную картинку

Картинки переворачиваю. Вам нужно вспомнить и назвать правила профилактики простудных заболеваний и перевернуть нужную картинку

Подберите как можно больше названий предметов к данным признакам (слова признаки на слайде)

Подберите как можно больше названий предметов к данным признакам (слова признаки на слайде)

Назовите первый звук? Дайте ему характеристику -

Назовите первый звук? Дайте ему характеристику -

Прописываем слово с новой рабочей строки с маленькой буквы до конца строки

Прописываем слово с новой рабочей строки с маленькой буквы до конца строки

Лопата (какая?) совковая. Шило (какое?) острое

Лопата (какая?) совковая. Шило (какое?) острое

А сейчас делимся на 2 группы ( по степени обученности)

А сейчас делимся на 2 группы ( по степени обученности)

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Рефлексия учебной деятельности на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.01.2023