Конспект урока русского языка по теме: Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?
Урок проводится в рамках учебного предмета «Русский язык» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данная тема включена в раздел «Название признаков» и рассматривает вопросы по знакомству со словами, обозначающими признаки предмета, о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов, о распознавании и употреблении слов – признаков в речи. Урок находится в связи с предыдущими уроками «Русского языка» и во взаимосвязи с уроками чтения, мира природы и человека, речевой практики, математики. Все знания учащихся, получаемые ими, в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать нормы общения.
Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Цель: познакомить обучающихся с признаками предметов и их ролью в нашей речи.
Задачи:
Образовательные
- познакомить со словами, обозначающими признаки предметов.
Коррекционные
- развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное;
- развивать умение взаимоконтроля при проверке самостоятельно выполненных заданий.
Воспитательные
- воспитывать усидчивость, интерес к знаниям, опираясь на занимательный материал, аккуратность в работе.
Личностные результаты:
- умение работать с информацией, представленной в разных формах;
- способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном
сотрудничестве;
- умение планировать, контролировать и оценивать свою деятельность под
руководством учителя;
- установки на наличие мотивации к работе на результат.
Предметные результаты:
- усвоить первоначальные сведения о словах, обозначающих признаки предмета;
- делать выводы из полученных результатов;
- обогащать речь словами, обозначающие
признаки предметов;
- уметь находить слова, обозначающие признаки предметов, ставить к ним вопросы;
- уметь правильно изменять слова, обозначающие признаки по родам, согласуя слова признаки со словами предметами;
- закрепить понятия о словах, обозначающих предметы;
- уметь выделять названия признаков устно по вопросам, а на письме - волнистой линией;
- уметь употреблять слова,
обозначающих названия признаков.
БУД
Регулятивные:
- определять цель деятельности на уроке;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг
неизвестного по изучаемой теме;
- планировать своё высказывание, используя необходимые средства;
- формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные:
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для
решения учебных задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
- находить ответы на поставленные вопросы, используя свой жизненный опыт и
знания, полученные на уроке.
Коммуникативные:
- включаться в диалог с учителем и сверстниками;
- владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь.
Личностные:
- формировать положительное отношение к обучению, умение самостоятельно
выполнять учебные задания;
- воспитывать интерес к изучению русского языка.
В целях решения поставленных задач используются современные методы обучения: частично-поисковый (эвристический), объяснительно – иллюстративный, репродуктивный; технологии обучения: информационно-коммуникативные, технология проблемного (развивающего) обучения (рефлексия, эксперимент, подведение итогов), здоровьесберегающая, технология уровневой дифференциации.
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.
Оборудование и средства обучения: картинки – огурца, малины, спортсменов, смелой девочки, дружных ребят; словарное слово – огромный, картинки по профилактике простудных заболеваний. Медиапроектор, ноутбук, экран, доска, мел, указка, учебники, сигнальные карточки. Презентация.
Технологическая карта урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность детей |
||||||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности. Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством анализа высказывания.
|
- Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите чувство уверенности в том, что сегодня у вас всё получится. Поддержите друг друга перед предстоящей работой, опустите ладошки. Улыбнитесь друг другу и подарите тепло, свет, и хорошее настроение.
-Что вы подарили друг другу?
- Выполните рапорт. - Какое сегодня число? - Какой день недели? - Какое время года на улице? - Кто отсутствует на уроке? - Кто дежурный?
- Ребята, а что нужно соблюдать ранней весной – когда то тепло, то холодно? - На доске размещены картинки по профилактике простудных заболеваний. Рассмотрите картинки. Прочитайте правила и запомните их. - Картинки переворачиваю. Вам нужно вспомнить и назвать правила профилактики простудных заболеваний и перевернуть нужную картинку. - Данные правила помните и соблюдайте, чтобы быть здоровыми. |
Работа в парах. Создание положительного эмоционального настроя.
Уверенность, поддержку.
Дети выполняют рапорт: сегодня …марта, день недели …, время года весна, на уроке отсутствуют …, дежурный ….
Профилактику простудных заболеваний.
Дети рассматривают, читают и объясняют правила профилактики простудных заболеваний.
Называют правило и открывают картинку (коррекционная технология, технология обучения ЗОЖ). |
||||||||||||||||
Актуализация и пробное учебное действие. Цель: актуализация знаний и изученных способов действий. |
- Ребята, я буду читать стихотворение «Веселый урок» и показывать картинки предметов, а вы постарайтесь запомнить данное стихотворение. Мы предметы различаем И слова к ним подбираем. Этот- длинный. Эта- спелая. Этот- сильный. Эта – смелая. Эти- честные и дружные. Все слова такие нужные!
Мы назвали слова, как они называются? - Поставьте к ним вопросы. |
Дети слушают и запоминают.
Слова – признаки. Какой, какая, какие. |
||||||||||||||||
Выявление места и причин затруднения. Цель: создание усло- вий для проведения учащимися подроб- ного анализа своих действий; организация выявления и фиксации учащимися места и причины затруднения. |
- Подберите как можно больше названий предметов к данным признакам (слова признаки на слайде). - Подберите вопросы к словам признакам. |
Сильный ветер, сильная рука, сильное течение, сильные спортсмены.
Ветер какой, рука какая, течение какое, спортсмены какие.
|
||||||||||||||||
Построение места и причины затруднения. Цель: формулирование конкретной цели, составление плана будущих учебных действий. |
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока? - Что мы сегодня должны сделать на уроке, чему должны научиться? |
Сегодня на уроке мы будем учиться определять признаки предметов по вопросам: Какой? Какая? Какое? Какие?, подбирать слова – признаки к словам – предметам, узнаем для чего нужны слова – признаки, выделять слова – признаки устно и письменно.
|
||||||||||||||||
Реализация построенного проекта. Цель: фиксация преодоления возникшего затруднения. |
- Чтобы начать работать, выполним нейропсихологическое упражнение: одной рукой стучим, другой гладим (по столу). Приготовили карандаши, поставили между указательным и средним пальцами и пошли пальцами от края стола до края стола. Взяли ручки правильно, поставили на локоток. Подняли указательный палец, опустили; убрали большой, подставили; убрали средний, подставили. - Записываем в тетрадях число, классная работа.
- Прочитайте описание лесного жителя. У него длинные уши, короткий хвост и пушистая серая шёрстка. —Назовите первый звук? Дайте ему характеристику - Докажите, что он согласный.
- Докажите, что звук звонкий.
- Докажите, что он твёрдый.
- Пропишите Букву Зз в тетрадях.
-Ребята, как вы думаете какой заяц? Чтобы отгадать, надо числа поставить по порядку.
- Хором читаем, по одному.
- Сколько слогов? Почему?
- Назовите ударные и безударные гласные.
- Как вы думаете, какую безударную гласную надо запомнить? - Что значит слово «огромный»? - Составьте устно предложение с этим словом. - Поставьте вопрос к этому слову. Вывод: Что означает это слово. - Прописываем слово с новой рабочей строки с маленькой буквы до конца строки. -Выпишите из предложения (У него длинные уши, короткий хвост и пушистая серая шёрстка.) все слова предметы со словами признаками. - Меняемся тетрадями с соседом по парте, проверяем по слайду, ставим на полях +, если всё верно написано, если есть ошибки помогите исправить. -Подберите к признакам предметов вопросы. Подчеркните признаки волнистой линией.
- Для чего нужны слова признаки?
- Я показываю карточки, а вы должны выполнить задание от зайца. Красный – сядь, Желтый – встань, Зеленый – прыгай. Физпауза для глаз. |
Пальчиковая гимнастика Дети выполняют упражнения.
Дети записывают в тетрадях число и классная работа.
Это заяц!
Первый звук [з], согласный, твёрдый, звонкий. Воздух выходит изо рта и встречает преграду, язык. Значит звук согласный. Руку кладём на горлышко, горлышко работает, звук звонкий. После звука [з] слышится звук [а] под ударением, на письме будем писать после буквы з букву а. Дети прописывают букву Зз по образцу.
Отгадывают словарное слово (работа со словарным словом).
Дети читают словарное слово хором по слогам, по одному. В слове огромный три слога, так как три гласных буквы – о, о, ы. Ударная гласная – буква о во втором слоге. Безударные – о в первом слоге, ы в третьем слоге. Первую гласную о.
Очень большой. Дети составляют предложения. Какой? огромный. Признак предмета. Слабые прописывают по образцу, сильные самостоятельно. Дети выписывают слова в тетрадь.
Дети проверяют.
Какие? длинные, какой? короткий, какая? пушистая, серая. Подчёркивают слова – признаки волнистой линией. Чтобы речь была красивой и понятной окружающим. Дети выполняют упражнения. (динамическая пауза).
Выполняют упражнения для глаз (зрительная гимнастика). |
||||||||||||||||
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: создание условий для составления рассказа. |
- Открываем учебники на странице 27 и смотрим упражнение № 2. - Рассмотрите предметы, изображённые на картинке. - Назовите их, одним словом. - Подберите к названиям предметов названия признаков. - Запишите по образцу Лопата (какая?) совковая. Шило (какое?) острое. Грабли (какие?) старые. Топор (какой?) тяжёлый. Пила (какая?) электрическая.
- Ребята, как называются слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? |
Рассматривают предметы.
Инструменты.
Сильный ученик работает у доски, остальные в тетрадях. Более сильные ученики записывают 5 словосочетаний, слабые - 3 словосочетания. Кто работает у доски, тот пишет 5 словосочетаний и добавляет своё словосочетание (молоток железный). Слова – признаки. |
||||||||||||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: организация самостоятельного выполнения учащимися типовых заданий на применение полученных знаний; проверка уровня усвоения нового материала. |
- Ребята, я буду произносить слова и показывать на слайде, а вы должны определить какое слово лишнее и почему? Голубой, шарфик, розовый.
Красивый, хороший, белая.
Круглые, красные, каменная.
|
Дидактическая игра «Третий лишний»
Слово шарфик лишнее, так как отвечает на вопрос что? И является словом – предметом. Слово белая лишнее, потому что женского рода, остальные слова мужского рода. Слово каменная лишнее, потому что обозначает единственное число, остальные – множественное число. |
||||||||||||||||
Включение в систему знаний и повторение. Цель: включение новых знаний в систему, повторение и закрепление ранее изученного. |
-А сейчас делимся на 2 группы (по степени обученности). Нужно попробовать продукты, отгадать, что это было и к каждому подобрать вопрос и выбрать карточку с подходящими словами признаками. Карточки: Какой? Белый, сладкий, твёрдый, кубический. Какое? Круглое, румяное, сладкое. Какая? Зелёная, овальная, сочная. - Молодцы! С заданием справились. - А сейчас разберём домашнее задание: стр. 27 упражнение 4.
|
Проводят эксперимент Дети пробуют нарезанные кусочками яблоко, грушу и сахар. Слабая группа подбирает признаки по карточкам, а сильной группе выдаётся карточка с признаками яблока и груши, а к слову сахар надо самостоятельно подобрать слова признаки.
Дети разбирают домашнее задание вместе с учителем и записывают номер упражнение в дневник. |
||||||||||||||||
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: организация самооценки учениками учебной деятельности; фиксация затруднения и способы их преодоления. |
- Ребята покажите с помощью карточек всё ли понятно было на уроке.
- Над какой темой мы работали сегодня на уроке? - На какие вопросы отвечают названия признаков? - А зачем нам нужны слова признаки?
- Какие задания выполняли? - Какое задание понравилось? -Какое задание оказалось трудным? - Урок был какой? - Молодцы! - Ребята, что вы поставите себе за урок. Обоснуйте свою оценку. Комментирование оценок учителем.
- Спасибо за урок. |
Рефлексия Дети показывают: зелёная карточка – всё понятно, жёлтая карточка – остались нерешённые вопросы, не до конца поняли тему, красная карточка – ничего не понятно, урок был не интересный. Учились по вопросам определять слова признаки. Какой? Какая? Какое? Какие?
Чтобы речь была красивой и понятной окружающим. Дети отвечают.
Интересный, крутой, познавательный, увлекательный, замечательный, ….
Самооценки за урок с комментированием. Выставляют себе оценку и доказывают (наличие мотивации деятельности детей на следующий урок). |
Учебно – методическая литература:
1. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 2/ Э. В. Якубовская, Я. В. Коршунова. - М.: Просвещение, 2018. – 96 с.: ил.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.