Класс: 4
Тема:«Правописание падежных окончаний имён прилагательных»
Тип урока: закрепление изученного материала
Цель урока:закрепить знания о правописании падежных окончаний имён прилагательных.
Задачи:
Образовательные: создать оптимальные условия для обобщения и систематизации знаний по проверке и написанию безударных падежных окончаний имён прилагательных;
Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, речь учащихся, совершенствовать навыки грамотного письма, применяя изученные правила;
Воспитательные: воспитывать внимательность, наблюдательность, активность, стремление к достижению цели, самостоятельность, уверенность;
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: уметь согласовывать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, числам и падежам; определять род, число, падеж и безударное падежное окончание имени прилагательного. |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: УУД ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – устанавливают место и тип орфограммы в слове, фиксируют (графически обозначают) место орфограммы в слове, находят слова по заданному основанию. РЕГУЛЯТИВНЫЕ – учащиеся учатся принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; осуществлять итоговый контроль по результату; анализировать и устанавливать причинно-следственные связи. КОММУНИКАТИВНЫЕ – учащиеся учатся выслушивать разные точки зрения; аргументировать свою позицию; осуществлять контроль за своей деятельностью и деятельностью одноклассников. ЛИЧНОСТНЫЕ - умение слушать учителя и товарищей; ставить учебные задачи, умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может справиться самостоятельно. |
Средства обучения: учебник, презентация.
Ход урока:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ обучающихся |
1. Мотивация к учебной деятельности |
|
-Здравствуйте, ребята! -Послушайте высказывание: «Учитесь так, словно вы
постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь
растерять свои знания». -Как вы понимаете данное высказывание?
-Надеюсь, что вы готовы получать новые знания, а я вам в этом сегодня помогу. |
Приветствуют учителя
Учиться необходимо старательно, с желанием, стремиться к знаниями. Пытаться усвоить полученные знания настолько хорошо, чтобы не растерять их в будущем. |
2. Актуализация знаний |
|
Минутка чистописания -Откройте тетради. Запишите число, классная работа. - Посмотрите на доску.
-Запишите в тетрадь. -Прочитайте предложение, спишите его в тетрадь. В синем небе мерцают звёзды, и на белом инее радужно искрятся нежные пушинки. -Сделайте синтаксический разбор предложения и дайте ему характеристику. (один человек комментирует с места).
-Вы изучали тему «Правописание падежных окончаний имён прилагательных». -Как проверить правописание окончания прилагательного? (после ответа детей на слайд выводится алгоритм определения падежного окончания прилагательных).
-Какую орфограмму мы будем повторять на уроке? (на слайде тема урока) -Теперь определим, какие задачи нам необходимо решить. Продолжите предложения. Закрепить…(знания о правописании падежных окончаний имён прилагательных) Упражняться… (в правильном написании безударных падежных окончаний имен прилагательных) |
Впредл синемприл небесущ мерцаютгл звёздысущ, ис напредл беломприл инеесущ радужнон искрятся гл нежныеприл пушинкисущ. (повест., невоскл., сложное, состоит из двух простых распространённых предложений, союзное).
Имя прилагательное всегда находится в том роде и числе, в котором находится имя существительное, с которым оно связано. Для того чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного, надо: 1)найти в предложении существительное, к которому относится это прилагательное и определить его род и падеж; 2)затем вспомнить окончание прилагательного в этом падеже; 3)далее сравнить окончание прилагательного и окончание вопроса, на который оно отвечает.
|
3. Систематизация и обобщение |
|
Словарный диктант: -В словарных словах выделите орфограммы и поставьте ударение. В имени прилагательном определите род, падеж, выделите окончание. Для уставшего шофёра, большое расстояние, вечному герою, летний лагерь, из зелёного щавеля, дикое животное, малая родина, о весёлом празднике, дружным коллективом, сильным морозом. (один человек выполняет задание около доски, один человек комментирует с места)
Физминутка Поработали, ребятки! А теперь – все на зарядку! Влево, вправо повернитесь, Наклонитесь, поднимитесь. Руки вверх и руки вбок, И на месте прыг да скок! А теперь мы сядем дружно, Нам ещё работать нужно! -Откройте учебник на странице 37. Прочитайте задание упражнения 78. 1. Рыба-ремень длинная и плоская. 2.Иной раз достигает девяти метров. 3.Ну и ремешок! 4.Эту серебристо-розовую рыбу с алой короной на голове ещё называют сельдяным королём. 5.А уж так тяжёл- пятерым не поднять! 6.Она любит плавать во главе косяков сельди. · Составьте из предложений текст. Придумайте к нему заголовок. · Объясните написание выделенных орфограмм. · Запишите заголовок и составленный текст. -Прочитайте предложения. -Какова тема текста? -Найдите вступление. -Какие предложения раскрывают основную мысль текста? -Какое предложение будет заключительным?
-Прочитайте текст, который у нас получился.
-Как можно озаглавить текст, используя слова из текста? -Запишите текст и заголовок в тетрадь. -Объясните написание слов с выделенными орфограммами.
-Найдите в тексте упражнения имена прилагательные. Укажите их падеж и окончание.
-Выполните разбор слова сельдяным как части речи.
-Прочитайте слова из словаря внизу страницы. Кастрюля, тарелка, стакан, графин.(на слайде) - К какой тематической группе они относятся? (посуда) -Запишите их в словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограммы. |
Для уставшего(м.р., р.п.) шофёра большое(ср.р., им.п.) расстояние вечному(м.р., д.п.) герою летний(м.р.,им.п.) лагерь из зелёного(м.р.,р.п.)щавеля дикое (ср.р.,им.п.)животное малая (ж.р.,им.п.)родина о весёлом (м.р.,п.п.)празднике дружным (м.р.,т.п.)коллективом сильным (м.р.,т.п.)морозом
Выполняют упражнения
Описание рыбы-ремень. Рыба-ремень длинная и плоская. 2,3,4,5, так как они описывают внешность рыбы. Она любит плавать во главе косяков рыб. Рыба-ремень длинная и плоская. Иной раз достигает девяти метров. Ну и ремешок! А уж так тяжёл- пятерым не поднять! Эту серебристо-розовую рыбу с алой короной на голове ещё называют сельдяным королём. Она любит плавать во главе косяков сельди. Рыба-ремень. Ну и ремешок! Сельдяной король.
длинная (длин-корень, н-суф.) плоская (Рыба-ремень какая?) метров(ов-окончание сущ.) серебристо-розовую (серебро- словарное слово; -ере-еле-) алой(короной какой?) ещё(наречие, исключение) сельдяным(сельдь) королём (король; -оло-оро-) тяжёл (тяжесть) пятерым (пять) косяков (косо, косяк) сельди(ь-показатель мягкости) Рыба-ремень длинная им.п. рыба-ремень плоская им.п. рыбу серебристо-розовую в.п. короной алой т.п. королём сельдяным т.п. Сельдяным - каким? 1)прилагательное 2)сельдяной 3)м.р. 4)ед.ч. 5)т.п. 6)определение |
4. Самостоятельная работа |
|
-Замените сочетания слов словосочетанием сущ.+прил. Поставьте вопрос от существительного к прилагательному и выделите окончание. (выполняют самостоятельно в тетрадях, затем один человек комментирует, и одна тетрадь берётся на проверку). Например, шапка из меха – меховая какая?шапка 1)плащ фиолетового цвета – фиолетовый какой? плащ 2)кольцо из золота – золотое какое? кольцо 3)зарплата за год – годовая какая? зарплата 4)небо без облаков – безоблачное какое?небо 5)пляж из песка – песчаный какой? пляж |
Выполняют задание самостоятельно в тетрадях. |
5. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
|
-Довольны ли вы своей работой на уроке? -Что у вас сегодня получилось, а над чем ещё нужно поработать? -Откройте дневники и запишите домашнее задание: Учебник с.37 упр.79 - На этом наш урок подошел к концу. Спасибо вам за хорошую работу. |
Анализируют свою деятельность на уроке
Записывают домашнее задание |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.