Русский язык 5 класс тема:"Определение"
Оценка 5

Русский язык 5 класс тема:"Определение"

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
математика +1
11 кл
17.04.2020
Русский язык 5 класс тема:"Определение"
русский язык.5 класс Определение.docx

Русский язык. 5 класс. Тема «Определение»

Цели деятельности учителя

Актуализировать и восстановить знания об определении

Тип урока

Комбинированный

Планируемы результаты

 Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать определение второстепенного члена «определение», способ его выражения, графическое его обозначение как члена предложения; роль определения в усилении выразительности художественного описания; уметь находить определения в предложениях; верно обозначать определение как член предложения; распространять предложения определениями; использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретённая компетентность): способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Экран, компьютер, мультимедийный проектор; раздаточный материал

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока; клип «Октябрь. Туманное утро»; электронная физкультминутка для глаз «Осень»

Основные понятия

Определение, эпитет

Сценарий урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

Время

1.       Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

 

Вступительное слово:

Нас две ниточки связали – теплоты и доброты.

-Добрый день! – тебе сказали.

-Добрый день! –ответил ты.

-Здравствуйте, садитесь.

-Ребята, на треугольнике покажите то настроение, с которым вы пришли на сегодняшний урок

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, стремятся приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющееся.

Познавательные: осознают учебно- познавательную задачу.

Листы обратной связи

2.       Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Обучающая игра с элементами беседы по теме «Повторение изученного».

Проводят взаимопроверку

-У вас на столах лежат листья. Возьмите листок, ответьте на вопрос, который помещён на его обратной стороне. Затем прикрепите листок на доску. В итоге должен получиться яркий осенний букет. Но сначала к доске пойдут Богодухова Саша и Бикмаметов Тимур для выполнения самостоятельной работы (см. ресурсный материал).

Вопросы:

1.       Что такое грамматическая основа предложения?

2.       Что такое подлежащее и сказуемое?

3.       Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?

4.       Чем отличаются распространённые предложения от нераспространённых?

5.       Какие члены предложения называются второстепенными?

6.       Что такое дополнение?

7.       Что такое обстоятельство?

8.       Зачем в предложении нужны второстепенные члены предложения? (Они распространяют предложение: поясняют главные и второстепенные члены, дают больше информации)

Отвечают на вопросы. Выполняют самостоятельную работу у доски. Строят понятные для партнёра высказывания.

Отвечают на вопрос осеннего листа

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи; способны  понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства решения различных учебных задач.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы. Самостоятельная работа у доски. Вопросы для уточнения информации

3.       Целеполагание- раскрытие сущности новых понятий

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам.

Работа с учебником.

-Саша и Тимур напомнили нам о дополнении и обстоятельстве. Мы помним, что это второстепенные члены предложения. А какой ещё второстепенный член можно выделить в предложениях? (определение)

-Егор, сформулируй тему сегодняшнего урока?

-Аня, какую цель мы будем ставить на уроке? (актуализировать и восстановить знания об определении)

-Откройте рабочие тетради, запишите число и тему урока. Сегодня двадцать восьмое октября. Тема урока: определение.

-Что вы можете рассказать об определении?

-Откройте в учебнике с.86, прочитайте самостоятельно теоретическое сведение.

-Какой материал для вас оказался новым?

-Поработайте в парах. Расскажите друг другу всё об определении.

-Как сказал поэт Гёте, «суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет», и сейчас мы от теории переходим к практике

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах

Устные ответы

10м

4.       Творческая практическая деятельность

Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления.

-Просмотрите клип «Октябрь. Туманное утро».

-Прочитайте текст.

Заканчивается (какой?) октябрь. В лесу (какие?) деревья давно облетели. Только (какие?) берёзки, да (какие?) дубы сохранили (какие?) листочки. Изредка (какие?) лучи (какого?) солнца озаряют (какой?) лес .

-Можно ли эти предложения назвать текстом?

-Красивый текст? Почему?

-Ваша задача – подобрать к существительным красочные определения.

А после выполнения мы заслушаем, что у вас получилось. (заслушиваются 2-3 варианта)

-Давайте вспомним, как называются красочные определения в литературе? (эпитеты)

-Для чего нужны эпитеты в речи?

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные:

устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Самостоятельная творческая работа, устные ответы учащихся

10м

 

Физкультминутка

«Гриб»

Гриша шел — шел - шел, (Шагаем на месте.)

Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)

Раз-грибок, (Наклоны вперед.)

Два - грибок, (Наклоны вперед.)

Три - грибок, (Наклоны вперед.)

Продолжай урок, дружок.

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

Личностные: понимают значение здоровьесберегающих элементов урока

 

5.       Самостоятельная работа с самопроверкой

Выполнение упражнения на основе текста учебника

-Упражнение 186 (1часть). Спишите, подчеркните главные члены предложения и определения, укажите, на какой вопрос отвечает определение, к какому слову относится (2человека у доски на оценку).

1. Падают резные лист(?)я. 2. Яркая озимь блестит. 3. Круж..тся жёлтый лист. 4. Птич(?)и гнёзда опустели. 5. Пош..л редкий дождь

Самостоятельно у доски выполняют упражнение

Индивидуальная

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации

Письменная работа

6.       Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, подготовка к домашнему сочинению

- Сегодня главный инструмент на уроке – слово. Художник, рисуя, смешивает краски, создаёт своеобразную палитру. Мы тоже художники, художники слова, и сейчас мы будем создавать свою палитру.

-Итак, утро. Что вам приходит в голову, когда вы слышите это слово? Запишите ассоциации, вызванные этим словом, не забывайте использовать в своих записях определения.  Прочитайте предложения.

Оценивают свои знания, отвечают на вопросы. Задают вопросы для уточнения информации 

Групповая, индивидуальная

Личностные: понимают, в чём значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Отвечают на вопросы, записывают предложения

7.       Рефлексия учебной деятельности на уроке

Заключительная беседа по вопросам

-Какую тему мы вспоминали на уроке?

-Какие трудности у вас возникли на уроке?

-Как вы их преодолевали?

-Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

-Дайте оценку нашей работе: выберите один из предложенных на вашем столе листов и покажите мне. Урок понравился – лист жёлтого цвета, урок не понравился – лист зелёного цвета

 

 

Домашнее задание: п.38 – правило выучить, упр.189-письм.по образцу, упр.190-устно

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке

Индивидуальная

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Оценивание работы учащихся на уроке. Листы обратной связи

 

Ресурсный материал.

Задание 1. Подобрать существительные к главным словам.

                                                                          Далеко от (Р.п.)

                                                                       Охота на (В.п.)

                                                                    Преодолеть (В.п.)

                                                                 Опасаться (В.п.)

                                                               Ласкать (В.П)

                                                            Непримирим к (Д.п.)

                                                         Ехать на (П.п.)

                                                      Накормить (Т.п.)

                                                   Испугаться (Р.п.)

                                                Ездить (П.п.)

Задание 2. Воспроизвести полный синтаксический разбор предложения: Незримо по лесам поёт и бродит осень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              

 

 


 

Русский язык. 5 класс. Тема «Определение»

Русский язык. 5 класс. Тема «Определение»

Повторение изученного». Проводят взаимопроверку-У вас на столах лежат листья

Повторение изученного». Проводят взаимопроверку-У вас на столах лежат листья

Какой материал для вас оказался новым? -Поработайте в парах

Какой материал для вас оказался новым? -Поработайте в парах

Самостоятельная работа с самопроверкой

Самостоятельная работа с самопроверкой

Задание 1. Подобрать существительные к главным словам

Задание 1. Подобрать существительные к главным словам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2020