МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИМ.И.АЛТЫНСАРИНА
РУССКИЙ ЯЗЫК
учебная программа
для 5-9 классов уровня основного среднего образования
(с русским языком обучения)
Астана
Утверждена приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года №115.
Зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Казахстан
№8424 от 10 апреля 2013 года.
Внесены изменения и дополнения согласно приказу Министра
образования и науки Республики Казахстан от 18 июня 2015 года №393.
Зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Казахстан
№11659 от 14 июля 2015 года.
Русский язык: Учебная программа для 5-9 классов уровня основного среднего образования (с русским языком обучения) – Астана: НАО им.И.Алтынсарина, 2015. – 38 с.
© Национальная академия образования
им. И.Алтынсарина, 2015.
Приложение 49
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115
Типовая учебная программа по предмету «Русский язык»
для 5-9 классов уровня основного среднего образования
(с русским языком обучения)
1.Пояснительная записка
1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080.
2. Цель обучения предмету – воспитание творчески активной языковой личности путем формирования языковой, речевой, коммуникативной компетенций на основе: (1) освоения описательной и функциональной языковой системы, норм употребления средств разных уровней, активизации последних в продуктивной речевой деятельности, обогащения словарного запаса и синтаксического строя речи; (2) овладения законами построения связного высказывания, общей культурой общения, механизмами совершенствования речи и творческого использования языка.
3.Задачами обучения в области достижения предметных результатов являются:
1) формирование и совершенствование знаний о фонетике и графике, лексике и фразеологии, морфемике и словообразовании, морфологии и синтаксисе как уровнях языковой системы;
2) привитие навыков анализировать языковые единицы (звуки и буквы, морфемы, слово как лексическую, словообразовательную и морфологическую единицу, словосочетание, простое и сложное предложение), использовать их с точки зрения нормативности;
3) формирование знаний о правилах русской орфографии, орфоэпии и пунктуации, совершенствовать орфографическую, орфоэпическую и пунктуационную грамотность;
4) формирование и систематизация знаний о лексической и грамматической организации предложения и текста, о средствах связи частей текста;
5) формирование знаний об особенностях текстов разных функционально-смысловых типов и использования в них языковых средств;
6) формирование знаний о стилях речи, стилистической организации текста;
7) развитие и совершенствование умений создавать монологические высказывания в различных речевых жанрах;
8) формирование стилистической грамотности при оформлении текстов разных жанров; умений делать стилистическую корректировку в тексте;
9) привитие навыков соблюдения норм культуры речи (норм произношения, словоизменения, словоупотребления, грамматического оформления речи) и правил речевого этикета в разных коммуникативных ситуациях.
4.Задачами обучения в области достижения личностных результатов являются:
1) воспитание патриотизма и сознательного отношения к языку как средству общения, источнику знаний, духовной и национально-культурной ценности;
2) воспитание бережного отношения к окружающей среде;
3) повышение культуры общения через соблюдение норм литературного языка и правил русского речевого этикета;
4) формирование умений вести дискуссии, проявляя компетентность в распознавании антиобщественных явлений.
5. Задачами обучения в области достижения системно-деятельностных результатов:
1) формирование умений применять полученные знания по русскому языку в учебно-практической и учебно-исследовательской работе;
2) формирование умений извлекать необходимую информацию из различных источников, определять основную и второстепенную информацию;
3) развитие умений успешного речевого общения в условиях межкультурной коммуникации.
6. Программа определяет обязательный минимум содержания предмета для 5-9 классов, максимальный объем учебной нагрузки, основные требования к обеспечению учебного процесса. Содержание учебного предмета «Русский язык» определяется в соотвествии с целью и задачами обучения, возрастными особенностями учащихся и реализацией практической направленности образования, личностного, системного, деятельностного, коммуникативного подходов к обучению русского языка.
7. Предметом обучения является современный русский литературный язык в его реальном функционировании в современных условиях полиэтнического Казахстана. Содержание учебного предмета предполагает изучение сведений о языке как системе (фонетике и графике, лексике и фразеологии, морфемике и словообразовании, морфологии, синтаксисе), функционированиии языковых единиц в текстах различных типов, стилей, жанров с учетом этнокультурного компонента (сведения о национально-культурной специфике русского языка, о культуре русского, казахского народов и других народов, проживающих на территории нашей страны), что направлено на развитие устной и письменной речи, повышение культуры общения, формирование речевого этикета.
8. В соответствии с линейно-концентрическим способом подачи языкового материала содержание предмета из класса в класс усложняется и расширяется, что учитывает педагогические принципы научности и доступности. Особенностью программы является распределение материала по рубрикам «Для повторения», «Для изучения», «Для опережающего практического ознакомления», «Для развития речи», что позволяет соблюсти принципы преемственности, последовательности, перспективности и реализовать коммуникативный подход в обучении русскому языку.
9. Содержание программы учитывает межпредметные связи курса «Русский язык»:
1) «Русская литература»:
совершенствование умений культуры устной и письменной речи на текстовой основе через изучение художественных произведений русской, казахской и зарубежной литературы;
2) «Казахский язык», «Иностранный язык»:
формирование языковой личности на основе изучения языков, проведение параллелей при изучении языковых фактов, раскрытие диалога культур в глобальном культурном контексте;
3) «История Казахстана», «Всемирная история» и «Человек, общество, право»:
получение сведений о роли языка в становлении государственности, языках народов мира, месте русского языка в славянских языках, статусе русского и казахского языков в Республике Казахстан;
4) «Искусство»: получение сведений о языке искусства как форме выражения мыслей и чувств, использование произведений музыки и живописи на уроках;
5) «Самопознание»: формирование у обучающихся основ миропонимания через осознание силы воздействия слова на собеседника, понимание речевых стратегий и тактик в различных коммуникативных ситуациях;
6) «Информатика»: понимание коммуникативной функции языка в сети Интернет, формирование умений обрабатывать, систематизировать, сохранять информацию путем использования информационных технологий.
10. Объем учебной нагрузки составляет:
1) 5 класс – 3 часа в неделю, всего 102 часа;
2) 6 класс – 3 часа в неделю, всего 102 часа;
3) 7 класс – 3 часа в неделю, всего 102 часа;
4) 8 класс – 3 часа в неделю, всего 102 часа;
5) 9 класс – 2 часа в неделю, всего 68 часов.
11. Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся и задают систему итоговых результатов обучения, достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы.
2. Базовое содержание учебного предмета в 5 классе
12.Всего на изучение курса выделено 102 ч., из них 20 ч.– развитие речи. Базовое содержание включает основные разделы, представленные по рубрикам «Для повторения», «Для изучения», «Для опережающего практического ознакомления», «Для развития речи».
13. «Роль языка в жизни человека» – 1 ч.
14 «Речь. Культура речи» – 2 ч.:
речь, формы речи, устная и письменная речь, связная речь, речевое общение, культура речи, культура общения.
15. Повторение изученного в начальных классах – 8 ч., из них 2 ч. – развитие речи; 1 ч.– диктант:
1) для повторения:
звуки и буквы, слог, ударение, состав слова, лексическое значение слова, синонимы, антонимы, однокоренные слова, образование слов с помощью приставок и суффиксов;
правописание безударных гласных в корне слова, правописание и, у, а после шипящих, правописание звонких и глухих согласных в корне слова, правописание слов с непроизносимыми согласными, разделительные ь и ъ, правописание приставок и предлогов со словами, правописание имен собственных, орфографический словарь;
части речи, глагол, личные окончания глагола, -тся/ -ться в глаголах;
имя существительное, правописание падежных окончаний существительных, ь после шипящих на конце существительных женского рода;
имя прилагательное, правописание падежных окончаний прилагательных, местоимение, склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов;
наречие, предлог и союз, словосочетание, связь слов в словосочетании (смысловая и грамматическая), главное и зависимое слова;
предложение, главные члены предложения, второстепенные члены предложения, распространенные и нераспространенные предложения, пунктуация в предложениях с однородными членами предложения;
2) для опережающего практического ознакомления:
правописание слов с двойными согласными. Многозначные слова в толковых словарях;
3) для развития речи:
текст, определение темы и основной мысли текста, типы текстов (описание, повествование, рассуждение), автобиография, заявление, дружеское письмо.
16. «Текст», «Типы речи» – 5 ч.:
1) для повторения:
Текст, типы речи, описание, повествование, рассуждение;
2) для изучения:
текст-описание, логическая структура, особенности функционирования языковых средств;
текст-повествование, логическая структура, особенности функционирования языковых средств;
текст-рассуждение: логическая структура, особенности функционирования языковых средств, тезис и доказательство;
стили речи (научный, художественный, разговорный);
3) для опережающего практического ознакомления:
текстообразующие языковые средства (местоименная замена, употребление синонимов, антонимов, видовременные формы глаголов, тематическая группа слов и др.);
стили речи (официально-деловой и публицистический);
4) для развития речи:
толкование значений слов в тексте, подбор омонимов, синонимов, антонимов к словам в тексте, использование в тексте изобразительно-выразительных средств, анализ и воспроизведение текстов различных функционально-смысловых типов речи, письменное редактирование текста;
17. «Синтаксис и пунктуация. Культура речи» – 16 ч., из них 4 ч. – развитие речи, 1 ч. из которых – сочинение-описание; 1 ч. – диктант:
1) для повторения:
словосочетание, предложение, виды предложений по цели высказывания, виды предложений по интонации, грамматическая основа предложения, второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, предложения с обращениями, сложное предложение;
2) для изучения:
строение словосочетания, способы выражения грамматической связи в словосочетании, синтаксический разбор словосочетания, тире между подлежащим и сказуемым, двусоставные и односоставные предложения, дополнение, определение, обстоятельство, распространенные и нераспространенные предложения, знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения, обобщающее слово, синтаксический разбор простого предложения, сложное предложение, союзные и бессоюзные сложные предложения (БСП), синтаксический разбор сложного предложения, предложения с прямой речью, диалог;
3) для опережающего практического ознакомления:
виды словосочетаний, односоставные предложения (назывные и безличные), сложносочиненное (ССП) и сложноподчиненное (СПП) предложения, вводные и вставочные конструкции (пожалуйста, прошу вас, будьте любезны, разрешите спросить);
4) для развития речи:
подбор заглавия к тексту, определение его темы и идеи, составление плана текста, деление текста на части, разделение текста по абзацам, запись текста в соответствии с планом, анализ изобразительно-выразительных средств в тексте (сравнение, олицетворение, эпитет), составление предложений по заданным моделям, трансформация предложений (из простого в сложное, из нераспространенного в распространенное, из конструкции с прямой речью – в диалог и др.), создание текстов по типу описания, выразительное чтение текста;
18. «Фонетика. Графика. Орфография. Культура речи» – 11 ч., из них 3 ч. – развитие речи; из которых 1ч. – изложение-повествование; 1 ч. – тестирование:
1) для повторения:
фонетика, звуки и буквы, гласные и согласные звуки, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие, алфавит, правописание безударных гласных в корне слова, правописание и, у, а после шипящих, правописание звонких и глухих согласных в корне слова, правописание слов с непроизносимыми согласными (солнце, грустный, сверстник в сравнении со словами типа опасный, ровесник), разделительные ь и ъ;
2) для изучения:
обозначение глухих и звонких согласных на письме, обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака, орфография, правописание непроизносимых согласных, двойная роль букв е, ё, ю, я, фонетические чередования звуков, фонетический разбор слова, ударение;
3) для опережающего практического ознакомления:
графика, мягкий знак как показатель грамматической категории, орфоэпия, орфоэпические нормы, орфоэпический словарь;
4) для развития речи:
ударение в словах и формах разных частей речи, произношение гласных и согласных звуков, сочетаний согласных, произношение согласных перед гласным е (шоссе, модель, тест сравните тема, термин), соотношение произношения и написания слов, конструирование текста по образцу, описание, изложение текста-повествования;
19. «Лексика. Культура речи» – 10 ч., из них 3ч. – развитие речи; 1ч. – контрольная работа; 1 ч. – диктант:
1) для повторения:
синонимы, антонимы;
2) для изучения:
слово, лексическое значение слова, его отличие от грамматического, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов, омонимы и многозначные слова, синонимический ряд, паронимы, толковый словарь;
3) для опережающего практического ознакомления:
метафора и метонимия, фразеологизмы, лексический разбор;
4) для развития речи:
выбор языковых единиц в соответствии с данной речевой ситуацией, использование изобразительных средств и многозначных слов в тексте, синонимы и лексический повтор как средство связи, устранение неоправданного лексического повтора, точность словоупотребления, толкование переносного значения слова, подбор омонимов, синонимов, антонимов, определение их функции в тексте, подбор синонимов и антонимов к фразеологическим оборотам, составление предложений с омонимами, синонимами, антонимами, словами с переносным значением, фразеологизмами.
20. «Словообразование. Орфография. Культура речи» – 11 ч., из них 2 ч. – развитие речи, 1 ч. из которых – сочинение-повествование с элементами описания:
1) для повторения:
состав слова, значимые части слова, окончание, основа слова, корень слова, суффикс, приставка, разбор слова по составу;
2) для изучения:
однокоренные слова, чередование звуков, беглые гласные, правописание чередующихся гласных в корне слова (-раст- – -ращ- – -рос-; -лаг- – -лож-), правописание гласных и согласных в приставках, правописание приставок на з, с, буквы и, ы после ц в различных частях слова, способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный);
3) для опережающего практического ознакомления:
однокоренные слова и формы слова, морфемный разбор, словообразовательный разбор;
4) для развития речи:
определение общего значения однокоренных слов, составление словосочетаний и предложений с однокоренными словами, предупреждение речевых ошибок, вызванных неоправданным повтором однокоренных слов, создание текста-описания с элементами повествования текста-повествования с элементами описания, сочинение по картине.
21. «Морфология. Имя существительное. Орфография. Культура речи» – 10 ч., из них 2 ч. – развитие речи; 1 ч. – диктант:
1) для повторения:
самостоятельные и служебные части речи, имя существительное как часть речи, имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, прописная буква в собственных наименованиях, единственное и множественное число имен существительных, род существительных, склонение существительных;
2) для изучения:
имена существительные, имеющие форму одного числа, существительные общего рода, правописание падежных окончаний имен существительных (в том числе на –ий, -ия, -ие), правописание о и е после шипящих и ц в корнях, суффиксах и окончаниях имен существительных, правописание суффиксов -ек, -икимен существительных, роль существительных в речи, морфологический разбор имени существительного;
3) для опережающего практического ознакомления:
несклоняемые имена существительные;
4) для развития речи:
текст-рассуждение, составление словосочетаний и предложений по опорным именам существительным, создание текста на заданную тему по опорным именам существительным, употребление в речи имен существительных, имеющих форму одного числа, согласование прилагательных и глаголов прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно, умение образовывать формы именительного (выборы, договоры) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа, работа над точностью и выразительностью речи.
22) «Имя прилагательное» – 8 ч., из них 2 ч. – развитие речи; 1 ч. –тестирование:
1) для повторения: имя прилагательное как часть речи, морфологический разбор имени прилагательного;
2) для изучения:
имена прилагательные полные и краткие, правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных, правописание кратких прилагательных с основой на шипящую, употребление прилагательных в речи;
3) для опережающего практического ознакомления:
разряды прилагательных, переход прилагательных из одного разряда в другой (метафора);
4) для развития речи:
употребление в речи полных и кратких прилагательных, ударение в кратких именах прилагательных, составление словосочетаний и предложений по опорным именам прилагательным, поздравительная открытка, описание природы, описание внешности человека, построение рассуждения.
23. «Глагол» – 14 ч., из них 2 ч. – развитие речи, 1 ч. из которых – изложение; 1 ч. – контрольная работа:
1) для повторения:
глагол как часть речи, виды глагола, спряжение глаголов, личные окончания глаголов, время глагола, не с глаголами, правописание ь в глагольных формах после шипящих, -тся/ - ться в глаголах;
2) для изучения:
инфинитив, алгоритм определения спряжения глагола, настоящее, прошедшее время, две формы будущего времени (будущее простое и будущее сложное), чередование гласных е-и в корне глагола, морфологический разбор глагола;
3) для опережающего практического ознакомления:
видовые пары, способы образования видовых пар глаголов;
4) для развития речи:
употребление в речи глаголов совершенного и несовершенного видов, сочетание глаголов с существительным в нужном падеже, ударение в глаголах в формах глагола женского рода прошедшего времени, предупреждение ошибок в употреблении видовременных форм, составление словосочетаний и предложений по опорным глаголам, рассказ на основе услышанного или прочитанного (текст-повествование).
24. Повторение изученного материала. Обобщение и систематизация орфографических и пунктуационных правил – 6 ч., из них 1ч. – диктант:
1) для повторения:
фонетика и орфография, фонетический и орфографический разбор слова;
лексика, лексический разбор слова;
морфемика и словообразование, морфемный и словообразовательный разбор;
морфология, морфологический разбор;
синтаксис и пунктуация, синтаксический и пунктуационный разбор;
2) для опережающего практического ознакомления:
имя числительное, склонение количественных числительных, правописание окончаний;
3) для развития речи:
общие сведения о стилях и типах речи, анализ текстов в разных стилях и жанрах.
3. Базовое содержание учебного предмета в 6 классе
25. На изучение курса выделено 102 ч., из них 20 ч. – развитие речи. Базовое содержание включает основные разделы, также представленные по рубрикам «Для повторения», «Для изучения», «Для опережающего практического ознакомления», «Для развития речи».
26. «Русский язык как язык межнационального общения» – 1 ч.
27. Повторение изученного в 5 классе – 7 ч., из них 2 ч. – развитие речи; 1 ч. – диктант:
1) для повторения:
синтаксис и пунктуация, словосочетание и предложение, простое предложение, типы предложений по цели высказывания, интонации, главные и второстепенные члены предложения;
осложненное предложение, однородные члены предложения, знаки препинания в предложениях с однородными членами, с обобщающим словом при однородных членах предложения, обращение, знаки препинания в предложениях с обращением, разбор словосочетания, простого и сложного предложений с союзами и, а, но;
2) для опережающего практического ознакомления:
распространенные обращения;
3) для развития речи:
текст, типы текстов, описание, повествование, рассуждение, распознавание текста по совокупности признаков (тематическая цельность, связность), владение средствами связи предложений в тексте, конструирование различных видов предложений по цели высказывания, по интонации, распространение предложений второстепенными членами, использование предложений разных типов в устной беседе, речевой этикет и правила обращения.
28. «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия» – 9 ч., из них 1 ч. – развитие речи, из которых 1 ч. – сочинение по картине:
1) для повторения:
звуки и буквы, гласные и согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, двойная роль букв е, ё, ю, я, ударение, фонетический разбор, работа с орфографическим и орфоэпическим словарями;
правописание безударных гласных в корне слова, правописание звонких и глухих согласных, правописание непроизносимых согласных, правописание гласных и согласных в приставках, буквы о, а в корнях -лаг- – - лож-, -раст-– -ращ – -рос-, правописание приставок на –з/-с, правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных, правописание падежных окончаний имён прилагательных, правописание –тсяи –тьсяв глаголах, ь после шипящих в глаголах, чередование гласных е, и в корнях глаголов, правописание личных окончаний глаголов, не с глаголами;
2) для изучения:
слоговой принцип русской графики, понятие об орфоэпии, произношение исконно-русских слов, произношение иноязычных слов, правописание слов с пол- (полу-), правописание приставок пре-, при-, правописание о, ё после шипящих и ц в корнях, окончаниях и суффиксах имен существительных и прилагательных; и, ы после ц;
3) для опережающего практического ознакомления:
трудные случаи написания слов с пре- и при-;
4) для развития речи:
понимание смыслоразличительной функции звуков и ударения в слове, употребление в речи иноязычных слов с пре- и при-, речевой этикет, формулы вежливости, составление диалога, описание помещения, рисунка, картины, повествование, композиция повествования.
29. «Лексика и фразеология. Культура речи» – 10 ч., из них 2 ч. – развитие речи; 1 ч. – тестирование, 1 ч. – диктант:
1) для повторения:
слово, его лексическое и грамматическое значение, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы;
2) для изучения:
общеупотребительные и необщеупотребительные слова, слова, ограниченные в употреблении (диалектизмы, профессионализмы), устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и новые слова (неологизмы), заимствованная лексика, фразеологизмы, отличие фразеологизмов от афоризмов, крылатых слов, история их возникновения, фразеологический словарь, лексический разбор, работа с толковым и фразеологическим словарями;
3) для опережающего практического ознакомления:
типы переносных значений слова, омонимы (полные омонимы, омофоны, омографы, омоформы);
4) для развития речи:
работа с художественным текстом, определение темы и основной мысли текста в заголовке, деление текста на части, составление плана текста для изложения, изложение на материале художественного текста, использование изобразительно-выразительных средств в собственных высказываниях, подбор и использование в речи слов в переносном значении, омонимов, синонимов, антонимов, фразеологизмов, составление «вежливого» диалога с использованием этикетных формул благодарности.
30. «Морфемика и словообразование. Орфография. Культура речи» – 12 ч., из них 2 ч. – развитие речи, 1 ч. из которых – выборочное изложение; 1 ч. – контрольная работа:
1) для повторения:
морфемика, морфемы, их роль в словообразовании и формообразовании, основные способы образования слов в русском языке (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный способы), правописание чередующихся гласных в корне слова (-раст- – -ращ- – -рос-; -лаг- – -лож-);
2) для изучения:
бессуффиксный способ образования слов, сложение, сложносокращенные слова;
правописание букв ы, и после приставок на согласную, правописание гласных в корнях с чередованием -гар- – -гор-, -зар- – -зор-, -твар- – -твор-; -плав- – -плов- –-плыв-; -клан- –-клон-; -скак- – -скоч-; -равн- – -ровн-, -мак- – -мок-; -кас- – -кос-, -бер- – -бир- и др., правописание соединительных гласных в сложных словах;
морфемный и словообразовательный разбор слова, словообразовательный словарь;
3) для опережающего практического ознакомления:
чередование звуков, наложение, усечение производящей основы, интерфикс;
4) для развития речи:
распознавание и анализ текстов описания, повествования, рассуждения, изложение на материале текстов различных типов речи, словообразовательные ресурсы как способ обогащения словарного запаса, использование в речи слов с чередованием звуков в корне, сложносокращенных и однокоренных слов, выборочное изложение, характеризующее героя художественного произведения.
31. «Морфология. Части речи. Общая характеристика. Классификация частей речи» – 1 ч.:
1) для повторения:
морфология, самостоятельные и служебные части речи;
2) для изучения:
принципы выделения самостоятельных и служебных частей речи, их функции в речи, части речи и члены предложения;
3) для опережающего практического ознакомления:
изменяемые и неизменяемые части речи, склоняемые и спрягаемые слова, омонимичные формы разных частей речи.
32. «Имя существительное» – 9 ч., из них 1 ч. – развитие речи, 1 ч. из которых – изложение; 1 ч. – тестирование; 1 ч. – диктант:
1) для повторения:
признаки имени существительного как части речи (общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль), правописание падежных окончаний имен существительных (в том числе на –ий, -ия, -ие), правописание о и е после шипящих и ц в существительных;
2) для изучения:
разносклоняемые имена существительные, несклоняемые имена существительные, род несклоняемых имен существительных, словообразование имен существительных;
правописание не с существительными, правописание суффиксов имен существительных -чик- – -щик, -ек- – -ик-, -ушк- – -юшк-, -ышк- – -ишк-, -ец-–-иц-, сложные существительные, слитное, дефисное и раздельное написание имен существительных, правописание н и ннв существительных;
морфологический разбор имени существительного (углубление);
3) для опережающего практического ознакомления:
лексико-грамматические разряды существительных, синтаксическая роль имени существительного в предложении, правописание окончаний существительных с суффиксом -ищ-;
4) для развития речи:
анализ текстов художественного стиля, обогащение словарного запаса тематическими группами существительных, работа над точностью и выразительностью речи (использование существительных с переносным значением, существительных-синонимов, антонимов, омонимов), овладение нормами употребления разносклоняемых и несклоняемых имен существительных. Подробное, выборочное и сжатое изложение.
33. «Имя прилагательное» – 9 ч., из них 2 ч. – развитие речи, 1 ч. из которых– сочинение-описание, 1ч. – контрольная работа:
1) для повторения:
признаки имени прилагательного как части речи (общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль), полные и краткие прилагательные, склонение прилагательных, правописание о и е после шипящих и ц в прилагательных;
2) для изучения:
разряды имен прилагательных (качественные, относительные, притяжательные прилагательные), склонение притяжательных прилагательных, степени сравнения качественных прилагательных (простая и сложная формы сравнительной и превосходной степеней сравнения), словообразование имен прилагательных, не с прилагательными, правописание н и нн в прилагательных, слитное и дефисное написание сложных прилагательных, морфологический разбор прилагательного (углубление);
3) для опережающего практического ознакомления:
переход прилагательных из одного разряда в другой (перенос значения, метафора), синтаксическая роль прилагательных в предложении (сказуемое, определение), понятие о составном именном сказуемом, наречие, его отличие от краткой формы на о, е и простой формы сравнительной степени прилагательного;
4) для развития речи:
обогащение словарного запаса тематическими группами прилагательных, употребление в речи прилагательных разных разрядов, степеней сравнения, предупреждение ошибок в употреблении сравнительной степени прилагательного, соблюдение норм произношения кратких прилагательных, восстановление текста с пропущенными прилагательными-эпитетами, характеристика друга, портрет героя.
34. «Имя числительное» – 10 ч., из них 2 ч. – развитие речи, 1 ч. из которых – сочинение-рассуждение:
1) для повторения:
именные части речи;
2) для изучения:
имя числительное как часть речи, признаки числительного (общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении), разряды числительных, простые, составные и сложные числительные;
разряды количественных числительных, имена числительные, обозначающие целые числа, склонение и правописание числительных, обозначающих целые числа, ь на конце и в середине числительных, окончание –ив родительном, дательном и предложном падежах числительных, склонение составных количественных числительных;
дробные числительные, склонение дробных числительных, изменение слов полтора, полтораста;
собирательные числительные, склонение числительных оба, обе, сочетание собирательных числительных с существительными, порядковые числительные, изменение и правописание порядковых числительных, склонение составных порядковых числительных;
имя числительное в словосочетании и предложении, морфологический разбор числительного;
3) для опережающего практического ознакомления:
трудные случаи употребления числительных, отличия числительных и слов с количественным значением, вводные слова со значением порядка изложения мысли (во-первых, во-вторых, в-третьих), тире между подлежащим и сказуемым, выраженными числительными;
4) для развития речи:
составление и написание словосочетаний, предложений, текстов с именами числительными в формах разных падежей, овладение нормами употребления количественных, собирательных числительных с именами существительными в словосочетании, соблюдение орфоэпических и грамматических норм при склонении имен числительных, употребление числительных в текстах делового, публицистического и научного стилей речи, отзыв о книге, рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление.
35. «Местоимение» – 10 ч., из них 2 ч. – развитие речи; 1 ч. – диктант:
1) для повторения:
именные части речи, местоимение как часть речи, личные местоимения, изменение местоимения 3-го лица он по родам, склонение личных местоимений с предлогами и без них;
2) для изучения:
признаки местоимения (общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении), роль местоимения в предложении, разряды местоимений, группы местоимений по соотношению с именными частями речи;
возвратное местоимение себя, особенности его склонения;
соотношение вопросительных и относительных местоимений, особенности их склонения;
притяжательные местоимения, их склонение, формы родительного падежа личного местоимения 3-го лица его, её, их для обозначения принадлежности;
неопределённые местоимения, особенности их склонения и правописания;
отрицательные местоимения, их склонение, слитное и раздельное правописание не и ни в отрицательных местоимениях;
указательные местоимения, их склонение, определительные местоимения, их склонение;
морфологический разбор местоимения;
3) для опережающего практического ознакомления:
роль относительных местоимений в сложноподчиненном предложении, особенности склонения местоимений себя, некто, нечто;
4) для развития речи:
употребление местоимений в форме родительного падежа личного местоимения 3-го лица его, её, их для обозначения принадлежности, замена существительных местоимениями, местоимение как средство связи предложений в тексте, подбор местоимений для творческого изложения и сочинений разных типов, заметка в газету.
36. «Глагол» – 14 ч., из них 3 ч. – развитие речи, 1 ч. из которых – изложение, 1 ч. – контрольная работа:
1) для повторения:
признаки глагола как части речи (общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении), спряжение глагола, правописание личных окончаний глагола, вид глагола, не с глаголами;
2) для изучения:
парные глаголы, способы образования видовых пар, безличные глаголы, разноспрягаемые глаголы, глаголы особого спряжения, переходные и непереходные, возвратные и невозвратные глаголы, наклонение глагола, изменение глаголов в изъявительном (по временам), условном (сослагательном) и повелительном наклонениях, словообразование глаголов, морфологический разбор глагола (углубление);
3) для опережающего практического ознакомления:
формообразующие и отрицательные частицы, роль инфинитива в предложении, трудные случаи в образовании глагольных форм;
4) для развития речи:
роль глаголов в речи, обогащение словарного запаса учащихся тематическими группами глаголов, составление словосочетаний, предложений, текстов с глаголами в форме изъявительного, условного и повелительного наклонений, с разноспрягаемыми и безличными глаголами, соблюдение орфоэпических норм в глагольных формах, работа над точностью и выразительностью речи: употребление глаголов с переносным значением, глаголов-синонимов, антонимов, использование глаголов в тексте-повествовании, композиционные части текста-повествования, изложение с элементами сочинения, диалог, пересказ текста с изменением лица.
37. Систематизация и обобщение изученного по разделу «Морфология» – 4 ч., из них 1 ч. – развитие речи; 1 ч. - тестирование.
38. «Повторение изученного материала. Обобщение и систематизация орфографических и пунктуационных правил» – 6 ч., из них 2 ч. – развитие речи; 1 ч. – диктант:
1) для повторения:
фонетика и орфография, фонетический и орфографический разбор слова, лексика и фразеология, лексический разбор слова, морфемика и словообразование, морфемный и словообразовательный разбор, морфология, морфологический разбор, синтаксис и пунктуация, синтаксический и пунктуационный разбор;
2) для опережающего практического ознакомления:
структурный принцип русской пунктуации;
3) для развития речи:
общие сведения о стилях и типах речи, официально-деловой стиль, личное заявление, автобиография, доверенность, создание текстов в разных стилях и жанрах.
4. Базовое содержание учебного предмета в 7 классе
39. На изучение курса выделено 102 ч., из них 20 ч. – развитие речи. Базовое содержание включает основные разделы, также представленные по рубрикам «Для повторения», «Для изучения», «Для опережающего практического ознакомления», «Для развития речи».
40. Введение. «Русский язык как развивающееся явление» – 1 ч.
41. Повторение изученного в V-VI классах – 11 ч., из них 2 ч. – развитие речи; 1 ч. – диктант:
1) для повторения:
синтаксис, словосочетание и предложение, простое и сложное предложение, знаки препинания, синтаксический и пунктуационный разбор;
фонетика и орфография, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфемный и словообразовательный разборы, морфология и орфография, склонение именных частей речи, правописание суффиксов именных частей речи, правописание сложных слов, спрягаемые формы глагола, правописание личных окончаний глагола, не с разными частями речи, морфологический разбор существительного, прилагательного, числительного, местоимения и глагола;
2) для опережающего практического ознакомления:
публицистический стиль, его жанры, языковые особенности;
3) для развития речи:
произносительные нормы русского языка, текст, стили речи, определение темы и основной мысли текста, использование синонимов, антонимов, многозначных слов, слова с переносным значением, общественно-политической лексики в текстах публицистического стиля, обогащение словаря прилагательными оценки, элементарный лингвистический анализ текстов публицистического стиля, составление заметки для школьной газеты.
42. «Причастие» – 17 ч., из них 4 ч. – развитие речи, 1 ч. из которых – изложение; 1 – контрольная работа:
1) для повторения:
глагол, имя прилагательное, морфологические и синтаксические признаки глагола и прилагательного;
2) для изучения:
причастие как особая форма глагола, свойства имен прилагательных и глаголов у причастия, склонение причастий, правописание гласных в падежных окончаниях причастий;
причастный оборот, обособление определений, выраженных причастным оборотом;
действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени, их образование, правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени, полные и краткие страдательные причастия, роль в предложении полных и кратких страдательных причастий, одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных, гласные в причастиях перед нн, не с причастиями, переход из причастий и прилагательных в существительные (настоящее, будущее), синтаксическая роль полных и кратких страдательных причастий в предложении, морфологический разбор причастия;
3) для опережающего практического ознакомления:
употребление причастий и причастных оборотов в деловом, научном и художественном стилях;
4) для развития речи:
умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом;
синонимическая замена причастия оборотом «который + глагол» (играющий мальчик = мальчик, который играет), текстообразующая роль причастий, употребление причастий в разных стилях речи;
рассуждение в доказательстве, описание местности, природного явления с использованием кратких причастий, описание внешности человека: структура текста, языковые особенности, выборочное изложение текста с описанием внешности.
43. «Деепричастие» – 9 ч., из них 2 ч. – развитие речи, 1 ч. из которых – сочинение; 1 ч. – тестирование:
1) для повторения:
глагол, его морфологические и синтаксические признаки, наречие, его морфологические и синтаксические признаки;
2) для изучения:
деепричастие как особая форма глагола, глагольные свойства деепричастия, наречные признаки деепричастия, деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование, деепричастный оборот, обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом, не с деепричастиями, переход деепричастий в наречия, синтаксическая роль деепричастий в предложении, морфологический разбор деепричастия;
4) для опережающего практического ознакомления:
отличие деепричастия от слов других частей речи (играя – молодая, устав от ходьбы – воинский устав);
5) для развития речи:
употребление деепричастий в речи, правильное построение предложений с деепричастным оборотом, интонирование предложений с обособленными членами, выраженными деепричастными оборотами, использование свойства деепричастия «дорисовывать движение» в текстах разных стилей и типов речи, создание текста по типу повествования.
44. «Наречие» – 13 ч., из них 2 ч. – развитие речи, 1 ч. из которых – изложение; 1 ч.– тестирование:
1) для повторения: наречие, наречие места, времени и образа действия, степени сравнения качественных прилагательных, краткие прилагательные на -о, -е;
2) для изучения: наречие как неизменяемая часть речи, разряды наречий по значению, степени сравнения качественных наречий, их образование, словообразование наречий;
правописание не с наречиями на -о и -е, не-и ни- в наречиях, одна и две буквы н в наречиях на –о и –е, буквы о и е после шипящих на конце наречий, суффиксы –о и -а на конце наречий, дефис в наречиях, слитное и раздельное написание наречий, использование орфографического словаря для определения слитного и раздельного написания наречий, буква ь после шипящих на конце наречий;
синтаксическая роль наречий в предложении, морфологический разбор наречия;
3) для опережающего практического ознакомления:
слова категории состояния, наречия и созвучные слова других частей речи (красиво написать – здание красиво), наречия и созвучные предложно-падежные сочетания (вовремя вернуться – во время матча);
4) для развития речи:
соблюдение языковых норм употребления наречий, употребление в речи степеней сравнения наречий, наблюдение за экспрессивным использованием наречий разных разрядов, моделирование словосочетаний, в состав которых входят наречия, употребление наречий для достижения точности, информативности и выразительности текстов сочинений и изложений, использование в речи наречий-синонимов и наречий-антонимов;
рассказ по рисунку, рассуждение в повествовании, пересказ исходного текста с описанием действий, процесса труда с последующим письменным изложением;
45. «Слова категории состояния» – 4 ч., из них 1 ч. – развитие речи:
1) для повторения:
наречие, наречие места, времени и образа действия, степени сравнения прилагательных, краткие прилагательные на -о, -е;
2) для изучения:
слова категории состояния как часть речи, их отличие от наречий, синтаксическая роль слов категории состояния, морфологический разбор слов категории состояния;
3) для опережающего практического ознакомления:
односоставные безличные предложения;
4) для развития речи:
употребление степеней сравнения слов категории состояния в речи, научное сообщение.
46. «Служебные части речи. Их отличие от знаменательных частей речи» – 1 ч.
47. «Предлог» – 9 ч., из них 3 ч. – развитие речи, 1 ч. из которых – изложение с элементами сочинения; 1 – диктант:
1) для повторения:
предлог как служебная часть речи;
2) для изучения:
общее грамматическое значение предлогов, непроизводные и производные, простые и составные предлоги, употребление предлогов в падежных формах, существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки, слитное и раздельное написание предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.), дефис в предлогах из-за, из-под, синтаксическая роль предлогов в предложении, морфологический разбор предлога;
3) для развития речи:
текстообразующая роль предлогов, употребление предлогов в речи, наблюдение за экспрессивным использованием предлогов в художественных текстах, правильное и точное употребление предлогов в и на, с и из, употребление существительных с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки, использование в речи предлогов-синонимов, написание заметки с использованием непроизводных и производных предлогов;
текст официально-делового стиля, производные предлоги в официально-деловом стиле, канцеляризмы, заявление, объявление, пересказ текста официально-делового стиля (конвенция о правах ребенка, Закон о языках).
48. «Союз» – 9 ч., из них 2ч. – развитие речи, 1 ч. из которых – сочинение; 1 ч. – контрольная работа, 1 ч. – диктант:
1) для повторения:
союз как служебная часть речи;
2) для изучения:
союзы сочинительные и подчинительные, сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные), группы подчинительных союзов, простые и составные союзы, отличительные признаки союза и союзного слова, слитное и раздельное написание союзов, отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами, союза также от наречия так с частицей же, синтаксическая роль союзов в предложении, морфологический разбор союза;
3) для опережающего практического ознакомления:
употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях, подчинительных союзов в сложном предложении;
4) для развития речи:
орфоэпические нормы произношения союзовчто и чтобы, конструирование простых и сложных предложений с использованием союзов, употребление союзов с использованием их стилистической окраски, сочинение-рассуждение на заданную тему.
49. «Частица» – 9 ч., из них 2 ч. на развитие речи; 1 ч. – контрольная работа:
1) для повторения:
формообразующие и отрицательные частицы;
2) для изучения:
частица как служебная часть речи, частицы формообразующие, отрицательные и модальные, различение на письме частиц не и ни, правописание не и ни с различными частями речи, дефисное написание частиц -то, -таки, -ка, синтаксическая роль частиц в предложении, морфологический разбор частиц;
3) для опережающего практического ознакомления:
правильное употребление частиц в разговорной речи, роль отрицательных частиц в безличном предложении;
4) для развития речи:
определение смысловых различий частиц не и ни, употребление частиц в соответствии с нормами культуры речи, выразительное чтение предложений со смысловыми частицами, правильное интонирование предложений с вопросительными частицами, лингвистическая сказка.
50. «Междометие», «Звукоподражательные слова» – 3 ч.:
1) для изучения:
междометие как особая часть речи, дефис в междометиях, интонационное выделение междометий, запятая и восклицательный знак при междометиях, производные и непроизводные междометия, синтаксическая роль междометий в предложении, пунктуационное выделение междометий в предложении, морфологический разбор междометия, звукоподражательные слова и их отличие от междометий;
2) для опережающего практического ознакомления:
междометие в значении других частей речи, словообразовательные возможности междометий и звукоподражаний, утвердительные и отрицательные словада и нет;
3) для развития речи:
использование междометий для выражения чувств, этикетных формул, команд, приказов, интонационное выделение междометий в предложении, экспрессивное использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи и художественных произведениях.
51. «Стили речи», «Типы речи» – 7 ч., из них 1 час на развитие речи, 1 ч. из которых – сочинение-описание:
1) для повторения:
стили и типы речи, научный, публицистический, официально-деловой стиль, художественный и разговорный стили речи, канцеляризмы, изобразительно-выразительные средства языка;
2) для изучения:
цель общения, сфера применения, признаки стиля, языковые средства;
разговорный стиль;
жанры научного стиля (аннотация, реферат);
жанры публицистического стиля (заметка в газету);
жанры официально-делового стиля (автобиография, объявление, заявление);
углубление понятия о типах речи (описание, повествование и рассуждение);
3) для опережающего практического ознакомления:
научный проект как жанр научного стиля;
4) для развития речи:
сравнение текстов разных стилей, выявление языковых особенностей разностилевых текстов, реферат на лингвистическую тему;
портрет литературного героя, портретная характеристика в официально-деловом стиле, определение изобразительно-выразительных средств художественного текста, сочинение по картине.
52. Повторение изученного. Обобщение и систематизация орфографических и пунктуационных правил – 9 ч., из них 1 ч. на развитие речи; 1 – диктант, 1 – тестирование:
1) для повторения (Фонетика и орфография. Фонетический и орфографический разбор слова. Лексика и фразеология. Лексический разбор слова. Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология. Морфологический разбор. Синтаксис и пунктуация. Синтаксический и пунктуационный разбор);
2) для опережающего практического ознакомления (Синтаксис. Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений);
3) для развития речи (Общие сведения о стилях и типах речи. Комплексный анализ текста).
5. Базовое содержание учебного предмета в 8 классе
53. На изучение курса выделено 102 ч., из них 20 ч. – развитие речи. Базовое содержание включает основные разделы, также представленные по рубрикам «Для повторения», «Для изучения», «Для опережающего практического ознакомления», «Для развития речи».
54. «Русский язык в мире и Казахстане» – 2 ч.:
1) для повторения:
роль русского языка в современном мире. Значение языка как важнейшего средства общения);
2) для изучения (Закон о языках. Основоположники русского литературного языка);
3) для развития речи (Нормы речи).
55. Повторение изученного материала – 9 ч., из них 2 ч. – развитие речи; 1 ч. – диктант:
1) для повторения:
понятие системы языка, единицы языковой системы;
фонетика, графика, фонетический разбор слова, морфемика и словообразование, лексика и фразеология, лексический разбор слова;
морфология, имя существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, его основные грамматические категории, причастие и деепричастие как особые формы глагола, их грамматические признаки, правописание глаголов, причастий, деепричастий, знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах, наречие, слова категории состояния, служебные части речи (предлог, союз, частица), правописание наречий, предлогов, союзов, частицы;
2) для опережающего практического ознакомления:
односоставные безличные предложения со словами категории состояния;
3) для развития речи:
текст, признаки текста, тема, основная мысль текста, явная и скрытая информация, строение текста, типы текстов, композиция текста-повествования, описания, рассуждения, основные средства связи предложений в тексте (видовременные формы глагола, лексическая синонимия, служебные слова, вводные конструкции и др.);
стили речи, употребление в устной и письменной речи глагольных форм (вида, времени), действительных и страдательных причастий, деепричастий, использование служебных частей речи в тексте;
виды речевой деятельности (аудирование, говорение (создание устных монологических и диалогических текстов));
составление текстов различных типов речи (повествование, рассуждение, описание (описание характера, поведения человека с элементами оценки и выражения личного отношения));
эпистолярный жанр (язык частных писем), построение текстов художественного, публицистического, официально-делового стиля.
56. «Синтаксис и пунктуация. Культура речи. Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды синтаксической связи» – 1 ч.
57. «Словосочетание» – 10 ч., из них 3 ч. – развитие речи; 1 ч. из которых – изложение; 1 ч. – диктант:
1) для повторения (Строение и грамматическое значение словосочетания. Признаки словосочетания. Основные виды словосочетаний);
2) для изучения (Виды словосочетаний по характеру главного слова: именные, глагольные, наречные. Способы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Разбор словосочетания);
3) для опережающего практического ознакомления (Синонимия предлогов);
4) для развития речи (Нормы согласования, управления и примыкания. Формы зависимого слова при согласовании и управлении. Нормы, связанные с вариантами сочетаний имен числительных с именами существительными. Варианты сочетаний имен числительных с именами существительными).
58. «Простое предложение» – 11 ч., из них 2 ч. – развитие речи, 1 ч. из которых – сочинение-описание; 1 ч. – контрольная работа:
1) для повторения:
предложение, его признаки, грамматическая основа предложения, распространенные и нераспространенные предложения, главные и второстепенные члены предложения, виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные), восклицательные и невосклицательные предложения, двусоставные предложения, главные члены предложения, второстепенные члены предложения, тире между подлежащим и сказуемым;
2) для изучения:
строение и грамматическое значение предложения, подлежащее, способы его выражения, виды сказуемого и способы их выражения (простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемые), определение, согласованное и несогласованное определение, приложение как вид определения, дополнение, прямое и косвенное дополнение, обстоятельство, виды обстоятельств, обстоятельства, выраженные сравнительными и деепричастными оборотами;
3) для опережающего практического ознакомления:
функции порядка слов в предложении, инверсия, предложения с обособленными определениями и приложениями, знаки препинания при обстоятельствах, выраженных сравнительными и деепричастными оборотами, полные и неполные предложения;
4) для развития речи:
согласование подлежащего со сказуемым, варианты форм сказуемого, составление предложений в соответствии с коммуникативной целью, согласование сказуемого с подлежащим, распространение предложения второстепенными членами, согласование определений, приложений с определяемыми словами, описание внешности, заявление, ходатайство.
59. «Односоставные предложения» – 11 часов, из них 3 ч. – развитие речи, 1 ч. из которых – изложение с элементами сочинения; 1 ч. – диктант, 1 ч. – тестирование:
1) для повторения:
понятие об односоставных предложениях, типы сказуемого в безличных предложениях;
2) для изучения:
типы односоставных предложений, односоставные предложения с главным членом-сказуемым, определенно-личные, неопределенно-личные, безличные предложения, односоставные предложения с обобщенно-личным значением, односоставные предложения с главным членом-подлежащим – назывные предложения, полные и неполные предложения, особенности строения неполных предложений, эллипсис;
3) для опережающего практического ознакомления:
распространенные и нераспространенные назывные предложения, их роль в лирике поэтов;
4) для развития речи:
особенности употребления определенно-личных, неопределенно-личных, безличных предложений в разных стилях и типах речи, синонимия односоставных и двусоставных предложений, различных типов односоставных предложений, значение и употребление назывных предложений в речи, функции неполных предложений в речи, сфера их употребления, доказательство в рассуждении.
60. «Осложненное предложение»– 1 ч.:
понятие об осложненном предложении, осложняющие предложение конструкции (однородные, обособленные члены предложения, обращение, вводные слова и предложения);
61. «Предложения с однородными членами» – 9 часов, из них 2 часа на развитие речи, 1 ч. из которых – сочинение-повествование:
1) для повторения:
однородные члены предложения, их признаки, обобщающие слова при однородных членах предложения, двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами;
2) для изучения:
однородные члены предложения, связанные при помощи сочинительных союзов, знаки препинания в предложениях с однородными членами и обобщающими словами, однородные и неоднородные определения, знаки препинания при однородных определениях;
3) для опережающего практического ознакомления:
СПП с однородным подчинением;
4) для развития речи:
нормы в сочетаниях однородных членов, управление при однородных членах предложения, градация, построение предложений с однородными членами и обобщающими словами, использование рядов однородных членов предложения в тексте-описании, повествовании.
62. «Предложения с обособленными членами» – 16 часов, из них 2 ч. – развитие речи, 1 ч. из которых – сочинение-повествование, 1 ч. – контрольная работа; 1 ч. – тестирование:
1) для повторения:
знаки препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотами, правописание суффиксов причастий, правописание предлогов;
2) для изучения:
понятие об обособлении, условия обособления, обособленные определения, выраженные причастными оборотами и именами прилагательными, обособление одиночных согласованных приложений и приложений с союзом как, обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, обособленные обстоятельства, выраженные существительным с предлогом, обособление уточняющих членов предложения, знаки препинания при обособленных членах предложения;
3) для опережающего практического ознакомления:
оборот с союзомкак и сложноподчиненные предложения с союзом как;
4) для развития речи:
употребление в речи предложений с обособленными членами, синонимия предложений с обособленными членами и сложных предложений, биография, автобиография.
63. «Предложения с обращением, вводными словами и предложениями» – 15 часов, из них 2 ч. – развитие речи; 1 ч. – диктант:
1) для повторения: междометие, знаки препинания в предложениях с междометиями, обращение, вводные слова;
2) для изучения:
нераспространенные, распространенные обращения, знаки препинания при обращении, понятие о вводных конструкциях, группы вводных слов по значению, правописание слов, употребляемых в роли вводных, вводные предложения, сходства и различия вводных слов и предложений, знаки препинания при вводных словах и предложениях;
3) для опережающего практического ознакомления:
понятие о словах-предложениях, их синтаксический статус, знаки препинания после слов- предложений;
4) для развития речи:
употребление обращений в зависимости от ситуации общения, различия в употреблении обращений в русском и казахском языках, синонимия вводных слов и предложений, роль вводных слов и предложений в речи, роль слов-предложений в тексте, объявление, поздравление, комплимент.
64. «Способы передачи чужой речи» – 9 часов, из них 2 ч. – развитие речи, 1 ч. из которых – изложение с изменением лица; 1 ч. – тестирование:
1) для повторения:
прямая речь, знаки препинания в предложениях с прямой речью;
2) для изучения:
способы передачи чужой речи (прямая и косвенная речь), строение предложений с прямой, косвенной речью, знаки препинания в предложениях с прямой речью, с косвенной речью, цитата как способ передачи чужой речи, способы цитирования, знаки препинания при цитатах, диалог, знаки препинания;
3) для опережающего практического ознакомления:
сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным;
4) для развития речи:
особенности употребления предложений с прямой и косвенной речью, синонимия предложений с прямой и косвенной речью, замена прямой речи косвенной, передача прямой речи (диалогов и полилогов) в тексте, использование цитат в научном тексте, передача в сочинении, изложении чужой речи с сохранением стиля говорящего; с изменением лица рассказчика, стилистические функции прямой речи, авторских слов.
65. Повторение и обобщение изученного в 8 классе – 8 ч., из них 2 ч. - развитие речи, 1 ч. - диктант:
1) для повторения:
словосочетание, способы связи в словосочетании, разбор словосочетания;
предложение, главные члены предложения, способы выражения подлежащего, типы сказуемого, тире между подлежащим и сказуемым;
второстепенные члены предложения и способы их выражения, односоставные предложения;
знаки препинания в предложениях с однородными членами и обращением, однородные и неоднородные определения;
обособленные приложения, определения, обстоятельства, знаки препинания при них, уточняющие обособленные члены предложения;
вводные слова, обращения и междометия;
предложения с прямой и косвенной речью;
синтаксический разбор простого предложения;
2) для опережающего практического ознакомления:
синтаксис сложного предложения;
3) для развития речи:
нормы в согласовании приложений, определений, варианты и синонимия форм дополнений.
6. Базовое содержание учебного предмета в 9 классе
66. На изучение курса выделено 68 ч., из них 12 ч. – развитие речи. Базовое содержание предмета «Русский язык» в 9 классе включает основные разделы, также представленные по рубрикам «Для повторения», «Для изучения», «Для опережающего практического ознакомления», «Для развития речи».
67. «Русский язык в диалоге культур» – 1 ч.
1) для повторения:
сведения о языке, закон о языках;
2) для изучения:
языковые и неязыковые знаки, язык и культура, особенности функционирования русского языка в условиях диалога культур в Казахстане;
3) для развития речи (Культура речи. Составление рассказа по теме).
68. «Повторение, систематизация и углубление изученного материала» – 7 ч., из них 1 ч. на развитие речи, 1 ч. из которых – изложение; 1 ч. - диктант:
1) .ля повторения:
Морфемы, морфемный состав слова, корень, основа слова и окончание, выраженное и нулевое окончание, непроизводная и производная основы, суффикс и приставка, морфемный разбор, словообразование, производящая основа как часть основы производного слова, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, приставочный, бессуффиксный способы словообразования, словосложение и аббревиация, словообразовательный разбор;
именные части речи, правописание суффиксов и окончаний имен существительных и прилагательных;
глагол, глагольные формы, правописание глаголов, причастий, деепричастий;
наречие и слова категории состояния, слитное, раздельное правописание и правописание через дефис наречий;
служебные части речи, правописание предлогов, союзов, частиц, междометия, звукоподражание;
способы подчинительной связи слов (согласование, управление, примыкание);
простое предложение, типы простых предложений по цели высказывания, грамматические основы в двусоставных и односоставных предложениях, сказуемые, их типы и способы морфологического выражения;
простое осложненное предложение: предложения с однородными, обособленными членами, обращением, вводными и вставочными конструкциями и знаки препинания в них;
прямая и косвенная речь, знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью;
2) для опережающего практического ознакомления:
сложные предложения с однородным подчинением;
3) для развития речи:
употребление видовых форм глагола, отмеченных суффиксами, в предложениях с разграничением их сочетаемости, согласование сказуемого с подлежащим, употребление составных сказуемых в простом предложении, использование однородных членов в книжно-письменной речи;
составление и употребление в устной, письменной речи предложений с причастными, деепричастными оборотами, обращением, прямой речью, функции причастных, деепричастных оборотов, обращений в речи, стилистические и синтаксические нормы употребления деепричастий, употребление паронимов-существительных, употребление безличных глаголов в односоставных предложениях;
изложение текста научно-популярного стиля.
69. «Синтаксис и пунктуация. Культура речи. Сложное предложение. Общая характеристика сложных предложений и их виды» – 2 ч.:
1) для повторения:
простое предложение, грамматическая основа предложения, двусоставное и односоставное предложения, простое осложненное предложение, согласование между подлежащим и сказуемым, понятие о сложном предложении;
2) для изучения:
формальные, смысловые и интонационные характеристики сложных предложений, основные виды сложных предложений, средства связи в них, интонация, сочинительные и подчинительные союзы в сложном предложении, типы сложных предложений (союзные и БСП), сложные союзные предложения (ССП и СПП);
3) для опережающего практического ознакомления:
знаки препинания в ССП и СПП;
4) для развития речи:
составление и произнесение сложных предложений в соответствии с заданной коммуникативной целью, сравнение союзных предложений и БСП;
70. «ССП» – 10 ч., из них 2 ч. – развитие речи, 1 ч. из которых – сочинение-рассуждение;1 ч. – диктант; 1 ч. – тестирование:
1) для повторения:
однородные члены предложения, простое предложение с однородными сказуемыми, союзы при однородных членах предложения, правописание союзов (также, тоже, зато) и местоимений, наречий с предлогом и частицей. Знаки препинания при однородных членах предложения;
2) для изучения:
понятие о ССП, средства связи в ССП, сочинительные союзы (соединительные, противительные, разделительные), смысловые отношения между частями ССП, ССП с соединительными, противительными и союзами, их строение, значение, знаки препинания в них, синтаксический и пунктуационный разбор ССП, знаки препинания в ССП;
3) для опережающего практического ознакомления:
порядок простых предложений в ССП, видовременные формы сказуемых, неполнота предложений, общие члены предложения, синонимы, антонимы, повторяющиеся слова и местоимения для связи частей в ССП, трудные случаи постановки знаков препинания в ССП;
4) для развития речи:
употребление ССП в речи для выражения одновременности, последовательности действий, противопоставления, сопоставления, взаимоисключения, чередования событий, функционирование союзов в ССП и простых предложениях с однородными членами, конструирование ССП с различными значениями, анализ и составление текстов публицистического, художественного стилей различных типов речи с использованием ССП;
эссе, характеристика литературного героя с использованием разных видов ССП, сочинение-рассуждение.
71. «СПП» – 17 ч., из них 3 ч. – развитие речи, из которых 1 ч. – изложение, 1 ч. – диктант, 1 ч. – контрольная работа:
1) для повторения:
виды подчинительной связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание);
определение, дополнение, виды обстоятельств;
простые осложненные предложения с обособленными членами, обстоятельства, выраженные сравнительными и деепричастными оборотами, предложения с обособленными членами и знаки препинания в них;
правописание союзов (чтобы, причем, оттого) и местоимений, наречий с предлогом и частицей);
2) для изучения:
понятие о СПП, место придаточной части по отношению к главной, средства связи в СПП, союзы и союзные слова, роль указательных слов в СПП, знаки препинания в СПП;
виды СПП с одной придаточной частью, СПП с придаточными изъяснительными, их строение, значение, СПП с придаточными определительными, их строение, значение, СПП с придаточными местоименно-определительными, указательные местоимения в СПП с придаточными изъяснительными и определительными, СПП с придаточными обстоятельственными, их виды (времени, места, причины, условия, цели, образа действия и степени, уступки, следствия, сравнения), строение, значение СПП с придаточными обстоятельственными, СПП с придаточными присоединительными;
СПП с несколькими придаточными, СПП с однородным, параллельным (неоднородным), последовательным подчинением, знаки препинания в них;
синтаксический и пунктуационный разбор СПП с одной и несколькими придаточными частями;
3) для опережающего практического ознакомления (Знаки препинания в СПП с составными союзами);
4) для развития речи:
употребление СПП в речи, синонимия СПП и простых осложненных предложений с обособленными членами, управление при глаголах в СПП с придаточными изъяснительными, употребление союзов в СПП, конструирование СПП с разными видами придаточных, СПП с несколькими придаточными, замена сложных предложений простыми осложненными предложениями с обособленными членами, использование разных видов СПП в интервью, заметке, аннотации, резюме, характеристике;
пересказ и составление текстов публицистического, научного, художественного стилей различных типов речи, устное словесное рисование.
72. «БСП» – 9 часов, из них 2 ч. на развитие речи, 1 ч. из которых – сочинение-рассуждение с элементами описания; 1 ч. – контрольная работа):
1) для повторения:
ССП, СПП;
2) для изучения:
средства связи в БСП, функциональная значимость интонации в БСП, виды БСП;
БСП с отношениями одновременности и последовательности;
БСП со значением перечисления, их значение, строение, знаки препинания в них;
БСП со значением противопоставления, их значение, строение, знаки препинания в них;
БСП со значением причины, пояснения, изъяснения, их значение, строение, знаки препинания в них;
БСП со значением времени, условия, следствия, их значение, строение, знаки препинания в них;
синтаксический и пунктуационный разбор БСП;
3) для опережающего практического ознакомления:
экспрессивные возможности БСП, употребление БСП с отношениями сопоставления в пословицах, афоризмах, публицистической речи, тавтология, плеоназм;
4) для развития речи:
функционирование в речи БСП с разными значениями, синонимия БСП, ССП и СПП, синтаксический, семантико-функциональный анализ БСП – пословиц, конструирование БСП, преобразование БСП в ССП и СПП, характеристика роли БСП в тексте;
анализ и составление текстов публицистического, научного, официально-делового, художественного стилей различных типов речи с использованием БСП, эссе, аннотация, заявление с использованием разных видов БСП, БСП в тексте-рассуждении с элементами описания, тексте-описании.
73. «Сложные предложения с разными видами связи» – 8 ч., из них 2 ч. – развитие речи; 1 ч. – тестирование:
1) для повторения:
СПП с несколькими придаточными: с однородным, параллельным (неоднородным), последовательным подчинением, знаки препинания в них, сложное предложение с сочинением и подчинением, синтаксический и пунктуационный разбор СПП с несколькими придаточными и сложных предложений с сочинением и подчинением;
2) для изучения:
сложные предложения с разными видами связи, сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь в сложных предложениях, средства связи предикативных частей в сложных предложениях, компоненты и предикативные части в сложных предложениях с разными видами связи, синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с разными видами связи;
3) для опережающего практического ознакомления:
комбинации разных типов синтаксической связи, союзная сочинительная и подчинительная связь, союзная сочинительная и бессоюзная связь.
4) для развития речи:
значение и употребление сложных предложений с разными видами связи в речи, функционально-стилистическая характеристика сложных предложений с разными видами связи, функционирование сложных предложений в текстах – повествовании, описании, рассуждении;
анализ текстов публицистического, научного, художественного стиля со сложными предложениями с разными видами связи, художественные тексты, роль эпитетов в художественном тексте;
склонение иноязычных (казахских) имен собственных, выразительное чтение и анализ сложных предложений с разными видами связи в тексте, употребление сложных предложений с разными видами связи в текстах – повествовании, описании, рассуждении;
аннотация, заявление, эссе, заметка в газету с использованием сложных предложений.
74. «Н.Назарбаев «Слово о Независимости». Текст. Особенности организации текста в разных стилях» – 11 ч., из них 2 ч. – развитие речи, 1 ч. из которых – сочинение, 1 ч. – изложение; 1 ч. – диктант:
1) для повторения:
текст, тема текста, микротема, основная и дополнительная темы текста, признаки текстов различных функционально-смысловых типов речи, виды (цепная, параллельная) и средства связи предложений в текстах различных типов речи;
стили речи, научный стиль речи, характерные черты научного стиля, язык художественной литературы, эмоционально-экспрессивные средства художественной речи, публицистический стиль;
2) для изучения:
основные признаки текста (тематическое, композиционное единство, связность, смысловая цельность, модальность), сложное синтаксическое целое (ССЦ), ССЦ и абзац, строение ССЦ, средства связи в ССЦ;
текст-повествование с элементами описания, текст-рассуждение с элементами описания, рассуждение в разных стилях речи;
научный стиль, его стилевые черты, языковые средства, отзыв о книге, аннотация, характеристика литературного героя, способы свертывания текста (тезисы, выписки, реферат, тематический конспект, рецензия), научная статья и аннотация;
художественный стиль, его языковые особенности, публицистический стиль, его стилевые черты, языковые средства, монологический и диалогический тексты в пересказе, школьное сочинение, композиция сочинения, типы школьных сочинений, монолог и диалог, интервью, формы словесного единоборства (дебаты, полемика, диспут, спор, дискуссия);
3) для опережающего практического ознакомления:
использование в текстах выразительных средств – пословиц, поговорок, фразеологизмов, цитат, преобразование диалогов в монологи и наоборот;
4) для развития речи:
определение стилевых черт и языковых средств публицистического, научного, художественного стилей, установление принадлежности текста к функциональному стилю, использование языковых средств различных функциональных стилей при построении текстов, создание текстов различных стилей и типов речи на заданную тему, использование терминов и терминологических сочетаний в научном тексте, написание аннотации с использованием стандартных выражений к научно-популярным текстам, заметка как информация о событии;
анализ художественных текстов с точки зрения роли эмоционально-экспрессивных средств, выражение в текстах знаний, оценочных суждений, потребностей, желаний, чувств, эмоций, нахождение признаков диалогического текста в интервью, культура ведения диалога, свертывание текста (план; подробный, выборочный или сжатый пересказ, тезисы, реферат), написание заметки, эмоционального сочинения.
75. «Повторение и систематизация изученного в 9 классе» – 3 ч., из них 1 ч. – диктант:
1) для повторения:
2) сложное предложение, ССП, отличие от простого предложения с однородными членами, СПП, СПП предложение с несколькими придаточными, БСП, сложное предложение с разными видами связи, знаки препинания в сложном предложении, конструкции, осложняющие предложение, предложения с прямой и косвенной речью;
3) для опережающего практического ознакомления:
стилистические функции прямой речи, авторских слов;
4) для развития речи: композиционно-синтаксические типы речи.
7. Требования к уровню подготовки учащихся
76. Уровень подготовки обучающихся оценивается с учетом предметных, личностных, системно-деятельностных результатов.
77. Предметные результаты отражены в двух аспектах: должны уметь и должны знать.
78. Учащиеся 5 класса должны знать:
1) типы речи (описание, повествование, рассуждение);
2) основные единицы синтаксиса (словосочетание, простое и сложное предложение, текст);
3) правила русской пунктуации в пределах изученных тем;
4) алфавит и правильное произношение букв, соотношение звуков и букв, двойную роль букв, гласные и согласные звуки речи, фонетические чередования звуков в слове;
5) лексическое значение слова, основные способы его толкования, синонимические, антонимические, омонимические отношения слов в русском языке;
6) значимые части слова и основные способы словообразования;
7) особенности склонения имени существительного, прилагательного и особенности спряжения глагола;
8) правила русской орфографии в пределах изученных тем;
79. Учащиеся 5 класса должны уметь:
1) определять тему и идею текста, составлять простой план текста;
2) различать типы речи: повествование, описание, рассуждение;
3) создавать связные монологические высказывания (с заданным языковым материалом), писать изложения и сочинения типа повествования и описания;
4) выделять словосочетания, находить главное и зависимое слово в словосочетании; определять главные и второстепенные члены предложения;
5) уметь различать предложения по цели высказывания, восклицательные, простые и сложные, с однородными членами, обращениями;
6) создавать диалогические высказывания, предложения с прямой речью;
7) использовать правила на изученные пунктограммы, объяснять постановку знаков препинания и правильно оформлять предложения в письменной речи;
8) определять звуковой состав слова, осуществлять правильный выбор написания гласных, согласных, стечений согласных в слове;
9) выделять части слова и определять основные способы морфологического словообразования;
10) определять имя существительное как часть речи и его грамматические признаки, целесообразно и грамотно употреблять существительные в речи;
11) определять имя прилагательное как часть речи и его грамматические признаки, целесообразно и грамотно употреблять прилагательные в речи;
12) определять глагол как часть речи и его грамматические признаки, целесообразно и грамотно употреблять глаголы в речи;
13) использовать правила на изученные орфограммы, объяснять правописание слов и правильно оформлять слова в письменной речи.
80. Учащиеся 6 класса должны знать:
1) свойства звуков и букв; особенности чередования звуков и их позиционные изменения, слоговой принцип русской графики, основные нормы орфоэпии;
2) слово как лексическую единицу, его лексическое значение, прямое и переносное значения; омонимические, паронимические, синонимические, антонимические отношения в русской лексике;
3) лексику с точки зрения происхождения, употребления;
4) особенности фразеологии русского языка;
5) морфемы, их роль в словообразовании и формообразовании;
6) способы морфологического словообразования, в том числе бессуффиксный способ и сложение;
7) морфологические и синтаксические признаки имен существительных, имен прилагательных, глагола, особенности их словоизменения;
8) разряды имен числительных, особенности их склонения и сочетания с другими словами;
9) разряды местоимений, их семантические, морфологические и синтаксические особенности;
81. Учащиеся 6 класса должны уметь:
1) объяснять правописание слов на изученные правила, оформлять слова на изученные орфограммы в речи;
2) определять однозначные и многозначные слова, используя толковый словарь, использовать в речи слова с прямым и переносным значением;
3) употреблять правильно омонимы, паронимы, синонимы и антонимы в речи, использовать словари омонимов, паронимов, синонимов, антонимов;
4) распознавать фразеологизмы в речи, целесообразно употреблять их в тексте, использовать фразеологические словари;
5) создавать слова по заданным словообразовательным моделям, использовать в речи однокоренные, сложносокращенные слова;
6) определять грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных и глагола, правильно их употреблять в речи;
7) различать количественные, порядковые, собирательные числительные; правильно склонять и сочетать их с другими словами;
8) различать разряды местоимений, уместно использовать их в речи;
9) составлять простой и сложный план;
10) продуцировать тексты разных типов: повествования, описания и рассуждения (сочинение по картине, сочинение-описание, сочинение-рассуждение, изложение-повествование и др.);
11) создавать связные высказывания (письма родным и другу, деловые бумаги) и устные диалогические высказывания.
82. Учащиеся 7 класса должны знать:
1) особенности знаменательных и служебных частей речи;
2) признаки причастия и деепричастия, способы их образования;
3) особенности употребления причастий и причастных оборотов, деепричастий и деепричастных оборотов в речи;
4) основные признаки наречия и слов категории состояния, способы их образования и особенности написаний;
5) признаки предлога, союза и частицы, правила их написания;
6) стили и жанры речи: научный стиль (научное сообщение, реферат); официально-деловой стиль (заявление, автобиография); публицистический стиль (заметка в газету); разговорный стиль;
83. Учащиеся 7 класса должны уметь:
1) определять признаки причастия и деепричастия, причастного и деепричастного оборотов, определять их синтаксическую роль в предложении;
2) владеть навыками употребления в речи причастий и деепричастий; оформления на письме причастных и деепричастных оборотов;
3) опознавать наречия, слова категории состояния и отличать их от созвучных слов и сочетаний слов;
4) определять различия знаменательных и служебных частей речи;
5) объяснять роль предлогов, союзов и частиц в предложении, отличать их от других слов и правильно оформлять в письменной речи;
6) опознавать междометия и выразительно читать предложения с ними;
7) определять тему и идею текста, составлять сложный план;
8) продуцировать тексты различных типов, стилей и жанров речи.
84. Учащиеся 8 класса должны знать:
1) систему синтаксиса русского языка, его основные единицы;
2) основные модели словосочетаний, способы связи слов в словосочетании;
3) простое предложение, типы простого предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске;
4) главные члены предложения и их способы выражения, типы сказуемых, второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство), их типы и способы выражения;
5) виды односоставных предложений, особенности их употребления в речи;
6) неполные предложения, их употребление в устной и письменной речи;
7) признаки однородных членов, способы связи между ними, обобщающее слово при однородных членах, знаки препинания в предложениях с ними;
8) виды обособленных членов предложения, условия обособления;
9) предложения с обращениями, вводными и вставочными конструкциями, знаки препинания в них, способы передачи чужой речи;
10) особенности речевого этикета, стереотипы русского речевого поведения;
11) особенности построения и использования языковых средств в текстах различных стилей, типов, жанров (репортаж, объявление, письмо, ходатайство, биография, автобиография, комплимент, поздравление);
85. Учащиеся 8 класса должны уметь:
1) производить фонетический, лексический, морфемный и словообразовательный анализы слова;
2) устанавливать способ связи слов в словосочетании, сочетать слова согласно нормам согласования, управления, примыкания;
3) находить грамматическую основу предложения; определять тип сказуемого, в нужных случаях ставить тире между подлежащим и сказуемым;
4) находить второстепенные члены предложения, определять их типы и способы выражения;
5) различать двусоставные и односоставные, полные и неполные предложения, целесообразно употреблять их в речи;
6) распознавать однородные и неоднородные определения на основе смыслового, интонационного анализа предложений;
7) различать обособленные члены предложения, обращения, вводные и вставочные конструкции, владеть пунктуацией предложений с ними;
8) производить синтаксический анализ словосочетания и простого предложения;
9) использовать формулы речевого этикета;
10) продуцировать тексты разных типов, стилей и жанров речи (репортаж, объявление, письмо, ходатайство, биография, автобиография, комплимент, поздравление), создавать сочинения на публицистическую тему.
86. Учащиеся 9 класса должны знать:
1) статус, роль и место русского языка в Казахстане и мире;
2) особенности единиц языковой системы (звуков, морфем, слова как лексической, словообразовательной и морфологической единицы, фразеологизмов, словосочетания, простого и сложного предложения);
3) орфоэпические, орфографические, лексические, грамматические, пунктуационные и стилистические нормы русского литературного языка;
4) общую характеристику сложных предложений, средства связи в них;
5) структурно-семантические и стилистические особенности ССП, СПП и БСП, их типы;
6) возможные комбинации разных типов синтаксической связи в многочленных сложных предложениях;
7) расстановку знаков препинания в сложных предложениях разных типов;
8) особенности текстов разных стилей, типов и жанров речи;
87. Учащиеся 9 класса должныуметь:
1) употреблять языковые средства в соответствии с нормами русского литературного языка;
2) производить фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализы слова, синтаксический анализ словосочетания, простого предложения;
3) давать грамматическую характеристику сложного предложения и разграничивать разные типы сложных предложений;
4) осуществлять синонимическую замену одних сложных предложений другими, сворачивать и разворачивать предложения;
5) употреблять разные типы сложных предложений в речи с использованием сочинительных и подчинительных союзов разной стилистической окраски;
6) правильно расставлять знаки препинания в сложных предложениях;
7) осуществлять синтаксический разбор сложного предложения разных типов, строить их схемы;
8) определять тип текста, различать тексты разных стилей и жанров;
9) разворачивать и сворачивать текст в соответствии с варьированием объема передаваемой информации;
10) составлять связные монологические высказывания разных типов и стилей с использованием сложных предложений;
11) создавать текст в речевых жанрах общекультурного и научного характера (деловое и частное письмо, поздравление, характеристика, заявление, заметка в газету, интервью, сочинение-эссе на свободную тему, реферат, аннотация).
12) осуществлять комплексный лингвистический анализ текста;
13) строить общение в соответствии со стратегией и обстановкой общения;
14) соблюдать нормы устной и письменной речи и правила речевого этикета.
88. Личностные результаты. Учащиеся должны проявлять:
1) активную гражданскую позицию и высокие патриотические чувства;
2) уважение к государственному и родному языкам, толерантное отношение к русскому языку и языкам других этносов Казахстана;
3) уважение к истории, культуре, традициям казахстанского народа;
4) стремление оберегать природные богатства страны, родного края;
5) уважение к ветеранам, старшему поколению, заботу о младших;
6) положительное отношение и стремление к здоровому образу жизни;
7) противостояние к антиобщественным явлениям;
8) культуру успешной коммуникации с соблюдением норм этики;
9) инициативу, готовность и способность к самообразованию.
96. Системно-деятельностные результаты. Учащиеся должны уметь:
1) использовать полученные знания по русскому языку в учебно-практической и научно-исследовательской работе;
2) пользоваться справочной литературой и словарями разных типов, извлекать необходимую информацию, перерабатывать, систематизировать ее;
3) планировать деятельность и осуществлять самоконтроль;
4) правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;
5) осуществлять успешное речевое общение в условиях полиязычной и межкультурной коммуникации.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.