РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Оценка 4.7

РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
русский язык
6 кл—8 кл
29.03.2023
РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ЯЗЫК МИР
1. Рус яз в совр мире 8 кл.docx

РУССКИЙ  ЯЗЫК  В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

                              (Урок в 8 классе по программе Т.А.Ладыженской)

Цель урока :   показать роль русского языка в современном мире.

Задачи:

Обучающие: определить место и назначение русского языка в современном  обществе;                                                                                                                            способствовать формированию представления о роли русского языка в современном мире, уважительного отношения к родному языку; 

формировать способность использовать родной язык  как средство получения знаний по другим учебным предметам;

 способствовать развитию коммуникативной компетенции,  направленной на формирование культурных норм в общении.

Развивающие: формировать коммуникативные компетенции (умение создавать устное монологическое высказывание, предлагать свою точку зрения, работать в группе); используя приемы информационной переработки текста, извлекать необходимую информацию из различных источников (учебник, раздаточные справочные материалы); развивать умение критически мыслить.

Воспитательные: воспитывать  уважение, любовь, интерес к русскому языку; формировать понимание связи языка и истории, культуры народа.

                                                             

Планируемые результаты:

-личностные:

осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

сформированность ответственного отношения к учению;

-познавательные:

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение;

-регулятивные:

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

-коммуникативные:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

-предметные:

показать развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа.

 

 

Ход урока

       

1.Мотивация учебной деятельности

-Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим очень интересную тему. А какую, попробуйте определить, прослушав легенду.

                                                               

      До наших дней дошла легенда времен Великой Отечественной войны.

     К коменданту города Орел, оккупированного фашистами, пришла молодая, симпатичная девушка. Как оказалось, это была учительница русского языка и литературы. Она просила разрешения открыть музей русского писателя И. С. Тургенева. Комендант подумал и решил, что в этой просьбе нет ничего особенного. Разрешение было получено.

    Каково же было удивление коменданта, когда он увидел, как каждый день в открывшийся в скором времени музей валом валит народ. Комендант решил сам посмотреть, в чем дело.

    Первое, что бросилось ему в глаза при входе в музей, был огромный плакат со словами: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

   Только тут комендант понял, какую ошибку он совершил.

Беседа с учащимися:

- В чем состояла ошибка коменданта? Почему в музей тянулись жители оккупированного фашистами города?

 Умение сплотить людей, поддержать в трудную минуту, вера в великое предназначение страны, неразрывная связь языка и народа.

Являясь средством общения, язык связан с жизнью общества, с народом-носителем языка. Общество не может существовать без языка, как и язык вне общества. Вместе с развитием общества развивается и изменяется, функционирует язык. Изменения в общественной жизни находят отражение в словарном составе языка.

- Так о чем мы с вами будем сегодня говорить?

О языке

- А Что же такое «язык»? Какие ассоциации у вас возникают, когда вы встречаетесь с этим словом?

1.       Орган в полости рта, являющийся органом вкуса, а у человека способствующий также образованию звуков речи (например: прикусить язык).

2.       Металлический стержень, производящий звон ударами о стенки (например: язык колокола).

3.       Система звуковых и словарно-грамматических средств, закрепляющих результаты работы мышления и являющихся орудием общения людей, обмена мыслями и взаимного понимания в обществе (например: русский язык).

4.       Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной словарно-грамматической системе, слог (например: язык Пушкина).

5.       Речь, способность говорить (например: лишиться языка).

6.       То, что выражает, объясняет собой что-нибудь (например: язык цифр)

7.       Пленный, от которого можно получить нужные сведения (например: захватить языка)

2.Актуализация

Прежде чем определить его основные функции, давайте дадим определение самому слову «функция».

Функция: 1. явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления,

 2.  в математике: переменная величина, меняющаяся в зависимости от изменений другой величины.

Подберите синонимы к слову (обязанность, роль, назначение).Попробуйте определить основные функции языка.

У языка две основные функции:

1. орудие человеческого мышления  

2. средство общения людей друг с другом.

Язык может существовать и развиваться только потому, что он одновременно выполняет обе эти функции.

Русский язык является одним из официальных мировых языков ООН (наряду с французским, английским, китайским, испанским, арабским). Любой официальный документ ООН распространяется на этих языках. Считается, что на русском языке говорят около 250 миллионов человек. Русский язык изучается более чем в 90 странах мира. Для организации и руководства этой работой в 1967 году создана МАПРЯЛ (Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы). Многие слова русского языка, русская научная терминология заимствуются другими языками мира, обогащая их лексику.

 

Попробуйте сформулировать функции русского языка в современном мире.

1. Средство общения (коммуникативная);

2. Средство выражения мысли (письмо);

3. Экспрессивная (способность выражения эмоционального состояния говорящего);

4. Поэтическая (использование особых художественных средств для создания произведений литературы);

5. Государственный язык;

6. Язык межнационального общения;

7. Мировой язык.

 

 

 

Что  же  такое  «язык»Какие  ассоциации  у  вас  возникают,  когда  вы

встречаетесь с этим словом?

Что  же  такое  «язык»Какие  ассоциации  у  вас  возникают,  когда  вы

встречаетесь с этим словом?

 

 

 

языка)

 

Что  же  такое  «язык»Какие  ассоциации  у  вас  возникают,  когда  вы

встречаетесь с этим словом?

языка)

 

 

 

(Выполняют упражнение по заданию и составляют кластер)

 3.  Закрепление материала

Молодцы!

А теперь обратите внимание на  высказывания великих людей  о русском языке. Какое вам ближе всего? Запишите в тетрадь.

Литература и русский язык связаны невидимой нитью. Давайте проследим это на примере упражнения из учебника.

(выполнение и проверка упр №4 по заданию)

  4.Рефлексия.

Сегодня на уроке мы с вами говорили о языке, его функциях и роли. Мне бы хотелось ,подводя итоги урока, чтобы вы закончили  предложение по его началу:

Русский язык – это язык великого народа и в нем отражены…..

Русский язык считается самым развитым языком в современном мире, потому что …..

 5. Домашнее задание.

  1. Знать функции русского языка

    2. Упр №3:  

1. Подобрать высказывания о русском языке.

2. Разбить текст на абзацы, сформулировать вопрос ко 2 абзацу текста и записать его в тетрадь.


 

РУССК ИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ

РУССК ИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ

Ход урока 1.Мотивация учебной деятельности -

Ход урока 1.Мотивация учебной деятельности -

Орган в полости рта, являющийся органом вкуса, а у человека способствующий также образованию звуков речи (например: прикусить язык)

Орган в полости рта, являющийся органом вкуса, а у человека способствующий также образованию звуков речи (например: прикусить язык)

Средство выражения мысли (письмо); 3

Средство выражения мысли (письмо); 3

Знать функции русского языка 2

Знать функции русского языка 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2023