Русский быт в прошлые века

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели и задачи: • ознакомить детей с творчеством выдающихся русских художников 19 века; • Учить выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу к ней • Уметь с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам своего сюжета, пользоваться правилами композиции, перспективы, светотени, передавать тоном и цветом объем и пространство • Ознакомить с книжной графикой как с разновидностью графики.
Иконка файла материала конспект.docx
Цели и задачи: (сл2) века;  ознакомить детей с творчеством выдающихся русских художников 19 РУССКИЙ БЫТ В ПРОШЛЫЕ ВЕКА.  Учить выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу к ней  Уметь с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам своего сюжета, пользоваться правилами композиции, перспективы, светотени, передавать тоном и цветом объем и пространство  Ознакомить с книжной графикой как с разновидностью графики. Шибанов М. Ход урока: 1 Орг.момент. 2 Изучение нового материала. Сегодня урок посвящен русскому быту прошлых веков. Мы, конечно, многое знаем об этом из книг по истории, фильмов, художественных произведений, но творчество художников прошлого помогает нам увидеть нашу историю воочию, ведь они были её современниками или воссоздавали её, изучая свидетельства, исторические документы, музейные экспонаты. Вопрос: К какому жанру относятся картины художников, изображающих, как жили люди, чем занимались, их быт? Какие еще жанры живописи вы знаете? Итак, речь пойдет о художниках бытописцах и их картинах. Шибанов Михаил (… - после1789г.) художник-живописец, мастер бытового жанра, русских крестьянских сюжетов. Преподаватель Академии художеств. Представитель академической школы живописи. Работы Шибанова впервые в истории русского искусства в формах европейской картины показали величественные фигуры русских крестьян, с медленными уверенными жестами, гордо поднятыми головами. Они облачены в традиционные одежды, бережно сохранявшиеся как память рода, доставшиеся «от дедов и прадедов», бывшие предметом особой гордости. Особенность крестьянской культуры, приверженность традициям в быту выражалась в неторопливом, размеренном ритме движений крестьян. Художник передал ритм жизни в построении композиции. В 1777 году русский живописец Михаил Шибанов написал картину «Празднование свадебного договора или сговор». О самом Шибанове сохранились лишь отрывочные сведения: возможно, крепостной, возможно, самоучка. Но немногие сохранившиеся произведения говорят о том, что это был умелый рисовальщик с натуры, не идеализировавший тяжеловесную пластику своих героев, а, наоборот, подчеркивавший ее, придававший жестам крестьян еще большую широту и значимость. Композиция картины построена на точном знании художником ритуала: мужчины стоят у стола (в левой части картины), женщины стоят справа, за спиной невесты. На церемонии присутствуют только женатые и замужние. На это указывают кокошники женщин и платки старух, зорко наблюдающих за соблюдением правил. И солидная одежда – кафтаны и армяки – мужчин. На полу дети, им также можно присутствовать на празднике. Художник точно определяет их неуклюжую пластику, а не пытается изобразить «маленьких старичков и дам», как это делалось на парадных портретах. Удивительны образы молодых – жениха и невесты. Их лица излучают радость и покой. Позднее только Венецианов сумеет передать особую мягкую красоту крестьянских лиц, пропорциональных, как у греческих статуй. Костюм невесты – сарафан,душегрея, монисты на рубашке. Повязка незамужней на голове, а поверх платок – широк и пестр, так что фигура кажется еще дороднее. Перед ними на столе братина – большая чаша и хлеб – символы достатка в доме. В красном углу – иконы. В этой, почетной, части сидят мужчины. За спиной невесты – сваха. Молодые держатся за руки – так, рука об руку им идти по жизни. Венецианов А.Г Венецианов Алексей Гаврилович. 230 лет  18 февраля исполняется 230 лет со дня рождения Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847), русского художника Край лесов в туманной сини Среди дремлющих озер. Тайна светлая России. Тишина, покой, простор.  . Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1817). Художник-живописец, мастер бытового жанра, произведений на темы крестьянской жизни, портретист, литератор. И хотя Венецианов не закончил академию художеств, за искусно исполненные портреты он получил звание «назначенного художника», а спустя несколько лет и звание академика. Выросший в патриархальной купеческой семье в Москве, он стремился уехать из столицы, и, купив усадьбу в тверской губернии, уехал в деревню, в надежде совмещать занятия искусством с хозяйственными делами. Он организовал первую в губернии школу для деревенских ребятишек, участвовал в управлении своей волости. Внимательное отношение к окружающему миру видится в его работах начала 1820-х годов. Его первая работа этого периода – «Гумно». По легенде, Венецианов выпилил стену гумна, чтобы писать интерьер, крестьян, специально рассаженных художником, «закомпанованных» в реальном пространстве, как будто они заняты реальными заботами. Почти фотографический эффект остановившегося мгновения текущей жизни стал и откровением, и неудачей художника: ему удалось передать зыбкое ощущение остановившейся на холсте случайности, но в то же время и кукольность, напряженность своих персонажей, ненатуральность всего происходящего. «Гумно» - первое обращение Венецианова к крестьянской теме, но уже здесь все залито золотым светом, художник гармонизирует цвета, тон, создает поэтическое пространство, созерцая которое наслаждаешься ощущением покоя, прощая условности и принимая их как режиссерский прием художника. В это десятилетие Венецианов пишет картины «Весна. На пахоте», «На жатве», «Сон пастушка», «Старик у огня». Не связанные между собой сюжетно, населенные разными персонажами, они составляют единую цепочку аллегорий времен года и одновременно цикла человеческой жизни и состояний души. Алексей Гаврилович Венецианов был первым художником в истории искусства, который не только изображал быт крестьян, крестьянские жанры, но и создал поэтический образ крестьянской России, показал единство русского человека и окружающего гармонического мира. Венецианов – мастер парадоксальный, совмещающий в себе противоречивые начала и добивающийся их гармоничного единства. Он пишет произведения маленького размера, предназначенные для украшения жилых помещений. Подобно старым мастерам, он внимателен к деталям и с их помощью создает 2любовное изображение быта, предназначенное для спокойного созерцания. Но он тщательно отбирает каждую черточку реальности, прежде чем перенести ее на холст, оставляя то немногое, что обладает багажом воспоминаний; наделяет образ проникновенностью пережитого. И хотя картины Венецианова не велики по размеру, его композиции монументальны, широта просторов, обилие света, льющегося с небосвода, фигуры, изображенные в ракурсе снизу, подчеркнуто величественны; глядя на них, создается впечатление грандиозности всего изображенного. В 20-е годы 19 века Венецианов уединяется от суеты столичной жизни в своей усадьбе, затерянной в тверской губернии. Известный петербургский живописец, портретист, он стал писать картины, отличающиеся от всего, что создает в прошлые годы. Новые картины, представленные на выставке в Петербурге, вызвали изумление публики. Отправляясь в деревню, Венецианов намеревался заняться хозяйством, а для отдохновения души писать картины. Погрузившись в неторопливое течение будней, общаясь с крестьянами, вникая в их заботы, художник открыл необыкновенную полноту, осмысленность «простого» образа жизни. В 1823 году Алексей Гаврилович пишет картину «Весна. На пашне». Молодая женщина величаво и легко ведет под уздцы коня на пахоте. Она одета в русский праздничный народный костюм – сарафан-летник и кокошник. Ее костюм не похож на подлинные одеяния крестьян. Это, скорее, одежда городской кормилицы или театральный костюм. Символичен лазоревый цвет сарафана: заря – начало дня художник видит в фигуре крестьянки на земле символ пробуждающейся природы, женское начало, величественное, вечное. На краю пашни сидит младенец, он играет васильками. И в этом тоже символ: младенец – начало, весна жизни. Фигуры и пейзаж окутаны легкой дымкой, погружены в мягкие золотистые тона. Чувствуется, что художник сам любуется картиной. Одним из таких художников-бытописателей, очень много работ посвятивших событиям русской истории, был Суриков Василий Иванович Он был патриотом своей страны в живописи. Родился он в Сибири, в Красноярске. Его предки по отцу и по матери принадлежали к казачьим семьям – потомкам тех казаков, пришедших некогда в Сибирь с Ермаком. Сурикова воспитала величественная природа Сибири, семейные предания и окружающая жизнь. Он говорил: «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства: она же дала мне дух, и силу, и здоровье». В 1869-1874годах учится в Академии художеств в Санкт-Петербурге. Тему драматического столкновения старого и нового Суриков гениально изобразил в картине «Утро стрелецкой казни». Картина написана в 1881 году. Сюжет картины восходит к подавлению стрелецкого бунта в Москве в сентябре 1698 года. Когда Петр путешествовал по Европе в 1698 году, его сестра Софья надеялась на захват царского престола и подговорила стрельцов бунтовать против власти царя. Спешно вернувшись из Вены Петр приказал казнить более 200 стрельцов. Казнь состоялась на Подоле, открытом незастроенном поле за стенами Москвы, в присутствии самого царя и европейских посланников. Там лицом к лицу встретились две силы: сила царской безграничной власти, утверждающей новые порядки жизни, и сила народная – стрельцы, крепко держащиеся за традиции древнерусской жизни, верующие в доброго царя. Суриков отразил этот конфликт, это переживание народного горя в самом строе картины: движение композиции направлено из левого нижнего угла в верхний правый угол, и подчеркнуто напряженной диагональю – перекрестными взглядами стрельца со свечой и Петра. Суриков В.И. 3Васнецов В.М. Художник создает на полотне единый, синевато-лиловый колорит, передающий краски раннего утра. В качестве доминанты цвета, на которой построена цветовая композиция, Суриков выбирает особенный оттенок малиново-красного, холодный, вызывающий у зрителя физиологические ассоциации с кровью. Даже изображая кровавый, трагический эпизод русской истории, Суриков сумел подняться над личным переживанием, создать впечатляющий цветовой образ события. Свеча в руках стрельца – самое светлое пятно – световой камертон композиции. Все в картине – светлые одежды стрелецкой жены, рубашки стрельцов – темнее яркого света свечи. Так художник использует находки современной европейской живописи, французского импрессионизма. В многочисленных этюдах Суриков искал напряженность жеста, выразительность в лицах стрельцов, плачущих женщин, казаков. Они были поиском образов, молчаливо выражающих всю глубину драматизма происходящего – борьбы Руси стрелецкой и России петровской. Художник создает этюды старинных вещей, добиваясь исторической достоверности полотна. Но и допускает вольность в передаче фактов, переносит казнь с Подола на Красную площадь – в сердце Москвы. Это не историческая ошибка, а намеренное изменение, усиление символического звучания события. Среди казаков в центре картины Суриков изобразил себя в виде молодого казака в белой рубахе – переживающего, страдающего участника великой драмы. Другие картины: «Посещение царевной женского монастыря», «Покорение Сибири Ермаком», «Взятие зимнего городка», «Боярыня Морозова». Родился живописец в селе Вятской губернии в семье сельского священника. Мальчик с младенчества впитывал с жадностью в себя народные поверья, сказки, былины, которые рассказывались в крестьянских семьях. Он жил этими образами не только в детстве и юношестве, но и будучи уже пожилым человеком. Хотя в начале его готовили к званию священника, он даже учился в духовном училище, в Вятской духовной семинарии, все же талант его звал на другой жизненный путь. В 1867 году он уезжает в Санкт-Петербург, 1868г. Поступает в академию художеств. Начинал как бытописатель. Его работы на бытовой жанр рассказывают о современной ему жизни: «Купеческое семейство в театре», «С квартиры на квартиру», «Преферанс», «Нищие певцы» и др., правдивы, проникнуты сочувствием к бедным и обездоленным, наполнены тонкой иронией и сарказмом к напыщенным толстосумам, ханжам- монахам. Пустым бездушным чиновникам. Однако все больше он проявлял интерес к образам старинных сказаний, захвативших его воображение еще в детстве. В былине и в сказке, как бы аккумулирующих народную мудрость, Васнецов находит позитивное, идеальное начало. Его художественный патриотизм – сказочный, легендарный. В картинах на темы русской народной сказки, былины, истории, песни он с помощью впечатляющих зрительных образов раскрыл черты богатой и благородной духовной жизни русского народа, его национального характера. В 1881-1898 годах Виктор Васнецов создает свое знаменитое полотно «три богатыря». Васнецов пишет свою картину почти семнадцать лет. За эти годы были открыты многие новые погребения и городища Древней Руси, позволявшие с большей определенностью говорить об облике защитников земли Русской. Костюм богатырей и упряжь изобилует археологически точными деталями, там и бронзовые бляшки на кожаных подпругах, и кольчуги, шлемы – точные реконструкции останков реальных предметов. Но это не главное. Художник был одним из первых мастеров в истории русского 4искусства. Обратившихся к русскому фольклору, осознавших национальный эпос как тему, достойную создания масштабных картин. Размеренность и величавость ритма повествования, чутко уловленная художником, передана им в неподвижных, мощных фигурах богатырей. Ясность и полнота смысла, наполняющего слова былин, раскрыта художником в точной постановке фигур лицом к зрителям. Три разных героя, разных характера, предстают перед зрителем, они индивидуальны, их отличает все – взгляды, украшения платья даже норов коней. И все они объединены одной целью – стоя на рубежах Русской земли, охранять ее от ворогов. За ними расстилается широкая панорама лесов, степь, среди которой стоят то ли межевые камни, то ли древние памятные плиты – знаки предков, которые тоже находятся под защитой богатырей и помогают им своей магической силой. Маленькие сосенки создают трогательный контраст фигурам героев. Взгляды героев создают напряженное диагональное развитие движения внутри композиции, поддержанное и направлением копья. Но головы коней, как противовес, возвращают движение слева направо, гасят его динамизм. Так что жесты героев, и постановка их поз напоминают парадные репрезентативные портреты, но не реальных исторических персонажей, как это было в искусстве прошлых эпох, но портреты персонажей, чье существование утверждается горячей верой в их реальность. Илья Ефимович Репин Вершиной реализма в русской живописи второй половины 19 века считается И.Репин (1844-1930гг.). ему были подвластны почти все жанры (не писал он только батальных сцен), все виды – живопись, графика, скульптура. Он создал замечательную школу живописцев, заявил о себе как теоретик искусства и незаурядный писатель. Именно он воплотил то, что можно назвать «передвижнеческим реализмом», вобрал в себя все, характерное, что было, как говорят рассыпано по разным жанрам и индивидуальностям. Им написаны работы: «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Отказ от исповеди», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Иван Грозный и его сын Иван», «Бурлаки идущие вброд» и др. Илья Ефимович Репин принадлежит к младшему поколению передвижников. Еще учась в Академии художеств, он работает с И. Крамским, общается с критиком Стасовым В.. студентом Репин путешествует по Волге вместе с пейзажистом Ф.Васильевым. среди летних работ он привозит первые эскизы к картине «Бурлаки», которую пишет два года в нескольких вариантах. Тема тяжелого физического труда ассоциировалась в эти годы в культурном обществе с образом русского народа. Для народовольцев бурлаки были символом той части русского народа, которую необходимо просвещать, выводить из «темного царства» угнетения к свободе. Для всей русской интеллигенции мощь, напряжение физической силы бурлаков ассоциировалось с древней силой, богатырским фольклором русского народа. Несколько позже, чем были созданы «Бурлаки» Репина, Ф.Шаляпин исполнит бурлацкую песню «Дубинушка»., тогда образ бурлака, поющего за работой на берегу широкой русской реки, стал известен по всей Европе. Картина Репина была куплена с выставки в академии художеств великим князем Владимиром для Русского музея. 3. Самостоятельная практическая работа. Задание. Проиллюстрировать стихотворение одного из русских поэтов- класиков. 5Последовательность выполнения работы:  Самостоятельно выбрать сюжет для рисунка  Сделать композиционные эскизы карандашом и в цвете.  Выполнить рисунок-иллюстрацию  Назвать работу 4. Итоги урока Экспресс-выставка. Уборка рабочих мест 6