Русский самовар

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: применение прорезания объемной аппликации и знакомство с русскими традициями чаепития и формами самоваров. Задачи: развитие пространственного воображения и фантазии; воспитание эстетического вкуса в оформлении изделия; ознакомление с историей возникновения самовара и роль предмета в быту российского народа. Материалы для работы: картон контрастных цветов (фон, изделие), клей, цветная бумага для украшения готового изделия. Инструменты: стекло для прорезания узоров в деталях канцелярским ножом, канцелярский нож, ножницы, линейка, карандаш, ластик.
Иконка файла материала конспект.docx
Разработка мастер­ для классов. класса «Русский самовар» учащихся 5-6Мастер класс «Русский самовар» Автор: Коновалова Юлия Викторовна. Цель: применение прорезания в объемной аппликации   и   знакомство   с   русскими традициями   чаепития   и   формами самоваров. Задачи:   развитие   пространственного воображения и фантазии;  воспитание   эстетического   вкуса   в оформлении изделия; с  ознакомление   историей возникновения   самовара   и   роль предмета   в   быту   российского   народа. Для работы необходимо: Материалы   ­  картон   контрастных     цветов   (фон,   самовар   или   бульотка),   клей, цветная бумага для украшения готового изделия; Инструменты  –   стекло   для   прорезания   узоров   в   деталях   канцелярским   ножом, канцелярский нож, ножницы, линейка, карандаш, ластик. Ход занятия. 1. Историческая   справка   о   возникновении   самовара   и   бульотки   в   России   (см. приложение № 1) 2. Знакомство   с   практической   работой.   Создание   полуобъемной   аппликации   на плоскости. Порядок выполнения самовара и бульотки:  подбор картона;  разметка деталей на картоне с помощью шаблонов (см. приложение № 2);  нанесение линий сгиба с помощью карандаша и линейки;  вырезание деталей и прорезание узоров на них;  формование   деталей   бульотки   и   самовара   (создание   выгнутой   формы деталей изделия);  сборка самовара и бульотки на фоновом картоне и закрепление на нем с помощью клея. 3. Подведение итогов. Выставка готовых работ (см. приложение № 3) 2История русского самовара Приложение № 1. Среди   водонагревательных   приборов   особое   место занимает самовар – русская чайная машина, как её называли в Западной Европе. Слово «самовар» перешло от нас почти во все языки мира. Происхождение этого слова теперь не всем понятно, поскольку сочетание «сам варит» в соединении со словом «вода» кажется неправильным. Но всего лишь сто лет назад слово «варить» употреблялось не только в отношении еды (варить суп, рыбу), но и применительно к воде, наравне со словом   «кипятить».   Более   того,   в   самоварах   не   только кипятили воду, но и варили пищу и сбитни. Первые   упоминания   о   самоварном   производстве   и   о самоварах   относятся   к   1745   году. Упрочившийся   в   русском   быту   к   середине употреблять чай и кофе способствовал более распространению,   наряду   с   традиционной (братинами,   новой водонагревательных   устройств   –   чайников, самоваров.   ковшами),   ендовами, XVIII   века   обычай широкому русской   посудой и посуды кофейников и     Как   и   у   большинства   других   изобретений,   у   самовара   были   свои предшественники.   Прежде   всего   это   китайские   хо­го,   которые,   как   и   самовары, имеют трубу и поддувало. Но, в отличие от самовара, в хо­го издревле подавали (а не варили) бульоны и супы, а поэтому и краны у них не делали. Чай же и поныне китайцы заваривают в чашках или чайниках с решеткой. В Древнем Риме пользовались для подогрева воды и варки пищи сосудами двух типов.   Первый   тип   –   автепса.   Делали   его   в   виде   четырехугольной   площадки   с обнесенной   двойной   стенкой.   Между   стенками   наливали   воду,   а   на   площадке   в середине   разводили   огонь.   Так   подогревали   воду   для   добавления   в   вино.   Над площадкой   устраивали   треножник   для   подогрева   или   варки   пищи.   Второй   тип   – сосуды в виде вазы с краном, но без трубы и поддувала. Первые   самовары   и   внешне   и   по­своему   устройству   были   похожи   на английские так называемые «чайные урны» или «чайные сосуды», которые служили для кипячения воды и использовались в Англии в 1740­1770­е годы. К концу XVIII века   самовар   уже   имел   все   отличительные   конструктивно­функциональные 3особенности,   необходимые   для   нагревания   воды,   которые   привычны   сейчас.   Это позволяет считать самовар сугубо национальным русским изделием. На   протяжении   всей   истории   развития   самовара   его   внешний   вид   и художественное   оформление   изменялись   в   соответствии   с   колебаниями   вкуса. Сначала они носили отпечаток стиля рококо, потом тяготели к ампиру, а в конце своего существования не избежали влияния модерна. Но «внутреннее содержание» оставалось традиционным. Правда, в конце XIX века появился самовар керосиновый, а фабрика братьев Черниковых наладила производство самоваров с боковой трубой, что усиливало движение воздуха и ускоряло процесс кипения. Самовары вошли в каждый дом,  стали характерной чертой русского быта. Поэт   Борис   Садовской   в  предисловии   к   сборнику  «Самовар»  писал:  «Самовар   в нашей жизни бессознательно для нас самих, огромное занимает место. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи весеннего ветра, родимые песни матери,   веселый   призывный   свист   деревенской вьюги.  Этих  голосов в городском  европейском кафе не слышно». Накануне Отечественной войны 1812 года самым   крупным   предприятием   по   выпуску самоваров   был   завод   Петра   Силина, находившийся   в   Московской   губернии.   Он вырабатывал   в   год   их   около   3000   штук,   но   к 1820­м   годам   всё   большую   роль   в  самоварном производстве   стала   играть   Тула,   которую называли самоварной столицей.  Конструкция самовара довольно сложна: Внутри расположена жаровня в виде трубы – «кувшин». Внизу под «кувшином» для усиления   тяги   делается   поддувало.   Резервуар   самовара­вазы   снабжен   наверху ободком, на который кольцом опирается крышка. На крышке делаются две «шишки»­ хватки и паровички – это маленькие поворотные крышечки на отверстиях для выхода пара. Тулово­ваза   опирается   на   поддон   или   ножки.   «Кувшин»   (жаровня)   сверху закрывается колпачком и снабжается конфоркой для установки заварного чайника. Для  слива   воды  служит  кран  с ключом­вертком. Вертки  делаются  разнообразной формы, некоторые из них очень затейливы и сложны в исполнении.  Очень разнообразны профили фигурных отверстий (фестонов) на поддувалах и конфорках. Самыми важными декоративными элементами всей композиции являлись репеек, ручки и ножки. Ножки делались шарообразные, в виде львиных лап, птичьих ножек и т. д. 4Большим   преимуществом   самовара   явилось   то,   что   в   нем   жаровая   труба помещена внутри резервуара и окружена со всех сторон водой. Поэтому теплопотери малы, а коэффициент полезного действия очень высок.  Самоварные мастера придумали приставную трубу, которую можно надевать наверх   топочной   трубы.   Вначале   появились   чайники,   сохранявшие   форму сферической   приземистой   столовой   и   кухонной   посуды,   затем   их   снабдили поддувалом и топочной трубой, не меняя прежней формы. Благодаря   своей   форме,   усиливающей   резонанс,   самовар   обладает способностью издавать звуки, точно передающие состояние кипящей воды: на первой стадии   самовар   «поет»,   на   второй   «шумит»,   на   третьей   «бурлит».   Так   как разогревание самовара происходит медленно, то по звуку очень удобно улавливать скоротечную вторую стадию кипячения. Более того, самовар – не просто кипятильник. Он ещё и химический реактор – смягчитель жесткой воды, что очень важно, так как чай, заваренный в жесткой воде, невкусен.   При   кипячении   жесткость   снижается,   так   как   образовавшиеся нерастворимые   карбонаты   (накипь)   откладываются   на   стенках   трубы   и   корпуса (тулова), а основная часть их оседает на дно. Правда, со временем эффективность реакции из­за этого уменьшается, так что накипь необходимо удалять. Примечательно, что самоварных дел мастера никогда не делают кран у самого дна,   а   всегда   несколько   выше,   для   того   чтобы   осевшая   накипь   не   попадала   в приготавливаемый напиток. XIX   век   –   «золотой   век»   самоварного   дела   в   России.   Каждая   фабрика старалась придумать свой, непохожий на другие самовар. Отсюда такое разнообразие самоварных форм: конические, гладкие, граненые, шарообразные, в стиле «неогрек», воспроизводившем античные формы амфор. Крайне разнообразны были размеры и емкости самоваров: от стакана до двадцати литров. В конце ХIХ – начале XX века самовары   имели   самые   различные   обиходные   названия,   указывающие   на   форму изделия: «банка», «рюмка», «ваза», «желудь», «дуля», «репка», «пасхальное яйцо», «пламя» и т. д. Одновременно   шли   поиски   универсального   использования   самоваров: создавались самовары­кофейники, самовары­кухни, домашние самовары, дорожные и т.д. Однако большинство из них не получило распространения, и в XX веке стали использовать   лишь   самовары   для   кипячения   воды   и   подачи   к   чайному   столу. Жизненными   оказались   три   типичные   формы   самоваров:   цилиндрическая, коническая   (типа   вазы)   и   сферическая   приплюснутая   (типа   репки).   При   этом разнообразными стали конструкции кранов, ручек, ножек, конфорок. В   это   время   частым   спутником   самовара   становится   бульотка   (от французского  bonillir   –  кипеть)  –   небольшой   сосуд   на   подставке   со   спиртовкой. Бульотка  обычно   ставилась   на   стол,   наполненная   горячей   водой.   При   помощи 5спиртовки вода поддерживалась в состоянии кипения, пока не закипал заново залитый холодной водой самовар. Как   разводить   и   чем   топить   жаровой   самовар?   Лучшее топливо для него – древесный уголь, сухие чурки и щепки, сосновые   шишки.   Следует   помнить,   однако,   что   в   сухих сосновых   шишках   много   смолы,   которая   может   попасть   в воду. Ни в коем случае нельзя в качестве топлива применять керосин. При малом расходе топлива вода в самоваре закипает быстро, кроме   того,   самовар   долго   сохраняет   тепло   и   не   требует сложного   ухода.   Емкость   современных   жаровых   самоваров л. колеблется   от   4,5  до Время закипания воды не превышает 30 мин. Разжигать топливо в самоваре можно только предварительно наполнив резервуар водой. 7   Наибольшего   развития   самоварное производство в России достигло в 1912­1913 когда ежегодно только в Туле их выпускали тысяч   штук.   Первая   мировая   война приостановила   выпуск   самоваров,   который возобновился   только   после   окончания гражданской войны. годах, 660 В советское время стали изготавливаться как жаровые, так и электрические самовары.   Выпускаются   они   и   в   наши   дни.   Электрические   самовары   –   это лжесамовары.   Они   ничего   общего   не   имеют   с   настоящим   русским   жаровым самоваром.   Электрический   самовар   –   это   по   существу   тот   же   электрочайник, имеющий   форму   традиционного   жарового   самовара.   Он   представляет   собой металлический корпус, внутренняя часть которого служит резервуаром для воды. Внутри резервуара расположена металлическая трубка с нагревательным элементом. Изобретение   электронагревательного   прибора   –   чайника   относится   к   1894 году, когда в Лондоне поступили в продажу первые его образцы. Источник:   Книга   о   чае.   «Русич»,   Смоленск,   1997,   составитель   Ю.Г.Иванов, рецензент М.К.Геловани chaigorod.com › tea/earnest/history/samovar_… Устройство самовара 6Шаблоны самовара (авторская разработка) Приложение № 2 78Шаблоны бульотки(авторская разработка) Приложение № 3. Виды практических работ Бульотка и самовар. 9Виды самоваров  1011121314151617