Тема: Лексико-семантические группы слов. Общеупотребительная и ограниченная в употреблении лексика. Диалектизмы. Специальная лексика. Термины, профессионализмы. Жаргонная лексика. Национально-культурный компонент фразеологизмов. Пословицы, поговорки, крылатые слова. Фразеологические словари, словари крылатых слов афоризмов.
Углубить представление об общеупотребительной и ограниченной в употреблении, о специальной, жаргонной лексике, её группах; показать сферу употребления диалектных слов:
Научить анализировать особенности функционирования специальных и жаргонных слов в публицистической и худ. литературе; наблюдать за употреблением жаргонных слов в своей речи и речи окружающих и выявлять случаи нарушения норм литературного языка; формировать критическое отношение к словам, засоряющим, вульгаризирующим литературную речь; продолжить формировать умение определять роль фразеологизмов, пословиц, поговорок, крылатых слов и афоризмов в формировании русской языковой картины мира;
Повторить орфограммы и пунктограммы, встречающиеся в упражнениях; продолжить развивать речь, обогащать словарный запас учащихся. Научить обращаться к словарям в затруднительных ситуациях; ЕНТ;
Тема:
Урок 10
Лексикосемантические группы слов. Общеупотребительная
и ограниченная в
употреблении лексика. Диалектизмы. Специальная лексика. Термины, профессионализмы.
Жаргонная лексика. Национальнокультурный компонент фразеологизмов. Пословицы,
поговорки, крылатые слова. Фразеологические словари, словари крылатых слов афоризмов.
Общая
цель:
Углубить представление об общеупотребительной и ограниченной в употреблении, о
специальной, жаргонной лексике, её группах; показать сферу употребления диалектных
слов:
Научить анализировать особенности функционирования специальных и жаргонных слов в
публицистической и худ. литературе; наблюдать за употреблением жаргонных слов в своей
речи и речи окружающих и выявлять случаи нарушения норм литературного языка;
формировать критическое отношение к словам, засоряющим, вульгаризирующим
литературную речь; продолжить формировать умение определять роль фразеологизмов,
пословиц, поговорок, крылатых слов и афоризмов в формировании русской языковой
картины мира;
Повторить орфограммы и пунктограммы, встречающиеся в упражнениях; продолжить
развивать речь, обогащать словарный запас учащихся. Научить обращаться к словарям в
затруднительных ситуациях; ЕНТ;
Знает и понимает значение лексико семантических групп слов; применяет знания в жизни,
используя
в своей речи пословицы, поговорки, крылатые слова, фразеологизмы.
Критически наблюдает за употреблением жаргонных слов в своей речи и речи окружающих
и приходит к выводу о засорении языка, выявляет случаи нарушения норм русского
литературного языка.
Применяет знания об орфограммах о пунктограммах на уроках, грамотно говорит и пишет.
Ожидаем
ый
результат:
Тип
урока:
Комбинированный. Повторение и ознакомление с новым материалом.
Эпиграф:
Всё минется, одна правда останется. ( Посл., собр. В.И. Далем)
Ход
урока:
Этапы
Учитель
У ченикурока:
Презентац
ия
Основная
часть:
1.Психологический настрой,
перегруппировка (по карточкам:
прочитать пословицы, объяснить смысл и
привести аналог из рус. языка). Эпиграф.
Объяснить смысл пословицы, рассказать
об авторе В.И.Дале ( следует
подчеркнуть, что национально
культурной информации больше
содержится в словаре В.И. Даля, чем в
каком либо другом толковом словаре,
где содержится лишь языковая
информация.
Не случайно словарь В.И. Даля
называется «Толковый словарь живого
великорусского языка» [Метод.
Руководство. С.78]
2.Проверка д/з упр.192 (прочитать
предложения, в которых использованы
латинские крылатые выражения).
3. Формативное оценивание «Две звезды,
одно пожелание»
Основную часть лексики русского языка
составляют общеупотребительные
слова, то есть такие слова, которые
употребляют все русские люди,
независимо от профессии
местожительства. Например, отец, мать,
хороший, два, ты, говорить и др. Эти
слова могут употребляться в любом стиле
речи и тогда, когда мы говорим, и тогда,
когда пишем.
К словам, ограниченным в
употреблении,
относятся диалектизмы, профессионал
измы.
Диалектизмами (диалектными
словами) называются слова, которые
употребляются преимущественно
жителями одной местности. Так, всходы
ржи называются на севере озимь, а на юге
– зеленя.
Многие диалектные слова
становятся общеупотребительными и
входят в синонимичные группы,
например: дом (общеупотребительное), и
зба (севернорусское), хата (южнорусское
).
В художественных произведениях
Перегруппировка: Одного гнезда птицы (тур.),
Одного поля ягоды. Не вози уголь в Ньюкасл.
(англ.), В Тулу со своим самоваром не ездят И
в хорошем огороде есть гнилые тыквы. Ложка
дёгтя в бочке с мёдом.(осетин.)
1.Объясняют смысл пословицы, рассказывают
об авторе, В.И.Дале.
2.ЗКГУ alma mater для студентов разных
поколений.
Все люди стараются следовать правилам, но de
facto сами часто нарушают их. (Предложения,
составленные учениками)
3.
высказывают пожелание.
Слушают друг друга,
оценивают,
группе
составляют
1.В
кластер,
основываясь на ранее изученном,
пройденном
материале
(многозначность/однозначность,
синонимия/омонимия/ паронимия, исконно
русские/ заимствованные и т.д.)
2.
содержание кластера и подачу, оценивают.
Слушают презентации,
обсуждают
возраст,
Отвечают на вопросы:
Рассматривают маршрутную карту урока на
с.90
2.Территория диалектная лексика;
Профессия специальная лексика; Общие
интересы,
занятий
жаргонизмы;
Курень, гумно, метафора, оксюморон,
гипербола, теорема, азимут, плотность,
ДНК, зачётка, флешка, ржать, клёво,
крутой, кинуть, завалить и т.д.
3. При чтении художественного текста,
содержащего диалектные слова.
род
5.Выполняют упр.211,213 устно, 212 письменно
по 2 предложения составить, используядиалектные слова (даба кит. бумажная ткань,
дадон неуклюжий несуразный, нескладный
человек,
дацан храм поклонников Ламы,
калмыков, бурят, дебелый матёрый, толстый,
плотный, здоровый, гладкой, тучный, далия
растение георгина, докон основная причина,
существенный повод и т.д.) Делают вывод о
том, какое богатство открывает словарь Даля
для каждого из нас.
6. Дружно, с удовольствием выполняют
«Бодрячок».
7. Обсуждают задание в группе, объясняют:
3.Между кочками, там, где кисла рыжая
вода, торчали острые, как колья, корни
берёз.
7. Работают с учебником на с.95.
8. Работают с учебником на с.101,упр.233
9.Выполняют творческое задание упр. 236
диалектизмы употребляются для
передачи особенностей речи жителей
определенной местности.
Профессионализмами (специаль
ными словами) называются слова,
которые употребляются
преимущественно людьми одной
профессии. В математике, например, есть
такие специальные слова,
какзнаменатель, числитель, дробь,
слагаемое, множитель.
Специальные слова,
обозначающие научные понятия,
называются терминами. Некоторые
термины употребляются только
специалистами какойто области, а есть
общепонятные термины, вошедшие в
литературный язык (сумма, горизонт,
старт и др.).
1.Даёт задание составить кластер на тему
«Слово» в группах.(3 мин)
2. Даёт задание прослушать выступление
каждой из трёх групп и оценить стикером
от группы.
3.Задаёт вопросы, подводит к теме
урока, беседует с учениками в течение
всего урока.
1 группа.Как вы понимаете «
общеупотребительная и ограниченная в
употреблении лексика»?
4.Маршрутная карта урока на с.90.Работа
с учебником.
2 группа. Какие факторы ограничивают
употребление лексики? Приведите
примеры .
3 группа В какой ситуации Вам может
быть необходим словарь Даля?
4 групаа Почему этот словарь А.М.
Бабкин назвал «энциклопедией русского
народного быта»?Итог:
Изменени
я по
уроку.
Упр.239(все),240( по группам: 1грхуд.стиль,2гр.разгов.стиль,3грпублиц.стиль),242(у
доски),248(все устно),
Продумать количество упражнений, не планировать много.
Включить индивидуальную работу со слабоуспевающими.