ЗАДАНИЯ К УРОКУ НА ТЕМУ: «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»
Закрепления и обобщение знаний учащихся по теме, развитие практических навыков употребления прилагательных в устной и письменной речи, умений определить разряды, степени сравнения творческих способностей
Закрепления и обобщение знаний учащихся по теме,развитие практических навыков употребления прилагательных в устной и письменной речи.
Обогащение речи учащихся
ЗАДАНИЯ К УРОКУ НА ТЕМУ: «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»
Задание 1
В каких словосочетаниях относительные прилагательные перешли в качественные?
1. а) металлический лист, б) металлический голос.
2. а) золотой характер,
3. а) стальной стержень,
б) золотой перстень.
б) стальной взгляд.
4. а) железная болванка,
5. а) ватное одеяло,
б) железная воля.
б) ватные ноги.
6. а) весенняя погода,
б) весеннее настроение.
Задание 2
Образуйте притяжательные прилагательные от данных существительных. Поставьте их в формы
ед.ч. м.р. и ж.р.
Баран, белка, бык, Вера, волк, заяц, корова, кошка, лиса, лягушка, мама, мать, Миша, овца, Олег,
отец, папа, рыба, сестра, Таня, человек.
• Найдите суффиксы во всех записанных формах.
Задание 3
Выполните тест. Укажитете слова, которые пишутся слитно:
1) красно...синий
6) добро...желательный
2) вагоно...строительный
3) ранне...весенний
7) машинно...счетная
8) ильфо...петровский стиль
4) густо...серый
5) умильно...слащавый
9) северовосточный
10) горно...климатический
Задание 4
Выполните анализ текста.
(1) Детям уделялось всё, что было похуже и не могло использоваться взрослыми "господами". (2)
Даже в богатых помещичьих домах под спальни детей отводились самые темные и невзрачные
комнаты. (3) Форточек в комнатах не было. (4) Спертый воздух очищался только топкой печей. (5)
Духота в детских стояла ужасная; всех маленьких детей старались поместить в однойдвух
комнатках, и тут же, вместе с ними, на лежанках, сундуках или просто на полу, подостлав себе что
попало из хлама, пристраивались на ночь мамки, няньки и горничные. (Е.Водовозова)
Определите разряды всех прилагательных. Найдите прилагательные, стоящие в формах степеней сравнения. Определите, в каких
именно формах они стоят.
Определите падеж, число и род прилагательных во втором предложении.
Какие существительные текста склоняются, как прилагательные?
Какой частью речи является слово топкой в (4) предложении?
Задание 5
Определите разряд прилагательных:
21. классный (пловец)
22. рыжий
23. пушкинская (квартира)
24. классная (комната)
25. босой
26. в пушкинском (стиле)
27. куриный
28. волчий (аппетит)
29. отцовский (дом)
30. (брат проявил) отцовскую
(заботливость)
31. недавний
32. университетский (товарищ)
33. одинаковый
34. клеверные (поля)
35. угловатый
36. допотопное (животное)
37. вязовая (кора)
38. дочерняя (фирма)
1. деревянная (походка)
2. чужой
3. чуждый
4. ситцевый (платок)
5. (город) вязовый
6. крокодиловы (слезы)
7. человеческие (слабости)
8. стальная (проволока)
9. детские (забавы)
10. голый
11. прокрустово (ложе)
12. хромой
13. детское (время)
14. дочерняя (комната)
15. театральный (жест)
16. волчий (хвост)
17. внимательный
18. дочернино (платье)
19. театральный (сезон)
20. допотопная (мораль)
Задание 6
Найдите формы степеней сравнения и степеней качества у следующих прилагательных:
1. превеликий
7. самый строгий
2. беловатый
3. чудеснее
8. красненький
9. всего дороже4. здоровенный
5. менее интересный
6.расчудесный
10. наиболее выгодный
11. тоньше
12. полнёхонек
Задание 7
Каким образом образуются степени сравнения у следующих прилагательных:
1. умный
2. босой
3. дикий
10.
живой
(не умерший)
11. живой
(подвижный)
12. немой
13. сладкий
14. деловой
15. мятый
16. кофейный (цвет)
4. дружеский
5. выгодный
6. страдальческий
17. сдержанный
7. выдающийся
8. колкий
9. скорбный
23.аналогичный
18. мертвый
24. гордый
19. глухой (неясный 25.янтарный (цвет)
или заглохший)
20. глухой
(лишенный слуха)
21. гнедой
22. комический
26. могучий
27. непонятный
28. злачный
29. полый
30. одинаковый
Варианты ответа: а) только суффиксальным (синтетическим)
б) с помощью служебных слов (аналитическим)
и
в)
слов (синтетическим и аналитическим)
суффиксальным,
и
с
помощью
служебных
г) не образует сравнительной степени
Задание 8
Найдите качественные прилагательные, которым не присущи какиелибо грамматические признаки,
характерные для этого разряда прилагательных. Выберите правильный вариант:
1. зверский
11. косой
6. мини
2. красивый
3. товарищеский
4. стройный
5. новый
7. трагический
12. старый
8. больной (человек) 13. кровный
9. добрый
14. холодный
10. вкусныйЗадание 9
А. От данных основ образуйте прилагательные со всеми возможными суффиксами.
1. лес 4. груб
2. син 5. широк (ч)
3. свет
Б. Полученные прилагательные классифицируйте по разрядам. Отметьте прилагательные,
обозначающие степень качества.
Задание 10
Какие формы (полные, краткие) можно образовать от следующих прилагательных?
1. ручной
2. видный
3. боевой
4. темный
5. готовый
6. рад
7. белый
8 властный
9. длинный
10. цветной (не белый)
11. прозрачный
12. правый
16. горазд
17. вороной
18. богатый
19. ледяной (тон)
20. строгий
21. праздничный
22. вековой
23. послушный
24. младший
25. искренний
26. отсталый
27. излишний
13. фальшивые (деньги)
14. фальшивые (слова)
28. маленький
29. ханжеский
15. холостой (мужчина)
30. острый
Варианты ответа:
а) имеет и полную, и краткую форму,