Цели:
обучающая:
- дать понятие речевого этикета;
- познакомить учащихся с этикетной лексикой, с ролью этикетных слов в жизни людей;
- учить употреблять в речи этикетные слова;
развивающая:
- развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, умение анализировать и обобщать материал, умение пересказывать лингвистический текст, работать со словарём, с предложенным текстовым материалом;
- Изучение истории этикетных слов в контексте обогащения словарного запаса;
- расширять кругозор учащихся;
- умение передавать содержание текста, понимать, оценивать;
Воспитывающая (личностные):
- способствовать воспитанию доброжелательных отношений к окружающим людям.
- воспитание у учащихся чувства уважения к языковому наследию;
- оценивание содержания пословиц и поговорок на основе сформированных личностных ценностей.
Оборудование:
Доска, карточки (на каждую группу), словари, распечатанный на класс рассказ В.А.Осеевой « Волшебное слово» .Русский язык 5 класс
Цели:
обучающая:
- дать понятие речевого этикета;
- познакомить учащихся с этикетной лексикой, с ролью этикетных слов в жизни людей;
- учить употреблять в речи этикетные слова;
Этикетные слова.docx
РУССКИЙ ЯЗЫК (5 КЛАСС)
Тема: «Этикетные слова»
Цели:
обучающая:
дать понятие речевого этикета;
познакомить учащихся с этикетной лексикой, с ролью этикетных слов в
жизни людей;
учить употреблять в речи этикетные слова;
развивающая:
- развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, умение анализировать
и обобщать материал, умение пересказывать лингвистический текст, работать
со словарём, с предложенным текстовым материалом;
Изучение истории этикетных слов в контексте обогащения словарного
запаса;
расширять кругозор учащихся;
умение передавать содержание текста, понимать, оценивать;
Воспитывающая (личностные):
способствовать воспитанию доброжелательных отношений к окружающим
людям.
воспитание у учащихся чувства уважения к языковому наследию;
оценивание содержания пословиц и поговорок на основе сформированных
личностных ценностей.
Оборудование:
Доска, карточки (на каждую группу), словари, распечатанный на класс рассказ
В.А.Осеевой « Волшебное слово» .
Ход урока.
1.Орг.момент
Учитель приветствует класс:
Привет, малявки!
2.Стадия вызова («мозговой штурм»)
Постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи. Почему вы так удивлены?
Я неправильно обратилась к вам?
А как же я должна была вас поприветствовать? Почему?
Итак, как вы считаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
(Умеем ли мы использовать этикетные слова)
Значит тема нашего урока – «Этикетные слова».
Учитель записывает тему урока на доске.
Слово учителя.
Сегодня на уроке речь пойдет об этикетных словах.
Вы узнаете, какие слова называются этикетными.
Какова их роль в жизни людей.
Как они пишутся.
Научитесь их правильно употреблять в речи.
Сегодня мы поговорим о принятых в обществе правилах и нормах
общения, которые, к сожалению, в настоящее время выполняются далеко не
всеми. Но мы постараемся это исправить.
3. Стадия осмысления
Давайте прочитаем рассказ «Волшебное слово» В. А. Осеевой. Поразмышляем
над тем, в чем же был не прав главный герой.
Волшебное слово
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и
зонтиком чертил чтото на песке.
Подвиньтесь, сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
С тобой чтото случилось?
Ну и ладно! А вамто что? покосился на него Павлик.
Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кемто...
Ещё бы! сердито буркнул мальчик. Я скоро совсем убегу из дому.
Убежишь?
Убегу! Изза одной Ленки убегу. Павлик сжал кулаки. Я ей сейчас чуть не
поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
Не даёт? Ну, изза этого убегать не стоит.
Не только изза этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала...
прямо тряпкой, тряпкой... Павлик засопел от обиды.
Пустяки! сказал старик. Один поругает, другой пожалеет.
Никто меня не жалеет! крикнул Павлик.Брат на лодке едет кататься, а
меня не берёт. Я ему говорю: “Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану,
вёсла утащу, сам в лодку залезу!”
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
Что же, не берёт тебя брат?
А почему вы всё спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду:
Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово...
Павлик раскрыл рот.
Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя
прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни тихим голосом, глядя прямо в
глаза...
А какое слово?
Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась
Павликовой щеки. Он прошептал чтото и громко добавил:
Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
Я попробую, усмехнулся Павлик, я сейчас же попробую. Он вскочил и
побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски зелёные, синие, красные лежали
перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.
“Обманул старик! с досадой подумал мальчик. Разве такая поймёт
волшебное слово!..”
Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась.
Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
Лена, дай мне одну краску... пожалуйста...
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола,
она смущённо пробормотала:
Какую тебе?
Мне синюю, робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках,
походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он
думал теперь только о волшебном слове.
“Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?”
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие
пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое
лицо, заглянул в глаза и прошептал:
Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.
Бабушка выпрямилась.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! приговаривала она,
выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки. “Волшебник! Волшебник!” повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата.
Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его
плечо и тихо попросил:
Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови
и усмехнулся.
Возьми его, вдруг сказала сестра. Что тебе стоит!
Ну, отчего же не взять? улыбнулась бабушка. Конечно, возьми.
Пожалуйста, повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика
по плечу, взъерошил ему волосы:
Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
“Помогло! Опять помогло!”
Павлик выскочил изза стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было
старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные
зонтиком непонятные знаки.
Первичное восприятие.
О ком этот рассказ? (О мальчике Павлике)
Что случилось с Павликом? (Сестра, бабушка, брат отказали Павлику в его
просьбах)
Как мальчик вёл себя с родными? (Зло и раздражённо)
Как об этом узнал старик? (Старик увидел красное, сердитое лицо мальчика
и расспросил его о том, что случилось.)
Как разговаривал Павлик со стариком? (Зло, сердито, раздражённо.)
Сравните поведение Павлика вначале рассказа и в конце. (Был грубым и
злым, стал вежливым и добрым.)
Что повлияло на поведение мальчика? (Употребление в своей речи
волшебного слова «пожалуйста».)
Какое слово шепнул старик Павлику? («Пожалуйста».)
В чём секрет этого слова? (Секрет «волшебного» слова в вежливом
обращении к собеседнику.)
Зачем нужно знать и употреблять в речи «Волшебные» слова»?
Вывод:
Чтобы нас понимали, слушали с удовольствием, приходили на помощь,
нам надо знать и употреблять особые слова, “волшебные”, т.е. этикетные
слова. И чем больше таких слов в нашей речи, тем приятнее общаться с
нами будет людям.
4. Работа с толковым словарем.
Как можно назвать человека, который умеет употреблять в своей речи
этикетные слова? Что такое этикетные слова?
Что такое этикет?
Заглянем в толковый словарь, определим ЛЗС (этикет, этикетные слова,
речевой этикет, вежливый, воспитанный, приличие) можно распределить
слова по рабочим группам
Этикет – принятый порядок поведения в обществе.
Вежливый – соблюдающий правила приличия; учтивый, обходительный.
Воспитанный – получивший хорошее воспитание, умеющий себя вести.
Приличие – соблюдение правил поведения, вежливость.
Речевой этикет – правила речевого поведения.
Этикетные слова слова, позволяющие поддерживать дружеские отношения, быть приветливым, вежливым и
помогающие устанавливать контакт.
Какие вы знаете правила речевого этикета (приветствие, прощание,
извинения, благодарности, просьбы и т.д.)
5. Знакомство с новыми словами
Задание: Вставить пропущенные буквы, распределив слова на группы:
приветствие, прощание, просьба, утешение, благодарность.
Здра_ствуйте,
п_жалуйста,
до(св_дания), бу_ьте д_бры, разр_шите пре_ставиться, сп_сибо,
не(ог_рчайтесь).
прин_шу изв_нения,
с_чу_ствую,
6. Работа в группах. Технология Кейсметод.
(для каждой группы задания лежат на столах).
Оборудование: словарь синонимов, толковый словарь, этимологический,
интернет.
Моделирование речевых ситуаций.
Первая группа: Приветствия
Вторая группа: Прощание
Третья группа: Извинения
Четвертая группа: Благодарности
Пятая группа: Просьба
Шестая группа: Утешение
Задания для каждой группы: Первая группа: Приветствия
1. История происхождения слова « здравствуйте»
2. В какой речевой ситуации может применяться? Этикетные
правила.
3. Составить словарь, распределяя слова на группы: нейтральные,
разговорные, книжные.
4. Вспомнить( найти выражения, которые в настоящее время можно
воспринимать как фразеологизмы, пословицы и поговорки.
5. Моделирование речевой ситуации (инсценировка)
( 1. Искон. Объясняется поразному. Или из здравствую (1е л. ед. ч. от
здравствовать «приветствовать, желать быть здоровым») >
здравствуй в результате отпадения конечного безударного у, ср. нет <
нету. Или как форма повелит. наклонения здравствуй «будь здоров».
2. Любая встреча начинается с приветствия. Мы говорим друг другу
подобающие случаю слова, пожимаем руки, сопровождаем фразы
поклоном, снятием шляпы, поцелуем руки. Соблюдая этикет
приветствия, мы выражаем свое доброжелательное отношение и
расположение, оказываем уважение.
3. велкам( разг.), доброго здоровья( книжн), доброе утро( книжн),
добрый вечер(книжн), добрый день, здоров(разг), здорово(разг), здорово
живете(разг), здорово живешь(разг), здравия желаем(книжн),
здравствуйте(нейтр), здрастимордасти(разг), мое почтение(книжн),
наше вам(разг), наше вам с кисточкой(разг), наше почтение(книж), почет
и уважение(книж), превед(разг), привет(разг), приветствую(книж),
приветствую вас(книж), с приездом(разг), салют(разг), сколько
лет(разг), сколько зим(разг), хай(разг), хелло, (разг) шелом(разг).
4. сколько лет, сколько зим; давно не виделись; батюшки светы, привет
на сто лет.
Вторая группа: Прощание История происхождения слова « до свидания»
В какой речевой ситуации может применяться? Этикетные
правила.
Составить словарь, распределяя слова на группы: нейтральные,
разговорные, книжные.
Вспомнить (найти выражения, которые в настоящее время можно
воспринимать как фразеологизмы, пословицы и поговорки.
Моделирование речевой ситуации (инсценировка)
1. До свидания. Сегодня здравствуйте привычная форма приветствия
при встрече. Однако в прошлом она могла применяться и при прощании.
Да, да, не удивляйтесь. Ведь здоровья можно желать, и встречаясь, и
прощаясь. Челом да здорово! это древняя формула прощания и
сегодня кажется удачной. Письма 17 века так и кончались: «А по сем
здравствую, государь», то есть здороваюсь на прощание, желаю
здоровья.
2. Обычно перед этикетными формулами прощания употребляются
специальные выражения, указывающие на завершение общения: Мне
уже пора. Надо идти. Жаль, но я должен спешить. С вами очень
интересно, но я должен уходить и т. п.
3. адью, ата, бай, байбай, будь, будь здоров, будьте здоровы, бывай, в
добрый час, всего, всего доброго, всего лучшего, всего наилучшего,
всего хорошего, всех благ, до встречи, до свиданья, до скорого, до
скорого свидания, до скорой встречи, не поминай лихом, не поминайте
лихом, пока, покеда, покедова, прости, простипрощай, простите,
прощай, прощайте, прощевай, прощевайте, сайонара, счастливо,
счастливо оставаться, чао, честь имею, честь имею кланяться.
4. Прощай, не поминай лихом, Счастливого пути! Прощайте, будьте
здоровы
Третья группа: Извинения
История происхождения слова «Извинять, прощать» В какой речевой ситуации может применяться? Этикетные
правила.
Составить словарь, распределяя слова на группы: нейтральные,
разговорные, книжные.
Вспомнить (найти выражения, которые в настоящее время можно
воспринимать как фразеологизмы, пословицы, поговорки.
Моделирование речевой ситуации (инсценировка)
1. В русском языке есть два вроде бы синонима: "прости" и "извини".
Два похожих слова, но абсолютно разных. Этимология слова "извини"
означает "из вины", вывести из вины, сделать невиновным.
Со словом "прости" все намного сложнее. Попросить прощения,
означает покаяться, признать свою неправоту, проникнуться ею и
сделать все возможное, чтобы подобного никогда больше не совершать.
2. Русский язык не скуп на словаизвинения: «Прошу прощения»,
«простите», «извините» и неправильное «извиняюсь» — это те
выражения, при помощи которых мы признаем свои ошибки и хотим
оправдаться. Слово «ИЗВИНЯЮСЬ» является НЕ правильной формой
извинения. Дело в том, что постфикс «СЬ», который пришел к нам с
древнеславянского языка, указывает на то, что действие направлено на
себя: «ся» — «себя». Из этого следует, когда вы говорите «я
извиняюсь», то фактически вы произносите «я извиняю себя».
3. виноват, виновата, извини, не взыщите, не во гнев будет сказано, нет,
пардон, прости, простите, простите великодушно, прошу извинения,
прошу извинить, прошу простить, прошу прощения.
прощена. Три раза прости, а в четвертый прихворости. Прощай, да
не стращай. До двух раз прощают, а в третий бьют. До трех раз
прощай! Легкую вину прощают. Невольная ошибка прощается.
4. Простите на глупости, не судите на простоте. Выла вина, да
Четвертая группа: Благодарности
История происхождения слова «Спасибо, благодарю»
В какой речевой ситуации может применяться? Этикетные
правила. Составить словарь, распределяя слова на группы: нейтральные,
разговорные, книжные.
Вспомнить (найти выражения, которые в настоящее время можно
воспринимать как фразеологизмы фразеологизмы, пословицы,
поговорки.
Моделирование речевой ситуации (инсценировка)
1. Из толкового словаря Даля: СПАСИБО нареч. сокращен. СПАСИ
БОГ!Слова СПАСИБО появилось в русском языке относительно недавно,
гдето в начале 20 века. Слово СПАСИБО, возникло в результате сращения
двух слов: СПАСИ БОГЪ спаси богъ
спасибогъ
спасибо.
→
→
БЛАГОДАРЮ! Слово БЛАГОДАРЮ образовано из двух слов БЛАГО и
ДАРИТЬДАРЮ. Произнося данное слово, вы делитесь частью вашего
БЛАГА и лично вы сами, а ни ктото другой отвечаете добром на добро.
2. Итак, в ситуацию благодарности входят три основных компонента:
человек, которого благодарят;
человек, который благодарит;
услуга.
благодарность,
Благодарение богу,
благодарствую,
3.
благодарю, большое спасибо, вашими молитвами, исполать, к счастью, мерси,
на счастье, очень благодарен, по счастью, покорнейше благодарю, покорно
благодарю,
спасибочки,
спасибочко, удачно, хорошо, чувствительно благодарен.
премного благодарен,
благодарствуйте,
сесибон,
слава богу,
4. Моя благодарность не знает границ, я тронута вашим вниманием, Бог
тебя благослови, Своего спасибо не жалей, а чужого не жди. Спасибо не
спесиво: куда и к кому хошь побежит.
Пятая группа: Просьба
История происхождения слова «пожалуйста» В какой речевой ситуации может применяться? Этикетные
правила.
Составить словарь, распределяя слова на группы: нейтральные,
разговорные, книжные.
Вспомнить (найти выражения, которые в настоящее время можно
воспринимать как фразеологизмы, пословицы, поговорки.
Моделирование речевой ситуации (инсценировка)
1. Слово «пожалуйста» тоже происходит от двух слов: «пожалуй» и
«ста». В устах древнерусского человека слово «пожалуй» означало:
«сделай милость», «окажи любезность». Что касается маленького
словечка «ста», то оно является устаревшей формой обращения, обычно
в качестве приставки к имени.
2.
Выражение вежливого обращения, просьбы, согласия, ответа на
благодарность.
Выражение неожиданности наступления, появления чегонибудь
(обычно с оттенком неодобрения) (разговорное).
Выражает недоуменное недовольство по поводу чегонибудь
неожиданного и неприятного. (разговорное).
3. бога ради, будь добр, будь добра, будь другом, будь любезен, будь
настолько добр, будь настолько любезен, будь так добр, будь так добра,
будь так любезен, будь так любезна, будьте добры, будьте любезны,
будьте настолько добры, будьте настолько любезны, будьте так добры,
будьте так любезны, добро пожаловать, заставь за себя бога молить,
заставьте за себя бога молить, милости просим, милости прошу, не в
службу, а в дружбу, не откажи, не откажи в любезности, не откажите, не
откажите в любезности, не сочти за труд, не сочтите за труд,
пожалуйста, пожалуйте, покорнейше прошу, покорно прошу, потрудись,
потрудитесь, прошу вас, прошу покорнейше, прошу покорно, прошу
тебя, христа ради, яви божескую милость, явите божескую милость.
4. Скажи(те) пожалуйста, не в службу, а в дружбу; не сочти за труд; не
угодно ли попробовать;, Христа ради! Шестая группа: Утешение
История происхождения слова «утешение»
В какой речевой ситуации может применяться? Этикетные
правила.
Составить словарь, распределяя слова на группы: нейтральные,
разговорные, книжные.
Вспомнить (найти выражения, которые в настоящее время можно
воспринимать как фразеологизмы, пословицы, поговорки.
Моделирование речевой ситуации (инсценировка)
ѣ
ѣ
ее
παρακαλεῖν
1. От гл. утешать (утешить), далее из у + тешить, далее из праслав. , от
, т шу, ст.слав.
кот. в числе прочего произошли: др.русск. т шити
; Супр.), укр. тíшити, болг. теш , сербохорв.
оут шити
тj шити, словенск. t šiti, t šim, чешск. těšit, словацк. tеšiť, польск.
cieszyć, в.луж. ćěšić, н.луж. śěšyś. Связано чередованием гласных с
т хийиа
. Ср. лит. taisýti «готовить, устраивать», латышск. tàisît «делать,
изготовлять», tàisns «прямой», с др. ступенью вокализма: лит. tiesà
«правда», tiesùs «прямой», латышск. tìesa «право, суд, приговор», tìešs
еа
т шить
«прямой, непосредственный». Сюда же т шить «доить». Слово
приведено в словаре Богораза со знач. «ласкать, пестовать ребятишек».
ѣ
аа
(
ẹа
ȇ
еа
2. УТЕШЕНИЕ,
к Утешить утешать и Утешиться утешаться. Заняться утешением
ребёнка. У. подействовало на когол. Сказать добрые слова в у. кому
л.
То, что утешает, доставляет комул. успокоение, облегчение в горе.
Находить у. в книгах. Надежда сильное у. в горе. Шептать слова
утешения.
//
Участливые, успокоительные слова, речи. Слушать утешения.
Разг.
Тот, кто (то, что) доставляет радость, удовольствие. У. матери дети. 3. Ну, насчет этого не беспокойся, Все хорошо, «Бог терпел и нам велел;
Бог поможет; Бог милостивый, он не кинет тебя в беде; Такова воля
Бога», Ты только не переживай, все образуется, Не надо отчаиваться,
Все будет хорошо, нельзя падать духом!, Не боись, я ас!
4. Не бери в голову, нельзя падать духом, ты не в своем уме, Все на свете к
лучшему.
7.Рефлексия
1.
2.
3.
4.
Хотели бы вы чувствовать себя свободно в любом обществе?
Хотели бы вы нравиться себе и окружающим?
Хотели бы вы иметь хорошие манеры, широкий круг интересных
знакомых и быть “душой компании”?
Что для этого вам нужно?
Вывод: Итак, использование различных форм речевого этикета делает нашу
речь более точной, выразительной и эмоциональной. А это необходимое
условие установления взаимопонимания между людьми.
Подведем итоги нашего урока.
Достигли ли его целей?
Открыли ли вы для себя чтото новое?
Что вы чувствовали?
Когда было трудно?
Чему удивились?
Я ещё хочу узнать…
Мне осталось не понятно…
Что пожелаете самим себе?
А мне? 8. Составление синквейна
Пример:
Этикет
Вежливые, волшебные
Знать, употреблять, общаться
Радость общения с людьми
Культура общения
9. Домашнее задание.
1.Дома вам нужно будет выучить написание этикетных слов.
2.Попробовать сочинить стихотворение о вежливости.
РУССКИЙ ЯЗЫК (5 КЛАСС) Тема: «Этикетные слова»
РУССКИЙ ЯЗЫК (5 КЛАСС) Тема: «Этикетные слова»
РУССКИЙ ЯЗЫК (5 КЛАСС) Тема: «Этикетные слова»
РУССКИЙ ЯЗЫК (5 КЛАСС) Тема: «Этикетные слова»
РУССКИЙ ЯЗЫК (5 КЛАСС) Тема: «Этикетные слова»
РУССКИЙ ЯЗЫК (5 КЛАСС) Тема: «Этикетные слова»
РУССКИЙ ЯЗЫК (5 КЛАСС) Тема: «Этикетные слова»
РУССКИЙ ЯЗЫК (5 КЛАСС) Тема: «Этикетные слова»
РУССКИЙ ЯЗЫК (5 КЛАСС) Тема: «Этикетные слова»
РУССКИЙ ЯЗЫК (5 КЛАСС) Тема: «Этикетные слова»
РУССКИЙ ЯЗЫК (5 КЛАСС) Тема: «Этикетные слова»
РУССКИЙ ЯЗЫК (5 КЛАСС) Тема: «Этикетные слова»
РУССКИЙ ЯЗЫК (5 КЛАСС) Тема: «Этикетные слова»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.