Тема: Морфологический разбор существительного, прилагательного, числительного, местоимения и глагола
Цель:
- обобщить и систематизировать полученные ранее знания о самостоятельных частях речи; повторить порядок морфологического разбора;
- сформировать навыки и умения производить морфологический разбор местоимений-прилагательных и местоимений-числительных;
- воспитывать ответственное отношение к учебе и учебной деятельности
№11
Тема:
Морфологический
разбор
существительного,
прилагательного,
числительного,
местоимения и
глагола
1. Проверка
домашнего задания
2.Актуализация
знаний
Деятельность учителя
Цель:
обобщить и систематизировать полученные ранее знания о
местоименияхприлагательных и местоимениях
числительных, изучить алгоритм морфологического разбора
местоименийприлагательных и местоименийчислительных,
сформировать навыки и умения производить
морфологический разбор местоименийприлагательных и
местоименийчислительных
Мы продолжаем разговор о местоимениях. Вспомним,
что такое мест.прил. и мест.числ. как часть речи,
назовите разряды мест.прил. и мест.числ.,
какова синтаксическая роль мест.прил. и мест.
Деятельность ученика
Учащиеся готовятся к
уроку.
Учся читают упр.,
выполняют задания
числ. в предложении.
Охарактеризуйте местоимения из данного предложения
(всякому – мест/прил, определительное, ср.род, ед.ч.,
дат.падеж, определение;
свой – мест/прил, притяжательное, м.род, ед.ч.,
им.падеж, определение).
К какому жанру относится записанный смысловой отрезок
краткое изречение с поучительным смыслом? (пословица)
. Аукцион пословиц.
Проведем аукцион пословиц. Дома вы подбирали
пословицы, в которых используются мест.прил. и мест.числ.
Предлагайте пословицу, выбирайте отвечающего, который
охарактеризует местоимение как часть речи.
Какой вид разбора мы сейчас выполняли устно?
(морфологический)
3. Объяснение
нового материала
(Морфологический разбор местоименийприлагательных и
местоименийчислительных) ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ
ТЕМУ УРОКА
Тема новая? Мы будем открывать новые знания? (нет)
обобщить и
Сформулируйте цели урока
систематизировать
местоимениях
знания
прилагательных и местоименияхчислительных; 2.
морфологический разбор
научиться
местоименийприлагательных
местоимений
числительных).
. Систематизация изученного.
Что такоеморфологический разбор слова? (Какой разбор
выполнять
(1.
о
и
Ученики читают и
запоминают
местоимения,
записывают, работают
по группам, по парам,
индивидуально,4. Закрепление
нового материала
Учся читают
упражнение,
выполняют устно и
письменно работают
по группам, по парам,
индивидуально
слова называется морфологическим?)
Знаком ли нам план морфологического разбора слова? (да)
Из каких частей он состоит?
1. Часть речи. Общее грамматическое значение. Нач. форма.
ВСПОМНИМ…
2. Морфологические признаки.
На какие 2 группы делятся морфологические признаки
(постоянные и непостоянные).
Назовите постоянные морфологические признаки мест.
прил. и мест.числ. Перечислите разряды.
Какие признаки мест.прил. и мест.числ. относятся к
непостоянным? (падеж, род – если есть, число – если есть)
Грамматическое задание по рядам: выполните морфологический
разбор местоимения, непостоянными признаками которого
являютя:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
им.п., м.р., ед.ч.
ср.р., ед.ч.
им.п., ср.р., ед.ч.
дат.п., м.р., ед.ч.
род.п., ж.р., ед.ч.
дат.п., мн.ч.
Блицтурнир.
Ответьте быстро и правильно на 3 вопроса подряд
Какие признаки и количества обозначают мест.прил. и
мест.числ.? (указывают)
Какие местоимения образуются при помощи приставки НИ?
(отрицательные)
Местоимения каких разрядов различаются только
значением? (вопросительные, относительные)
Какие местоимения образуются при помощи суффиксов то,
нибудь, и приставки кое. (неопределённые)
Для чего служат относительные местоимения в
предложении? (для связи простых предложений в составе
СПП)
Какое устаревшее местоимение имеет значение «ЭТОТ» и
очень часто сочетается с существительным «ЧАС»? (сей)
Назовите разряд местоимений, сходный с разрядом
прилагательных (притяжательные)
Назовите местоимениячислительные (столько, сколько,несколько)
Назовите определительное местоимение, которое никогда
на употребляется без прилагательного (самый)
5. Рефлексия
Что знали? Что узнали? Что хотят узнать?
Учся заполняют
дневник тройной
записи
6. Подведение
итогов.
7.Последующие
задания
Выставляются оценки. Подсчитываем баллы.
№ 8,9, стр.69+ правило
Запись в дневниках.