Тема:" Слова категории состояния как часть речи. Их отличие от наречий"
Цель урока:
1. Образовательная: дать представление о словах категории состояния, их отличие от наречий, кратких прилагательных.
2. Развивающая: развивать умения находить слова категории состояния в тексте, опираясь на кластер, исследовательских навыков: классификация характерных признаков (анализ и синтез)
Дата: Класс: 7 52 урок
Тема: Слова категории состояния как часть речи. Их отличие от наречий
Цель урока:
1. Образовательная: дать представление о словах категории состояния, их отличие от наречий, кратких
прилагательных.
2. Развивающая: развивать умения находить слова категории состояния в тексте, опираясь на кластер,
исследовательских навыков: классификация характерных признаков (анализ и синтез)
Деятельность
обучающихся
Ученики кидая друг
другу мяч, называют
хорошие качества своих
одноклассников.
Наглядности
Мяч
3 мин.
Деятельность учителя
I. Организационный момент. Приветствует учеников.
Для создания психологической атмосферы проводит
игру «Мне в тебе нравится».
Какой частью речи является слово грустно в первом
предложении? (кратким прилагательным). От какого
слова задаем вопрос? (от существительного лицо), на
какой вопрос отвечает? (отвечает на
вопрос каково?) Каким членом предложения является?
(в предложении является сказуемым).
Во втором – наречие, так обозначает признак
действия: Смотрела как? грустно. В предложении
является обстоятельством.
В третьем предложении? Грустно – одновременно и
прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым
(было грустно) без подлежащего, и наречие – оно
неизменяемо.
Возникает противоречие: это не прилагательное и не
наречие, значит чтото третье, совершенно особая часть
речи? Её признаки?
35 мин.
III. Актуализация знаний. Обобщение, систематизация
и контроль знаний и умений.
Под диктовку учителя
записывают диктант.
5 мин.
V. Итог урока. Организует индивидуальную работу над
текстом. Проводит рефлексию. Стратегия
«Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с
пожеланиями соседу по парте и отправить.
Ученики индивидуально
работают над
предложенными
заданиями.
светофор
стикеры1 группа : найдите в данном тексте слова категории
состояния. Докажите.
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит:
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чём?
Итак, ребята, внимание. Слова категории состояния
отличаются от наречия тем, что, вопервых,
употребляются только в безличном предложении (в
предложении без подлежащего); вовторых, выступают в
роли сказуемого, тогда как наречие обычно является
обстоятельством.
2 группа: записать предложения, подчеркнуть
грамматическую основу, обозначить части речи слов,
входящих в грамматическую основу.
Девушка красиво танцевала. (Обстоятельство,
выраженное наречием)
Дерево весной красиво. (Именная часть составного
именного сказуемого, выраженная кратким
прилагательным)
Вокруг так красиво! (Сказуемое в безличном
предложении, выраженное словом категории состояния)
2 мин. VI. Домашняя работа. Объясняет особенности
выполнения домашней работы.
Записывают домашнюю
работу в дневниках.
Итог урока:_____________________________________________________________________
Положительные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________