Русский язык 7 класс Употребление причастий в разных стилях речи

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Употребление причастий в разных стилях речи. Цель урока: на основе актуализации знаний о роли причастий в речи путем анализа текстов разных стилей и практических заданий исследовательского характера выявить особенности употребления причастий в речи. Задачи: Образовательная: закрепить и обобщить понятия "причастие и его грамматические признаки", "стили речи". Развивающая: развивать речь учащихся, обогащать словарный запас; развивать умение работать с текстом; развивать сообразительность, абстрактное мышление, память.
Иконка файла материала урок №16.docx
Дата:                                                                             Класс: 7             16 урок Тема: Употребление причастий в разных стилях речи. Цель урока: на основе актуализации знаний о роли причастий в речи путем анализа текстов разных стилей и  практических заданий исследовательского характера выявить особенности употребления причастий в речи. Задачи: Образовательная: закрепить и обобщить понятия "причастие и его грамматические признаки", "стили речи". Развивающая: развивать речь учащихся, обогащать словарный запас; развивать умение работать с текстом;  развивать сообразительность, абстрактное мышление, память. Деятельность обучающихся Ученики делятся на  группы.  Осмысливают  поставленную цель. Демонстрируют свои знания, умения. Наглядности Бумага А4 Маркер Ромашка  Блума Учебник Работая в группах,  ученики  самостоятельно  изучают новый  материал. Ученики в группах  выполняют 5  упражнение. 3 мин. 10 мин. 20 мин. Деятельность учителя I. Организационный момент. Приветствует учеников.  Для создания психологической атмосферы проводит  игру «Рисунока на спине». Проверка пройденного материала. С помощью  ромашки Блума проверить знания учащихся Что­то не так»  На слайде ­ предложения с грамматическими  ошибками, связанными с употреблениями причастий: (материал ­ на экране , учащиеся обсуждают в группах , что же не так в этих предложениях) 1.Появившиеся почки на деревьях говорили о  наступившей весне. 2.На пристани толпились ожидающие пассажиры  посадки на катер. 3.Его разбудила беготня, поднявшейся в доме. 4.Ребята, увидящие красоты озёр Карелии, надолго  запомнят их. III. Актуализация знаний Постановка цели урока. Мотивация изучения  материала. По методу «ДЖИГСО» осуществляет  усвоение нового материала. Сравнение причастия и глагола. – Итак, причастия мы часто употребляем в  письменной речи. Почему же нам недостаточно  глагола и прилагательного? Вначале сравним  причастие и глагол. На доске написаны предложения: 1) Сад цветет. Вокруг – цветущий сад. Мальчик  читает. В кресле сидел читающий мальчик. Листья  поблекли. На ветках деревьев еще видны последние  поблекшие листья. – Прочитайте предложения, скажите, какая часть  речи указывает только на действие, а какая, кроме  действия, обозначает еще и качество, состояние,  определенную характеристику? Одно слово, а  содержит большую информацию? Вывод: действительно, причастия придают нашей  речи мелодику, делают нашу речь более понятной.  Кроме того, глагол указывает на "голое" действие,  причастие же наряду со значением действия даетвозможность полюбоваться признаком предмета.  Поэтому поэты и писатели активно используют  причастия в своем творчестве. 2) Листья кружатся в воздухе и медленно падают на землю. Осеннее солнце согревает своими лучами землю и  испаряет влагу. – Замените в данных предложениях один из глаголов  причастием. (Листья, кружащиеся в воздухе,  медленно падают на землю. Осеннее солнце,  пригревающее своими лучами землю, испаряет влагу.)  – Какие предложения звучат более живописно,  создают более яркий образ осени? Вывод: поскольку причастия являются  определениями в тексте, их присутствие позволяет  дать более точное представление о предмете,  сделать текст более ярким и выразительным. 3) Уставший от долгого стояния на одном месте,  мальчик прислонился к стене. Кое­где видны были  уже зеленеющие поля. Далеко доносились звуки  поющих птиц. – Замените причастия синонимичными сочетаниями глагола со словом "который".  – Сопоставьте синонимичные конструкции,  скажите, какие из них являются более краткими?  – Для какого стиля речи важна краткость в  изложении материала?  – Один из учеников выписал несколько формулировок из учебника математики. Послушаем его: какие  выражения встречаются в формулировках правил –  с причастным оборотом или со словосочетанием  глагола и слова "который"? Вывод: в текстах научного стиля используются  причастия, так как они помогают сделать речь  более лаконичной, IV.Итог урока. Самооценка учащимися результатов  своей учебной деятельности. Организует систематизацию и обобщение совместных  достижений. Организует индивидуальную работу по  личным достижениям. Проводит рефлексию. ­ Понравился ли вам урок? ­ Что было трудным для вас? ­ Что вам больше понравилось? 10 мин. Оценочные  листы Стикеры Оценивают работу  своих  одноклассников. На стикерах  записывают свое  мнение по поводу  урока.  2 мин. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают  домашнюю работу в  дневниках. Итог урока:________________________________________________________________________Положительные стороны урока:_______________________________________________________ __________________________________________________________________________________ Отрицательные стороны урока:_______________________________________________________ __________________________________________________________________________

Посмотрите также