Русский язык 9 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: "БСП со значением причины, пояснения, изъяснения, их значение, строение, знаки препинания в них". Задачи образовательные: формировать умение определять смысловые отношения между частями БСП, правильно ставить знаки препинания; развивать умение классифицировать БСП с учетом интонации и смысловых отношений между частями; учить понимать текстообразующую роль БСП; Тип урока: урок изучения нового материала Оборудование: тесты, слайды (презентация)
Иконка файла материала 42 урок.docx
9 класс    42 урок  Тема урока: «БСП со значением причины, пояснения, изъяснения, их значение, строение,  знаки препинания в них. Задачи образовательные: формировать умение определять смысловые отношения между частями  БСП, правильно ставить знаки препинания; развивать умение классифицировать БСП с учетом интонации и смысловых отношений между  частями; учить понимать текстообразующую роль БСП; Тип урока:   урок изучения нового материала Оборудование: тесты, слайды (презентация)                           Ход урока. 1.Ввод в урок. Задаю учащимся вопрос: ­­Разъясните  анатомическо­арифметический парадокс. Какая ошибка в знаках препинания привела к искажению смысла? (на доске запись: Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на  ногах всего двадцать) ­­­О чем говорит данный пример? ­­От чего зависит постановка знаков препинания? 2.Целеполагание. ­­Запишите число и тему урока. Слайд №1, 2. ­­Мы отправляемся в лингвистическую экспедицию. Адрес ­­­ двоеточие в БСП. У каждого из вас  есть лист исследователя и необходимый материал. На каждом этапе экспедиции вы подводите итог  своим наблюдениям, поискам и оцениваете работу свою. Слайд №3. ­­­1­ый этап экспедиции –«Инструктаж».На слайде текст.Прочитайте, выделите ключевые слова по  теме урока. ­­­Сформулируйте задачи урока. Текст такой. Бессоюзные сложные предложения удивительны. Они отличаются лаконичностью,  эмоциональностью. БСП помогают писателям и публицистам ярче, экспрессивнее выразить мысль.  БСП требуют правил «хорошего пунктуационного поведения», и это связано с определением  смысловых отношений между их частями, с интонационным разнообразием. Самостоятельно составлять БСП трудно, так как неправильная постановка знаков препинания  может привести к искажению смысла. 3.Актуализация знаний. ­­­Какие предложения по строению использованы в тексте? ­­­Найдите БСП, объясните постановку запятой. ­­­Заполните схему (у каждого ученика на парте схема «Бессоюзные  сложные предложения».Дети  должны записать то, что уже знают о БСП) Слайд №4. ­­­Прочитайте то, что записали в таблице. 4.Изучение нового. ­­Этап «Наблюдение».Изучаем параграф №25, используем прием «Инсерт».(самостоятельная  работа учащихся). ­­Назовите основные особенности БСП со значением причины, дополнения, пояснения. ­­­Слайд №5.Схемы БСП с двоеточием—«проверочные» слова. ­­­Дополните свою схему­таблицу новыми сведениями. 5.Применение новых знаний, закрепление изученного. ­­­ Этап «Поиск».На листе «5 шагов» даете ответы на поставленные вопросы «да» или «нет». ­­­Проверьте себя по эталону, смотрим слайд №6.Оцените свою работу.­­­следующий этап экспедиции – этап «Находка».Слайд №7.Прочитайте текст вслух. Первая  группа (пара) исследователей выписывает БСП с причинно­следственным значением. Вторая пара – со значением пояснения. 3 пара – со значением дополнения.(пара, так как класс маленький) ­­­Проверьте себя по ключу, см.слайд №8. ­­­Какие возникли у вас затруднения,  с чем они связаны?( говорят о затруднениях своих). ­­­Какие предложения не выписали, почему? ­­­Сделаем вывод: в каких еще синтаксических конструкциях употребляется двоеточие? (или дать  индивидуальное задание одному ученику: составить схемы предложений с прямой речью и  предложений с однородными членами и обобщающим словом). ­­­Этап «Эврика».Проводим лингвистический эксперимент. Слайд №9.Задание:БсП переделать в  сложноподчиненные. Устно. ­­Какой вывод? (Предложения стали более длинными, логически завершенными; не чувствуется  такого напряжения, эмоционального волнения.) 6.Контроль. ­­­Этап «Компетентность».Выясняем значение этого слова. Проверьте себя, как вы разобрались в  этой теме. Выполняете разноуровневый тест­соответствие. Уровень выбираете сами. Слайд №10. ­­­Самопроверка по ключу. Слайд №11. Самооценка. ­­­Вернитесь к схеме –таблице, дополните ее. 7.Рефлексия. ­­­Допишите предложение­рефлексию: Ухожу с урока в хорошем настроении:(причина). Я понял(а):(дополнение). Мне не все понятно: (пояснение, что именно?) ­­­Прочитайте свои предложения. ­­­Экспедиция наша подошла к концу. Подведем итоги.(Дети оценивают свою работу на уроке, а  затем учитель оценивает работу учащихся. ­­­Домашнее задание  или составить текст с использованием БСП на любую тему.

Посмотрите также