Тема урока: "БСП со значением причины, пояснения, изъяснения, их значение, строение, знаки препинания в них".
Задачи образовательные: формировать умение определять смысловые отношения между частями БСП, правильно ставить знаки препинания;
развивать умение классифицировать БСП с учетом интонации и смысловых отношений между частями; учить понимать текстообразующую роль БСП;
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: тесты, слайды (презентация)
9 класс 42 урок
Тема урока: «БСП со значением причины, пояснения, изъяснения, их значение, строение,
знаки препинания в них.
Задачи образовательные: формировать умение определять смысловые отношения между частями
БСП, правильно ставить знаки препинания;
развивать умение классифицировать БСП с учетом интонации и смысловых отношений между
частями; учить понимать текстообразующую роль БСП;
Тип урока:
урок изучения нового материала
Оборудование: тесты, слайды (презентация)
Ход урока.
1.Ввод в урок. Задаю учащимся вопрос:
Разъясните анатомическоарифметический парадокс. Какая ошибка в знаках препинания привела
к искажению смысла? (на доске запись: Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на
ногах всего двадцать)
О чем говорит данный пример?
От чего зависит постановка знаков препинания?
2.Целеполагание.
Запишите число и тему урока. Слайд №1, 2.
Мы отправляемся в лингвистическую экспедицию. Адрес двоеточие в БСП. У каждого из вас
есть лист исследователя и необходимый материал. На каждом этапе экспедиции вы подводите итог
своим наблюдениям, поискам и оцениваете работу свою. Слайд №3.
1ый этап экспедиции –«Инструктаж».На слайде текст.Прочитайте, выделите ключевые слова по
теме урока.
Сформулируйте задачи урока. Текст такой.
Бессоюзные сложные предложения удивительны. Они отличаются лаконичностью,
эмоциональностью. БСП помогают писателям и публицистам ярче, экспрессивнее выразить мысль.
БСП требуют правил «хорошего пунктуационного поведения», и это связано с определением
смысловых отношений между их частями, с интонационным разнообразием.
Самостоятельно составлять БСП трудно, так как неправильная постановка знаков препинания
может привести к искажению смысла.
3.Актуализация знаний.
Какие предложения по строению использованы в тексте?
Найдите БСП, объясните постановку запятой.
Заполните схему (у каждого ученика на парте схема «Бессоюзные сложные предложения».Дети
должны записать то, что уже знают о БСП) Слайд №4.
Прочитайте то, что записали в таблице.
4.Изучение нового.
Этап «Наблюдение».Изучаем параграф №25, используем прием «Инсерт».(самостоятельная
работа учащихся).
Назовите основные особенности БСП со значением причины, дополнения, пояснения.
Слайд №5.Схемы БСП с двоеточием—«проверочные» слова.
Дополните свою схемутаблицу новыми сведениями.
5.Применение новых знаний, закрепление изученного.
Этап «Поиск».На листе «5 шагов» даете ответы на поставленные вопросы «да» или «нет».
Проверьте себя по эталону, смотрим слайд №6.Оцените свою работу.следующий этап экспедиции – этап «Находка».Слайд №7.Прочитайте текст вслух. Первая
группа (пара) исследователей выписывает БСП с причинноследственным значением.
Вторая пара – со значением пояснения.
3 пара – со значением дополнения.(пара, так как класс маленький)
Проверьте себя по ключу, см.слайд №8.
Какие возникли у вас затруднения, с чем они связаны?( говорят о затруднениях своих).
Какие предложения не выписали, почему?
Сделаем вывод: в каких еще синтаксических конструкциях употребляется двоеточие? (или дать
индивидуальное задание одному ученику: составить схемы предложений с прямой речью и
предложений с однородными членами и обобщающим словом).
Этап «Эврика».Проводим лингвистический эксперимент. Слайд №9.Задание:БсП переделать в
сложноподчиненные. Устно.
Какой вывод? (Предложения стали более длинными, логически завершенными; не чувствуется
такого напряжения, эмоционального волнения.)
6.Контроль.
Этап «Компетентность».Выясняем значение этого слова. Проверьте себя, как вы разобрались в
этой теме. Выполняете разноуровневый тестсоответствие. Уровень выбираете сами. Слайд №10.
Самопроверка по ключу. Слайд №11. Самооценка.
Вернитесь к схеме –таблице, дополните ее.
7.Рефлексия.
Допишите предложениерефлексию:
Ухожу с урока в хорошем настроении:(причина).
Я понял(а):(дополнение).
Мне не все понятно: (пояснение, что именно?)
Прочитайте свои предложения.
Экспедиция наша подошла к концу. Подведем итоги.(Дети оценивают свою работу на уроке, а
затем учитель оценивает работу учащихся.
Домашнее задание или составить текст с использованием БСП на любую тему.