Русский язык 9 класс Изложение (обучающее сжатое изложение)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Изложение Цель урока: - научить вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, уметь находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания. - подготовить учащихся к написанию сжатого изложения публицистического стиля; - продолжить у учащихся воспитание любви к чтению, к литературе, к книге; Оборудование: дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося), памятки «Как написать сжатое изложение», «Как проверить написанное».
Иконка файла материала 37.docx
Дата:                                                                                          Класс: 9     37 урок  Тема:  Изложение Цель урока:  ­ научить вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко  излагать свои мысли, уметь находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи  содержания.  ­ подготовить учащихся к написанию сжатого изложения публицистического стиля;  ­ продолжить у учащихся воспитание любви к чтению, к литературе, к книге;  Оборудование: дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося), памятки  «Как написать сжатое изложение», «Как проверить написанное».  3 мин. 5 мин. Деятельность учителя I. Организационный момент.  Приветствует учеников, проверяет  готовность к уроку, желает  успеха.  II. Мотивация к изучению нового 1. Повторение понятия о сжатом изложении. - На уроке мы будем готовиться к написанию изложения. Изложения сжатого. Вспомните, в чем особенность такого вида изложения? 2. Постановка целей урока. Повторение лексического значения терминов, которые будут встречаться на протяжении всего урока. - Цель нашего урока, чтобы каждый из вас научился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы и воспроизводить содержание каждой микротемы исходного текста в собственном письменном произведении. наглядности Сборник  изложений Деятельность обучающихся Ученики осмысливают  поставленную цель.  Ученики отвечают на вопросы  учителя. - При сжатом изложении отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, оставляя только самое главное, существенное. Ученики отвечают на вопрос: Что такое микротема? Микротема – это тема фрагмента текста, его части. Сумма микротем передает основное содержание текста. 30 мин. III. Актуализация знаний 3. Знакомство с текстом. Учитель читает текст Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые из разных стран единодушно решили, что это – книга. Не телефон, не самолет, не Определяют идею текста: - Идея текста в том, что книга является вечным источником знаний в разных сферах человеческой жизни. Текст можно озаглавить: На каждой  парте лежат  листы с  текстами«Книга – самое значительное изобретение». План текста. 1. Благодаря книге стали возможны многие изобретения. 2. Книга самый надежный и долговечный аккумулятор знаний. 3. Прочитанное слово надолго сохраняется в памяти. 4. Ум ограничен и скован без чтения книг. атомный реактор, не космический корабль, а именно книга. Потому что появление самолета и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и еще многое и многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги. И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остается самым надежным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведет к добру. Многие думают, что изучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить слова, не записывая их, все равно что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека. Люди всегда стремились не просто сохранить свои наблюдения и знания, но и обобщить их. И именно в книгахнакопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен и скован без чтения книг. (По материалам энциклопедии) (248 слов) Учитель   предлагает   оставить   в тексте   только   самое   главное   для понимания идеи Ученики исключают второстепенное, не очень важное, без чего можно было бы понять суть изложения Работают над сжатием текста Проверяем всем классом Сжимаем во 2 и 3 раз, пока не получим окончательный вариант: «Какое изобретение стало значительным за историю человечества? Ученые решили, что это – книга. Потому что достижения стали возможны благодаря книге. Сегодня книга не утратила значения. Она остается хранителем информации. Потому книга - аккумулятор знаний. Она просвещает людей. Многие думают, что изучать можно устно. Можно. Но услышанное, не закрепленное на бумаге слово уходит из памяти, а прочитанное сохраняется в памяти. Люди стремились обобщить знания. В книгах накопился опыт поколений. Наши предки говорили: « Ум без книг как бескрылая птица». Это означает: птица без крыльев взлететь не может, а ум ограничен без чтения книг». (90 слов ) 5 мин. V. Итог урока.  Работают в тетрадях самостоятельно  2 мин. VI. Домашняя работа. Объясняет  Записывают домашнюю работуособенности выполнения домашней  работы в дневниках. Итог урока:___________________________________________________________________ Положительные стороны урока:__________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Отрицательные стороны урока:___________________________________________________ ______________________________________________________________________

Посмотрите также