Тема: СПП предложение с несколькими придаточными. БСП. Сложное предложение с разными видами связи Знаки препинания в сложном предложении. Конструкции, осложняющие предложение. Предложения с прямой и косвенной речью
• Цель урока: закреплять умения анализировать и строить СПП с несколькими придаточными;
• совершенствовать пунктуационные навыки в СПП;
• обобщить и систематизировать материал по указанной теме;
Развивающие цели:
• развивать умения логически мыслить, анализировать, выделять главное, делать выводы;
• развивать различные виды внимания;
Дата: Класс: 9 урок 68
Тема: СПП предложение с несколькими придаточными. БСП. Сложное предложение с разными
видами связи Знаки препинания в сложном предложении. Конструкции, осложняющие предложение.
Предложения с прямой и косвенной речью
Цель урока: закреплять умения анализировать и строить СПП с несколькими придаточными;
Развивающие цели:
развивать умения логически мыслить, анализировать, выделять главное, делать выводы;
развивать различные виды внимания;
совершенствовать пунктуационные навыки в СПП;
обобщить и систематизировать материал по указанной теме;
3
мин.
5
мин.
Деятельность учителя
I. Организационный момент. Приветствует
учеников, проверяет готовность к уроку, желает
успеха. Постановка задач урока перед учащимися.
II. Проверка домашней работы.
С помощью метода «Мозговой штурм» проводит
проверку домашней работы.
Деятельность обучающихся
Ученики осмысливают
поставленную цель.
Ученики отвечают на вопросы
учителя.
наглядности
1.На какие три основные группы делятся
сложные предложения?
(ССП, СПП, БСП)
2.Какой главный признак
сложноподчиненных предложений?
(Состоят из главного и придаточного
предложений).
3.Что поясняет придаточное предложение?
(Придаточное предложение поясняет слово,
или словосочетание, или
все главное предложение).
4.Какое место может занимать придаточное
предложение?
(Придаточное предложение может стоять
перед главным, или внутри него, или после
него).
5.На какие группы по значению придаточных
делятся СПП?
(СПП с придаточными определительными,
изъяснительными, обстоятельственными. СПП
с придаточными обстоятельственными делятся
на следующие виды: образа действия и степени,
места, времени, условия, причины, цели,
сравнения, уступки, следствия).
6.Какие виды подчинения возможны в СПП
с несколькими придаточными?
(Последовательное подчинение,
параллельное, однородное, комбинированное).
7.Как ставятся знаки препинания междуоднородными придаточными?
(Знаки препинания между однородными
придаточными ставятся так же, как и между
однородными членами предложения).
8.Какие знаки препинания ставятся в
СПП при последовательном подчинении, если
рядом оказываются 2 союза или союзных
слова?
(Запятая ставится. Не ставится в том
случае, если далее идет вторая часть союза –
ТО или ТАК).
20
мин.
III. Новая тема. С помощью метода «Кластер»
осуществляет усвоение данного материала.
Найти предложения, соответствующие схемам
(по группам. Выписать, графически объяснить,
определить вид подчинения, значение
придаточных.
1 Группа
Ученики отвечают на вопросы
учителя. Составляют кластер.
По предложенным ответам,
ученики раскрывают тему урока.
.
учебник
1)
2)
[ ] , ( ) , ( )
( ) , [ ] , ( ) , ( )
2 группа
1)
2)
( ) , [ ] , ( )
[ ] , ( ) , ( )
10
мин.
IV. Закрепление урока. С помощью стратегии
«Толстые и тонкие вопросы» проводит
закрепление урока.
Демонстрируют свои знания.
Отвечают на вопросы учителя.
карточки
1.Знаки препинания между однородными
придаточными предложениями.
Записать предложения, объяснить знаки
препинания, указать схемы, которым они
соответствуют. Работа у доски и в тетрадях.
Было славное весеннее утро, когда в роще
только начинали расцветать деревья и когда
птицы пели звучные гимны солнцу.
[ ] , (когда) и (когда)
Ведь, если я гореть не буду, и если ты гореть
не будешь, и если он гореть не будет, то кто ж
тогда рассеет тьму? (Назым Хикмет)
(Если), и (если), и (если), [то ].
Какие случаи отсутствуют? Привести изаписать собственные примеры.
[ ] , ( ) , ( )
[ ] , ( ) и ( ) , ( ) и ( )
2.Знаки препинания в СПП при
последовательном подчинении при двух рядом
стоящих подчинительных союзах или союзных
словах.
Записать предложения, составить схемы,
сформулировать правило.
Майор рассчитывал, что, если разведчики
успеют передать нужные сведения, батальону
удастся выполнить задание.
[ ] , (что, (если…),..)
Какая это великая истина, что когда человек
весь отдается лжи, то его оставляет ум и
талант! (В.Белинский)
[ ] , (что (если…), то…)
5
мин.
2
мин.
V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия
«Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока
с пожеланиями соседу по парте и отправить.
Чему научил вас урок?
Какое впечатление осталось у вас от урока?
VI. Домашнее задание. Объясняет особенности
выполнения домашней работы.
Оценивают работу своих
одноклассников, пишут
телеграммы.
На стикерах записывают свое
мнение по поводу урока.
Дерево
Блоба
стикеры
Записывают домашнюю работу в
дневниках.
Итог урока:___________________________________________________________________
Положительные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
«