Русское правописание: орфография и пунктуация
Оценка 4.6

Русское правописание: орфография и пунктуация

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
русский язык
10 кл—11 кл
06.08.2020
Русское правописание: орфография и пунктуация
Рабочая программа элективного (факультативного) курса для старшеклассников
Русское правописание 10-11 классы.docx

             Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

  Копкульская средняя общеобразовательная школа  Купинского района

 

 

РАССМОТРЕНО                                                           на методическом объединении                                учителей-предметников                                    протокол № 1                                                 от  30. 08. 2017 г                                                                                                              

               СОГЛАСОВАНО                                                       

             зам. директора по УВР

             _________                               А.С. Молотивская

 

                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

                                                                                                                                         РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»

 10 – 11 класс

Базовый уровень

 

 

 

                                                                                              Составитель:

Сычук Насима Гараевна,

учитель русского языка и литературы

                                                                             I категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая Программа учебного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» для 10 – 11  классов является авторской и разработана в соответствии с требованиями ЕГЭ по русскому языку.

Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.      Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта "этимологическая рефлексия" (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).

              Программа дает представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуационных закономерностей).

         На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.

          Для того, чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное повторение каждой части русского правописания; такой подход, разумеется, не исключает, а напротив, предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации -  совершенствование орфографических умений.

            Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приемами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме дает информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание). Кроме того, значительными обучающими возможностями обладает такой прием, как орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно - словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы:

                    

                        и т. п.

Чтобы добиться хороших результатов,  необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учетом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

             Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков сособствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова — функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том числе и правописными).

Программа рассчитана на 36 часов в 10 классе и 34 часа  в 11 классе (1 час в неделю).                                                        Организация учебного процесса предполагает включение работы с различными видами словарей (этимологический, орфографический, школьный словарь иностранных слов и т. д.) и тренировочные тесты в формате ЕГЭ.

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся

 

          В результате изучения курса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • знать и применять на практике систему правил, связанных с правописанием морфем;
  • знать и применять на практике систему правил слитного, дефисного и раздельного написания;
  • знать и применять на практике систему правил написания строчных и прописных букв;
  • применять в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка;
  • уметь работать со словарями различных типов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план

 

 

Номер

урока

Содержание

(разделы, темы)

Часы учебного времени

Оборудование урока

 

I полугодие

16

 

 

Особенности сочинения по прочитанному тексту

6 ч

 

1

Понятие о сочинении-рассуждении. Проблема текста.

1

Мультимед.през. «Русский язык»

2

Типы проблем. Способы формулировки проблем.

 

1

 

3.

Комментарий к проблеме. Позиция автора.

1

 

4-5

Аргументация собственной позиции.

2

 

6

Типы аргументации в изложении собственной позиции

1

 

 

Орфография

 

 

7

Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня.

1

 

8

Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.

1

Таблица «Русская орфография»

9

 

Практикум. Группы корней с чередованием гласных

1

 

 

10

Правописание приставок

1

 

 

11

 

 

Правописание суффиксов

1

Распечатки с текстами

12

 

Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и ь в корне после приставок).

1

Тренажер А 15

13

Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных.

1

Лингвистическая игра-викторина

14

  Правописание иноязычных словообразовательных элементов.

1

Мульт.през. «Чередование гласных в корнях слов»

15

Контрольная работа в форме теста ЕГЭ (задания 1- 14)

1

Мульмед.през. «Занимательная орфография»

16 –

19

Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

3

Комплексный анализ текста

 

 

 

 

 

Правописание окончаний

 

 

20

Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи..

1

Тесты заданий А12-А18 ЕГЭ

21

Различение окончаний –е  и –и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов.

1

«Рассыпавшиеся» тексты .

22

Орфографические правила, требующие различения морфем, в состав которых входят орфограммы.

 

1

Текстоведческий анализ

 

Слитные, дефисные и раздельные написания

11

 

23

Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.

1

Модели предложений с причастным оборотом

24

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.

1

Тесты с заданием А15-А17 ЕГЭ

25

Грамматико- семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с различными частями речи.

1

Модели двусоставных и односост. предложений

26

Грамматико- орфографические отличия приставки и предлога.

1

Орфографический словарь

27

Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях.

1

Мульт.мед. през. «Правописание наречий»

28

Практикум. Особенности написания производных предлогов.

1

Таблица «Правописание предлогов»

 

29

Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов от созвучных сочетаний слов.

1

Модели ( чтобы,также и тп)

30

Образование и написание сложных слов (имена сущ., прилагательные, наречия).

1

Модели сложных предложений различных видов.

31

Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний.

1

Мультимед.през. «Гордость России»

32

Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.

1

Таблица

«Частицы НЕ и НИ»

33

Конференция. Слитные, дефисные и раздельные написания в русском языке.

1

«Рассыпанные строчки стихотворения»

 

Написание строчных и прописных букв

1 (3 в 10 кл)

КИМы ЕГЭ

34

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

1

Распечатки текстов для работы в парах.

35-36

Итоговый стандартизированный тест

2

 

 

Содержание Рабочей программы

Особенности письменного общения (2ч)

             Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.

            Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли, ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата, возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т.д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения, конспекты, планы, рефераты и т.п.                           Возникновение и развитие письма как средства общения.

Орфография (33 ч)

Орфография как система правил правописания (2 ч)

            Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания. Роль орфографии в письменном общении людей, её возможности для более точной передачи смысла речи.

             Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже –

через дефис»);  3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой – нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).

Правописание морфем (18 ч)

Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.

             Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.

             Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.

             Группы корней с чередованием гласных: 1) -кос-// -кас-, -лаг-// -лож-,  -бер- // -бир, -тер- // -тир-, -стел- // -стил- и др. (зависимость от глагольного суффикса а); 2) -раст- // -рос-, -скак- // -скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гор- // -гар-, -твар- // -твор, -зор- // -зар-, -клан- // -клон- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными  и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре, ело//ле.

            Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска – дощатый, очки – очечник).

            Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон).

Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными  принципами написания: 1) приставки на –з, -с – фонетический принцип; 2) все остальные приставки – морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок пре-, при-.

Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.

            Типичные суффиксы имён существительных и их написание. Различение суффиксов -чик-, -щик- со значением лица. Суффиксы  -ек-, -ик-, -ец-, -иц- со значением уменьшительности.

            Типичные суффиксы прилагательных и их написание. Различение на письме суффиксов -ив-, -ев-, -к-, -ск-. Особенности образования сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.

            Типичные суффиксы глагола и их написание. Различение на письме глагольных суффиксов -ова-, -ева-, -ыва-, -ива-. Написание суффикса -е-, -и- в глаголах с приставкой обез-// обес-; -ться и –тся в глаголах.

            Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени.

            Правописание н и нн в кратких и полных формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных и глаголов.

Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.

            Различение окончаний -е, -и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.

             Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание и, ы после ц; употребление разделительных ъ, ь.

            Правописание согласных на стыке морфем, написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

            Взаимосвязь значения, морфемного строения и написание слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов.

            Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.

            Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.

            Прием поморфемной записи слов.

Слитные, дефисные и раздельные написания (11ч)

            Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.

            Орфограммы связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни и слова ни (частицы, союза).

            Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождение некоторых наречий.

            Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.

            Образование и написание сложных слов (существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных образованных слиянием и созвучных словосочетаний (многообещающий – много обещающий).

            Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.

            Работа со словарем «Слитно или раздельно?».

Написание строчных и прописных букв (2ч)

            Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

            Работа со словарем «Строчная или прописная?».

 

Формы и средства контроля

Для проверки уровня знаний, для приобретения практических навыков анализа, переработки изучаемого научного материала, а также для развития связной речи учащихся программой предусматривается:

- составление тестов по изучаемым темам;

- проведение практикумов, конференций, семинаров;

- проведение тренировочных тестов.

 

Учебно-методические средства  обучения

Литература (основная и дополнительная)

 

Для учащихся

Базжина Т. В., Крючкова Т. Ю. Русская пунктуация: Пособие-справочник для старшеклассников, абитуриентов и студентов. — М., 2000.

Беднарская Л. Д. Грамотный человек. — Тула, 2003.

Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы / Капинос В. И. и др. — М., 2002, 2003—2004

Львова С. И. Словообразование — занимательно о серьезном: Практические задания для учащихся 8—11 классов. — М., 2006.

Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005.

Львова С. И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.

Львова С. И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). — М., 1991.

Розенталь Д. Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. — М., 2000.

Цыбулько И. П., Львова С. И. Русский язык. Эффективная подготовка. 2004. — М., 2004.

Цыбулько И. П. ЕГЭ – 2012. Русский язык: сборник заданий. – М.: Национальное образование, 2011.

 

Словари

Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.

Букчина Б. 3., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно. (Опыт словаря-справочника). — 2-е изд. — М., 2001.

Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004.

Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь. — М.. 2002.

Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. Для  учащихся средней школы (любое издание)

Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов (любое издание).

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.

 

Для учителя

Блинов Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. — М., 1990.

Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. — М., 2000

Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации. — М., 1983.

Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.

Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. — Ростов на-Дону, 2005.

Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004.

Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии Пособие для учителя. — М., 2000.

Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста» 8—9 классы: Пособие для учителя. — М., 2003.

Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста 10—11 классы: Пособие для учителя. — М., 2003.

Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2004.

Мучник Б. С. Культура письменной речи. — М., 1996.

Разумовская М. М. Методика обучения орфографии. — М.,1996.

 

Оборудование и приборы

 

Электронные пособия:

  1. Сборник презентаций  «Орфография».

2.      1-С Репетитор «Русский язык». Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

3.      Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка».

4.      Энциклопедия “Русский язык”. Новый диск. www. nd. ru

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая

Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы:…

Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы:…

Календарно-тематический план

Календарно-тематический план

Правописание окончаний 20

Правописание окончаний 20

Содержание Рабочей программы

Содержание Рабочей программы

Типичные суффиксы глагола и их написание

Типичные суффиксы глагола и их написание

Учебно-методические средства обучения

Учебно-методические средства обучения

Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации:

Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.08.2020