Рыночная экономика
- это экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами
Главный принцип рынка – сделка должна быть выгодна и продавцу и покупателю
Важнейшее условие возникновения рынка:
экономическая самостоятельность производителя и покупателя.
Отсюда - нерегулируемое предложение (производитель сам решает, сколько производить и что продавать), нерегулируемый спрос (покупатель сам решает, что приобретать и в каком количестве), нерегулируемая цена. Государство не вмешивается в формирование этих показателей. Цена сама уравновешивает объём спроса и предложения. Такая цена называется равновесной ценой.
Классификация рынков:
по степени территориальной ограниченности или распространённости (мировые, национальные, региональные, местные);
по отношению к закону (легальные и нелегальные);
по критерию товаров и услуг (рынки потребительских товаров, средств производства, труда, земли, капитала, валютные, инвестиций, фондовые, информации);
по критерию объёма товаров и услуг (розничные и оптовые);
по степени монополизации (рынки совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополистические, монопольные, монопсонистические);
Рыночный механизм:
это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.
Конкуренция
Цена
Спрос
Предложение
«Каждый человек мыслит лишь о собственной выгоде, но невидимая рука, его направляет, как и во многом другом, приведёт его к результату, о котором он сам и не помышлял».
Рыночный механизм заставляет людей действовать так, как необходимо обществу целом.
Термином «невидимая рука рынка» со времён Адама Смита экономисты и называют рыночный механизм и базирующуюся на нём экономику (смешанный и рыночный тип экономических систем).
Спрос и величина спроса
Спрос — это желание и возможность покупателей купить конкретный товар или услугу в конкретное время и в конкретном месте по конкретной цене.
Величина спроса — это количество товаров и услуг, которое покупатели хотят и могут купить по конкретной цене.
Закон спроса
Чем выше цена на товар, тем при прочих равных условиях меньше величина спроса, и наоборот. Покупатели обычно охотнее приобретают товары по низкой цене, чем по высокой.
Неценовые факторы спроса
факторы, влияющие на спрос товаров на рынке, за исключением цен на товары, услуги.
Цены на товары-заменители;
Цены на дополняющие товары;
Вкусы покупателей (мода);
Число покупателей;
Доходы покупателей;
Сезонность;
Традиции.
Предложение и величина предложения
Предложение — готовность продавцов предложить покупателям конкретный товар в конкретном месте и в конкретное время по конкретной цене.
Величина предложения — количество товара, которое продавцы готовы продать по конкретной цене.
Закон предложения
Чем выше цена на товар, тем при прочих равных условиях больше величина предложения и наоборот. Рост цен обычно увеличивает на рынке количество товаров, предлагаемых производителями к продаже.
Неценовые факторы предложения
факторы, влияющие на спрос товаров на рынке, за исключением цен на товары, услуги.
Технология производства.
Налоги и дотации.
Число продавцов.
Цены на ресурсы.
Расходы на транспортировку, хранение, продвижение товаров и услуг.
Конкуренция
то соревнование экономических агентов на рынке за предпочтения потребителей в целях получить наибольшую прибыль.
+
Повышение качества товаров и услуг.
- Расширение ассортимента товаров и услуг.
- Снижение цен.
- Повышение эффективности производства (НТП).
-
- Отвлечение больших средств на рекламу, которую в итоге оплачивает покупатель.
- Использование нечестных методов борьбы: клеветы в интернете, взяток, криминальных разборок.
- Постоянное разорение многих товаропроизводителей, порождающее нестабильность, безработицу.
Конкуренция — процесс борьбы фирм за платежеспособный спрос, так как, несмотря на многообразие форм проявления, суть отраслевого взаимодействия фирм сводится к одному — укреплению своего положения путем расширения контролируемой доли рынка.
Совершенная конкуренция - тип конкуренции, при котором фирмы не обладают рыночной властью и конкурируют по цене.
Несовершенная конкуренция — тип конкуренции, при котором фирмы обладают рыночной властью и конкурируют за объем продаж.
Внутриотраслевая- конкуренция между предприятиями,
Производящими однородные товары за лучшие условия
производства и сбыта, за
получение сверхприбыли.
Межотраслевая — конкуренция между предпринимателями, занятыми в разных отраслях, из-за выгодного приложения капитала,
Перераспределения прибыли.
Методы конкурентной борьбы
Легальные методы
Ценовая конкуренция:
Основа – изменение цены
Применение конкурентно
высоких и конкурентно
низких цен, ценовая
дискриминация
Неценовая конкуренция:
Основа − повышение
качества товара, оказание
дополнительных услуг,
лишение конкурентов
рынков сырья и сбыта,
выпуск новых марок товаров
и т.п
Методы конкурентной борьбы
Нелегальные методы
распространение ложных сведений о
конкуренте, незаконное использование
торговой марки конкурента, промышленный
шпионаж и т.п.
Рыночная структура
– это совокупность отражающих отраслевые особенности признаков рыночной организации, обусловливающих способ установления цены и объема выпуска, а также определяющих характер взаимодействия фирм отрасли.
- это совокупность качеств и признаков, которые характеризуют поведение предприятий.
Рыночная структура позволяет определить и отразить все аспекты деятельности рыночной отрасли, например, определить, какое место занимает отрасль на рынке, сколько покупателей в этой отрасли, какое количество производителей действует, какую продукцию и какого качества производят, какова конкурентная обстановка и т.д.
Типы рыночных структур
- Чистая (совершенная) конкуренция
- Чистая монополия
- Монополистическая конкуренция
- Олигополия
Рыночная структура позволяет определить и отразить все аспекты деятельности рыночной отрасли, например, определить, какое место занимает отрасль на рынке, сколько покупателей в этой отрасли, какое количество производителей действует, какую продукцию и какого качества производят, какова конкурентная обстановка и т.д.
Эластичность
одно из фундаментальных понятий экономики. В широком смысле этот параметр показывает, насколько измеримая причина влияет на следствие.
Эластичность
Польза для бизнеса
Как изменится спрос, если поднять или опустить стоимость?
Какая скидка будет оптимальной?
После какого ценового барьера товар перестанут покупать?
Укладывается ли наш товар в бюджет клиентов?
Повлияют ли колебания стоимости товара на желание конкурентов производить его в больших объёмах?
Спроса по цене
Спроса по доходу
Предложения по цене
Эластичность спроса по цене
1. Необходимость товара для потребителя. У товаров первой необходимости менее чувствительный спрос. Это же относится к запчастям и услугам врачей.
2. Наличие заменителей. Чем больше альтернатив, тем сильнее изменения в спросе. Сильнее всего этот фактор заметен в сегменте потребительской электроники. Популярные смартфоны практически везде стоят одинаково.
3. Фактор времени. С большей долей вероятности товар купят даже при резком повышении цены. Однако со временем от такого продукта начнут отказываться в пользу альтернатив.
4. Доля в бюджете покупателя. Если стоимость коробка спичек вырастет в два раза, этого никто не заметит: доля такого товара в бюджете незначительна. Другое дело — колебания стоимости мяса, одежды или бензина.
Эластичность спроса по доходу
Демонстрирует степень зависимости спроса на товар и доходов покупателей.
Увеличение доходов ведёт к повышению спроса. К ним относятся большинство товаров: мясо, одежда, электроника и т.д.
Чем больше зарабатывают потребители, тем меньше спрос. Яркий пример — маргарин.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.