Рыночная экономика
План урока
1.Рынок и условия его функционирования.
2.Спрос и предложение на рынке.
3.Рыночное равновесие.
4.«Невидимая рука» рынка.
Рынок
это система экономических отношений, дающих возможность совершать обмен необходимыми ресурсами между продавцом и покупателем
РЫНОК
любая форма контактов продавцов и покупателей, на основе которых совершаются сделки купли-продажи.
механизм, который соединяет вместе продавца и покупателя.
совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара (услуги) вступают в контакт друг с другом с целью купли-продажи этого товара (услуги).
ПРИЗНАКИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.
Доминирование частной собственности при равноправии форм собственности.
Рынок порожден именно частной собственностью и без нее он немыслим.
2. Максимальная свобода хозяйственной деятельности.
Каждый производитель свободен произ-
водить все, что ему кажется выгодным и
перспективным (кроме того, что запреще-
но законом). Продавцы свободны в выбо-
ре товара и места торговли.
ПРИЗНАКИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.
3. Активный учет спроса и предложения.
Предложение – это желание и возможности производителя продать конкретный товар или услугу.
Величина предложения – количество товара, которое продавцы готовы продать по той или иной цене в данном месте и в данное время.
ПРИЗНАКИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.
ОСНОВА РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА -
СВОБОДА В ПРИНЯТИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ
ПОТРЕБИТЕЛИ
СОБСТВЕННИКИ РЕСУРСОВ
ПРИОБРЕТАЮТ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА СВОЕМУ УСМОТРЕНИЮ
ПРОИЗВОДЯТ ТЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ, КОТОРЫЕ СЧИТАЮТ НУЖНЫМИ
РЕШЕНИЯ ПРИНИМАЮТ ЗА СВОЙ СЧЕТ И НА СВОЙ РИСК
ПОКУПАЮТ ТЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ, КОТОРЫЕ ХОТЯТ И В ПРЕДЕЛАХ СВОИХ ДОХОДОВ
ИСПОЛЬЗУЮТ РЕСУРСЫ ПО СВОЕМУ УСМОТРЕНИЮ
КТО ИЗ НИХ ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНЫМ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ?
ПОТРЕБИТЕЛИ
Для нормальной деятельности рынка необходимы определенные условия, рынок выполняет определенные функции.
Спрос и предложение
Кривая спроса D,
Р – цена, Q –количество товара
Кривая предложения S,
Р – цена, Q –количество товара
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СПРОС:
ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕНЫ НА ТОВАР;
ИЗМЕНЕНИЯ В ДОХОДАХ ГРАЖДАН;
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСА
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕНЫ НА ТОВАР;
ИЗМЕНЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА (в результате технических нововведений, изменения налоговой политики, стоимости сырья);
ВЫХОД НА РЫНОК НОВЫХ ФИРМ (что увеличивает предложение);
ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕН НА ДРУГИЕ ТОВАРЫ (уход фирм из отраслей уменьшит предложение);
ФОРС-МАЖОРНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА (природные катастрофы, революции, войны вызовут сокращение предложения).
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
3. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
Свободное ценообразование – одно из условий функционирования рынка. Продавцы свободно устанавливают цены, а покупатели делают выбор, т.е. формируется рыночное равновесие при котором продавец может и хочет продать столько товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену.Цена, по которой заключается реальная сделка купли-продажи, называется равновесной (рыночной) ценойГлавным принципом рынка является выгодная сделка между продавцом и покупателем
Каждый участник рыночной экономики, заинтересованный в своей личной выгоде, в итоге увеличивает богатство своей страны и служит интересом всего общества. Английский ученый экономист Адам Смит этот принцип назвал «невидимой рукой» рынка, т.е. только лучший результат производства будет приносит планируемый доход.
4. «НЕВИДИМАЯ РУКА» РЫНКА
эффективное распределение ресурсов;
гибкость, высокая адаптивность (т.е. приспосабливаемость) к изменяющимся условиям;
свобода выбора и действий производителей и потребителей;
максимальное использование достижений НТР;
способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.
Преимущества рынка:
не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования;
не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен;
не создает условия для развития науки, образования, учреждений культуры.
порождает социальную несправедливость и расслоение общества на богатых и бедных.
Недостатки рынка:
Черты рыночной экономики.
положительные | отрицательные |
Способна с помощью конкуренции и рыночной цены быстро откликаться на потребности в новых товарах и услугах | Не гарантирует право на труд и доход, воспроизводит существующее неравенство |
Оперативно использует новые технологии с целью снижения издержек производства и повышения прибыли
Отличается гибкостью и высокой приспособляемостью к изменяющимся условиям
фундаментальные исследования, здравоохранение и др.)
Медленно реагирует на потребность в коренных преобразованиях народного хозяйства, которые требуют больших капиталовложений и не дают быстрой выгоды
Не способна предотвратить кризисы перепроизводства, порождает безработицу, инфляцию
Проверим себя
С = Ж + В купить товар
П = Ж + В продать товар
П = С РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА
Р = Предпринимательская деятельность + К + Свободное ц…………..е
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.